Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — сейчас на сайте
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Погар — Россия Август 2020

Более чем уверен, про Погар 95% россиян никогда не слышали.

Погар — тихий провинциальный посёлок городского типа, административный центр одноимённого района Брянской области. Расположен на реке Судость (приток Десны), в 7 км к от железнодорожной станции Погар, в 128 км к юго-западу от Брянска. Население — 8351 чел. (2020).

Строки справочника скупы. Но если подойти к вопросу более основательно, выяснится — Погар на 8 лет моложе Москвы. Это один из древнейших городов Северщины.

Скажу честно, до прошедшего лета про Погар я ничего не знал. Изучая маршрут по Брянщине, с удивлением обнаружил, что в посёлке есть Краеведческий музей. Дальше-больше, стал смотреть, нашёл в сети ролик, где погарский экскурсовод увлекательно рассказывал про музей, водил туристов по городу, и далее знакомил с капищем.

Загоревшись, я решил твёрдо — Погар и его музей для посещения обязательны.

От Стародуба Погар в 40 километрах. На дорогу ушло меньше часа. При вопросах, где находится музей, погарцы оживлялись и начинали с радостью жестикулировать, объясняя дорогу.

На одной из улиц таксист обратил наше внимание на сигаретно-сигарную фабрику, однако мне подумалось, что он что-то путает. Какие могут быть сигары на Брянщине? Как позже выяснилось, сомневался я зря.

В назначенное время в музее нас ждали. Экскурсию для нас провёл Сергей Николаевич Бирюков, тот самый экскурсовод, которого я видел в интернете.

Я постоянно переспрашивал и перебивал вопросами. Сергей Николаевич каждый раз терпеливо объяснял, и, видя живой интерес, к общепринятой информации добавлял личную.

Старший научный сотрудник, кандидат исторических наук, «Заслуженный работник культуры РФ» — Сергей Николаевич Бирюков, в Погарском музее работает более 30 лет. Собирая информацию, часто посещает архивы. О родных краях написал книгу ВРЕМЕНА БОЛЬШИХ ПЕРЕМЕН Города Стародубья в XVIII веке

В конце нашего общения Бирюков посетовал, что с Черниговским архивом с каждым годом работать всё сложней и сложней. История Северщины общая, но по другую сторону границы из неё теперь, подобно фокуснику в цирке, вытягивают не весть что…

Перейдём же наконец к истории города.

Музей со дня основания в 1986 году находится в здании конца XIX века, принадлежавшем купцу Левандо. Отсюда происходит название, данное местными жителями, — Левандина гора. Затем здесь располагалась городская Дума.

После Октябрьской революции в здании находились райком партии и местные органы власти. С 1970-х — музыкальная школа. В 1986 году оно было передано под историко-краеведческий музей.

Неизвестная Россия. Ч - 5. Последний город Магдебургского права

Покупаем билеты и спускаемся в подвал, где знакомимся с разделом «Археология и этнография».

Первые обитатели края — неандертальцы и кроманьонцы. Глядя на аккуратные топорища, каменные ядра для пращи, крючки из кости, зернотёрки, словно на станке отточенные грузила для сетей, кремневые наконечники и каменные фигурки, просто не верится, что от мастеров, всё это создававших, нас отделяют века, ещё раз века и даже тысячелетия.

Охота на мамонта для наших предков являлась занятием вполне обычным.

Неизвестная Россия. Ч - 5. Последний город Магдебургского права

Первые летописные источники, вкупе с археологическими находками, свидетельствуют о северянах и радимичах, обживших местность.

Радиимичи — летописное объединение IX–XII веков, традиционно считающееся славянским племенем или племенным союзом.

Радимичи жили в междуречье Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков. В 907 г. в составе войска Олега принимали участие в легендарном походе на Царьград.

Согласно летописному преданию, «… были же радимичи от рода ляховъ, пришли и поселились тут и платят дань Руси, повоз везут и доныне». Повоз — налог за право иметь своего князя.

