Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был сегодня 11:30
Филиппины покорены! Куда дальше?

Южная Осетия. Дорога в Цхинвал

Цхинвал — Южная Осетия Апрель 2022
49 57

Когда народ един, он горы сдвинет

Осетинская поговорка

Объединяя разделённый народ

Усевшись на переднее сиденье частного такси, я было потянулся к ремню безопасности с намерением пристегнуть его, как того требуют здравый смысл и правила дорожного движения. Однако, мой порыв был решительно остановлен водителем такси, рослым немолодым осетином спортивного телосложения:

 — извини, уважаемый, но у нас так не принято, подумают лох какой едет, сами менты смеяться будут

Ну что же, местные традиции надо уважать, даже с риском для собственной жизни.

Мне предстоял переезд по транскавказской автомагистрали (Транскаму), что проложена в высокогорье и является единственной дорогой, соединяющей Южную Осетию с Северной и, соответственно, с Россией.

Южная Осетия. Дорога в Цхинвал

От Владикавказа Транскам ведёт к городу Алагиру, далее пробегает по Алагирскому ущелью берегом реки Ардон, петляет по горным склонам от одного ущелья к другому, преодолевая четыре горных перевала -Лесистый, Скалистый, Боковой и Главный Кавказский, чтобы в итоге, уже на территории Южной Осетии по берегам рек Сбадон, Эрманидон и Большая Лиахви спуститься к столичному Цхинвалу.

При желании, из Цхивала можно было бы поехать и далее, до грузинского города Гори, а потом хоть куда — по Грузии, в Армению, в Турцию, в Иран. Эта трасса задумывалась как самый короткий путь из европейской части России в Закавказье.

Собственно говоря, так и было когда-то, пока не случилась война. Дорога есть, но проехать по ней нельзя. Ныне Цхинвал географический тупик и вряд ли он в ближайшее время станет транзитной точкой на карте.

Только ради этой дороги стоило бы поехать из Владикавказа в Цхинвал, горные пейзажи, окружающие трассу со всех сторон, красоты невероятной. А ещё Транскам технически исполнена великолепно, всем своим существованием как бы опровергая известное изречение о вечных бедах России, про дураков и дороги. Одних тоннелей, больших и малых, я насчитал не менее десяти, названия всех не скажу, запомнил только один, Рокский тоннель, что пробит под Главным Кавказским хребтом.

Кстати, эта автомагистраль проложена относительно недавно, её официальная сдача в эксплуатацию состоялась в 1986 году. До этого тут вообще никакой дороги не было, разве что козьи тропы, а в Южную Осетию из Северной во времена СССР до середины 80-х можно было попасть только по территории Грузии, через Тбилиси и Дарьялское ущелье.

Читал, что началу строительства трассы активно противодействовала Грузинская ССР, но в итоге союзное министерство обороны это решение продавило. Не трудно догадаться, что случилось бы с югоосетинской автономией и самими осетинами сразу после распада СССР не будь этой трассы. И тогда, и сейчас Транскам, это в буквальном смысле дорога жизни, а может и некий мост, что соединяет в единую общность некогда разделённый этнос. Символично, не правда ли?

К сожалению, у меня практически нет фотографий с этой трассы, только несколько, и все с одного ракурса, возле российско-югоосетинского пограничного перехода.

3
Южная Осетия. Дорога в Цхинвал
5
Южная Осетия. Дорога в Цхинвал

Дело в том, что и туда и обратно ехал я на обычном такси, кроме меня в машине были и другие пассажиры. Как-то неудобно было просить водителя останавливать машину возле очередного живописного поворота или обзорной площадки, откуда открывался захватывающий вид.

Так что, кто не был в тех местах верьте мне на слово, а кто был и видел, подтвердите или опровергните.

Почему существуют сразу две Осетии: Южная и Северная?

В Цхинвал я ехал с ночёвкой, намереваясь погулять по столице Южной Осетии вторую половину текущего дня и вернуться во Владикавказ на следующий день с утра или в обед. В принципе, при желании можно было бы уложиться и в один день. Расстояние между городами примерно 160 км, дорога в одну сторону с учётом прохождения границы занимает примерно часа четыре.

Но, согласитесь 8 часов в дороге за день несколько утомительно, да и куда спешить, ведь мне предстояло получить ответы как минимум на три волновавших меня вопроса. Первый вопрос такой: как вообще получилось, что на политической карте мира существуют сразу две Осетии: Южная и Северная, и как в своё время эти отдельные части, вроде бы единого целого, оказались в составе разных независимых государств.

