Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был сегодня 15:19
С поездкой на февраль вроде бы определился. Есть шанс поплавать в море с черепахами
Признание
пользователей

«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее

Баку — Азербайджан Октябрь 2017
89 74

Памяти Захи Хадид посвящается!

Если Девичья Башня символ Баку из прошлого, то здание Центра Гейдара Алиева символ Баку из будущего! Невероятное здание, иллюстрация к фантастическому роману о городе в котором будут жить внуки наших внуков.

17
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее

При этом это реальность сегодняшнего дня. А ещё это добрая память, которую оставила о себе на Земле женщина — архитектор, талантливейший человек, лауреат Притцкеровской премии (аналог Нобелевской среди архитекторов) Заха Хадид.

Может слишком много бурного восторга, но нет, он вполне оправдан. И дело не только в архитектурном совершенстве творений Захи Хадид, дело в масштабе её личности. Найдите время, посмотрите в Интернете другие работы, спроектированные архитектурным бюро Захи Хадид. Всюду инопланетные объекты, спустившиеся на Землю.

А ещё поражает география её деятельности: футбольный стадион в Катаре, олимпийский стадион в Токио, музей транспорта в Глазго, фестивальный комплекс в Бонне, политехнический университет в Гонконге и даже частный особняк в подмосковной Барвихе.

Жаль, что до поездки Баку я ничего не знал о шедеврах Захи Хадид. Ведь был не так давно в Белграде, а она и там оставила о себе красивый след, спроектировав многоцелевой комплекс Beko Masterplan. А я не знал, не видел.

В американском Цинциннати провёл как-то почти месяц, а, увы, не удосужился посмотреть работу Хадид — здание Центра современного искусства Розенталя, а ведь именно после его строительства в 1999 году, этот талантливый архитектор получила широкую известность.

Пропустить работу Захи Хадид будучи в Баку просто невозможно. Записывайте адрес: здание Центра Гейдара Алиева расположено на проспекте Гейдара Алиева по дороге в центр города из аэропорта имени Гейдара Алиева.

14
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее

Прежде чем войти внутрь здания, обойдём его вокруг, может даже несколько раз, рассмотрим объект со всех сторон.

8
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее
19
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее
17
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее

Здание органичное продолжение окружающего ландшафта, единое целое непрерывных изгибающихся линий, неровностей, поверхностей разного уровня, плавно перетекающих одно в другое.

17
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее
16
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее

Кажется, что капля чего-то чистого белого и прозрачного растеклась под уклон каскадного парка. В парке нет деревьев, только артобъекты, главный из них, само здание центра.

15
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее

Обязательно надо пройтись по зелёной зоне, по зигзагообразным дорожкам, они повторяют плавные изгибы фасадов. За каждым поворотом, с каждого нового ракурса здание меняет свой визуальный образ.

Всюду непрерывная текучесть, никаких привычных жестких вертикальных железобетонных конструкций. Но это обманчивое зрелище, железобетонная конструкция есть, но с необычной геометрией. Здание центра отвечает всем техническим требованиям, касательно внешних нагрузок, будь-то перепады температур, ветровая нагрузка или сейсмическая активность.

5
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее

Облицовочный материал — армированный стеклопластик и стеклофибробетон, придаёт строению одновременно и легкость и прочность.

Кстати, долгие годы архитектурные идеи Захи Хадид не могли быть реализованы на практике, исполнители просто не были к ним технически готовы. Поэтому архитектурное бюро Захи Хадид, в первое время, чтобы выжить, занималось дизайном мебели и даже обуви.

Внутри здания переходящие друг в друга лестницы, перегородки, стены, полы и потолки. Всюду плавные линии и приглушённый свет.

11
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее
8
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее
9
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее
7
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее

Главная часть внутреннего пространства — трёхэтажный музей посвящённый Гейдару Алиеву. Вход в музей через огромное фойе, в котором пол перетекает в стены, стены в потолок, а потолок в стены.

2
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее
4
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее

Границы между ними едва уловимы.

Всё пространство построено на контрастах: широкие ступени, сменяющиеся узким мостиком, перекинутым через фойе, закручивающаяся воронка устремлённых вверх уровней здания, когда каждый последующий меньше предыдущего. Вокруг огромные белоснежные пространства.

13
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее
6
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее
4
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее

Музей Гейдара Алиева высокотехнологичен, с оригинальной подачей материала, рассказывает о жизненном пути национального лидера. На стендах фотографии, предметы, связанные с жизнью Гейдара Алиева и его семьи, а также исторические экспонаты из разных периодов жизни современного Азербайджана.

