Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — сейчас на сайте
Филиппины покорены! Куда дальше?

Севан — Армения Февраль 2018

Пришедший из далеких стран/ С поклажею нехитрой,/ Сезанн, влюбившийся в Севан,/ Колдует над палитрой. /Над ними глыба облаков/ Плотна и серебриста / Она как шерсть для башлыков /И рай — для пейзажиста.

Арутюн Галенц

Хорошо, когда есть что вспомнить

Продолжаю вспоминать былое. Всё-таки должна быть от этой пандемии хоть какая-то польза. Сидишь взаперти уже не первый месяц, лишённый привычной скорости передвижения и прокручиваешь в памяти, как было до.

А было великолепно, ярко, стремительно. Это сейчас, когда стреноженный, поездка за триста километров в Геленджик представляется как целое приключение.

Но вспоминаются и иные времена, например, февраль 2018 года, когда за две недели было четыре страны, разбросанные в разных частях света: Северный Таиланд, Лаос, Катар и Армения. И всё это в рамках одной поездки.

Как такая страноведческая куча-мала получилась я уже докладывал, повторяться не буду. В своё время подробно доложился о великолепии храмов Чиангмая и Чианграя, о путешествии на медленной лодке по Меконгу в Луангпрабанг, о трёх днях проведенных в древней столице Лаоса и даже о стыковке в Катаре. Тут я чист, долгов не имею.

А вот с Арменией, немного сложнее. Два рассказа из этой древней страны, с непростой судьбой, успел выдать на-гора. В первом из них, возбуждённый спуском в яму Хор Вирап и визитом в святой Эчмиадзин, пытался понять, почему Армения стала первым христианским государством на Земле.

Армянское море

Во втором поднял неподъемную тему невероятных мифов, связанных с Копьем Судьбы, которые пересказал по случаю посещения армянского монастыря Гегард.

Но как вы понимаете, в Армении есть ещё темы для обсуждения, как и памятные места, которые видел и о которых есть большое желание вспомнить. Тем более, что та поездка в Армению была не первой, года за три до неё была ещё одна, примерно по той же программе.

Получается, есть чем поделиться, поскребу по сусекам, может, и наскребу чего удобоваримого.

И первый, и второй раз технология освоения страны была одинакова: жили в Ереване, совершая каждый день радиальные вылазки по принципу: туда — обратно.

Зимой 2018 по Армении нас катал Размик, интеллигентный, приятный в общении мужчина лет 60-ти, хозяин квартиры арендованной нами через сервис arbnb. Незадолго до этого он вышел на пенсию, и теперь своё свободное время посвящал гостям, что приезжали в его страну с желанием поближе её узнать, а узнав, полюбить. Такими гостями в тот раз оказались мы.

Иногда нашу компанию сопровождала Мая, жена Размика, добавляя в общение свою изрядную долю приятности и душевности. Очень понравились нам эта пара, с которыми расстались добрыми друзьями.

Маршрутом одного дня стала поездка к озеру Севан.

Больше чем озеро

От площади Республики, рядом с которой располагалось наше временное пристанище в Ереване, до монастыря Севанаванк по трассе километров 70, соответственно, езды немногим более часа.

Армянское море

Мы обязательно хотели добраться до озера Севан, имея на это множество оснований. Одно из них собственно озеро, которое обязательно надо было увидеть, ибо его условно можно считать армянским морем.

Армянское море

Дело в том, что выхода к настоящему морю у современной Армении нет, таковы последствия её трагической истории. У всех её соседей есть, Грузия, Турция, Азербайджан — морские державы, да и Иран имеет порты на Каспийском море. Армения же фатально сухопутная страна. Ближайший к ней морской порт — Батуми, но это, как известно, Грузия.

А было ли так всегда? Пользуясь случаем, решил с этим вопросом разобраться. Оказывается, было время, когда армяне обладали доступом к морю, причем сразу к двум морям: Черному и Средиземному.

На побережье Черного моря, там, где сейчас располагается современный турецкий портовый город Трабзон, компактно проживали армяне — амшенцы. Это одна из ветвей единого армянского этноса, небольшие отличия в диалекте языка и культуре имеются, но, как говорят знающие люди, не особо заметные.