5
Южная Осетия. Дорога в Цхинвал

Чтобы получить ответ на этот вопрос, сразу по прибытию в Цхинвал, разместившись в простенькой гостинице, с немудрёным названием «Уют», полторы тысячи рублей за ночь с завтраком, я отправился в местный краеведческий музей.

4
Гостиница Уют
Гостиница "Уют"
4
Южная Осетия. Дорога в Цхинвал

Далее я приведу результаты своего доморощенного исследования, кои буду иллюстрировать видами Цхинвала и фотографиями экспонатов вышеуказанного музея.

5
Южная Осетия. Дорога в Цхинвал
7
Южная Осетия. Дорога в Цхинвал
7
Южная Осетия. Дорога в Цхинвал

Кстати, вход в краеведческий музей для всех посетителей бесплатен, более того, заказав экскурсионное обслуживание, я намеревался заплатить за него. Однако, экскурсионное сопровождение мне оказали, на очень даже неплохом уровне, но и за него ни копейки не взяли.

4
В музее есть несколько картин местного художника за каждой из которых стоит невероятно интересная легенда
В музее есть несколько картин местного художника за каждой из которых стоит невероятно интересная легенда
4
Спасибо девушке гиду за экскурсию по музею, это было реально интересно
Спасибо девушке гиду за экскурсию по музею, это было реально интересно

Итак, южные и северные осетины. Какие исторические события раскидали этот народ по разные стороны от Главного Кавказского хребта?

История вопроса уходит в средние века, когда часть осетинского народа стала отдельными группами переваливать через горные хребты и оседать в Закавказье, а именно на территории соседнего Грузинского царства. Надо сказать, что в результате монголо-татарского нашествия предки современных осетин были выселены со своих плодородных равнин в высокогорье, куда после ухода монголо-татар полноценно вернуться уже не получилось, ибо там успели обосноваться черкесы-кабардинцы.

Вот по причине малоземелья, ради хлеба насущного и происходила та частичная осетинская миграция, к которой грузинские цари относились весьма благосклонно, ибо были им рады как новым подданным одного с ними христианского вероисповедания.

9
Южная Осетия. Дорога в Цхинвал
7
Южная Осетия. Дорога в Цхинвал

Но идиллия совместного проживания, как это часто бывает, продолжалась недолго.

В современные времена позиция «кто был первым» стала определяющей в формировании грузинского национализма, является базисом при обосновании суверенитета Грузии над Цхинвальским районом, как называют Южную Осетию в Грузии, а также предметом политического спора, вышедшего далеко за пределы границ современной Грузии.

Посыл: «возвращайтесь туда, откуда пришли» абсолютно тупиковый путь разрешения межнациональных конфликтов. Тут уж если начать раскручивать вспять вековые миграции народов и пересматривать последствия территориального расширения отдельных государств можно додуматься до совершенно безумных вариантов. Венгров надо вернуть туда, где проживают их близкие родственники ханты и манси, а турок на прежнее место их жительства в южную Сибирь.

Как в дальнейшем развивалась судьба осетин, осевших в Грузии?

7
Южная Осетия. Дорога в Цхинвал
6
Южная Осетия. Дорога в Цхинвал

Как известно в начале 19-го столетия, а именно в 1801 году, Грузия, вместе с территорией нынешней Южной Осетии, перед угрозой персидского нашествия, согласно Георгиевскому трактату, добровольно присоединилась к Российской Империи. Собственно Осетия также добровольно вошла в состав Российской Империи, но несколько раньше, в 1774 году, после очередной войны России с Османской Империей и заключения по её итогам Кючук-Кайнарджийского мирного договора. Так, южные и северные осетины стали впервые подданными одного государства.

Но реального объединения двух частей одного этноса не произошло. Тут вот какое дело. Транскама тогда же не было, и как же тогда было общаться, если стояла такая преграда, как неприступные горные хребты.

Юридически Южная Осетия находилась в составе Тифлисской губернии, а Северная административно относилась к войску Терскому. На мой вопрос: «есть ли между северными и южными осетинами различия в диалектах и культуре», сопровождавший меня по Северной Осетии гид сказал: «конечно, и очень сильные». Оценить, понятное дело, я этого не смог, но данное обстоятельство вполне логично и объяснимо.