С подобным не согласны ряд исследователей. Археологи полагают, что племенное объединение имело смешанное, славяно-балтское происхождение. В VIII–IX веке территория края вошла в северянский племенной союз. В 862 году, когда на Русь призвали варягов, северяне в состав нового государства вошли добровольно.

Погар впервые упоминается в летописи за 1155 год. Город на ту пору именовался — Радогощ. Под таким названием он фигурирует до XVII века.

Радогощ (Осенины) — один из главных славянских праздников, знаменующий День осеннего равноденствия.

По другой версии, Радогощ обозначает — родник или болото.

По третьей, Радо гощ — рады гостям. Город располагался на полноводной реке Судость, впадавшей в Десну. В былые времена реки выполняли роль дорог, и потому купцы (гости) в здешние края наведывались часто.

Неизвестная Россия. Ч - 5. Последний город Магдебургского права

По мнению сотрудников музея, четвёртая версия является наиболее правдоподобной.

Радогост — бог торговли, бог Солнца и плодородия, верховный бог балтов и западных славян. Его изображали в шлеме и кольчуге, с вещей птицей на голове и бычьей головой на груди. Западные славяне создавали в честь Радогоста капища, всячески развивая его культ.

Неизвестная Россия. Ч - 5. Последний город Магдебургского права

Эта культура была уничтожена германскими племенами. В память о Радогосте на территории Чехии некоторое время назад была установлена восьмиметровая статуя.

На территории Погарского района обнаружено несколько капищ. В музее есть уголок, где воссоздана инсталляция святилища. На первом плане забор с черепами, за ним белая статуя.

Ушедший бог левой, прижатой к телу рукой, опирается на меч. В правой кубок, на котором сидит птичка. Вместо шапки шлем в виде бычьей головы, что является символом хлебопашества.

Конечно, одеяния Радогоста условны, тем не менее, этому богу поклонялись. До принятия христианства его культ был значимым. В последующем, как и киевский Перун, Радогост был свержен.

Для этнографов Погарский район представляет особый интерес. Как и соседний Население сформировано поляками, белорусами, украинцами, литовцами, евреями и русскими.

Неизвестная Россия. Ч - 5. Последний город Магдебургского права

Всё это отобразилось в предметах повседневного быта и в национальных костюмах.

В этом разделе истории мои познания довольно скромные, и потому проследуем в следующий музейный зал. Он называется «Быт старого Погара».

Неизвестная Россия. Ч - 5. Последний город Магдебургского права

Во 2-й половине XIV века Радогощ перешёл во владение к Литвы. По результатам Русско-Литовской войны (1500—1503 гг.) вернулся в состав Русского государства, однако далее всё было не просто.

В 1534 г. киевский воевода А.Немирович, состоявший на службе Литвы, поджёг город. Выпустив женщин и детей, гарнизон крепости под командованием Лыкова, не желая сдаваться, погиб в огне. Матфей Никитич Лыков, наместник Радогоща, за редкий подвиг самосожжения внесён в Синодник-заповедь на вечное поминание.

В 1563 г. возродившийся Радогощ вновь сгорает от литовцев. Восстанавливать крепость русские воеводы не спешат.

После раздоров Смутного времени по Деулинскому соглашению 1618 г. города Стародубья перешли под контроль Варшавы.

В 1630-х годах здешние земли в частное владение получает польский дипломат Александр Песоченский, входивший в состав польского посольства по заключению с Москвой Поляновского мира.

На самом высоком месте он ставит замок. Рядом появляются ещё и ещё строения. Новый город на пепелище начинает фигурировать в хрониках как Погар.

Желая привлечь население на свою сторону, поляки наделяют Мглин, Стародуб, Почеп и Погар Магдебургским правом «на веки вечные».

Города управлялись магистратом — особым советом депутатов. В его функцию входили сборы податей в казну и содержание армии. К выбору депутатов допускались горожане, имевшие собственный дом, торговлю или промысел. Подобное исключало неимущественные слои из состава избирателей.

Когда Левобережье принадлежало Варшаве, польские власти старались население перетасовать, расселяя поляков и литовцев на подконтрольной территории. Во время восстания Богдана Хмельницкого в Погар пришли запорожские казаки и вырезали часть города. Остальные записались в казаки. На ту пору граница с Русским государством проходила в 5 км. от Погара.

