Турист Алла Горбунова (alla_gorbunova)
Алла Горбунова — была 17 апреля 19:22
Друзья, привет! Соскучилась, вернулась! Туристер ❤️

Морское, Алушта, Ялта, Новый Свет, Судак — Россия Сентябрь 2020

Часть 1. Дорожное

С неотвратимостью смены дня и ночи, наваливался в сентябре, юбилей, круглый и основательный, как асфальтовый каток. Оставаться дома было противопоказано, смену десятилетия следовало пережить и быстрее о ней забыть, думы о бренности бытия и прочие экзистенциальные размышления ещё никого не довели до хорошего. На этот юбилей заготовлена была Португалия, которая тщательно передвигалась и ожидалась, мы были в ней в сентябре, далекого уже 2014-го, и давно уже пора было все освежить, и снова пережить, но 20-й год нам уготовил такую смачную фигу, что удивлению от случившегося нет конца по сей день.
За скалистыми брегами и морскими ветрами решено было ехать в Крым. Полуостров для нас обоих был почти белым пятном — муж был ещё в школьную пору с секцией спортивного ориентирования, а я в студенческий период провела в палатке недалеко от Ялты 3 неполных дня. И, конечно, мы поехали на машине.

Мы ни разу не гонщики, собирались из Воронежа доехать за два дня и потому утром даже и не сильно торопились. Забронировали гостиницу в Краснодарском крае для промежуточной ночевки, и зря, как оказалось. Проскочили резво по федеральной М4 Воронежскую и Ростовскую области уже часам к 2-м, не сильно и устав. Куковать в придорожных нумерах не хотелось, въехали в Краснодарский край и с осторожным оптимизмом задумали ночевать первую ночь уже в Крыму. Предстояло найти, где.

То, что бронирование в Крыму будет затейливым, ясно было и заранее. Отсутствующий в Крыму, принципиальничающий американец Airbnb, чуть более дружелюбный, но кривой и косой, нидерландец Booking и почти уже наш, южноафриканский Авито, с возможностью что-то и как-нибудь арендовать, обещали заморочь и мелкопакостные сюрпризы, что, конечно, с лихвой оправдалось реалиями.

Пока ехали по России, ой, пардоньте, по Краснодарскому краю, и имели в гаджетах пристойный интернет, озаботились первой локацией. Многое из ранее избранного к текущему дню было занято, но более-менее терпимое, судя по картинке в Букинге, забронировали, хорошо, что без предоплаты.
После съезда с М4 скорость заметно падает, но едем, пробок нет, все же сентябрь — отличный для автопутешествий, месяц. Уже в густой темноте, ориентируясь на яркую, к счастью, разметку, подъезжали к морю, пока ехали мимо лиманов, в воздухе добавилось влажности, иногда болотистой, а вскоре — уже и морской, чудесной и манящей, и волнующей, влажности, вдохнуть которую в первый день встречи с морем — и радость, и маленькое счастье.

А вот уже и Крымский мост! Юный стройный красавец, балованный вниманием, изящно раскинулся между берегами, проезд по его остову делает въезд в Крым праздничным и нарядным.
Первые дни запланировано было провести на востоке полуострова, базой избран был Судак, туда и движемся в плотной темноте южной ночи.

Трасса «Таврида» очень приличная, огорожена и освещена, правда, еще пустовата, нет ни заправок, ни мест для отдыха, мчишь как будто в тоннеле, заезжая на автостраду, надо, как минимум, быть с бензином, с водой и, пардоньте — не хотеть в туалет.

Навигатор, уже лишенный интернета, все же не потерялся и свернул нас на дорогу к Судаку. Темно на ней, разбито, свет фар выхватывает краем леса и спящие посёлки, но, хвала всем Богам-покровителям путешественников, около часу ночи, преодолев 1300 километров, мы приехали в Судак.
Дом гостевой наш гостеприимством не блистал. Номер люксовый с потолками метра 3, зачем-то двумя комнатами и нервно-розового цвета, стенами, замкОм, однако, не закрывался — а замок тот, видимо, принимающая сторона и не собиралась ремонтировать. Вряд ли больше, чем на одну ночь тут можно задержаться, и смысл чинить? На огромных до непристойности кроватях не было одеял, а в кране, вуаля — горячей воды.
Утром оперативно подались далее. Судак вообще не зацепил, ни сразу, ни потом — блеклый, без изюминки и шарма, имхо, разумеется.