5
Цхинвал. Центр
Цхинвал. Центр
8
Цхинвал. Центр
Цхинвал. Центр
5
Цхинвал. Центр
Цхинвал. Центр

Что произошло после установления в Закавказье советской власти в плане объединения двух Осетий?

Я просмотрел по этой теме несколько умных статей и отвечу так: все решал товарищ Сталин. Тут надо сказать, что и к Грузии, и к Осетии Сталин относился, мягко говоря, благосклонно. То, что родился Сталин в Тифлисской губернии в городе Гори, это всем хорошо известно, это неоспоримый исторический факт. А вот то, что Сталин по национальности осетин стало для меня открытием, но в подлинности которого я сильно сомневаюсь.

Это утверждение в Осетии очень популярно, слышал я его в той или иной интерпретации от разных людей и даже разных национальностей.

Говорят так: «… до революции осетинские фамилии в Цхинвале чаще всего писались с грузинскими окончаниями… добавляли «швили», что означает «сын» … настоявшая фамилия отца Сталина — Виссарион Дзугаев… самому Сталину при рождении дали имя Сослан, что, согласно осетинскому героическому эпосу, означает «стальной» …

Ну, думаю, логика рассуждений понятна.

Так вот, Иосиф Джугашвили/ Сослан Дзугаев, он же товарищ Сталин сначала решил всю осетинскую землю, и северную, и южную, отдать Грузии. Однако, после ходатайства северных осетин и заступничества Микояна было решился передать Южную Осетию в состав РСФСР. Но в итоге, чтобы никого не обидеть, Сталин оставил Осетию разделённой на две части: одна оказалась в составе РСФСР, другая в составе Грузинской ССР.

4
Цхинвал. Частный сектор
Цхинвал. Частный сектор
4
Цхинвал. Частный сектор
Цхинвал. Частный сектор
4
Цхинвал. Частный сектор
Цхинвал. Частный сектор

Вот такая вот история, свидетельствующая, что причины большинства межнациональных конфликтов заложены в далёком прошлом. Кто тут прав, кто виноват, не разберёшь. Однозначно, что в таких сложных отношениях нет места исключительно чёрному или исключительно белому цвету, а есть множество тонов и полутонов. Если этого не понимать, не искать компромисс, то обязательно рванёт, особенно если кто-то злой и нехороший постоянно подливает масло в огонь.

Как живёшь Цхинвал?

Мне очень хотелось увидеть Цхинвал, хотя я понимал, что особых достопримечательностей в столице Южной Осетии нет. Если быть точнее, они безусловно есть, и это природные красоты, но вкусить их получилось бы вряд ли, разве что по дороге туда и обратно.

Больше всего мне хотелось своими глазами увидеть, как живёт сейчас частично признанное государство, каковы настроения в Южной Осетии и каково ближайшее будущее этого региона. Это был второй и третий вопросы, которые меня волновали. А также, что немаловажно, надо было получить повод и зрительные образы для понимания причин грузино-югоосетинского конфликта.

8
Южная Осетия. Дорога в Цхинвал
4
Южная Осетия. Дорога в Цхинвал
4
Южная Осетия. Дорога в Цхинвал
4
Южная Осетия. Дорога в Цхинвал

Кстати, ровно 4 года назад я посетил ПМР, никем не признанную республику, но тем не менее позиционирующую себя как независимое государство, там даже собственная валюта есть. По итогам той поездки я имею материал — «Приднестровская Молдавская Республика. Неофициальный визит» — найдите время, почитайте, сейчас это как никогда актуально.

Что касается Цхинвала, то прошагал я по этому городу за два дня километров 20 и, наверное, увидел его весь. Всего в Южной Осетии проживает примерно 55 тысяч человек, из них в Цхинвале тысяч 30. И само государство мало, и столица небольшая.

В начале 90-х и летом 2008 года в Цхинвале была война, частично город был разрушен, но сейчас никаких следов печальных событий нет и, напротив, город выглядит великолепно.

3
Южная Осетия. Дорога в Цхинвал
3
Южная Осетия. Дорога в Цхинвал
8
Южная Осетия. Дорога в Цхинвал

Я вообще люблю маленькие города за их провинциальный уют и напротив очень быстро устаю от мегаполиса, не столько физически, сколько в эмоциональном плане. Но часто малые населённые пункты испытывают явные проблемы с финансированием, что влияет на качество жизни. Необустроенные общественные пространства, плохое качество дорог, давно не ремонтировавшиеся дома… язвы такого городка сразу хорошо заметны.