В январе 1654 г. стольник М.Дмитриев привёл население к присяге на верность русскому государству. На одном из стендов копия грамоты (1666 г.) царя Алексея Михайловича, где он подтверждает Погару вольности по Магдебургскому праву.

Во время похода Карла XII (1708 г.), при приближении неприятеля, Погар надлежало в очередной раз сжечь. К счастью шведская армия прошла стороной. За успешные действия против шведов Пётр подтвердил Погару Магдебургское право.

Укрепление позиций мещанства способствовало экономическому росту региона. Стали развиваться производство и торговля, выделялись средства на строительство церквей. Ушедшая эпоха отобразила себя в украинском барокко.

Погарская пенька продавалась на Рижской ярмарке, в Кенигсберге (Крулевце) и через Архангельский порт в Англии. В Москву поставлялось стародубское стекло, колокола, хлебное вино.

Любопытный факт, когда Пётр Первый боролся в России с пьянством, сокращая кабаки и виноделие, до гетманщины его указы доходили в слабой форме. «Хлебным вином» Стародубья снабжалась большая часть Малороссии, его поставляли в Россию.

Переработка хлеба на «хлебное вино» давала доход в 2–3 раза выше, нежели продажа самого хлеба. В 1721 г. в Стародубе насчитывалось 46 шинков (кабаков), в Погаре — 21, в Почепе — 6. В 1723 г. из малороссийских городов в Москву на продажу привезли 68,9 тысяч ведер «хлебного вина».

В 1768 г. мелочной торговлей в городе занималось 23 дома. Проводилось 3 ярмарки в год. Купцам предлагались: масло, рыба, хлеб, лошади и мн. др. В XVII–XVIII веках имели хождение деньги Литвы, Речи Посполитой и России.

В условиях усиления централизации, к концу XVIII века стало понятно, что Магдебургское право обречено на отмирание. В 1831 г. в городах Малороссии оно было заменено Литовским статусом. 4 марта 1843 г. вышел указ, по которому малороссийские города становились обязаны руководствоваться законами Российской империи.

Стародуб и Мглин полномочия сложили сразу, но Погар, в силу своей провинциальности, какое-то время существовал по старинке. Именно поэтому он считается последним городом Магдебургского права.

Крепостного права в Погаре не существовало. Большая часть мещан умела читать и писать. Уровень жизни был выше, нежели в Центральной России.

Мещанин — производное название горожанина от польского слова «место» или «място» — город. Однако, увы, благодаря Островскому, мещанин и мещанство стали терминами унизительными. Мещане представляются людьми недалёкими, не желающими видеть и знать мир дальше собственного забора. И вот теперь как они жили, по прошествии времени мы толком не знаем.

Вот что пишет о погарских мещанах в своей книге С. Н. Бирюков:

«Мещане при церквях составляли братства, имели свою форму одежды, отличительные знаки — цеховое знамя, цешку в виде медного креста, бывшую паролем при срочном сборе цеховиков к цехмейстеру, и свои мары — носилки для выноса усопших.

В Стародубе музыканты и калачники были приписаны к церкви Иоанна Предтечи, кузнецы к храму Рождества Богородицы, а при церкви Положения Ризы Богоматери находилось „Зарецкое братство“.

Каждый цех имел свой дом для заседаний и праздничных мероприятий. Такой „дом брацкий… на разные потребы церкви“ имелся в Погаре при Никольской церкви и Успенском соборе.

Братство поддерживало свои традиции и ритуалы. Знамёна каждого цеха отличались друг от друга. У богатого цеха оно было бархатное или плисовое, на нём вышивался белый крест, год изготовления и имя цехмейстера. По краям находился галун и шёлковая кайма, по углам — паревые кисти.

У портных, помимо изображения иконы своей церкви, вышивались или рисовались ножницы и утюг, у сапожников — сапожная колодка; у кузнецов — маленький молоток.