На первом этаже музея автомобили, находившиеся в служебном пользовании Гейдара Алиева в периоды его руководства.

2
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее

Музей с технологической точки зрения великолепен, но откровенно теряется на фоне гениальных дизайнерских решений Захи Хадид.

То же самое ощущение в других многочисленных музеях и выставках, размещённых в Центре: великолепие здания поглощает всё внимание, на музейные экспонаты физически не хватает эмоций и сил.

5
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее
1
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее
9
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее

Огромные белоснежные холлы и залы выглядят полупустыми. Задуманный властями, как место проведения крупных форумов и размещения экспозиций, Центр Гейдара Алиева, возможно, и выполняет свои функции. Но, на мой взгляд, главное его предназначение публичная демонстрация благополучия современного Азербайджана. Тут не найдешь скандинавскую скромность, но легко обнаружишь принятое на Востоке стремление к показной роскоши. Как говорится, понты дороже денег.

Так говорил Заратустра

В качестве повода для обращения к прошлому Азербайджана предлагаю тему зороастризма, первой монотеистической религии, зародившейся (по одной из версий) примерно в 7-м веке до нашей эры на северо-западе Ирана. Надо сказать, что поездка этой осенью в Азербайджан стала своеобразным продолжением поездки двухлетней давности по городам Ирана. Многие столетия территория нынешнего Азербайджана была в сфере влияния Персидской Империи: и политического, и экономического, и культурного, и религиозного.

Есть даже понятие — Северный Азербайджан — территория нынешней Азербайджанской Республики, в котором проживают примерно 8 млн. азербайджанцев и — Южный Азербайджан — в настоящее время две провинции в составе Исламской Республики Иран — там проживает около 30 млн. азербайджанцев.

Тогда в Иране, я немного прикоснулся к древнейшей монотеистической религии на Земле, увидел знаменитые зороастрийские святыни.

3
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее
6
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее
5
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее

Именно в тех местах, снизошло откровение пророку Заратуштре. Он, будучи жрецом господствующей в те времена политеистической религии получил божественные знания, легшие в основу священной книги зороастрийцев — Авесты.

4
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее

В новой религии установился культ единобожия, когда из всего пантеона богов все положительные черты были приписаны только одному — Ахуре-Мазде — творцу всего сущего, а отрицательные черты стали характеризовать дэвов — злых духов и демонов.

Принципами первой монотеистической религии были оглашены благие дела, благие слова, благие деяния. Были там сведения о бессмертии души, судном дне, рае и аде, пророках Всевышнего.

А ещё зороастрийцев считают огнепоклонниками, что, на самом деле, не совсем верно.

6
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее
7
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее

Для зороастрийцев огонь и солнце (как величайший из огней) — символ бога Ахура-Мазды, посредник между людьми и богом в повседневной жизни. Примерно как икона у христиан, нельзя же сказать, что христиане поклоняются иконе, через неё они обращаются к Богу.

Но не только огонь является для зороастрийцев священным, а также все остальные стихии: стихии Воды, стихии Земли. Именно отсюда пошли зороастрийские традиции погребения умерших, о них я немного писал в предыдущем рассказе из Азербайджана, и в одном из рассказов из Ирана.

Для зороастрийцев важно было, чтобы огонь был нерукотворным, таким как огонь от попадания молнии в дерево. Получив его, зороастрийцы хранили его, строя вокруг священного огня свои храмы.

Наибольшее распространение зороастризм получил на территории нынешнего Азербайджана, к этим землям их бог был особенно благосклонен. В тех местах прямо из земли выходят языки пламени, вокруг которых собирались последовали зороастризма, и воздавали хвалу Творцу мира — Ахура-Мазде.

Неподалёку от Баку есть гора Янар Даг, у подножия которой, прямо из земли вырывается вечный нерукотворный огонь.

8
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее
8
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее

Земля горит тысячи лет и ничто не в состоянии потушить этот огонь: ни дождь, ни снег, ни ветер.

Вокруг священного огня стоились зороастрийские храмы. И если в таких храмах на территории Ирана (например, в городе Йезде) стоит латунная чаша, в которой жрецы веками поддерживают огонь, дарованный природой, то в Северном Азербайджане в центре храма находится огненный факел, бьющий из-под земли.

6
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее

Наиболее известный храм зороастрийцев, дошедший до наших дней называется Атештях (Дом огня), он расположен в километрах в 30 от Баку, в посёлке Сураханы. Его возвели примерно во 2 веке до нашей эры, но тот первоначальный, со временем был разрушен и заново был восстановлен только в 16 веке.