Часть 2. Здешние горы похожи на Галилейские

Поехали по южнобережному шоссе, мы и планировали по нему последовательно продвигаться в строну Ялты.

Полуостров

Уехали совсем недалеко — остановились за Судаком, у длиннющего пляжа, малолюдного и необремененного лежаками и прочими сервисами. Посёлок между гор как-то глянулся — Морское. Жильё нашли почти сразу — методикой поиска «лихие 90-е». В Крыму вообще нормально, сидя в тенёчке на улице, искать клиентов. Вот и мы так же договорились на трассе с хозяином гостевого дома, с удивительным именем Эдем (это имя хозяина, а не отеля), очень занедорого, тихо-зелено-уютно, в нашем распоряжении была комната на 3-м этаже, санузел с окном и терраса, увитая виноградом. Вид на буроватого цвета, горы, утром залитые тёплым рассветным светом, начинающие краснеть гранаты во дворе, тишина и покой — вот абсолютно то, что надо.

Татары, держащие этот довольно большой гостевой дом (Deniz.morskoe) в Инстаграмм, если что, предложили ещё и питание, тут же во дворе у них небольшое кафе, с утра до вечера женщины кружились во дворе. Хозяева были очень ненавязчивы и доброжелательны. Соседка по этажу, оказавшаяся из Воронежа, по-свойски сдала нам местонахождение не заполненного туристами, пляжа, здесь мы вспомнили, что такое купально-морской отдых.

Пляж тот у горы в форме кабанчика, был не так уж и далёк — всего-то два-три километра, но путь по разнокалиберным камням требовал определенной сноровки и еще — хорошей обуви, пробирались мы к нему вдоль моря, проходя мимо берега, заваленного камнями, с лохмотьями водорослей у воды и йодисто-рыбным запахом моря настоящего, немного неблагозвучным для изнеженного парфюмерией, городского носа. В маленькой лагуне без волн вода была прозрачная и чистая, кажется, чище я и не видела раньше. Явилась мысль-удивление — «Как могли забыть мы о таком простом телесном удовольствии?»

Полуостров

Еще маленькие поселковые радости — изобилие местных фруктов. И разливанное море инжира. Раньше я просто любила инжир и варенье из него и при любой возможности покупала себе маленькие баночки к чаю. Теперь я стала знатоком фиговой темы. Инжир есть обычный, зеленый, вкусный. Есть сорт более крупный и светлый — у мякоти еще более нежный вкус. Фаворитом нашим стал темный, с насыщенным вкусом и ароматом. Это божественно вкусно! Цена вопроса — от 100 до 150 рублей за килограмм. За килограмм, Карл! Забегая вперед и хозяйке на заметку: инжир прекрасно перенес обратную дорогу, мы увезли домой больше ведра, я сварила уже дома варенье почти без сахара, теперь на зиму есть запас из нескольких литров чудесной сладости со вкусом Крымского лета. Местные жители продавали и персики из Бахчисарая, и кизил, и арбузы-дыньки, и кривые, но сладкие и тонкокожие помидоры, о, щедрость Крымской ранней осени!

Да, откуда название этой главы? Фраза эта из самого крымского из моих самых любимых романов: «Медея и ее дети» Людмилы Улицкой. Роман перечитываю на протяжении лет 16, с особенным удовольствием — по дороге на юг. Место действия его находится недалеко от Судака и произносит ту самую фразу один из главных героев, еврей Самоня, Самуил, никогда не бывавший на земле обетованной и не видевший Галилейских гор. Книга очень заряжает крымским настроением, я всегда стараюсь настраиваться на волну будущей страны, земли, людей, возможно, пусть даже реальность слегка раскрашена моей фантазией, пусть так — ведь мне уже стало за тридцать — самое время мечтать!

Часть 3. Вот мне и стало за тридцать

Юбилей наступил. Лучший подарок, кроме, разумеется, теплых слов от родных и друзей — новые открытия! Мы в тот день открыли для себя Новый Свет. Нет, не Америку, до нее пока еще не долетели, пока только поселок, известный по марке шампанского.