Этот субэтнос и сейчас присутствуют на этнической карте мира в количестве до полумиллиона человек, но географически они проживают совсем в других местах. Когда в 15-м веке этот участок черноморского побережья захватили османы, часть армян -амшенцев приняла ислам и в итоге растворилась в полиэтничном турецком этносе. Но большая часть из них, осталось верна Армянской Апостольской церкви, бежала от османов и ныне проживает в Грузии, Абхазии и на территории черноморского побережья Краснодарского края.

Кто не слышал про сочинских армян, про Мишу Галустяна, например. Это и есть потомки армян -амшенцев, которые когда-то контролировали определённую территорию Чёрного моря.

Армянское море

Теперь про Средиземное море, тут вообще всё серьёзно, ведь речь идёт о Царстве Киликийская Армения. Это царство появилось почти тысячу лет назад, когда тюркский субэтнос сельджуки медленно, но верно завоевывал Малую Азию. Им в противовес армяне, вытесняемые сельджуками со своих мест, в византийской провинции Киликия создали своё, независимое от Византии, государство, ставшее в короткие сроки достаточно могущественным на Средиземноморье.

Историю Киликийской Армении описывать не буду, ибо мы направляемся к Севану, и речь в итоге пойдет об этом озере, но упомяну, что примерно лет четыреста, до самого конца 14 века, это царство было великой морской державой, обладая, как торговым, так и военным флотом.

Армянское море

В 20-м веке у Армении, как минимум дважды, выпадал реальный шанс получить выход к морю.

По результатам Первой мировой войны Османская империя, союзница Германии, прекратила своё существование, а Армения могла значительно расширить свою территорию. В США начертили карту, на которой Армения имела в своём составе Трапезунд, ныне Трабзон, тот самый, где в своё время хозяйничали армяне -амшенцы, а ещё Эрзерум, и озеро Ван.

Тогда появилось понятие «Вильсоновская Армения», по имени тогдашнего президента США Вудро Вильсона. Этим планам, к сожалению, для Армении, не удалось сбыться. Ленин, обманутый Ататюрком, начертил свои границы Армении, в коих эта страна представлена на современной политической карте мира. Но впрочем, эту тему я уже поднимал в своём недавнем материале из Стамбула.

Второй шанс Армении получить выход к морю мог дать Сталин уже по результатам Второй мировой. Но тут уже помешали Штаты, начавшие опекать Турцию.

Вот такие вот драматические повороты истории, бесконечное яростное противостояние Армении с частью тюркского мира, и века назад и в настоящее время, о чём свидетельствует и текущая новостная лента.

Армянское море

Но впрочем, возвращаюсь к озеру Севан.

Что делать на озере Севан в феврале?

Развёрнутый ответ на этот вопрос я вряд ли смогу дать, расскажу лишь то, что делали мы. Самым ярким впечатлением стала севанская форель, местный эндемик, которая водится как в самом озере, так в близлежащих реках.

Тут надо сказать, что в Севан впадает 28 рек, а вытекает одна, именуемая Раздан, это приток Аракса.

Итак, севанская форель, в Армении эту рыбу называют ишхан, что означает «царь» или «князь», но в любом случае, это «царственная особа». Понятное дело, если рыбу называют царь, то она явно выделяется на фоне своих собратьев, либо красотой, либо величием.

Не знаю, как там насчёт красоты, но величия этой рыбе явно не занимать.

Представьте, некоторые экземпляры превышают в весе пятнадцать килограмм, а длиной тушки достигают одного метра. Впечатляет, правда? Просто рыбий великан.

Кстати, поймать особь таких размеров реально именно зимой, к этому времени форель нагуливает максимальный вес, питаясь рачками, что живут на дне озера.

Армянское море

А теперь самый занимательный момент, как мы познакомились с севанской форелью. Произошло это в ресторанчике, уютно расположившемся на берегу озера, куда нас завёз Размик под конец насыщенного дня.

Ломтики жареной форели выглядели невероятно аппетитно, а уж на вкус. Фото, уж извините, не имею. В тот момент, когда приносят заказ, меньше всего думаешь о фотографировании, не до этого, знаете ли. Это реально очень вкусная рыба, с нежно-розовым мясом.