В Погаре эти знамёна находились в своих церквях и отличались по цвету: у ковалей были из чёрного сукна, у резчиков по дереву из синей ткани.

В праздники в Погаре братчики стояли в церквях в два ряда отдельно от священников, а в Стародубе возле них. Цеховых усопших выносили бесплатно. Иногда для почёта впереди несли знамя, а когда несли почётного мастера, то все цеха города несли свои знамёна и свои пустые покрытые мары, которые на кладбище не вносились.

Цеховые традиции сохранялись почти до середины XIX века.»

Как память о прошлом, остался старый герб Погара. Жёлтый казачий крест на синем фоне. Синий цвет обозначает — благородство. В нижней части чёрный ромб символизирующий камень, он устремлён углами в четыре стороны света.

Неизвестная Россия. Ч - 5. Последний город Магдебургского права

В 1987 г. Погар получил новый-старый герб. Советский символ с луковицей, сигарой и шестерёнкой не прижился.

Ценным артефактом музея является закладной камень Свято-Успенской погарской церкви. Он хранился в доме героя обороны Севастополя, генерала от инфантерии А. И. Шепелева.

Позже во время экскурсии мы посетили то место, где она стояла. Первая Успенская церковь известна с 1654 г. В ней присягали на верность московскому царю, и там же слушали указ, подтверждающий Магдебургское право.

В 1805 г. на новый каменный собор 2 тыс. рублей выделил император Александр Первый. Освящение состоялось в 1819 г. В последующем город несколько раз посетил патриарх Филарет (Дроздов) и проводил в церкви службы.

Храм пережил революцию и войну, но в хрущёвские времена оказался разрушен. Существуют планы восстановления.

В музее сложилась традиция. Верующие кладут руку на закладной камень и загадывают желание. Обычно камень слегка холодный, этот показался мне тёплым. Желание я загадал. Надеюсь. сбудется.

Любопытны фотографии погарцев позапрошлого века.

Неизвестная Россия. Ч - 5. Последний город Магдебургского права

На одной из таковых голова Погара 4-х сроков (1883—1895 гг.), купец, владелец хутора Граборовка — Николай Осипович Грабар с женой.

Перед Революцией, почуяв неладное, Грабар уехал в Европу, где и остался жить. Некоторое время назад в Погар приезжали его правнуки. Оба граждане США: один искусствовед, другой врач.

Пётр Иванович Соропадский, отец последнего украинского гетмана Скоропадского, почётный гражданин Погара. Пётр Иванович принимал большое участие в делах Стародубья.

Слушая рассказ экскурсовода, вместе с ним перемещаемся в «Зал боевой славы». Он посвящён Великой Отечественной.

Неизвестная Россия. Ч - 5. Последний город Магдебургского права

В Погарский район война пришла через два месяца. При отступлении, переправляясь через Десну, наши войска понесли большие потери. 29 августа 41-ого немцы заняли Погар.

В музее представлен макет танкового сражения, происходившего возле деревни Карбовка с 30 августа по 3 сентября. Рядом уникальные фотографии.

Неизвестная Россия. Ч - 5. Последний город Магдебургского права

8 сентября 2017 г. в Погарском районе предали земле пятерых красноармейцев. Останки бойцов были обнаружены в ходе весеннего этапа «Вахты Памяти», имя одного из них удалось установить: подполковник Александр Андреевич Морачев, командир 216 танкового полка 108 танковой дивизии Брянского фронта, погибший 1 сентября 1941 года.

Личность подполковника Морачева была установлена благодаря сохранившимся фрагментам нашивок на форме в ходе архивной работы и совместной работе поисковиков Почепского и Погарского районов и экспертов брянской полиции.

В подразделении Морачёва командиром танка служил старший сержант Калашников, будущий конструктор легендарного автомата. Очень жаль, что он не смог попрощаться с боевыми товарищами. Михаил Тимофеевич скончался за 4 года до этого.

Неизвестная Россия. Ч - 5. Последний город Магдебургского права

Вспоминая пережитое, Калашников в мемуарах пишет следующее:

Будто вновь слышу голос командира роты:

— Калашников, остаешься за командира взвода. Будем прикрывать правый фланг стрелкового полка. Внимательно следи за моей машиной…

Было это в сентябре 1941 года, еще на дальних подступах к Брянску. Рота вышла на опушку леса. Земля исполосована рубцами гусениц. Эти следы оставили мы, танкисты, утром, участвуя в контратаке. Бой был коротким. Командир умело маневрировал огнем и машинами. Благодаря этому удалось быстро отсечь вражескую пехоту от танков, поджечь несколько машин противника.

И вот фашисты днем снова предприняли атаку на господствующую высоту: восемь танков неторопливо двигались на позиции нашей пехоты. Находясь в танковой засаде, мы выжидали, стараясь не обнаружить себя. Вражеские бронированные машины накатывались волной. Казалось, еще немного — и они достигнут вершины высоты. Мой механик-водитель не выдержал, по внутренней связи выдохнул:

— Что мы стоим, командир? Сомнут же пехоту…

И тут поступила команда: зайти фашистским танкам в тыл. Стремительный рывок из засады, залповый огонь из пушек — и несколько немецких машин загорелось. Вражеская пехота, не успев отойти, полегла под пулеметным огнем. Мы убедились, насколько расчетливо поступил командир роты, не рванувшись раньше времени в бой.

Я старался не упустить из виду танк командира роты. А он неожиданно круто развернулся назад. Сделал это командир решительно, быстро, уверенно. Очевидно, заметил, что фашисты бросили в бой еще одну группу танков, пытаясь ударить нам во фланг и тыл.

Снаряды уже ложились рядом с нашими машинами, когда мы повторили тактический прием командира роты: вслед за ним мы на скорости скатились назад и скрылись в ложбине за высотой. Командир роты не только увел нас из-под огня противника, но и сумел вывести наши машины во фланг вражеским танкам.

Неизвестная Россия. Ч - 5. Последний город Магдебургского права

Получилась своеобразная карусель, в которой максимальные потери несли фашисты: их танки, то и дело вспыхивая чадными кострами, выходили из боя один за другим.

31 августа Михаил Тимофеевич получил ранение и был направлен в госпиталь. На следующий день погиб его командир подполковник Морачёв. Калашников узнал об этом намного позже.

Впереди отступавшей колонны шли танки, и машины от них отстали. Тут подоспели немецкие мотоциклисты и расстреляли грузовики с ранеными.

Старший сержант Калашников, как командир танка, на вооружении имел пистолет и оказать должного сопротивления пулемётчикам не смог — но именно тогда конструктору стали приходить идеи создания автомата.

Неизвестная Россия. Ч - 5. Последний город Магдебургского права

Михаил Тимофеевич свои мемуары составлял через 50 лет после произошедшего. Когда вышла книга, исследователи стали сравнивать с архивными отчётами и нашли ряд неточностей, но мы не станем акцентировать на этом внимания.

26 сентября бойцы 282 стрелковой дивизии ночью атаковали позиции немцев, с целью отбить Погар. Бой был жестоким, однако немцы устояли.

Начальник артсабжения, воентехник 2-ого ранга Н. И. Жмурин в письме из Романовки описал подробности дневного боя. На следующий день Жмурин пропал без вести. В музее хранится письмо, написанное за день до гибели, и довоенные фотографии: на первой Жмурин с супругой, на второй один.

Неизвестная Россия. Ч - 5. Последний город Магдебургского права

7 октября Брянский фронт рухнул. В Погарском районе в окружение попало большое количество бойцов РККА. Фронт на восток отодвинулся быстро, и потому к своим многие выйти попросту не смогли, примкнув к партизанам.

К Погару подходят леса, куда немцы старались без нужды не заходить. В музее представлена карта дислокации отрядов. В июне 1942 г. в 46 населённых пунктах была восстановлена Советская власть. Витемля стала партизанской столицей, а в Романовке располагался райком партии.

В соседнем Суземском районе возле деревни Смелиж функционировал скрытый аэродром, благодаря которому осуществлялась связь с Большой землёй. Партизанам доставлялись продукты, оружие и боеприпасы. Обратно вывозили раненых.

Неизвестная Россия. Ч - 5. Последний город Магдебургского права

Немецко-фашистские оккупанты нанесли Погару серьёзный урон: в городе были уничтожены 483 дома и все промышленные предприятия, сожжены 12 сел и деревень, расстреляны около сотни мирных жителей. 10,5 тыс погарцев воевали на фронтах Великой Отечественной. Домой вернулись 3 тысячи.

Погарец Л. С. Кулюдо летом 41-ого был призван в армию. Он имел сбережения на книжке, перевёл их в Фонд Обороны и приобрёл на них танк, на котором воевал. Два раза горел, но остался жив.

Погарский район дал стране одного полного Кавалера Ордена Славы и пять Героев Советского Союза.

В районе поблизости друг от друга действовали два отряда: им. Ворошилова и им. Чапаева. До сих пор неясно, что произошло после освобождения. Партизаны встретились, и по каким-то причинам случился инцидент со стрельбой. Как результат, о деятельности отрядов информация была засекречена на последующие 20 лет.

Неизвестная Россия. Ч - 5. Последний город Магдебургского права

На войне события происходят стремительно, предателя могут причислить к героям, а героя к предателям.

М. А. Сельгиков в начале октября вместе со своим подразделением прикрывал отступление советских войск возле деревни Карбовка. Был ранен, попал в плен, но сумел бежать. Далее вступил в партизанский отряд и воевал с немцами.

После освобождения Брянщины Сельгиков получил в качестве награды отпуск и отправился в родную Калмыкию. Здесь бывший партизан, вместе со своим народом, был депортирован в Сибирь.

Справедливость восторжествовала через 20 лет после Победы. 8 мая 1965 года Сельгиков был награждён высоким званием Героя Советского Союза.

Неизвестная Россия. Ч - 5. Последний город Магдебургского права

Отдельный стенд посвящён участнику ВОВ, Начальнику штаба сухопутных войск, Гринкевич Дмитрию Александровичу. В 41-ом году Гринкевич воевал в районе Погара.

Рядом плакат уроженцу Погара, Начальнику железнодорожных войск, генерал-полковнику Крюкову Алексею Михайловичу.

Неизвестная Россия. Ч - 5. Последний город Магдебургского права

Курируя строительство БАМа, Крюков снял две роты солдат и направил их в Брянскую область. Дошло до Андропова, и он вызвал генерала на ковёр. Крюков ответил честно, что хотел помочь землякам. Его отправили в отставку. Как память о Крюкове, остались три моста через реки Судость, Вабля и Вара, поспособствовавшие развитию региона.

Вслед за Сергеем Николаевичем переходим в следующий зал посвящённый знаменитым землякам.

Запомнился рассказ о краеведе А. М. Луфёрове. Будучи военным лётчиком, Луфёров пилотировал в Афганистан самый первый борт, на котором прилетела Альфа, штурмовавшая дворец Амина.

Выйдя в отставку, подполковник вернулся на Родину, изучал историю и написал о родном городе несколько книжек. Земляки Луфёрова не забывают. В музее каждый год проходят Луфёровские чтения.

Повторюсь, когда таксист буркнул про Погарскую сигарно-сигаретную фабрику, я не придал этому значения. Теперь же слушал и удивлялся…

В 1864 году промышленник А. Г. Рутенберг основал в Риге табачную мануфактуру. Предприятие успешно работало, однако далее с началом Первой мировой войны было принято решение о переносе производства подальше от линии фронта — в Погар.

Выбор места был не случайным: в Черниговской губернии Российской империи в то время выращивалось около 1 миллиона 830 тысяч пудов табака, в том числе и для Рижской фабрики, которая частично его перерабатывала, а частично отправляла в Европу на традиционную табачную ярмарку в Бремене.

Так, с 1915 года началась история «Погарской табачной фабрики» Рутенберга. Папиросы «Богатыри», один из новых видов продукции. В 1919 году предприятие было национализировано.

В первые годы советской власти оно работало нестабильно в связи с развалом регионального табаководства и дефицитом сырья. Однако в годы коллективизации ситуация выровнялась, темпы производства сигар и папирос начали расти.

