Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 16:54
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Почеп — Россия Июль 2020

«Повесть временных лет» — один из первых памятников русской письменности. Перечень летописных сводов заканчивается XII веком. Местом действия являются Киев, Новгород, Муром, Смоленск, половецкие степи, Чернигов и Новогорд-Северский.

На северо-востоке современной Украины, на юго-востоке Белоруссии и на юго-западе России располагались Черниговское и Новгород-Северское княжества. В «Повести» край именуется Северщиной, по названию племенного союза северян, куда входили кривичи, дреговичи и радимичи.

К Брянской области часто применяется выражение «Седая Брянщина». Здесь есть города, входившие в Северщину, которые старше Москвы. Однако, увы, установление границ превратило их в терра инкогнита. Туристические маршруты обошли Брянскую Северщину стороной.

В своей серии заметок под названием «Неизвестная Россия» я хочу рассказать об этих местах, сделав их ближе.

* * *

Почеп! Друзья, более чем уверен, большинство из вас про этот город никогда не слышали.

Неизвестная Россия. Ч - 1. От неолита до Северной войны

Железная дорога через город проходит, но добраться сюда проще всего из Брянска на маршрутке. Она идёт полтора часа и приезжает на автовокзал. Дабы попасть в центр, нужно сесть на автобус, и далее выйти возле полиции.

Друзья, кто может объяснить, почему Луна циркулирует вокруг Земли и не падает? Как наша планета крутится вокруг Солнца, а вся Солнечная система движется по галактике? Нет, это реально не поймёшь, а если и разберёшься, то другим не объяснишь…

Вот так и Россия! За счёт чего она держится и развивается? Мне думается, за счёт энтузиастов бескорыстно отдающих обществу свой труд, силу и знания. Одним из таковых можно смело назвать Василия Николаевича Зезюлю.

Ещё до поездки я узнал, что в Почепе есть Народный музей пожарной охраны. Он по крупицам начал создаваться в далёком 1969 году. На первых порах экспонаты находились в служебном кабинете Зезюли. Коллекция с годами расширялась, и вот в 1985 году, при поддержке администрации города, музей обрёл своё здание. Что называется, успели до развала…

Василий Николаевич Зезюля 32 года проработал на должности начальника пожарной охраны г. Почеп. Искренне переживая за вверенное дело, он старался объяснить землякам, что нужно делать, дабы не случилось пожара. С этой целью начал собирать экспозицию. Со временем она стала пополняться предметами историческими.

И вот Народный музей вырос на столько, что уже не помещается в домике, занимая под открытым небом полторы улицы.

Любопытно посмотреть, как выглядела пожарная телега, в былые времена перевозившая бочки с водой. Рядом уменьшенная копия ветряной мельницы, рында и средневековый насос, воссозданный по чертежам.

Медленно прогуливаясь, изучаем средневековую пушку, деревянные сани, гильзы от снарядов, партизанскую землянку.

Далее идут: велосипед с большим передним колесом, всевозможные двигатели, железнодорожные шпалы и колёса, трансформаторы, плакаты призывающие беречь лес, мостики и скамейки, присев на одну из которых, предлагается простить обиду, уменьшенная копия пожарной каланчи, кусок обшивки сбитого советского самолёта, сеялки, веялки, старинная крестьянская лодка, кусок липы из усадьбы Разумовского и многое другое.

Неизвестная Россия. Ч - 1. От неолита до Северной войны

Да, всё это выглядит простенько и немного хаотично — зато с любовью! В создание музея Василий Николаевич вложил массу сил, времени и личных денег.

К моему большому сожалению познакомиться не удалось. Между тем в интернете я видел, что ветеран пожарной охраны Василий Николаевич Зезюзя полон сил и энергии, и с удовольствием проводит для детей экскурсии.

Стараниями Зезюли в Почепе появилась уменьшенная копия крепостной башни.

Музей примыкает к Успенской церкви, одной из старейших церквей города. Храм в советское время не закрывался и имеет статус памятника архитектуры.