Но тут такое дело, не всё так радостно. Рыбу, которую нам подали, совершенно однозначно вырастили на рыбоводных заводах. Дикой форели в самом Севане мало, этот вид находится на грани исчезновения и занесён в Красную книгу.

Почему? Всё как всегда, последствия деятельности человека, которого по большому недоразумению называют «разумным». Но об этом чуть позже.

Так что же делать на Севане зимой, если не брать в расчёт поедание местной фауны?

Тут всё очень просто: подняться повыше, а потом стоять и любоваться с высоты открывающимися пейзажами, виды волшебные.

Армянское море

Можно стоять, релаксировать, а может задуматься о чём-нибудь серьёзном. Например, о том, как сохранить эту природную красоту.

Озеру Севан угрожает опасность, эта угроза реальна. Более того, можно утверждать, что озеро Севан умирает. Лет сто назад, когда в Армении установилась советская власть, появилось такое мнение, что озеро Севан слишком большое, что оно не по праву занимает столь обширную территорию. Надо бы изъять излишки под нужды коллективного сельского хозяйства, а воду озера направить на орошение полей.

Как там, в известном стихотворении: «…центнера с гектара мало / но полей не перечесть/ партия сказала — надо! / комсомол ответил — есть…».

В результате, к концу 20-го века объем воды в Севане уменьшился минимум на 40 процентов, это убийственно много. И был бы хоть какой в этом толк, так нет же. Осушённые земли оказались малопригодны для сельскохозяйственного производства.

А возникшие экологические проблемы были ужасны и непоправимы. Массово вымирали уникальные виды рыб, в первую очередь, та самая севанская форель, за рыбами исчезали птицы, обитавшие на берегах озера, зацвела вода.

В конце концов, человек опомнился и ужаснулся делам своим, но было уже поздно. Спасти озеро сейчас практически невозможно. Нашел информацию, что уровень воды в озере Севан продолжает снижаться, что в 2019 году он ниже, чем в 2018, и, скорее всего, такая печальная тенденция сохранится и на этот год.

Армянское море

Так что, спешите увидеть озеро, его живописную береговую линию, склоны гор, ещё заросшие лесом, каменные обрывы. Пока не поздно, попробуйте на вкус чистейший горный воздух, понаблюдайте за полётом крупной серебристой армянской чайки и попросите прощения у озера за человеческое варварство.

Получилось немного пафосно, но проблема слишком серьёзна и требует особого внимания.

Чёрный монастырь

Армянские храмы это вынос мозга, даже моего сугубо атеистического.

Армянское море

Без сомнения, главное, что смотрят в Армении, это их умопомрачительные храмы. Один из них расположен на берегу озера Севан, а если быть точнее на возвышенности скалистого полуострова, и именуется он Севанаванк, то есть Севанский монастырь.

Прежде чем попасть в этот старинный монастырь, поделюсь, что лично мне очень импонирует аскетизм убранства армянских храмов, минимальное количество икон, отсутствие иконостаса.

Армянское море

Это характерное отличие Армянской Апостольской Церкви от католических и византийских традиций иконопочитания.

В православных храмах иконами зачастую покрыты все стены храма, а их недостаточное количество может быть воспринято как иконоборчество. У верующих армян отношение к иконам несколько другое, их мало в храмах и, как правило, совсем нет дома.

В домашней молитве армяне, насколько я знаю, используют крест, а икона является исключительно храмовым атрибутом и обязательно должна быть освящена рукою епископа.

Армянское море

Минимальное количество икон в армянском храме является следствием нескольких причин.

Главными, без сомнения, являются разногласия между Армянской Апостольской Церковью и Византийской церковью ещё со времен Халкидонского Собора в 451 году, когда Армянская церковь откололась от других ветвей христианства.

Различий между армянским христианством и русским православием много, это и теологические споры о двойственной природе Христа, и чисто технические, например, о форме креста.

Армянский крест характерной вытянутой формы, с «ласточкиными хвостами» на концах, щедро украшенный листьями. Отношение к иконам в храмах одно их видимых различий двух ветвей христианства.

Армянское море

Очевидно, что влияние на армянскую церковь оказывали и мусульмане, доминировавшие с 7-го века в регионе, где традиционно проживали армяне. Как известно, мусульманская религия запрещает изображение людей.

Нельзя сказать, что Армянская церковь имеет положительное отношение к иконоборчеству, напротив, церковь осуждает это течение, считает его ересью и вела в своё время с иконоборцами непримиримую борьбу.

Но факт, что храмы Армянской Апостольской Церкви предельно аскетичны, это является проявлением местной древней храмовой традиции и следствием исторических условий. Именно таким и является монастырь Севанаванк.

Армянское море

Да, сейчас храмовый комплекс находится на полуострове, к нему можно добраться по суше. Но изначально это был островной монастырь, территория которого была отделена от противоположного берега двумя или тремя километрами озёрной воды.

Вот вам и зримое подтверждение диких экспериментов советского времени по орошению земель.

Островок, как и само озеро, именовался Севан. На нём в конце 9-го века появились монахи, соорудив на острове свои кельи и небольшую часовню. Наверное, расположение монастыря оказалось удачным, во всяком случае, он быстро рос, обустраивался, количество монахов, обитавших в монастыре, с каждым годом увеличивалось.

Идея строительства была такова: в верхней части скалы был вырублен уступ, на этом уступе монтировали каменные блоки, построив, таким образом, две церкви, Сурб Аракелоц (Святых Апостолов) и Сурб Аствацацин (Святой Богородицы), кельи и необходимые хозяйственные постройки. По периметру храмового комплекса была сооружена защитная стена со сторожевыми башнями.

Армянское море

Основным строительным материалом стал чёрный туф, который добывали тут же на острове.

Армянское море

Кто был в Армении, тот знает, насколько популярен в этой стране туф, как материал для строительства. Похожий на пемзу, вулканического происхождения, он относительно легко поддаётся обработке, но при этом прочный и долговечный.

Туф может быть разного цвета, вот в Ереване большинство домов построены или облицованы туфом бежевого оттенка, что придаёт столице Армении особый колорит.

При строительстве Севанаванка использовали чёрный туф, очевидно, какой был доступен на острове, отсюда и название -Севанаванк, что в переводе с армянского переводится как «чёрный монастырь».

Армянское море

На что стоит обратить внимание, при посещении средневекового монастыря Севанаванк?

Мне кажется важным, что на этом месте всегда совершали культовые обряды. В дохристианские времена на острове размешалось языческое капище, а с приходом на эти земли христианства на месте капища появился христианский храм.

Если вспомнить, что Армения является самым первым христианским государством на Земле, то, очевидно, что и армянские христианские храмы самые древние в своём роде.

Так и есть, с провозглашением христианства государственной религией, армянский царь Трдат III стал повсеместно возводить монастыри и церкви. В 305 году две церкви появились и на острове Севан, в строительстве которых принимал участие сам Григор Просветитель. Старинные культовые сооружения простояли несколько веков, но к нашему времени не сохранились, были разрушены землетрясением и временем.

Армянское море

В 9-м веке монастырская жизнь на острове Севан была возрождена, действовала духовная школа и монастырская библиотека, до тех пор, пока монастырь не был разграблен татаро-монгольскими ордами.

Очередное возрождение монастыря Севанаванк произошло в 1451 году, тогда в его стенах появилась духовная семинария, ставшая центром армянского рукописного дела, в котором переписывались манускрипты на армянском языке.

В советские годы, как это водилось, монастырь был закрыт, одна из церквей была разрушена, а древние камни были использованы для строительства пролетарского дома отдыха.

С начала 90-х Севанаванк вроде как возрождается, уже в какой раз за свою долгую историю. В нынешнем виде монастырский комплекс представляет собой две церкви Сурб Аракелоц и Сурб Аствацацин, руины притвора и церкви Св. Воскресения, кельи монашеской братии, какие-то хозяйственные постройки, надгробия и разбросанные по территории хачкары.

Армянское море

Вот так мне запомнились две мои поездки на озеро Севан, к монастырю Севанаванк. Буду вспоминать дальше, пока не выпустили из ковидного заключения