Как только район освободили от немцев, фабрика почти сразу возобновила работу. Перед началом Ялтинской конференции с фронта отозвали погарцев, работавших ранее на предприятии.

Неизвестная Россия. Ч - 5. Последний город Магдебургского права

Для Черчилля в спешном порядке были собраны несколько коробок. Даже с началом Холодной войны, каждый год Черчиль получал на День рождения подарок. В Дядькове делали хрустальную коробку, куда укладывали 100 сигар.

Преемник Черчиля Гарольд Макмиллан тоже любил погарские сигары. Страстным курильщиком был Илья Эренбург, их пробовал Йосип Броз Тито. Уроженец Погара американский музыкальный и театральный продюсер Сол Юрок тоже с удовольствием получал от земляков посылки с сигарами.

Кубинцы во времена социализма подарили погарцам формовочную доски, используя которые, местные женщины до сих пор валяют сигары вручную.

В 1990-е годы фабрика была приватизирована и чудом избежала банкротства, но смогла оправиться и даже расширить ассортимент (в частности, стала производить табак для кальяна).

Если обычно музейные залы большие, то далее мы попали в узкую комнату. Каково же было наше изумление, когда пред нами предстал памятник Ленину. Первая мысль — как он сюда попал? Как такую тяжесть затащили на второй этаж?

Опережая вопрос, Бирюков начинает рассказывать. Осенью 91-ого года наступил период безвластия. Куда пойдёт страна, было непонятно. По городу стали циркулировать слухи, что Ленина, как и Дзержинского в Москве, кое-кто хочет убрать с постамента и тупо сдать на металлолом.

Дружный коллектив музея решил действовать на опережение. Сергей Николаевич договорился за бутылку с крановщиком. Ленина подняли и привезли к зданию музея. Разобрав оконный проём, памятник с огромным трудом протиснули на второй этаж.

Ильича установили, оконный проём замуровали и соорудили из кирпича ещё одну стену. Монумент оказался внутри маленькой комнатки, откуда вытащить столь мощную статую стало попросту невозможно.

Ленин это не просто памятник — это частичка прожитой жизни! Где-то Ленина с постамента сбрасывали легко и просто. Здесь за памятник состоялось сражение. Новые-старые власти в музей пришли, посмотрели и музейщиков похвалили.

Во времена Ельцина существовало выражение — красный пояс, куда относили регионы, голосовавшие против его политики. Трудовой Брянск в этом поясе выполнял роль мощной пряжки!

В последующем зал оброс другими экспонатами. Появился стол следователя НКВД, оформленный атрибутами 30-х. Рядом был создан стенд незаконно репрессированным.

В противоположном углу рассказывается про Чернобыльскую катастрофу. В той трагедии Брянская область очень сильно пострадала.

Неизвестная Россия. Ч - 5. Последний город Магдебургского права

Казалось бы, Погар от моря далеко, но при этом многие погарцы во все времена служили на флоте. Из рассказов запомнился Начмед Тихоокеанского флота М. Ф. Маркин.

10 августа 1985 г. в бухте Чажма на подводной лодке К-431 произошёл взрыв реактора. Нужно было срочно тушить пожар. На выручку пришли экипажи соседних лодок. Маркин оказался в числе добровольцев.

Чернобыльская катастрофа произойдёт на следующий год. Что такое радиация, и как с ней бороться, то время никто не знал. Маркин предложил товарищам, перед заходом в радиоактивный отсек, выпить по стакану спирта.

Военврач рассчитал правильно. Опьянение пришло через десять минут, которых хватило, дабы выполнить задачу. Кто выпил, тот остался жив. Значительная часть радиации ушла вместе с потом.

Продолжая службу, в проливе Дрейка на глубине 150 метров военврач в одиночку провёл сложнейшую операцию. Полковник М. Ф. Маркин — кавалер орденов «Октябрьской Революции» и «За мужество».

