Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был вчера 6:59
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Саратов — Россия Октябрь 2020

Первая часть путешествия по Нижнему Поволжью. Следующая часть: Тропические растения в Средней полосе России

После взятия Казани и Астрахани в середине XVI века в распоряжении русских царей оказались обширные территории Нижнего Поволжья. Это было время основания новых городов и об одном из них, Саратове, и пойдёт мой рассказ. Город закладывался несколько раз и каждый раз — на новом месте, пока не был окончательно отстроен на правом берегу Волги.

С самого освоения края русскими, эти земли заселялись самыми различными народностями. Познакомиться с ними можно в местном Этнографическом музее. В слайдере ниже показаны национальные костюмы мордвы саратовской губернии.

По данным первой всероссийской переписи 1897 года, немцы занимали второе по численности место среди народов Саратовского Поволжья. Они были приглашены Екатериной II для освоения свободных земель, в чём преуспели. К началу XX века количество немецких колоний достигло 190.

В музее воссоздан интерьер квартиры доходного дома конца XIX — начала XX веков.

Представлены костюмы и других народов Саратовской области — марийцев,

татар.

Не в деревню, не в глушь. А в Саратов!

Русские народные наряды тоже имеются.

Из этнографического музея я направился к музею-усадьбе русского художника Виктора Борисова-Мусатова. По пути к нему мне попался вот такой замечательный грач. А грач, как мы знаем из классической литературы, птица весенняя. Птица с большим усердием своим мощным клювом извлекала ядрышко невесть откуда взявшегося грецкого ореха. Возможно для него это была одна из последних трапез перед тем как улететь в тёплые края.

Имя Борисова-Мусатова неразрывно связано с Саратовом. Он родился здесь, здесь же и прожил почти всю свою короткую, но достаточно драматичную жизнь. В возрасте 3 лет будущий художник неудачно упал со скамейки и получил травму позвоночника из-за чего у него начал расти горб.

Не в деревню, не в глушь. А в Саратов!

Оригинальный интерьер усадьбы не сохранился, однако в музее сделана попытка воссоздать каким он был в конце XIX века.

До наших дней дошли лишь некоторые вещи — подсвечник, принадлежавший семье; походный самоварчик художника; блюдо, расписанное сестрой художника.

У Виктора Борисова-Мусатова был фотоаппарат. Стоили они тогда баснословно дорого. За те же деньги можно было купить дом. Или корову. Художник же предпочёл купить дагеротип, он снимал на него всё подряд. После его смерти осталось несколько сотен непроявленных пластинок.

Не в деревню, не в глушь. А в Саратов!

В 1903 году Борисов-Мусатов уезжает из Саратова в Подмосковье. Начинаются признание и слава, которых он уже не узнает — в 1905 году он скоропостижно скончается в Тарусе. Осенью того же года в его имении Зубриловка вспыхнет крестьянский бунт и имение будет сожжено дотла. Уже в наши дни врачи путём анализа его работ сделают предположение что у него был туберкулёз позвоночника. Но вскрытия в те годы, понятное дело, никто не делал. Goodnight, sweet prince.

Картин самого Мусатова в музее-усадьбе нет — они обычно экспонируются в различных музеях страны. В 2020 году художнику исполнилось бы 150 лет. По этому случаю в Художественном музее имени А. Н. Радищева представлена временная выставка работ Мусатова. Первое фото в слайдере ниже — автопортрет Мусатова, написанный когда художнику было 26 лет.

Этот музей интересен не только его картинами. Основал его художник Алексей Боголюбов как своеобразный памятник знаменитому деду — А. Н. Радищеву. На тот момент в России существовало всего два художественных музея, саратовский музей стал третьим.

Не в деревню, не в глушь. А в Саратов!

бОльшую часть жизни Боголюбов прожил в Европе, там начал собирать коллекцию и задумал создание музея.

В коллекции музея есть подлинные шедевры мировой живописи — Стомер, Сегерс, Даув, Колери

Напротив музея расположена Площадь Столыпина на которой расположен памятник ему же. Великий реформатор Российской Империи был Саратовским губернатором недолго — с 1903 по 1906 годы, но успел многое сделать для города. При нём закладывается здание Мариинской женской гимназии, асфальтируются городские улицы. Начинается модернизация городской телефонной сети, открываются приюты, ночлежные дома.

В Саратове родился и ещё один весьма значимый исторический деятель — Н. Г. Чернышевский. Не знаю как для вас, а для меня его роман «Что делать» являлся, пожалуй, одним из самых непонятных произведений школьной программы по литературе. Памятник автору находится недалеко от площади Столыпина на тоже одноименной площади — площади Чернышевского.

Не в деревню, не в глушь. А в Саратов!

Напротив него — здание Государственной Саратовской Консерватории. Как и Радищевский музей, на момент постройки в 1912 году это была третья по счёту консерватория в стране.

Если встать лицом к памятнику Чернышевскому то по левую сторону будет очень красивая церковь Утоли моя печали. Как и консерватория, это тоже постройка начала XX века. Церковь отдалённо напоминает Собор Василия Блаженного в Москве — крупный шатёр окружён многочисленными пёстро разукрашенными мелкими главками.

Не в деревню, не в глушь. А в Саратов!

У консерватории начинается пешеходная улица Саратова — проспект Кирова.

Позади памятника Чернышевскому расположен небольшой, но очень уютный сад Липки. Много скамеек, приятные дорожки. Мне особенно понравилась фигура кота Леопольда.

Герб Саратова — это три серебряные стерляди в лазоревом поле. Эту же рыбу мы видим и в фонтане парка. Жаль что в конце октября фонтан уже не работает.

Не в деревню, не в глушь. А в Саратов!

Чуть в стороне от парка — памятник трамваю № 6. Это маршрут курсировал в Саратове с 1936 года от ж/д вокзала до пристани, т. е. фактически через весь исторический центр города.

В 1953 году трамвайные пути на проспекте Кирова демонтировали и маршрут был отменён. Если мы проследуем в сторону набережной Волги, т. е. к месту с которого я начал свой рассказ то мы неизбежно окажемся на проспекте Чернышевского — это один из самых длинных проспектов Саратова. Здесь находится музей-усадьба Н. Г. Чернышевского, которая с улицы кажется невзрачным белым строением.

Не в деревню, не в глушь. А в Саратов!

Данный вид обманчив т. к. дом расположен на крутом спуске к Волге, на самом деле в нём три этажа.

В музее можно взять экскурсию, на которой вас проведут по всем комнатам усадьбы и подробно расскажут биографию писателя.

На этом рассказ о Саратове близится к концу. Но он будет неполным без рассказа о месте, в котором своими глазами в Средней полосе России можно увидеть лимонные и банановые деревья, а также различные экзотические растения. Но это уже совсем другая история.

1. Не в деревню, не в глушь. А в Саратов!
2. Тропические растения в Средней полосе России
3. Волгоград. Память о...