Турист Натали Каравай (NataKaravaj)
Натали Каравай
была 26 марта 2021 7:28

Памуккале — Турция Май 2018

Мое путешествие по турецким достопримечательностям, начатое с экскурсий по пригородам Кемера и продолженное на руинах древнего Иераполиса, расположенного на территории Памуккале, Считается, что это место было в Римской империи эдаким городом-курортом типа Баден-Бадена, Карловых Вар или Кисловодска.

Естественно — здесь у римлян были, как говорится, и хлеб, и зрелища! Не зря же был построен тот громадный амфитеатр, в котором мы только что побывали. Считается, что в нем может разместиться до 15 тысяч зрителей. Ну, и посещение этого города-курорта логично закончить купанием в Бассейне Клеопатры и после этого спуститься на травертиновые склоны.

Снежные склоны Памуккале

Как известно, вода в этом бассейне естественного происхождения — то есть, бьет фонтаном из глубин земли и дальше, таким же естественным образом, вот уже многие тысячи лет, стекает по склонам горы вниз. И устремляясь вниз, благодаря своему химическому составу, выделяет и образовывает на этих склонах уникальные травертиновые отложения. Вот по ним мы и прогуляемся!

Перейдя из бассейна на эти белоснежные склоны и видя их громадные размеры, невольно сразу думается — а не снежные ли они? Уж очень издали они похожи на подтаявшие ледовые поверхности. Но — нет! Кругом люди ходят по летнему раздетые и многие даже — в купальниках. Куда же мы попали?

Вообще, как природное чудо, эти травертины являются как бы финальными склонами древнего вулканического плоскогорья. Термальные воды температурой до +100 °, стекая по его склонам и испаряясь, и образовали из своих солей различной формы террассы и бассейны на них.

Снежные склоны Памуккале

Это Памуккале (Pamukkale), что в переводе с турецкого означает «хлопковый замок». По своей значимости это место, занимающее площадь около 1077 га, вполне заслуженно с 1988 года является природным и культурным объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На этом снимке, если присмотреться, вдали виден довольно крупный город Денизли.

В коомпекс Памуккале входят территория древнего города Иераполиса и геотермальные источники с температурой воды 36 °C, которые мы посетили. И вот сейчас, выйдя с территории Бассейна Клеопатры и немного спустившись по склону, мы попали на водоемы-террасы, образовавшиеся из травертина — эдакой гомогенной горной породы, образованной минералами карбоната кальция и известковыми отложениями вытекавшими из находящихся выше углекислых источников — того же Бассейна Клеопатры. Ну, и других менее известных источников — тоже. Кстати, в настоящее время в этом месте действуют 17 термальных источников. Это немало…

Снежные склоны Памуккале

За тысячелетия в этом месте от множества таких источников образовались гигантские по своей площади белоснежные склоны. Любители горнолыжного спорта, видя такое чудо, наверно, сразу же думают о том — а нельзя ли и по ним спуститься вниз на лыжах?

Увы! Поверхность этих склонов не мягкая, как это кажется на первый взгляд, а твердая как камень! Она образуется в результате осаждения карбоната кальция из воды углекислых источников. Травертин, различный по своей цветовой гамме, используется как строительный и облицовочный камень. А в сельском хозяйстве его применяют для известкования почвы.

Снежные склоны Памуккале

Говорят, что и Римский Колизей построен из вот таких розовых травертиновых блоков.

Римский Колизей. Фото из Интернета

Ну, а в этом месте на верхней площадке соорудив стенку, устроители заповедника образовали небольшое озеро глубиной сантиметров 20–30. Вода в нем теплая и все любят прогуливаться по нему, релаксировать и делать фотосесии.

Снежные склоны Памуккале

Интересно, что это место окружают тоже горы, но подобного нигде больше и не видно. Наверняка в этом месте склоны оказались менее стойкими к землетрясениям, а может быть и тряхнуло здесь намного сильнее, сдвинув горные породы и образовав разломы, благодаря чему и возник данный природный феномен.

Снежные склоны Памуккале

Как известно, наряду с Памуккале, похожие травертиновые отложения можно встретить и в других уголках планеты — например, в Йеллоустонском национальном парке, Иране или Италии.

Ходить по травертинам, за исключением специально выделенной для туристов огороженных территорий, нельзя. Перед тем как зайти на его территорию, мы разулись и оставили нашу обувь в отведенном для этого месте. Но, проходя по влажным участкам, нужно быть осторожным, чтобы не подскользнуться — в некоторых местах было очень скользко. Да и водичка на поверхности травертиновых впадин молочноватая, а не прозрачная — поэтому глубины впадин под нею не видно.

Снежные склоны Памуккале

Купаться в этих водоемчиках запрещено, однако некоторые туристы, несмотря на запрет, вроде бы случайно и нечаянно, погружаются в них, хотя глубина их, чаще всего не выше колена.

Снежные склоны Памуккале

К сожалению, прогуляться можно только по верхней поверхности — ниже по склону спуститься нельзя. А было бы интересно там взглянуть на нетронутые человеком формации. Поэтому остается только одно — делать фотосессии. И — порой, они получаются неплохо.

Снежные склоны Памуккале

Эх, думает, наверно с сожалением, эта женщина-мусульманка — почему я такая, а не эдакая другая и не могу раздеться…

Снежные склоны Памуккале

Как известно, Турция занимает ведущие позиции по экспорту травертина, но его промышленная добыча ведется вдали от заповедника Памуккале. Однако на склоне горы, сложенном неизмененным травертином, есть несколько старых каменных карьеров и по визуальным оценкам, там добывают незначительный объем камня для внутренних нужд.

Осмотрев центральную часть этого комплекса, мы, поднявшись наверх, перешли по его верхней части влево и увидели на вершине горы остатки древней крепости.

Снежные склоны Памуккале

И — явно уже не римские. Так оно и оказалось! Оказывается, эта Крепость является самым большим в Иераполе памятником, относящимся к временам средневековья. Он включает в себя оборонительную стену с тремя квадратными башнями с двумя земельными участками над естественными травертиновыми бассейнами, выходящими на Памуккале и долину Лукоша.

Внутри контура стен видны остатки внутренних зданий и сооружений, а также каменные лестницы, ведущие к проходу вдоль стен. Строительство крепости историки относят к первой половине 13 века, как раз к периоду наибольших трений между Византией и сельджукскими войсками. Его разрушенность, похоже, была вызвана землетрясением, которое было в конце 14 века. После этого времени руины Иераполя были заняты исключительно пастухами и несколькими фермерами османского происхождения.

От этой крепости к центру старого Иераполиса ведет красиво оформленная ступенчатая лестница с журчащим посредине горячим ручьем.

Снежные склоны Памуккале

Оглянувшись назад, мы видим безбрежные дали, уходящие к склонам виднеющихся вдали гор и городу Денизли.

Вершина Памуккале считается весьма излюбленным местом для занятий параглайдингом. Испытать эти эмоции может абсолютно любой турист — такой полет совершается в тандеме с опытным инструктором, который предварительно проводит инструктаж.

Снежные склоны Памуккале

Для полетов используется современное снаряжение, которое проходит периодическую проверку. К тому же у них в запасе имеются и дополнительные уровни страхования. Туристу совершенно не о чем переживать, ведь основной акцент делается не только на яркие эмоции и получение наслаждения от полета, но и на безопасность. Это удовольствие стоит 70 долларов и за ним стоит очередь…

Спустившись с комплекса Иераполис вниз, подъехали к большому озеру, образовавшемуся от стоков всех источников с травертиновых склонов и которое мы видели сверху. Здесь построена большоя зона отдыха с различными кафе, ресторанами и спортивными площадками. Есть в этом месте и много отелей.

Снежные склоны Памуккале

Купаться в этом озере туристам не разрешается. Но аборигены в виде диких и уже привыкших к людской суете, уток, здесь чувствутт себя привольно.

Бросаем последний взгляд на белоснежную вершину Памуккале с парящим над нею параглайдингом и подарившую нам столько интересных и положительных эмоций и спешим занять места в нашем автобусе, который отвезет нас уже на спокойный пляжный отдых в Кемер.