Так как же в Цхинвале? А вот там явных проблем городского хозяйства нет, во всяком случае, стороннему наблюдателю они не заметны. Этот город, конечно, не выглядит столь роскошно, как вновь восстановленный Грозный. Он не похож на франта, одетого исключительно в брендовую одежду, но чист, опрятен, без дыр и грязных пятен на платье.

Небольшой городок имеет театр, музеи, университет, церковь, общественные парковые пространства, приличного вида административные здания.

6
Южная Осетия. Дорога в Цхинвал
3
Южная Осетия. Дорога в Цхинвал
3
Южная Осетия. Дорога в Цхинвал

Все дороги в Цхинвале, в том числе и тротуары в частном секторе имеют асфальтовое покрытие.

Везде идеально чисто. Больше всего меня поразили частные жилые дома, выполненные из кирпича и камня. Без архитектурных излишеств, но добротные, основательные.

4
Южная Осетия. Дорога в Цхинвал
2
Южная Осетия. Дорога в Цхинвал
3
Южная Осетия. Дорога в Цхинвал
2
Южная Осетия. Дорога в Цхинвал
2
Южная Осетия. Дорога в Цхинвал

Стоят такие, уверенные в себе, крепыши. Причём так живёт большинство, одинаково хорошо, без видимого расслоения общества, что очень важно.

С источником финансирования столь добротной жизни Южной Осетии никакого секрета нет. По итогам за 2021 год 80% бюджета республики формируется за счёт финансовой помощи из России, и только 20% составляют собственные доходы. Всего в прошлом году на эти цели Россия потратила примерно 6 млрд рублей. Сюда кроме инвестиций входят пенсии, социальные выплаты, зарплаты бюджетникам, ведь 99% граждан Южной Осетии имеют российское гражданство. В ПМР, кстати, российских граждан примерно 25%.

На первых порах, думаю, такая поддержка была оправдана, но сейчас пришло время повышать уровень собственных доходов, что, конечно, возможно. Читал предвыборные программы кандидатов на должность президента Южной Осетии, а я оказался в Цхинвале как раз посередине между первым и вторым турами выборов, так вот каждый из них призывает именно к этому.

2
Южная Осетия. Дорога в Цхинвал

Говорят, хватит быть иждивенцами.

Планы строят такие: развивать сельское хозяйство, ибо климат там просто волшебный. Уже вроде бы саженцы завезли плодовых деревьев, фундука, будут разбивать сады.

Ну и туризм, первое, что приходит на ум. С этим сложнее, требуются большие инвестиции в туристическую инфраструктуру, а это опять деньги из России.

Вот такие мои впечатления о Цхинвале, полученные на скорую руку: жить там можно и перспективы для лучшей жизни однозначно есть. Получается, что худшие времена у этого региона позади?

Очень хочется на это надеяться. А ведь такие времена были и совсем недавно. Резкое обострение конфликта южных осетин и грузин началось с конца 80-х и начала 90-х с кульминацией в августе 2008 года. Не буду описывать детали тех событий, хотя много что знаю и мнение своё безусловно имею.

Формат сайта туристический, поэтому я и старался сделать упор на личные впечатление, полученные по ходу поездки. Про этногенез южных осетин не смог не упомянуть. Ну это я люблю, этнические расследования давнее хобби, заложенное трудами Льва Гумилёва. Да и надо же понимать, к кому приехал в гости.

Однако, избежав разбора причин межнационального конфликта, я всё же должен ответить, прежде всего, самому себе на третий волновавший меня вопрос. Каково политическое будущее Южной Осетии? Тут для меня всё понятно, оно только с Северной Осетией и Россией. При всём уважении к грузинскому государству, но никакого Цхинвальского района в составе Грузии уже давно нет и никогда не будет.

Фактически эта территории часть Российской Федерации, которая смогла предложить осетинам оптимальные условия совместного проживания. Для нормального развития Южной Осетии, для того чтобы туда пришёл серьёзный инвестор, а люди были в максимальной степени защищены и социально, и в плане безопасности, необходимо узаконить сложившуюся ситуацию.

Это прежде всего выбор самих осетин, проживающих и по одну, и по другую сторону от Главного Кавказского хребта.

 

Теги: Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии