Турист Натали Каравай (NataKaravaj)
Натали Каравай
была 26 марта 2021 7:28

Турция Май 2018

Приехав в Турцию даже на недельку, считаю, что не стоит только валяться на пляжном лежаке у моря. Здесь есть что посмотреть. И после небольшой обзорной экскурсии в окрестностях Кемера, мы решили поехать и взглянуть на мировую известность — местечко Памуккале, которая является одной из наиболее интересных достопримечательностей Турции. Посещение его, как говорят опытные путешественники, относится к разряду Must See! Миновав из города Денизли, сразу на его окраине мы видим белые склоны гор. Это и есть уникальные травертиновые отложения, которые включают в себя и минеральные источники. Но для любителей истории в этом же месте есть своя «фишка» — прямо над этими белыми террасами на огромной территории находятся не менее известные руины античного города Иераполис.

Римские каникулы в Памуккале

И посещение этого места очень удачно можно совместить с прогулками по белоснежным склонам травертиновых холмов, и с купаниями в ваннах Памуккале. Оставив нашу машину на стоянке, начинаем неторопливо проходить по беловатым склонам горы Чалдаг и так незаметно мы оказались в самом центре старого античного города-курорта Иераполис.

Тут интересны прежде всего руины Гимнасия, остатки римских терм и византийской базилики, монументальный некогда фонтан-нимфей и остатки храма Аполлона. Не сомневаюсь, что по каждой из этих археолоических находок, написано не по одной диссертации.

Говорят, где-то есть и так называемая Яма Нептуна — подземный храм, где из земли струятся пары ядовитого газа. В античные времена сюда могли спускаться только жрецы, практиковавшие длительную задержку дыхания. Но в наши дни эта яма замурована во избежании трагических случаев с туристами.

Впечатляют акведуки, разведенные по всей территории этого древнего города. Просто поразительно — как тогда сработала инженерная мысль по доставке воды от источника по всему городу. Сейчас, каналы, к сожалению сухие и воды в них не видно.

Римские каникулы в Памуккале

Недалеко стоят огромные Южные большие бани, восстановленные и превращённые в Археологический музей, который я с большим удовольствием посетила и посмотрела. Там находятся неплохие коллекции раскопанных в Иераполисе древностей. Из известных экспонатов можно выделить ликийские надгробные саркофаги, статую Тритона, коллекцию монет и фриз с римского театра Иераполиса. В этом музее находится довольно большая коллекция античных скульптур, ликийских саркофагов и надгробий. Ну, последнее — на любителя…

Первые майские деньки! Тепло. Даже жарко. В некоторых местах трава уже начала утрачивать свою свежую зелень. Но зато кругом еще цветут маки.

Римские каникулы в Памуккале

Огромный театр пропустить невозможно. Снизу он выглядит каким-то неказистым и не очень впечатляющим сооружением.

Римские каникулы в Памуккале

Но, поднявшись по склону наверх, мы видим гигантский амфитеатр, выполненный в классическом греко-римском исполнении. Амфитеатр восстановлен и отреставрирован и используется для туристических представлений и киносъёмок.

Римские каникулы в Памуккале

Мы не поленились взобраться на верхние ряды театра и оттуда открылась красивая панорама всего античного города Иераполис с отдалёнными западными развалинами, улицами с колоннами, аркой Домициана и Двухбашенными воротам.

Чуть дальше были видны и северные руины на склоне горы с огромной базиликой св. Филиппа и греческим театром. А на самой сцене, если присмотреться, видны прекрасно выполненные из мрамора женские скульптуры.

Римские каникулы в Памуккале

Из других раритетов сцены античного театра Иераполиса, специалисты отмечают фризы Артемиды и Аполлона. Осмотрев античные строения, невозможно пропустить еще одну достопримечательность этого места, которая, как говорят, привлекала к себе людей и многие сотни лет тому назад. Это — бассейн Клеопатры! Миновав заросшее маками поле, выходим к комплексу, в котором можно переодеться для купания в этом бассейне.

Римские каникулы в Памуккале

Такого я еще не видела в своей жизни! Здесь было, если можно так сказать — настоящее столпотворение!

Бассейн Клеопатры (Kleopatra’nın Havuzu) иначе еще называют Античный оздоровительный спа-комплекс бассейнов (Antik Havuzu). Здесь созданы все современные удобства для многочисленных посетителей — оплата карточками, раздевалки, умывальники и душевые кабины. Сложно даже выразить словами впечатление от интерьера, который проплывал перед моими глазами во время плавания. Колонны и капители из античного Иераполя внутри бассейна Клеопатры создавали особую атмосферу. Можно, немного пофантазировав даже почувствовать себя эдакой древней римлянкой, которая, возможно, 2000 лет назад также принимала ванны в этом термальном источнике Памуккале.

Но, оглянувшись, я вижу в наши дни только настоящее столпотворение в этом месте. Температура воды, выталкиваемой на поверхность углекислым газом, даже зимой не падает ниже 36 градусов и, благодаря этому, купаясь в Бассейне Клеопатры, создается впечатление, что принимаешь ванну из теплого шампанского. Миллионы мелких пузырьков, обволакивающих все тело, подпрыгивают над водой и создают повсюду маленькие радуги. Говорят, если приехать в это место зимой, можно почувствовать себя как в турецкой бане.

Полезна ли для здоровья эта вода? Как кому! Вода в Бассейне Клеопатры содержит много радона, поэтому стоит проконсультироваться у своего врача. Стоит помнить, что термальные источники не рекомендуется посещать людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями и повышенным давлением.

Римские каникулы в Памуккале

Несмотря на многочисленные легенды и лекции недобросовестных гидов, рассказывающие нам, что бассейн посещала сама Клеопатра и он был назван в ее честь, реальные историки утверждают, что появился он сравнительно недавно — где-то в 1960-ых годах. Тогда на месте бассейна было небольшое озеро, в котором накапливалась выходившая из-под земли, вода.

Немного подумав, устроители построили возле нее отель с бассейном, а для его декорации внутрь были добавлены части античных построек из стоящего рядышком античного города! Бассейн Клеопатры расположен как бы на центральной улице античного города, проходящей с севера на юг и делившей город на две части. Он является первоисточником — то есть местом, где термальная вода выходит на поверхность и, пройдя его, по узеньким каналам стекает дальше на белоснежные террасы Памуккале. И эти потоки мы, спустившись к травертиновым террасам, позднее увидим.

Ну, а для того, чтобы даже сейчас в этом месте вновь совершить прогулку по времени, нужно просто опустить голову вместе с ушами в воду и закрыть глаза. И ты снова очутишься во временах Древнего Рима. Теплота и нега будут омывать и окутывать все твое тело…

Римские каникулы в Памуккале

К сожалению, вечно находиться в этой неге нельзя и нужно, переодевшись, двигаться дальше к еще одной цели, которая для многих посетителей этого места является более основной и интересной достопримечательностью, чем античная архитектура.

Это — знаменитые белоснежные склоны Памуккале. Здесь уже можно застрять надолго…