Возрождение зороастрийского храма Атештях произошло благодаря парсам.

4
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее

Кто такие парсы? Это, кстати, очень интересно.

Долгие столетия зороастризм был официальной религией Персидской Империи, ровно до тех пор, пока не пришли арабы и началась эпоха ислама. Первое время насильно в ислам никто не обращал, новая религия продвигалась исключительно экономическими методами. Если правоверные мусульмане платили Халифату закят (десятину), то не принявшие веру Пророка платили джизии — налог, позволяющий им оставаться на своей земле и верить своему богу.

Размер джизии был гораздо больше закята, и это не нравилось зороастрийцам. Они стали уходить из Персии в Индию и компактно селиться недалеко от современного Мумбая. Они живут там и до сих пор, в большинстве своём сохранили свою религию. В Индии их зовут парсами.

Поток переселяющихся в Индию зороастрийцев значительно вырос, когда в 9 веке к власти в Халифате пришла династия Абассидов. Их политика к представителям другой веры уже не была столь толерантной. Тех, кто не принимал ислам, убивали, зороастрийские храмы разрушали, а священная книга Авеста подлежала уничтожению.

Надо сказать, что, несмотря на все притеснения, религиозные общины последователей Заратуштры и до сих пор живут и в Иране и в Азербайджане. В Исламской Республике Иран официально разрешены три религии: ислам шиитского толка, иудаизм и зороастризм.

Кстати, то что, Иран и Азербайджан, шиитские государства (шиитов не более 20% от всех мусульман) во многом объясняется влиянием зороастризма. После посещения религиозной столицы Ирана — Кума, я немного стал вникать в тему различий между суннитами и шиитами.

19
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее

Так вот, сунниты не признают никакого посредничества между человеком и Аллахом, и свои молитвы обращают непосредственно Аллаху. Шииты же, отвергнув первых трёх халифов, управлявших мусульманами после смерти пророка Мухаммеда, возвеличили четвёртого — Али ибн Абу-Талиба, которого стали почитать посредником между людьми и Всевышним. Считается, что это и есть влияние зороастризма, последователи которого также использовали посредника в своём общении с Богом, и этим посредником был Огонь. Ну как вам такой поворот?

Вообще это очень интересная тема, определяющая влияние зороастризма на христианство, ислам и даже иудаизм. Но вернёмся к парсам и зороастрийскому храму Атештях в окрестностях Баку.

Возрождение храма Атештях в 16 веке произошло благодаря парсам, которые с торговыми караванами стали прибывать из Индии в Сураханы на поклонение огню. Вокруг того места, где природный газ вырывался наружу и соединяясь с кислородом воздуха возгорался, был построен храм дошедший и до наших дней.

Центральной частью храма является четырёхугольная ротонда, имеющая со всех сторон арочные проёмы.

8
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее
7
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее

Ротонда охраняет священный огонь. Вокруг святилища выстроились молельни, кельи отшельников живших в храме постоянно и караван-сарай, предназначенный для непродолжительного пребывания парсов, приезжающих из Индии к священному месту.

4
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее
9
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее
6
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее

Монахи отшельники вели аскетичный образ жизни, истязали свою плоть, очищая тем самым свою душу. Они вешали на себя тяжелые цепи, лежали на негашеной извести, умертвляя тем самым отдельные части тела, лежали неподвижно, подняв правую руку и ногу, добиваясь полной атрофии правой части тела.

4
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее
1
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее
3
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее

Была в составе храма и келья-молельня, куда допускались только верховные жрецы. Они при помощи музыкальных инструментов изгоняли из кельи злых духов -дэвов.

3
«Незаграничная» заграница. Азербайджан. Баку. Про прошлое и будущее

Стены в кельях белились известью или окрашивались в белый цвет — символ чистоты.

Увы, после долгих лет промышленной добычи газа на Ашероне его естественный выход на поверхность в храме Атештях однажды прекратился, сейчас он подаётся к алтарю искусственно по трубам. После того как огонь исчез, парсы покинули храм Атештях, сочтя это за наказание Божье. Сейчас здесь музей, в котором обязательно надо побывать, оказавшись в Баку.

На этом я завершаю свой циклов рассказов из Азербайджана. Не знаю, окажусь ли я в этой стране ещё раз. Возможно, что и нет. Ведь в мире ещё так много мест, где не был и где обязательно надо побывать. Но ту неделю, проведенную в Азербайджане, вспоминаю с теплотой, уж очень там было комфортно.

начало предыдущий рассказ

Комментарии