Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 14:24
Мы будем путешествовать!

Лауфенбург — Швейцария Ноябрь 2020

Цикл материалов "Кантон Ааргау, Швейцария."

1. На волю, в пампасы — швейцарский провинциальный Ленцбург
  2. Лауфенбург швейцарский — город, разделенный на две страны

О немецком Лауфенбурге я уже рассказывала, теперь поговорим о швейцарском тезке, куда мы отправились погулять субботним утром. Кто его знает, сколько еще простоит тепло, и сколько еще будет открыта граница. С утра было пасмурно и серо, я уж было расстроилась, но к полудню распогодилось, и стало понятно, что выбор места прогулки был верный.

Первое упоминание поселения относится к 1207 году, как Лойфенберг (древне-немецкий) — «Гора у водопада». Упомянули его в арбитражном соглашении между аббатисой фон Закинген и графом Рудольфом Вторым Габсбургским. Граф расширил поселение до укрепленного города. Высокий утес на южной стороне реки позволял построить замок. Рейн здесь был всего лишь 12 метров шириной, берега соединили мостом.

Лауфенбург швейцарский — город, разделенный на две страны

В 1232 году, когда Габсбурги разделились на две ветви — от каждого сына Рудольфа Второго, Альбрехта Четвертого и Рудольфа Третьего — графы Лауфенбург Габсбурги, являясь младшей ветвью, проживали в замке. Но, к 14 веку они потеряли все свое влияние и граф Иоганн Четвертый, имеющий большие долги, был вынужден продать свое имущество старшей ветви семьи, герцогу Леопольду Третьему. В результате Лауфенбург стал одним из четырех лесных городов перед Австрией.

В 1479 году крупный пожар уничтожил более 130 домов, и город отстроили заново. Деньги на это были, важным доходом была переработка железной руды из долин Шварцвальда и Джуры. Необходимая для этого вода перекачивалась по разветвленной системе трубопроводов. Но, Тридцатилетняя война отбросила город назад в экономическом развитии.

Лауфенбург швейцарский — город, разделенный на две страны

Тот факт, что Лауфенбург теперь находится в двух странах, как и во многих других вещах, «виноват» Наполеон. В 1801 году по Люневильскому мирному договору от 9 февраля, сегодняшняя швейцарская часть города была присоединена к Гельветической Республике, а Рейн объявлен государственной границей. Так и получилась, что меньшая половина города на правобережье стала немецкой, будучи присоединена к Великому Герцогству Баденскому, а бОльшая половина, на левом берегу — швейцарской.

В 1802 году Лауфенбург стал столицей одноименного района, а с 19.03.1803. столицей кантона Аргау. Город вряд ли мог экономически справиться с вынужденным разделом, тем более, что Рейн все больше терял свою роль транспортного пути. Хотя часть Бадена уже была подключена к железнодорожной сети в 1856 году, но на швейцарской стороне железнодорожная линия была открыта только 1 августа 1892 года.

Начиная с 1908 года, со строительством большой гидроэлектростанции, начался экономический бум. На момент ее открытия в 1914 году гидроэлектростанция была крупнейшей в Европе. Вокруг начали расти промышленные предприятия. С открытием в 1956 году подстанции, электротехническая компания Лауфенбурга превратилась в центр швейцарской электросети.

Вот так и живут, уже 200 лет разделенные жители одного города. Но, благодаря усилиям граждан обоих городов, связи не прерываются, горожане отмечают совместные праздники, проводят фестивали, и активно дружат. А связью является городской символ — мост, с Непомуком в центре, вместо пограничного столбика. Кстати, экономные швейцарцы оказались экономнее экономных немцев — при открытии моста выяснилось, что немцы сразу выложили плитку, а швейцарцы скромненько заасфальтировали. Хорошо, что асфальт недолговечен, и когда пришла пора его менять, расщедрились на плитку.

Лауфенбург швейцарский — город, разделенный на две страны

Про мост я уже рассказывала в немецкой части, вкратце повторю. Он совсем новый, сотня лет, как построили, в качестве автомобильного. И вот, всеобщий праздник, музыка, цыгане, медведи, фанфары и фейерверки, открывают экран между швейцарской и немецкой частями, и фанфары умолкают! Две половины на разной высоте! И кто бы вспомнил, когда проектировали, что нулевые отметки у стран разные — немцы считают от Северного моря, своего, как-никак, а швейцарцы — от Средиземного, в районе Марселя — у них своего вообще нет никакого. Понадобился еще год и куча денег (12 млн. франков), что бы привести все в норму, нарастив опоры с немецкой стороны. На этих фотографиях показана история конфуза:

Лауфенбург швейцарский — город, разделенный на две страны

Прямо у выхода с моста — таможня, граница, как-никак. Естественно, все закрыто, никого нет — суббота, как-никак.

Город стоит на Рейне, в месте традиционного сплава леса. Этот путь назывался «Кляйне Лауфен», там, где Рейн пробивался через гнейсы Шварцвальда возле Лауфенбурга, образовалось ущелье. В самом узком месте пороги были 12 метров шириной и длиной более километра. После порогов вода, пенясь, падала в долину, огибая три скалы, поэтому, в отличии от большого Рейнского водопада, этот называли Малым. А жители зарабатывали на перегрузе леса по суше. К сожалению, в 1909 — 1914 годах, при строительстве электростанции, проги были взорваны, был ликвидирован прекрасный ландшафт, и теперь город раскинулся на берегу спокойного Рейна, плавно несущего свои воды.

Лауфенбург швейцарский — город, разделенный на две страны

Уже по этому плакату понятно, что рыбная ловля была немаловажной статьей дохода местных жителей. Да и сейчас Рейн радует любителей рыбалки, а здешние рестораны — любителей рыбы.

По пути к руинам замка высится Римско — католическая церковь Святого Иоанна Крестителя. Неплохо для городка в две с небольшим тысячи жителей.

Поднимаемся к руинам крепости и сторожевой башне (я не могу не подняться на каку-нибудь башню, если таковая имеется в пределах досягаемости). В римские времена здесь уже была крепость, а в 1207 году на ее месте, используя остатки камней, выстроили замок. К тому же периоду относится главная башня, под защитой которой находился город. Замок окружала стена. В 1500 году укрепления были расширены и усилены. А главная башня получила артиллерийскую площадку.

Лауфенбург швейцарский — город, разделенный на две страны

Во время Тридцатилетней войны замок был серьезно поврежден. Прошло несколько десятилетий в запустении и специалисты по фортификации решили, что замок восстановлению не подлежит. Сохранились изображения 1800 года — руины, которые могли заинтересовать лишь поэтов — романтиков. В 1803 году руины перешли во владения кантона Аргау, который и продал их городу. Вскоре после этого горожане снесли все постройки, кроме главной башни.

Башня открыта с 6.00. до 20.00., я вначале изумилась — неужели кто-то дважды в день приходит ее открывать и закрывать? Но муж мой, внимательный, покрутил у виска пальцем и объяснил, что замок автоматический. Я проверила — он прав.

Ну, а виды с башни, как и ожидалось — прекрасный Рейн и город.

Неподалеку от Сторожевой башни, еще — одна — Водная. Ее использовали для хозяйственных нужд, а сейчас она закрыта.

Лауфенбург швейцарский — город, разделенный на две страны

А следующая башня — Шверлистурм, 1270 года, когда-то была юго — западным углом городской стены Вазенфорштадт. По преданию, легендарный капитан Ганс Мюллер фон Бульгенбах, бывший фермер, лидер восстания фермеров Шварцвальда в Крестьянской войне, был заключен в эту башню в 1525 году и в середине августа обезглавлен.

И еще одна башня — Вазентурм, построенная в 1270 году, в качестве главных городских ворот. В 1495 году ее реконструировали, а верхние этажи использовали в качестве тюрьмы.

На одном из домов на Херренгассе 117, под названием «Дом Чез — Регги», висит картина. Сюжет картины очень бытовой: бывшая владелица, Регина Акерман (1837 — 1917), до самой старости управляла рынком и продавала сыр (Регги — от Регина, чез — от сыра). В молодые годы она была очень привлекательной женщиной, которая умела извлечь из этого обстоятельства выгоду. На картине она покупает дом, в приходской канцелярии. Автор картины — художник из Баварии.

Городок очень холмистый, постоянно вверх- вниз, мечта кардиолога.

Удивило дерево — оно растет из крыши гаража, там земли — с Гулькин нос, но ведь какая воля к жизни!

Почти на каждом доме какая-нибудь приятная мелочь — вывеска, табличка, украшение, скульптурка.

Это было такое правильное решение — отправиться сюда теплым осенним утром, пока никого нет. Мы обошли весь городок (а в нем чуть больше 2000 жителей), встретив только пару раз таких же жаворонков, как мы я.

Лауфенбург швейцарский — город, разделенный на две страны

Если кто-нибудь соберется — вот карта.

И, поверьте, несмотря на то, или благодаря тому, что это не самое туристическое место, Лауфенбург стОит прогулки по нему!

Рассказ о немецком Лауфенбурге здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_31234

Спасибо за внимание.

Цикл материалов "Кантон Ааргау, Швейцария."

1. На волю, в пампасы — швейцарский провинциальный Ленцбург
  2. Лауфенбург швейцарский — город, разделенный на две страны

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия