Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 23:39
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Стародуб — Россия Август 2020

В Стародуб проще всего попасть на машине. Если её нет, приходится пользоваться общественным транспортом. Что будет завтра, неизвестно, на данный момент удобней всего добираться автобусом. Он отправляется утром с автовокзала в Саларьево. Дорога занимает чуть более 7 часов.

Неизвестная Россия. Ч - 4. В стороне от проторенных дорог

После визита в Почеп мне захотелось посетить другие места Брянской области, ранее входившие в Северщину. Компанию составили друзья — Марина и Михаил, с которыми приходилось бывать в дальних странах.

По плану нам предстояло ночевать в Стародубе, следующий день осмотреть Краеведческий музей, и двигаться в Погар и Юдиново. Заночевать в Трубчевске. Утром посетить местный музей, отправиться в Севск, заехать в Локоть и завершить маршрут в Брянске.

Если перемещаться автобусом, уйдёт много времени, и посему я договорился на два дня с таксистом. Владимир оказался человеком разносторонним. Благодаря ему, мы увидели много интересного, за что отдельное спасибо!

Впрочем, не будем забегать вперёд, начнём по порядку.

Точный возраст Стародуба неизвестен. Первый раз город упоминается в «Поучении» Владимира Мономаха в 1080 год. От этой даты принято отсчитывать рождение города.

Неизвестная Россия. Ч - 4. В стороне от проторенных дорог

Краеведы с подобным не согласны. Они полагают, что на момент первого упоминания в летописи Стародуб уже был хорошо организованной крепостью, выросшей из постоялого двора, заложенного Вещим Олегом.

Увы, дивидендов в копилку города от обеих версий не прибавилось. Стародуб, с населением 18156 человек, шестой город Брянской области. По России, из 1115 городов, он занимает 705 позицию.

В начале августа страна только-только начала выходить из карантина. Кафешки и рестораны не работали. Дабы поужинать, пришлось отправиться в Пятёрочку. Сетевых магазинов в городе много. Ассортимент Москве не уступает, были бы деньги…

Гостиница Заря, которую я забронировал, оказалось бывшим общежитием, где до сих пор живут люди. Большинство номеров занимали ребята из Ставрополья.

Раньше каждый колхоз имел свои комбайны и комбайнёров, теперь подобное не выгодно. Дабы убрать урожай, приглашают бригады. Те приезжают со своей техникой и выполняют задачу.

Шумные комбайнёры проснулись на рассвете, и разбудили нас. Желая не тратить световой день, мы с Мариной с утра пораньше отправились изучать город.

Сказать, что Стародуб интересен в архитектурном плане, это значит — покривить душой. Во время войны город сильно пострадал, после чего советское время наложило стандартный отпечаток. В любом случае, Стародуб город облагороженный. Бараков не видели.

Неизвестная Россия. Ч - 4. В стороне от проторенных дорог

Как отмечают про Стародуб в справочниках — нетронутая древняя планировочная структура, редкий пример дорегулярного градостроительства.

В центре зеленеет парк 40 лет Победы.

Здесь три мемориала: в честь десантников, во славу пограничников, а также землякам погибшим в локальных конфликтах при защите интересов Родины.

С парком соседствует центральная площадь, где несгибаемый дедушка Ленин, как и прежде, указывает дорогу.

По утверждению краеведов, в прежние времена на Советской площади возвышался дуб-великан, давший название городу.

«Лес плотной стеной окружал город, и в центре базарного торга… стоял громадный дуб, под сенью которого могли разместиться пятнадцать подвод. Много веков стоял тот дуб и, наконец, в 1840 году усох…», — писал профессор А. И. Рубец в своей небольшой книге «Стародубская старина».

По легенде, горожане решили-таки спилить дуб, дабы расширить пространство. За дело взялись несколько мужиков. Как только пилы вонзились в древо, разверзлись небеса. Молния ударила в дерево и оно загорелось.

Мужики увидели в подобном дурное предвестие и разбежались. Дуб полыхал несколько дней, не оставив после себя ни единой веточки.

Неизвестная Россия. Ч - 4. В стороне от проторенных дорог

Так это или нет, определить не берусь. В любом случае, мощный, наполовину засохший дуб — символ города.

Исторический герб был создан на основе герба 1620 года, пожалованного городу польским королём Сигизмундом III. Высочайше утверждён 4 (15) июня 1782 года императрицей Екатериной II вместе с другими гербами городов Новгородско-Северского наместничества.

Официально использовался до ноября 1917 года. 10 августа 2006 года решением Стародубского городского Совета народных депутатов был восстановлен в качестве официального символа.

Неизвестная Россия. Ч - 4. В стороне от проторенных дорог

Из достопримечательностей нельзя не отметить Сквер им. 348 дивизии.

Немцы захватили Стародуб в ходе Смоленского сражения 18 августа 1941 г. Оккупация продлилась чуть больше двух лет.

Город освобождён бойцами 348 стрелковой дивизии генерал-майора И. П. Григорьевского, а также 250-ой стрелковой дивизией полковника И. В. Мохина, в ходе Брянской наступательной операции 22 сентября 1943 г.

За стеной Памяти проглядывает часовня, справа монумент землякам — Героям Советского Союза.

Если двигаться по тенистой дорожке дальше, выйдешь к Ангелу.

Неизвестная Россия. Ч - 4. В стороне от проторенных дорог

Колонна с Посланником Божьим появилась относительно недавно, и завоевала симпатии горожан. По словам местных жителей, возле устремлённого вверх Ангела назначаются встречи.

Очень жаль, что такого Хранителя раньше не было. Он уберёг бы город от многих несчастий.

В 1152 году Юрием Долгоруким и переселенцами из Стародуба был основан ещё один город — Стародуб-на-Клязьме, впоследствии ставший центром Стародубского княжества, располагавшегося на территории современной Владимирской области.

В XIII веке во время Батыева нашествия город оказался уничтожен монголо-татарами. В последующем литовцы сумели дать Орде отпор, в результате чего значительная часть западно-русских земель вошла в состав ВКЛ. С середины XIV века Стародуб — один из центров в Великом Княжестве Литовском.

Дмитрий Донской, за год до Куликовской битвы, выступил походом на Литву. Задолго до этого князь стародубский и трубчевский Дмитрий Ольгердович, в начавшейся междоусобице, перешёл на сторону Москвы, призвав покровителей на помощь.

В результате войны Стародуб от московских ратников серьёзно пострадал. Дмитрий Ольгердович родную вотчину потерял. Город остался за младшим братом, подчинявшимся Литве.

Стародуб вернулся в Московию в 1503 году, после победы Ивана III над литовцами в битве на Ведроше.

Будучи пограничной крепостью на юго-западной окраине Русского государства, Стародуб не раз подвергался нападениям польско-литовских сил.

Летом 1535 года во время Стародубской войны польско-литовское войско под командованием гетманов Радзивилла и Тарновского. Сделав подкоп, они впервые применили мины, взорвав часть стены.

На месте пробоины разгорелась битва. Гарнизон отбил две атаки, но третья оказалась решающей. Литовцы ворвались в крепость, разорили город, перебили 13 тысяч жителей, сожгли крепостные стены.

В том же году город со всеми укреплениями был заново отстроен. Укрепления состояли из валов, рвов и деревянных рубленых стен с проездными башнями.

Абсолютно непонятно, кем на самом деле был Лжедмитрий Второй? Выдавая себя за спасшегося предшественника, в мае 1607 г. Лжедмитрий II впервые заявил о себе в Стародубе. Именно здесь начала формироваться его армия и боярская дума. Из Стародуба мятежники отправились в поход на Тулу. Новому государю присягнули остальные города Северщины, первым из которых стал Почеп.

В 1616 году поляки вновь овладели Стародубом, и по Деулинскому перемирию сохранили его за собой. В 1620 году король Сигизмунд III даровал жителям вольности по Магдебургскому праву. Польша использовала его укрепления для защиты своих земель от Московского государства.

Прообраз будущей Украины — это окраина Московии. Самостийной на ту пору она не была и занимала довольно скромные размеры, включая Чернигов, Киев и Северщину.

А в 1654 году, после восстания Б.Хмельницкого, Украина объединилась с Россией. В 1646 году весь край был отнесён к Гетманщине. Стародуб стал одним из десяти центров казачества Левобережья, главным городом одноимённого полка. В свою очередь, полки делились на сотни, которые находились в городках и местечках.

Во второй половине XVII века в городах Левобережной Украины сложилось «двоевластие» — власть казачества и власть мещан. Плюс, набирала силу власть Московского правительства. Подобное заложило целый ряд политических и социальных проблем.

Опасаясь притеснений, высоких налогов и гражданских повинностей, многие стародубцы записались в казаки, в том числе отдельные евреи.

Самым старым зданием города считается каменный собор Рождества Христова — трехкамерный купольный бесстолпный храм в стиле украинского барокко. Его часто называют Старым, а также Казацким.

Собор построен в 1617 году, возможно, на месте существовавшего храма периода Киевской Руси. Внутри была найдена плита с надписью 1405 года. В 1677 и 1744 годах собор горел и оба раза восстанавливался.

Храм являлась полковым собором Стародубского полка — самого сильного и боеспособного.

Неизвестная Россия. Ч - 4. В стороне от проторенных дорог

Попасть внутрь не получилось. В связи с карантином службы были отменены.

Оценить церковь Николая Чудотворца получилось опять-таки со стороны. Она расположилась на горе, в черте бывшей Стародубской крепости.

В деревянном виде храм существовал уже в 1617 году. Церковь неоднократно горела, а в 1691 году была реконструирована на средства полковника М. Миклашевского.

В 1803 году перестроена в классическом стиле, и до настоящего времени дошла именно в таком виде.

На Гудовке (начало улицы Краснооктябрьской, возле школы имени Калинина) существовал храм Рождества Иоанна Предтечи. Время его постройки не выяснено, но уже в 1705 году храм существовал. В 1720 году его перестроили в каменном виде на средства гетмана Ивана Ильича Скоропадского.

Храм являлся великолепным памятником архитектуры украинского барокко. В советские годы оказался разрушен, и увидеть его можно разве что на фото начала 1920-х годов.

Повторюсь, от времён давних в Стародубе мало что осталось. О седой истории может свидетельствовать разве что Солдатская горка — природный холм где стояла Стародубская крепость. Место напрямую связано с возникновением поселения.

В 1096 г. Владимир Мономах отправился в поход на Олега Черниговского. Последний укрылся в Стародубской крепости. Мономах не смог взять город с налёта. Началась осада, которая продлилась 33 дня, однако взять город ратники Мономаха не смогли.

Много раз неприятель штурмовал эти валы. Когда-то удавалось разорить город, а когда-то нет. Например, войска Карла Великого во время его похода в Россию в 1708 году, цитадель не взяли.

Стародубский казачий полк с лучшей на ту пору армией мира имел несколько баталий. Возможно, именно поэтому шведские генералы отказались от решающего штурма.

Подобное вспоминаются, когда идёшь мимо обтянутой зеленью Солдатской горки. Исторический объект уснул летаргическим сном и никакие археологи его не беспокоят.

Одной из главных достопримечательностей города можно по праву назвать Тюремный замок — заброшенный и никому не нужный.

Тюремный комплекс возведён в начале XIX в. по проекту Адриана Захарова. В советское время здесь размещались: тюрьма, медвытрезвитель, склад. В настоящем здание не используется, потихонечку разрушаясь.

Единственный вход в острог выполнен в виде двойного арочного обрамления, устроенного в стене монументального двухэтажного здания. Здесь жили семьи жандармов.

Заключённые содержались в отдельно стоящем корпусе внутреннего двора, со всех сторон огороженном от внешнего мира.

Зайдя на территорию, мне невольно вспомнился фильм «О бедном гусаре замолвите слово», как провинциальный актёр Евгений Леонов сидел в тюрьме, а дочка его навещала. Через окно папенька мог с ней разговаривать и принимать передачи. Увы, в последующем условия содержания изменились в худшую сторону.

Неизвестная Россия. Ч - 4. В стороне от проторенных дорог

Рискуя сломать ноги, мы осмотрели изнутри оба здания. Везде царствует разруха. Столь необычных объектов в России раз, два и обчёлся… Очень жаль, что Стародубские власти не смогли найти замку достойного применения.

По утверждению местных жителей, та стена, что закрывала тюрьму со стороны реки, была стеной Стародубской крепости и окончательно разобрали её в Перестройку. Тюремный замок оказался заброшен. Люди использовали материал для своих нужд.

Сверху открывается обзор на речку Бабинец, в прежние годы подходившую к валам крепости, а ныне превращённую в озеро.

Через пару часов в музее нам довелось видеть мощные ядра от катапульты. Они остались от войны между Литвой и Русским государством (1500 — 1503 г.). По результатам баталий Стародуб был сожжён литовцами, но далее отошёл к Москве.

По словам нашего таксиста Владимира, именно он с пацанами нашёл в детстве эти ядра. Они лежали в земле возле Солдатской горки, неподалёку от Тюремного замка. Так что, археологов Стародубская земля ждёт, но они сюда не спешат…

Неизвестная Россия. Ч - 4. В стороне от проторенных дорог

После знакомства с острогом, мы отправились на осмотр озера.

По другую сторону Бабенца город заканчивается, уступая права деревенскому поселению.

Единственная достопримечательность — церковь Богоявления Господня в стиле украинского барокко (1770—1789 гг.). Увы, оценить внутреннее убранство, опять-таки не удалось. Из-за пандемии храм оказался закрыт.

Солнце начинало свой разбег по небу, и день, набирая обороты, вступал в права. Скоро должен был открыться музей. Мы решили возвращаться в гостиницу, по пути пройдя через рынок.

Тихий провинциальный город спать ложится рано и просыпается поздно. В половине девятого рынок сиял пустотой. Торговки ещё не успели собраться, а те что пришли, только начали выкладывать нехитрый товар.

Как и чем живёт современная Россия, до сих пор не понимаю? По Стародубу колесят дорогие иномарки, отечественных развалюх практически нет. В то же время на рынке стоят бабульки, наторговывая сущие копейки, и подходят к ним такие же непрезентабельные покупатели.

Подъезжает к базару джип. Выходит модная фифа, приветствует знакомую торговку, после чего просит в долг ведро картошки и кило огурцов. Из разговора слышу, дескать, Сашка из Москвы приедет, денег привезёт и мадам с навороченными ногтями за картошку рассчитается.

Судя по всему, у современной России раздвоение личности, и кто она такая, живущая в кредит, она сама толком не знает…

В качестве плюса отмечу, молодёжь российская стала более культурной и благородной. У них нет той тяги к алкоголю, что отмечалась в моё время или в 90-х.

Ровно в девять утра свои двери распахнул Краеведческий музей. Экскурсию я заказывал заранее и в музее нас ждали.

Стародубский краеведческий музей расположился в одноэтажном деревянном здании в стиле ампир XIX века.

До Революции дом принадлежал дворянам Миклашевским, после здесь несколько лет звенела ложками о тарелки столовая детдома.

Род Миклашевских происходит от Михаила Андреевича Миклашевского (ок. 1640 — 19 марта 1706) — стародубского полковника, генерального есаула Войска Запорожского.

Всё в нашей истории непонятно и предательство Мазепы в том числе. Как теперь выясняется, стародубский полковник Миклашевский вёл тайные переговоры о вхождении Украины третьим полноправным членом Речи Посполитой. Гетман о подобном узнал и направил Миклашевского с малым отрядом на шведов, в результате чего полковник погиб.

Судя по всему, Мазепа до самого последнего момента не думал встать на сторону Карла. Гетман расправился с отдельными заговорщиками, помог царю подавить восстание Булавина и всячески выказывая преданность. Но это уже тема другая…

Экспозиция музея начинается с зала, где рассказывается о природе, о геологическом прошлом, а также о современных достижениях.

Неизвестная Россия. Ч - 4. В стороне от проторенных дорог

На стеллажах кости мамонтов, чучела животных, как современных, так и доисторических, символический ключ от города, продукция местных заводов, среди коих глаз притягивают аппетитные головки сыра. Марки вроде как на слуху, однако я в Москве стародубской продукции ни разу не видел.

Следующий зал знакомит с прошлым: доисторическим и средневековым. Артефактов не много, но уникальные экспонаты есть.

На территории района люди жили с древнейших времён.

Неизвестная Россия. Ч - 4. В стороне от проторенных дорог

По берегам рек осталось множество стоянок. В зале представлены карты и фотографии стоянок, кремневые наконечники, осколки древней посуды, скребки, резцы, топоры, молотки и многое другое.

В состав Киевского государства Стародуб вошёл добровольно. Находясь в зоне лесо-степей, неоднократно подвергался нападениям хазар и половцев. В 1239 г. город был разорён Батыем.

После Революции из усадьбы Миклашевских изъяли кольчугу, принадлежавшая их предку. В качестве эксоната кольчуга один из главных свидетелей ушедшей эпохи.

Следующие стенды рассказывают о вхождении Стародуба в состав Великого Княжества Литовского, о войне Литвы и Русского государства (1500—1593 гг.), о восстании Богдана Хмельницкого.

При вхождении в Литву насчитывалось 9 православных храмов, к середине XVII века таковых осталось два. В отличие от литовцев, католики-поляки толерантность не проявляли. Подобное предопределило выбор Стародуба на стороне Хмельницкого.

Царь Алексей Михайлович, после воссоединения гетманщины с Русским государством, подтвердил вольности по Магдебургскому праву, полученные в 1620 г. от польского короля Сигизмунда III. Стародуб стал административным центром одноимённого полка.

Не смотря на разорения поляков и крымцев с 1660 годов появляются старообрядческие слободы. Начинают развиваться ремёсла и торговля. Стародуб становится связующим звеном между Россией и Украиной, прославился звонкими колоколами и литейным производством.

Во время Русского похода шведский император Карл решил обойти Стародуб стороной. Однако местное казачество организовало целый ряд успешных налётов, уничтожив провиант, столь необходимый шведам. Все попытки врага овладеть городом не увенчались успехом.

Возле Стародуба сохранились курганы, где покоятся солдаты Карла XII.

Неизвестная Россия. Ч - 4. В стороне от проторенных дорог

По результатам войны Петр I наградил стародубцев подтверждением вольностей, полученных ими по Магдебургскому праву.

Что касается короля Карла, его энергия нашла не то русло. После разгрома под Полтавой, он несколько лет провёл в почётном плену у османов. Погиб в 1718 г. при осаде одной из норвежских крепостей, став последним европейским монархом, павшим в бою.

Казаки, имевшие собственную амуницию — мундир, ружье, пику, также лошадь, исполнявшие таким образом службу на родине и за границею, назывались выборными. Бедные, снаряжались от нескольких дворов, снабжали всем нужным одного казака, который по этой причине именовался подпомощником.

Число тех и других в сотнях было неравное. В каждой сотне выборных насчитывалось от ста, двести и более казаков, подпомощников до тысячи и свыше. Первые считались поголовно, последние хатами или семьями.

Выполняя государственную повинность, казаки Левобережья не только служили в армии, но и участвовали в строительстве. В 1722 г. привлекались к строительству Ладожского канала. В 1733 г. 30 тыс. казаков и крестьян строили Украинскую засечную линию, прошедшую по южной части Харьковщины и Полтавщины. Во втором случае количество жертв неизвестно, с Ладоги из 10 тыс. домой вернулось не более 3-х тыс.

Погибших в походе атаманов и старшин хоронили с большими почестями, иногда под полом церкви. Рядом с могилами простых казаков по давней традиции ставился шест с белым полотнищем.

В 1783 г. казаки были обложены денежным налогом. Ушла в неебытиё их старинная привилегия — служить государству не деньгами, а только службой. Это уравняло обычных казаков с мещанами.

Атаманы и старшины получили титул дворянства, а их бывшие подсоседки (обнищавшие крестьяне) стали их же крепостными. В том же году Стародубский полк прекратил своё существование, превратившись в регулярный карабинерский.

Отечественная война 1812 г. обошла город стороной, зато он связан с декабристами. В имении бывшего губернатора Волынской и Новороссийской губернии М. П. Миклашевского жил и был арестован его зять, член Союза благоденствия и Северного общества, полковник в отставке А. Ф. Бригген.

Сын сенатора М. П. Миклашевского — Александр Михайлович Миклашевский (1796–1831) полковник 22-ого Егерьского полка, член Союза благоденствия, затем Северного общества, за участие в декабрьских событиях — разжалован в рядовые и сослан на Кавказ. Погиб в Дагестане при штурме аула Чум-Кескен. Похоронен в крепости Шуша.

Следующий зал знакомит с бытом крестьянства и мещанства.

Местный диалект имеет множество неповторимых слов. Украинцы, литовцы, белорусы, поляки, евреи, русские и даже греки с сербами участвовали в этногенезе стародубцев.

Этническое разнообразие отобразилось в национальной одежде и предметах быта. Например, в экспозиции есть сундук на колёсиках в форме трапеции — скрыня. На нём спали, днём используя в качестве стола.

Коренные стародубцы, в большинстве случаев, хорошо знают родословную. Соответственно, нам не пройти мимо темы евреев!

В Стародубе они появились во второй половине XIV века, когда город попал под власть Литвы. На момент вхождения в состав Великого Княжества Литовского, евреи, переселившись из соседней Польши, занимали положение особого сословия.

Польский король Казимир III Великого в 1334 году пригласил германских евреев на поселение в своём государстве. В 1388–89 годах литовский князь Витовт даровал им самоуправление, представлявшее собой развитую систему на основе Магдебургского права. В дальнейшем права евреев различными правителями неоднократно подтверждались.

К концу XIX века в Стародубе насчитывалось 5 тыс. евреев, что составляло 30% населения города. В первой половине прошлого века евреи из Стародуба начали уезжать. Кто-то устремился в крупные города, другие на Землю обетованную. Оставшихся уничтожили во время войны немцы.

Стародуб по 1918 г. немцев помнил. Та оккупация больших проблем не принесла. С приходом Гитлера ситуация изменилась.

На хуторе Беловщина нацисты устроили концлагерь, куда собрали коммунистов, евреев и цыган. В 1942 г. концлагерь ликвидировали — 1400 советских граждан было расстреляно.

С тех пор евреи в Стародубе не живут. Бывшая синагога используется в других целях. На окраине сохранились следы еврейского кладбища.

Вечером, гуляя по городу, мы забрели в парк.

У входа чернел колоритный бюст, однако я, по незнанию, в наступивших сумерках не стал фотографировать. Как оказалось, зря!

Уверен, всем памятна картина Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Искусствоведы часто критикуют художника за затылки. Дескать, он не представил в полной мере эмоции людей. От спора воздержусь, но отмечу, Репину позировали люди известные.

Писарем изображён будущий директор Днепропетровского национального исторического музея, археолог, историк казачества — Д. И. Яворницкий. Колоритный атаман в шапке, глядя на которого, невольно улыбаешься — Александр Иванович Рубец — музыковед, собиратель народных песен, музыкальный педагог.

Неизвестная Россия. Ч - 4. В стороне от проторенных дорог

Рубец (1837—1913 гг.) преподавал пение и теорию музыки в Петербурге. Полностью потеряв зрение, переехал к брату в Стародуб, где почти 20 лет сочетал творческую деятельность с благотворительностью.

Городской парк в прежние времена был имением семьи. Дом, где жил Рубец, располагался по соседству. Александр Иванович Рубец много сделал для города. К огромному сожалению его дом и могила утрачены.

В любом случае, стародубцы просветителя не забывают. В музее сразу несколько стендов рассказывают об этом во истину уникальном человеке. Сохранился рояль, который помнит руки знаменитого музыканта.

После Октябрьской революции до февраля 1918 г. Стародуб входил в состав провозглашённой УНР. В реальной жизни это обернулось безвластием. В уездах начались погромы, действовали многочисленные банды.

18 февраля 1918 года в Унече состоялся съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов четырех северных уездов Черниговской губернии. Его представители избрали исполком и передали ему власть.

Через неделю, 25—26 февраля, состоялся Стародубский уездный съезд Советов. Делегаты одобрили деятельность советского правительства, объявили о роспуске уездных органов власти и избрали исполком уездного Совета.

В последующем часть Северщины была оккупирована германскими войсками. После их ухода советская власть была восстановлена, а 4 уезда, по февральским резолюциям, вошли в состав РСФСР.

Стародуб окружают степи, и потому партизанский отряд, действовавший в районе, был небольшим, но боевым. Из 202 партизан на момент освобождения в живых осталось 67.

Сразу после оккупации в городе образовалась подпольная группа из 29 человек. Ребята расклеивали листовки, устраивали взрывы, добывали из госпиталя медикаменты, переправляя их партизанам.

Немцами была создана спецгруппа. 10 членов подпольной организации во главе с её руководителем были арестованы. 27 июля 1943 года десять отважных патриотов были расстреляны в урочище «Вьюнки» под Клинцами. После войны в 1963 году останки патриотов были захоронены на Ильинском кладбище Стародуба. На здании музея открыта мемориальная доска, в память о погибших.

Стародуб дал стране восемь Героев Советского Союза и трёх Кавалеров Ордена Славы. На одном из стендов гимнастёрка участника Парада Победы В. А. Лукьянцева, рядом фотографии ветеранов, стрелковое оружие, гильзы и каски.

Думаю, если бы музей занимал более просторное здание, его экспозиция была бы шире. И тем не менее, даже эти несколько залов, дают представление о прошлом славного города, о его истории, о стародубских героях.

В заключении хочу отметить, каждый день по каналу Культура показывают исторические фильмы: о Египте, о кельтах, о древних римлянах и тому подобное. Мы с интересом познаём чужую историю, своя же, богатейшая и неизученная, остаётся не у дел.

Друзья, история России интересна и многогранна! Очень надеюсь, что малоизвестный Стародуб, после моего рассказа, станет ближе и понятней.