Наш визит в первую очередь ставил цель посещение Краеведческого музея. Совместно с гостиницей он делит бывший дом купца ДризО, двухэтажное кирпичное здание конца XIX века.

Неизвестная Россия. Ч - 1. От неолита до Северной войны

Некоторое время назад Почеп посетили потомки купца. Всё им было интересно, во всё старались вникнуть. Осмотрели музей, прогулялись по городу, в конце уточнили, их фамилия правильно пишется ДризЕ, и попросили внести изменения. Что поделать, европейцы любят точность…

Музей основан в 1937 году, насчитывая более 4 тыс. экспонатов, из которых в основном фонде 3437, занимает подвал и два этажа. Своими фондами музей во многом обязан уроженцу города Ф. М. Заверняеву.

Участник ВОВ, археолог-краевед Заверняев открыл целую серию стоянок в области, в том числе в Почепском районе. Многое из найденного стало основой экспозиции.

В назначенный час нас ждал научный сотрудник Владимир Шломин. Первой точкой осмотра стал зал археологии. Его артефакты, в виде осколков от черепков, можно изучить, спускаясь по лестнице.

Неизвестная Россия. Ч - 1. От неолита до Северной войны

Подвал, словно пещера Алладина, поразил до глубины души!

Сразу у входа картины на исторические темы.

Сам зал по площади небольшой, но, когда заходишь и видишь множество стендов, после чего взгляд упирается в диораму, сразу понимаешь, что имеешь дело с чем-то интересным и необычным.

Постараюсь ничего не упустить, поведав о том, что услышал от Владимира.

Палеолит — самый древний период истории человечества. Людей было мало. Рядом с отступившим ледником паслись мамонты, северные олени и носороги.

Человек жил охотой и собирательством. Наконечники копий и стрел, а также ножи — изготовлялись из камня. В условиях тундры звери давали пищу, одежду и материал для постройки.

На территории Брянского края существует целая серия стоянок палеолита. Самые известные Юдиново и Елисеевичи. В их тени остаются Хотелёво 1, Хотелёво 2 и ряд других

Неизвестная Россия. Ч - 1. От неолита до Северной войны

Следующий период каменного века — неолит

Неолитические поселения располагались вблизи рек. Древние люди ловили рыбу и охотились на птицу. По берегам Судость подобные стоянки встречаются часто.

Человечество при неолите делает первые шаги технического прогресса. Главной породой камня оставался кремень. Начинают развиваться шлифование, пиление и заточка. Появляются крупные наконечники копий, не известный раньше топор, костяные кинжалы и стамески. Начинают зарождаться ткачество, в том числе плетение сетей, и керамика.

Земледелие и одомашнивание скота позволяют увеличить производство продовольствия. Как результат — людей становится больше. Племена осваивают новые территории, и начинают воевать друг с другом.

Когда смотришь на разложенные топоры и осколки керамики с насечками, что были раньше узором, невольно возникает мысль, неужели это тысячелетний артефакт? Да, именно так!

Неизвестная Россия. Ч - 1. От неолита до Северной войны

Работники музея создали инсталляцию в виде небольшого шалаша. Именно в таких жилищах по берегам рек обустраивались люди неолита. Шалаш обкладывался снизу дёрном, сверху травой и ветками.

По сравнению с каменным и бронзовым веками, продолжительность железного века невелика. Начало его обычно относят к началу I тысячелетия до н. э. На территории Почепского района железный век ознаменовался Юхновской культурой (V  в. до н. э. — II  в. до н. э.)

Следы селищ и городищ встречаются в больших количествах. В пойме реки Судость встречается железная руда. Люди, а это были племена балтов, освоили обработку железа. Об этом красноречиво свидетельствуют остатки их деятельности.

Удивили пращевые ядра! Получается, их использовали на Руси за тысячелетие до образования самой Руси.

Балты строили укреплённое городище, вокруг лепились селища. В случае опасности, народ прятался в крепости.

Археология это попытка заглянуть в тёмную комнату через замочную скважину. Стараниями учёных в Почепском районе была найдена ещё одна культура. Её так и назвали Почепской.

Неизвестная Россия. Ч - 1. От неолита до Северной войны

Сформировалась в I веке нашей эры из синтеза элементов юхновской и зарубинецкой культур в результате переселения в Подесенье потомков зарубинецких племён из Среднего Поднепровья. Верхняя хронологическая граница почепской культуры не определена. Генетически связана с киевской культурой на юго-западе и мощинской на востоке.

Почепская культура представлена фрагментами сосудов, грузиками для сетей, иглами, ножами, женскими украшениями. Есть даже долото, но вопросов от этого ни чуть не меньше.

Неизвестная Россия. Ч - 1. От неолита до Северной войны

В истории полным-полно белых пятен, но славянский период хотя бы как-то понятен. В VII — VIII веке славяне стали обживать Северские земли. По реке Судость осуществлялась торговля с другими народами, о чём свидетельствуют экспонаты.

Очень интересен осколок глиняного горшка с трезубцем Рюрика. Варяга на Русь призвали в 862 году. Образовалось государство, для существования которого города и сёла платили дань. Собиралась она в специальные горшки с клеймом Рюрика.

В летописях Почеп фигурирует позже, но, если верить артефакту, местные жители свою лепту в государственную казну уже тогда вносили.

В 90-х годах в пойме Судость обнаружили древний череп. Это не было похоже на захоронение. Человек погиб в бою, о чём свидетельствовала дырка в голове. Музейщики заинтересовались и отправили находку на экспертизу. Было установлено, наконечник, что пробил голову и остался внутри, изготовил славянский мастер в XI веке.

Почеп окружают степи и леса. Девять веков назад здесь происходили стычки с половцами. Вердикт учёных — череп принадлежит половецкому воину.

Неизвестная Россия. Ч - 1. От неолита до Северной войны

Завершает экспозицию диорама. Её создали по материалам раскопок Ф. М. Заверняева. Инсталляция даёт понять, как выглядело святилище богини Макоши.

Святилище Макоши — это Почепская культура I  в. н. э. Макоша считалась богиней-матерью, ей приносили головы животных в качестве жертвоприношения.

Ещё раз повторюсь, ничего подобного от провинциального музея мы с женой не ждали, и потому оказались под сильным впечатлением! Но это было ещё не всё. Первый этаж экспонатами небогат, но средневековая история города событиями изобилует.

Наверняка какая-то крепость в Почепе с XI по XII век стояла и монголы её сожгли, но записей об этом нет.

Северские земли, совместно с другими русскими княжествами, в 1356 году захватил литовский князь Ольгерд. Расширив территории, Великое Княжество Литовское усилилось, став мощным государством.

Неизвестная Россия. Ч - 1. От неолита до Северной войны

На первых порах в новом государстве всё было замечательно. В составе Литвы жилось легче, так как не нужно было платить налогов в Орду. Литовские князья, оставаясь язычниками, к своей вере не принуждали. Здешние ратники входили в Стародубскую хоругвь, а значит участвовали в Грюнвальдской битве (1410 г.)

Письменное упоминание о городе первый раз встречается в литовских летописях в 1457 г.

Предполагается, что через Почеп проходила линия разграничения между Литвой и Москвой. Пограничная крепость называлась «Чеп». Это обозначало замок или задвижка. При заключении договоров указывалась граница — «По Чеп».

Неизвестная Россия. Ч - 1. От неолита до Северной войны

В русских летописях город впервые фигурирует в 1500 году. Через три года он будет взят войсками Ивана III и сделается стражем Московского государства.

На протяжении XVI века Почеп был одной из сильнейших крепостей. С 1571 по 1598 год входил в оборонительную линию на юго-западных рубежах. Укреплённые по периметру стены достигали 740 саженей.

Насчитывалась 31 башня, в четырёх были ворота: на Стародуб, Мглин, Трубчевск и Смоленск. Как память об этом, остались названия улиц: Стародубская, Мглинская, Трубчевская, Смоленская.

Неизвестная Россия. Ч - 1. От неолита до Северной войны

Судость в те годы подходила ближе к горе и заполняла водой ров, прикрывавший с севера. С юго-запада опоясывала Немига.

По боевому расчёту цитадель имела 5 медных пушек и к ним 600 ядер, а также 47 пудов железа для их изготовления, 16 пудов пороха, 10 пудов свинца, 153 пуда серы, 217 литров селитры. Плюс — 53 мушкета и 50 гранат.

Неизвестная Россия. Ч - 1. От неолита до Северной войны

Летом 1535 года польско-литовское войско под командованием гетманов Радзивилла и Тарновского захватило то, что осталось от города. Для предотвращения дальнейших польско-литовских завоеваний жители Почепа были переведены в Брянск, а сам город был сожжён.

В последующем город вновь был обстроен. Летом 1565 года во главе 1600 всадников польский воевода Ф. С. Кмита-Чернобыльский вступил в Северскую землю и взял Почеп.

Однако далее, в дипломатическом документе по Ям-Запольскому мирному договору от 15 января 1581 года, Почеп упоминается в числе русских городов.

Кем был Лжедмитрий II, у историков нет чёткого ответа, но заявил он о себе впервые в соседнем Стародубе. 12 (22) июня 1607 года Стародуб присягнул на верность новому государю.

10 (20) сентября повстанческая армия из 3 тыс. человек под предводительством гетмана Меховецкого, направившись на Тулу, покинула Стародуб.

Первой остановкой стал Почеп, который встретил самозванца хлебом-солью. Его власть признали Новгород-Северский, Чернигов, Путивль, Севск и другие Северские города.

В последующем положение самозванца на Северщине осложнилось.

В распадающемся тушинском лагере 4 (14) февраля 1610 года под Смоленском тушинский патриарх Филарет и бояре заключили с Сигизмундом III договор, по которому сын короля Владислав Жигимонтович должен был стать русским царём; обязательным условием было принятие королевичем православия. Действуя от имени Владислава, Сигизмунд III щедро жаловал тушинцам земли, ему не принадлежавшие.

Весной 1610 г. польские отряды стали захватывать северские города и приводить население к присяге Владиславу.

15 марта отряд запорожских казаков тайно подошёл к Почепу и поджёг крепость. При штурме погибло 4 тыс. защитников. Они были похоронены у Ильинской церкви. В последующем на этом месте никогда ничего не строилось.

По Деулинскому миру c 1618 по 1632 год Почеп в составе Речи Посполитой. В ноябре — декабре 1632 года русские войска ненадолго возвратили город, но по Поляновскому миру 1634 он снова отходит под юрисдикцию Польши.

Неизвестная Россия. Ч - 1. От неолита до Северной войны

Поляки не литовцы, они пытались силой навязывать католичество. Как память об их присутствии в музее вырезанная из дерева мадонна с младенцем.

В 1652 году Почеп освобождён от польских войск. После Переяславской Рады с 1654 года попал в состав Левобережной Украины. Почепская сотня в Стародубского полка считалась наиболее боеспособной. Таковы были расклады началу Северной войны.

Неизвестная Россия. Ч - 1. От неолита до Северной войны

О былых событиях напоминают земляные валы — бывшая цитадель Александрополь, о которой в России опять же никто не знает. Когда я созванивался с музеем, мне сказали, что тропинка туда заросла бурьяном и пройти невозможно.

К счастью это оказалось не так. После знакомства с музеем, у нас была экскурсия по городу и далее Владимир показал дорогу на крепость. За что отдельное спасибо!

Неизвестная Россия. Ч - 1. От неолита до Северной войны

Мы же, дабы не нарушать хронологию, совершим виртуальный осмотр крепости. Она, подобно мальчишке из рассказа Л.Пантелеева «Честное слово», так и осталась на посту забытая всеми.

Миновав частный сектор, достигаем мостика, что перекрыл Судость. Река уснувшей вовсе не кажется. В прежние времена она была больше и потому не смерилась со своим нынешним усечённым видом.

Неизвестная Россия. Ч - 1. От неолита до Северной войны

Быстрое течение шевелит водоросли.

В реке как в зеркале отражаются деревья и облака. Вода чистейшая. Дно полностью просматривается. И потому когда видишь стайки рыб, причём не мальков, а с хорошую ладошку, вспыхивает древний инстинкт рыболова…

Чудесен и деревянный мостик. Он словно декорация исторического фильма. Наверняка режиссёры мотаются по России, выискивая натуралистические места для съёмок. Господа, откройте же наконец Почеп!

Миновав реку, минут 15–20 движемся по давно не хоженой грунтовке. Прогретая солнцем земля парит, договариваясь с небом о дожде. В воздухе молниями мечутся стрижи. Мохнатые шмели заняты делом и не обращают на нас внимания, а вот оводам, наоборот, незнакомцы интересны.

Поле! Это и есть русское поле, заросшее бурьяном, забывшее про комбайны и про колхозы. Зато от разнотравья можно опьянеть, как от бокала вина. Уж здесь то точно никакого Мосфильма. Всё как и во времена похода шведского императора Карла.

Как память о войне, поднялась в поле зелёная волна, но на противника всей своей массой так и не обрушилась.

Даже в наше время, по прошествии трёх веков, масштаб проделанной работы впечатляет. Перед валами был ров, а сами валы достигают 7–8 метров.

Неизвестная Россия. Ч - 1. От неолита до Северной войны

В том месте где мы поднимались, натоптана тропинка, и если бы не она, пришлось бы карабкаться, вцепляясь в траву, вгрызаясь в землю. Солдату, начала XVIII века при полной амуниции, штурмовать подобное укрепление было бы как минимум сложно.

К концу XVII — началу XVIII века Шведская империя была господствующей державой на Балтийском море и одной из ведущих европейских держав В 1697 году Швецию возглавил пятнадцатилетний Карл XII, и юный возраст монарха дал повод соседям Швеции — Датско-норвежскому королевству, Саксонии и России — рассчитывать на лёгкую победу и реализовать свои территориальные претензии к Швеции. Эти три государства образовали Северный союз.

Война началась в 1700 году и успех на первых порах сопутствовал шведам.

Пётр I принимал меры по срочному восстановлению и строительству укреплений у Пскова, Новгорода и Москвы. Однако, вопреки ожиданиям, Карл XII принял решение о вторжении в Саксонию и Польшу.

На шведском военном совете часть генералов высказалась за наступление на Москву, но Карл XII посчитал, что русская армия слишком слабая, чтобы в ближайшие годы угрожать шведам на севере. Это дало Петру восстановить силы после поражения под Нарвой.

Неизвестная Россия. Ч - 1. От неолита до Северной войны

Почепскую цитадель стали возводить в 1706 году, когда обозначилась угроза. В городе на тот момент крепость была, но она морально устарела. Решением инженеров новую твердыню поставили в поле, рядом с рекой Судость.

Для работ привлекли местное население. Землю для форта обязаны были возить купцы, казаки, крестьяне и даже монахи. Работы продлились два года.

Петропавловская цитадель имеет 6 выступающих бастионов. Здесь применена похожая схема, но бастионов 5. От реки форт в 40–50 метрах, соответственно, на этом участке противник атаковать не смог.

Шведов ждали со стороны поля. Если бы им удалось захватить бастион, имелся проход в сторону реки, дабы удобно отступить. Гарнизону предстояло пройти 1,5 км. по насыпной дамбе вдоль русла, дабы оторваться от неприятеля

Неизвестная Россия. Ч - 1. От неолита до Северной войны

В последующем дамбу размыло, но саму крепость время не тронуло.

В июне 1708 года шведы двинулись в направлении Смоленска. Принято считать, что первоначально они планировали основной удар в направлении Москвы. Положение русских осложнялось тем, что Петру I не были известны планы противника и направление его движения.

Планы Карла XII раскрылись в конце июня, когда главные силы перешли Березину южнее Борисова, а Левенгаупт с огромным обозом вышел на юг из Риги.

Через три дня после победы под Головчином Карл XII занял Могилёв и захватил переправы через Днепр. Дальнейшее продвижение замедлилось из-за тактики выжженной земли, применённой русскими. Были выжжены десятки белорусских селений, и шведам приходилось передвигаться по опустошённой местности, испытывая острый дефицит провизии.

11—13 сентября 1708 года в небольшом смоленском селе Стариши — крайней восточной точке движения шведской армии при вторжении в Россию — состоялся военный совет короля с его генералами. Решался вопрос о дальнейшем движении шведской армии: через Смоленск прямо на Москву или на юг на Украину.

Неизвестная Россия. Ч - 1. От неолита до Северной войны

Без тяжёлой артиллерии осада или штурм укреплённого Смоленска выглядели бесперспективными. Движение по опустошённой местности на Москву без обоза Левенгаупта, который все не мог нагнать главные силы, грозило шведской армии голодной смертью. Армия нуждалась в отдыхе, поэтому было выбрано движение на Украину.

17 сентября царь Пётр получил сведения, что шведы переходят Сож у Кричева и разведывают дороги на Стародуб и Почеп. На военном совете было принято решение разделить русскую армию: Шереметев уходил с главными силами параллельно армии шведского короля на юг к Брянску, Боур с конницей должен был тревожить тылы Карла XII, а Пётр и Меншиков с наиболее мобильными частями отправлялись на поиск и перехват Левенгаупта.

В конце сентября шведский король с главной армией перешёл реку Ипуть и с разочарованием узнал, что русские его опередили. В Почеп, Мглин и Стародуб Шереметев ввёл сильные гарнизоны, а извещённые о приближении шведов крестьяне с запасами на зиму и скотиной разбежались подальше от дорог по глухим лесам и болотам.

Путь на Москву снова был перекрыт зоной опустошения, отбирать провиант и фураж было не у кого. Именно поэтому Карл оказался под Полтавой — его туда попросту загнали.

Когда мы рассматриваем ту или иную историческую фигуру, желательно оценивать персонаж согласно возрасту. На момент похода в Россию Карлу 25 лет. Молодой и амбициозный, он никого не слушал и особенно своих генералов. Направиться в Россию, где не существовало дорог — авантюра чистой воды!

Неизвестная Россия. Ч - 1. От неолита до Северной войны

Ряд историков утверждает, что Пётр, дабы замириться с самой сильной армией мира, готов был отказаться от всех приобретённых территорий. Мальчишка-император на это не пошёл, желая одного — уничтожить Российское государство. Результат известен!

Что касается крепости, на этом пятачке три века назад оказался собран цвет Российской армии, наиболее обученные соединения. Почепская администрация ближний бастион слегка причесала, установив пушку и забор. Теоретически, сиё место можно облагородить лучше, но зачем? Про Почеп и про его крепость никто не знает.

Кстати, почему она называется Александрополь? В 1709 г. здешние земли император пожаловал Меньшикову. Александр Данилович в Почепе стал укрепляться и назвал крепость своим именем.

Длинна валов 1,5 км. Ворот было двое. Военное зодчество того времени не предполагало наличие частокола на подобных валах. Пушка и частокол это вольная фантазия неутомимого В. Н. Зезюли.

Если когда-то тут должны были сойтись две армии, то теперь тихую войну ведут растения. Наблюдая за цветами, можно понять, какой вид с кем дружит и мирно соседствует, тогда как других на свою территорию они не пускают.

На горке растут одни, вдоль вертикальной насыпи другие, а в овраге третьи виды. В некоторых случаях это выглядит просто и понятно — успели захватить.

Но, что удивительно, внутреннее пространство одного из бастионов оказалось заполнено явно не полевыми цветами.

Александрополь использовался вплоть до Революции. В прежние времена здесь стояли каменные строения, теперь ничего нет. По словам местных жителей, ранней весной здесь можно случайно ковырнуть ногой землю и на поверхности окажутся гильзы или пуговицы от царской военной формы. Но это уже другая история.