Неизвестная Россия. Ч - 5. Последний город Магдебургского права

Экспозицию завершали старые телефоны, фотоаппараты и телевизоры, а также выставка солдатской фляги. Местный коллекционер А. В. Сазоненко собирает солдатские фляги, употреблявшиеся войсками разных стран в течении последних 100 лет. Свою коллекцию на некоторое время он предоставил музею.

Здесь можно видеть, что носили на ремне солдаты Франции, Германии, СССР и других армий. Экспонаты дополнены уникальными фотографиями.

Осмотрев музей, пишем отзыв, после чего вслед за Сергеем Николаевичем отправляемся на пешеходную экскурсию. Погар городок провинциальный, однако здесь тоже есть дома, напоминающие замки и крепости. При этом рядом, как и по всей России, может доживать свой час покосившаяся развалюха.

Неизвестная Россия. Ч - 5. Последний город Магдебургского права

После обычной сельской улочки, перед нами вдруг открылось широкое незастроенное пространство. В дохристианские времена здесь находилось капище. Археологи подобное подтверждают. В последующем именно отсюда начал возрождаться город. Замок польского дворянина Песочинского располагался опять-таки здесь.

В музее запомнился макет крепости. Замок Песочинского в углу сбоку, а основная цитадель вытянута по высокому берегу реки, образуя неровный длинный прямоугольник.

Но это дела давние. В настоящем историческое место официально называется Смотровой площадкой. Композицию дополняют старинная пушка и информационные щиты.

Над заросшим берегом возвышается большой деревянный крест. Перед ним таблички, где рассказывается о погарцах, погибавших, как при защите родной земли, так и вдали от неё.

У подножия холма несёт свои воды в Десну обмелевшая за века Судость.

Неизвестная Россия. Ч - 5. Последний город Магдебургского права

С другой стороны к бывшему капищу подступают частные владения. Глядя на огороды, мне в очередной раз пришла в голову мысль: как можно жить на месте сожжённой крепости? Хотя,… если ты здесь родился, вылезшие из земли кости уже не смутят. Их находят постоянно, они являются делом вполне обычным.

В последующем через Судость в удобном месте построили мост. Дорогу к городу протянули, срыв бугор. Устремлённая вверх улица Набережная разделяет территорию бывшей крепости на две части. Здесь нашёл своё место мемориал советским танкистам.

Ещё один памятник в виде солдата, украшает Советскую площадь. Он установлен на месте захоронения партизан бригады им. Чапаева.

Неизвестная Россия. Ч - 5. Последний город Магдебургского права

Нынешняя Советская площадь в былые времена являлась главной торговой площадью города. По бокам её обступали лавки, и именно здесь три раза в год проводились ярмарки.

Мне приходилось бывать во многих провинциальных музеях. Иногда и артефакты имеются, и город историей не обделён, а краеведческий музей застыл в советском времени. Залы в полутьме, экспозиция не обновлялась давным-давно, помещение нуждается в ремонте… Музейщики, ожидая денег из центра, сами ничего не делают.

Погарский краеведческий поразил ухоженностью. Вроде как музей дело не самое главное и даже второстепенное, но здесь это один из градообразующих центров. Директор З. С. Карман и сотрудники настоящие патриоты города!

В 2016 году Погарский музей выиграл грант в благотворительном фонде Владимира Потанина на создание музейного-туристического маршрута «Погар — последний город Магдебургского права». Могу засвидетельствовать — деньги потрачены по назначению! На месте исторических объектов появились красиво оформленные стенды.

Во время экскурсии мы подошли ко вполне обычному дому, почитали информацию, оказывается, тут церковь стояла.

Спустились к набережной. Там ещё один стенд, где сообщается про переправу через Судость, что была ранее на этом месте.

Останавливаться на достигнутом погарцы не собирается. Они планируют побороться за ещё один гранд — и я от всей души желаю им успеха!

Так что, друзья, если любите открывать для себя что-то новое и интересное — Погар ждёт вас. Приезжайте, прогуляйтесь по городу, изучите древнее капище, полюбуйтесь с высокого бугра на Судость и обязательно посетите музей. Именно там обитает душа ушедшего Радогоща, нынешнего Погара.