Поселок рекламируется как крымский аналог Ниццы. Нам есть с чем сравнить — видали мы оригинал, вот и посмотрим, у кого и горы выше, и море лазурнее. Поехали!

Отдельная тема — это то самое южнобережное шоссе. Не то в нем пугает, что оно петляет иногда на 180 градусов, разбито и залатано асфальтовыми латками, нет внешнего освещения и нормального бордюра. На серпантине с крутыми подъемами и спусками! Самой опасное — это наш, родной, раздолбайский, менталитет, согласно которому тормоза придумали трУсы, а максимальное ограничение скорости устанавливает не глупый знак с циферкой в кружочке, а твой персональный Ангел-хранитель.

Дорога на Новый Свет — очень крута, как по уровню перепадов, так и по уровню красот. Поселок сразу тебя очаровывает. Есть в нем и стиль, и мощь, и красоты какого-то особенного, свойства. Мы пошли, как и положено новосветскому туристу, по тропе Голицына, вот где наши тренировки в скачках по камням очень пригодились!

Полуостров

Тропа подходит к мысу Капчик, на него вход вроде как закрыт. Конечно, все желающие на мыс заходят — у советских собственная гордость, на запреты смотрим свысока (перефразируя Владимира Владимировича М.). С перешейка на Капчик открывается самый умопомрачительный вид — на Синюю и Голубую бухты. Бухту Голубую украшает пляж с уместным названием Царский, а он и был царский.

В месте этом настолько все мощно, и ярко, и энергетично, что Ницца ихняя, пожалуй, даже и проигрывает. Я бы поставила Новый Свет рядом с Амальфитанскими, культовыми городками — или с Амальфи, или с Позитано, или с Майори, или даже с Минори. Я бы обязательно поставила, но не буду. Пока не могу, извините. Минус за неудобства приезжающего, жирный. Мы, потребители, уже привыкли, если не к роскоши-богатству, то уж минимум к чистоплотности и уважению к нам со стороны тех, кому мы платим деньги и терять эти привычки нет желания. Пусть и сюда (тут, в контексте, речь уже о Крыме целиком) придет цивилизованный туристический бизнес, местных предпринимателей нужно вовлечь в большой рынок аренды, и все подтянется, не быстро, но это будет обязательно. И, если, или лучше так: когда это произойдет — вот тогда Новый Свет заткнет за пояс любые Канны.

Полуостров

Мы даже посмотрели в поселке несколько вариантов жилья — решили было перебраться сюда, но после четвертого осмотра оставили эту затею, не судьба. На следующий день приехали в Новый Свет еще раз. В этот раз пошли к Царскому пляжу вниз пешком от можжевеловой рощи. Роща эта с реликтовыми деревьями находится наверху, по ней тоже проходит тропа Голицына, роща, думаю, особенно хороша и полна хвойными эфирами в более влажный период, наверное, по весне. Нынешний же год везде очень засушлив, а сейчас, осенью, всё в Крыму высушено и как-то выжжено, об обильном поливе речи нет — и это еще одна головная крымская боль. Водный дефицит очень ощущается и в быту, и в окружающей, нуждающейся во влаге, растительности, нет здесь сочной сочинской цветистости, оттого немного и впрямь, навеивает ассоциацию с землей обетованной. На той земле я, как и вышеупомянутый Самуил Мендес, не была, правда у меня, в отличие от еврея времен СССР, все же возможностей добраться туда побольше….

Полуостров

Из Морского мы решили съездить в Ялту и в ее дворцы с экскурсионным бюро — и нет, это не бред при наличии машины под боком. О дороге я уже писала, муж после первого серпантинного переезда вообще заявил, что не намерен оставлять подвеску своей машины на убитых крымских трассах. Потом, мы всё же на авто передвигались, но гораздо меньше, чем планировалось.

На экскурсии нас сопровождал очень толковый гид, парень, тоже татарин по имени Эрнест (ничего себе у них имена!). На очень хорошем и правильном русском языке, внятно и не громко, не занудно и с паузами, гид показывал-рассказывал всю дорогу крымские интересности. И еще повезло — в тот день был сильный ветер, запланированную прогулку на катере к Ласточконому гнезду чуть не отменили. После 3-х часов дня, ветер все же утих и мы отчалили от Ялтинского причала. Интересно было глянуть и на скалы, и на Ласточкино гнездо после Португалии — очень все перекликается — и Белен в Лиссабоне с Ласточкиным гнездом как близнецы, и ветреное море грохало волной вполне серьезно, и скалистые берега навеивали беспокойные мысли о кораблях и очень далеких странах. В сегодняшних реалиях туристического импортозамещения — очень даже и похоже на Португальский мыс Рока!

Часть 4. Алушта

Прогноз погоды обещал похолодание и разумно было вернуться в формат городских прогулок. Оседлали мы нашего серебристого коня и выдвинулись в сторону Ятлы. Теперь мы уже знали, что самая муторная дорога только до Алушты, дальше Алушты и до Ялты — трасса обычная. Но дальше Алушты мы и не поехали, решили, что город нам уже понравился, зачем, спрашивается, искать от добра?

Опять поиски жилья, опять излюбленный способ — изловить на улице агента по аренде квартир. Впрочем, интернет-ресурс для поиска жилья в Крыму таки есть — это сайт Tvil.ru. Бронировать на нем, правда, не стали — во-первых, решение принималось на колёсах, а во-вторых, меня несколько смутили слишком высокие рейтинги. Наш гостевой дом в Морском имел рейтинг 9,8, такого на Booking почти невозможно сыскать, к тому же предоплата полная. В любом случае — надо взять ресурс на карандаш.
Мы сняли жильё в самом центре, на втором этаже, с видом на горы. Прямо на нашей улице снимались некоторые кадры из «Кавказской пленницы», но даже если и не так — здесь очень мило и южно. Вид на горы с нашего балкона сквозь виноград — то, что и хотели. Совсем не хотели в довесок получить сволочного хозяина-деда, который нам начал выносить мозг рекомендациями о том, как пользоваться горячей водой, чтобы расходовалось ее минимально.

Полуостров

Набережная Алушты — просто замечательна! По нашему с мужем мнению — лучшая в Крыму. Длинная, расползающаяся далеко за пределы центра городу по линии моря, иногда совсем тихая, но везде очень прогулочно-комфортабельная. Мы насчитали что-то около 3,6 приятных километра. Пляжи практически везде доступны для всех, точнее не скажу — в алуштинскую воду мы уже и не зашли. Обещанное похолодание пришло, в компании с ночным, можно сказать и ураганным ветром, днём все стало тихо, но для купальных мероприятий 20 градусов будет маловато. Да и после нашего пляжа в Морском, городской сильно проигрывал. Отпусков стало два в одном, оба хороши по-своему.

Съездили в Симферополь, на троллейбусе, было скорее любопытно. Ехали не быстро, но, в том числе, ради этого и выбрали этот электромобиль — посмотреть гористые окрестности из окошка.
Симферополь очень ординарный городок, встречаются в нем и милые тихие улочки, уже присыпанные желтой листвой, и блочные, одинаковые и нам знакомые спальные микрорайоны, имеется и парк небольшой впрочем, главное его достоинство, по-моему — его южность и хороший климат, все остальное, скорее, слишком обычно для нас и потому не цепляет. Зашли в местный художественный музей, чем внесли некоторое оживление среди его сотрудников — мы были единственными гостями, не удивлюсь, что и за день тоже.
Думали, что погуляем по Алуште ещё денёк, но наш деятельный хозяин жилья начал нас доставать и его стало слишком много. Собрались за пару часов, на удивление, рано уснули и рванули с утра пораньше домой.

После Симферополя проезжали Белую гору, над которой плыли в нежном утреннем рассветном воздухе большие воздушные шары.

Ночевали уже дома, хорошо ушатанные дорогой, но страшно довольные собой.

Заключительная часть

После возвращения было странные ощущения. Сейчас, в процессе написания рассказа, я вытаскиваю свои свежие впечатления, и они складываются в картинку не очень ярких, слегка припыленных и желтоватых тонов, равновесную и гармоничную. В Крыму что-то есть притягательное — интеллигентность, мягкость, обтекаемость и непохожесть ни на что другое. Можно и не сразу им проникнуться, но это случится, и сами не заметите, как.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия