Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 21:31
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Погар — Россия Август 2020

Сворачивая с погарской трассы в сторону Заречного, каких-либо чудес не ждёшь. Село раскинулось на невысоком бугре, растянувшись вдоль живописной речушки Судость.

По вполне приличному асфальту минуем храм Пресвятой Великомученицы Параскевы Пятницы. Храм построен в казацком стиле и является памятником архитектуры 18-ого века.

Насыщенный воздух, попадая в салон, пытается донести степную палитру разнообразия. Справа и слева мелькают деревенские домики: новые помпезные и старые аккуратные. На дороге, в отсутствии машин, играют дети.

Проезжаем мимо одинокого столба, на котором свили гнездо прилетевшие на лето аисты. По вековым деревьям, что попадаются на пути, понимаем — село древнее и имеет свою историю.

Неизвестная Россия. Ч - 6. Здесь всё зарождалось и начиналось

Заречное трансформируется в Юдиново, но картинка справа и слева не меняется.

Наконец, достигаем центра села. Его знаменует собой пруд, с экзотическими по нынешней жизни гусями.

Неизвестная Россия. Ч - 6. Здесь всё зарождалось и начиналось

Интересно, а что здесь было раньше?

— Колхоз, революция, а до этого барин жил и усадьба у него была, — скажет читатель.

А если попытаться понять, что здесь было до пришедших сюда славян, до гуннов, до скифов, до зарождения государств, в времена первобытного человека? Чёткий ответ могут дать только археологи, да и то частично. Земля тайнами дорожит и выдаёт своё прошлое по частям.

В Юдиново есть два музея, которые помогают ответить на подобные вопросы. Они должны и обязаны быть известными на всю Россию, однако, увы, о столь удивительных музеях никто не знает. Аналог здешнего музея воронежские Костёнки. Про Костёнки знают многие, а про Юдиново единицы.

Первый Краеведческий, который правильнее называть вторым, расположен в самом центре села.

Неизвестная Россия. Ч - 6. Здесь всё зарождалось и начиналось

Вместе с музеем-заповедником Палеолит он открылся в 1985 году. На создание и на пополнение экспонатами ушло долгих 13 лет. Отметим, что этим годам предшествовал ещё более длительный период.

Покупаем билет и заходим в первый зал посвящённый археологии. По площади он небольшой, но весьма интересный. От выставленных артефактов в буквальном смысле рябит в глазах. Мы непроизвольно начали метаться от стенда к стенду.

Неизвестная Россия. Ч - 6. Здесь всё зарождалось и начиналось

Дождавшись, когда погаснут всплески нашего восторга, экскурсовод начинает рассказывать.

Тринадцать-пятнадцать тысяч лет назад Южная Брянщина была пограничной зоной между отступавшим ледником и тундрой. Земля представляла собой зону вечной мерзлоты, которую освоили кроманьонцы. Считается, что именно они первыми начали создавать поселения.

По своим внешним данным кроманьонцы ничем не отличались от современного человека. Они обладали членораздельной речью, но письменностью обзавестись не удосужились. Жили родовыми общинами по 20 — 100 человек в пещерах, землянках, либо сооружали шатры из шкур. Одежду шили опять-таки из шкур, приручили собаку.

Одновременно с кроманьонцами планету населяли овцебыки, дикие лошади, двурогие носороги и конечно мамонты.

Неизвестная Россия. Ч - 6. Здесь всё зарождалось и начиналось

Большие и мощные звери уступали первобытным людям в разуме и потому служили им пищей.

Дабы добыть мамонта, человек шёл на всевозможные хитрости, оттачивая мастерство и навыки охоты.

Чтобы распороть шкуру, наши предки использовали кремневые наконечники. Из костей рыбы научились делать крючки и иголки.

Неизвестная Россия. Ч - 6. Здесь всё зарождалось и начиналось

Человек жил в гармонии с природой и потому попросту не мог уничтожить всех мамонтов. Скорее всего мамонты, как и другие виды животных, погибли от изменения климата.

В настоящем существует вполне логичная версия, что человек мамонта сумел приручить. Передвигаясь за стадом, люди периодически отлавливали кого-то из великанов и убивали.

Как? Вот тут тоже всё непросто. В условиях твёрдого грунта для зверей устраивали ямы-ловушки, куда те падали.

В условиях вечной мерзлоты, при помощи факелов, их загоняли в болото, где большие туши застревали, но не проваливались. Ноги зверя упирались в вечную мерзлоту. Ноги оказывались зажаты, тогда как туша оставалась на поверхности.

Так это или нет, пусть спорят учёные. Мы же перенесёмся во времена более понятные.

В начале 30-х годов прошлого столетия колхозники села Юдиново принялись копать погреб. В полутора метрах от поверхности лопата наткнулась на что-то объёмное. Далее была обнаружена большая кость, после ещё одна, ещё и ещё. Колхозники позвали учителя. Тот понял, что имеет дело с чем-то необычным. Позвонил в район, и сигнал ушёл в Брянск.

Неизвестная Россия. Ч - 6. Здесь всё зарождалось и начиналось

В Юдиново приехал корреспондент, всё подробно записал и сфотографировал. После этого в 1934 г. в Правде появилась статья о необычной находке. Заинтересовавшись, в Юдиново приехал известный советский учёный К. М. Поликарпович. Так началась археологическая экспедиция, которая не прекращается в Юдиново вплоть до нашего времени.

Достоянием науки стали бивни,

рёбра, позвонки, лопатки

и другие кости мамонтов.

Люди на территории Юдиново жили с самых древних времён, о чём свидетельствуют находки.

Неизвестная Россия. Ч - 6. Здесь всё зарождалось и начиналось

Многослойные эпохи, подобно тельняшке, наполнили собой здешнюю землю. Нуклеусы, резцы, отщепы, пластины, чешуйки, орудия труда, предметы рыбалки и охоты, остатки посуды — каждый год работы археологов добавлял в копилку открытий что-то новое.

Некоторые из юдиновских артефактов воистину уникальны. Например, украшенное орнаментом лощило из бивня мамонта, а также фрагментальный блок и молоток из аналогичного материала.

Неизвестная Россия. Ч - 6. Здесь всё зарождалось и начиналось

К особо ценным экспонатам коллекции можно смело отнести левый рог тура, челюсть и зуб трогонтериевого слона, обитавшего на земле 120 тыс. лет назад. Кстати, у мамонтов всего 4 зуба. Они довольно большие по форме, наполнены множеством элементов: одни стачивались и на их месте вырастали другие.

Разбирая первоначальную находку, ту, где колхозники копали погреб, учёные пришли к выводу, что имеют дело не просто с костями, а со строительным материалом.

Кроманьонцы собирали кости, сооружая из них фундамент. Сверху ставилось что-то по типу чума, обтянутое шкурами.

Неизвестная Россия. Ч - 6. Здесь всё зарождалось и начиналось

Большую часть экспонатов решено было оставить на месте, дабы люди видели, где и как располагалась стоянка. Ну, а так как одних костей для образования музея мало, было решено, сделать музей не только археологическим, но и краеведческим.

На том месте, где колхозники копали погреб, расположен музей-заповедник Палеолит. Экскурсантов приглашают туда после осмотра основной экспозиции (об этом дальше). Я же продолжу о музее Краеведческом.

Юдиновскому прошлому посвящено три зала.

Неизвестная Россия. Ч - 6. Здесь всё зарождалось и начиналось

Юдиново — село древнее. Точная дата его возникновения не установлена. Первым упоминанием в письменных источниках мы находим в документах середины 15-го века: «Князю Ивану Кромскому три селища у во Брянску Жилино да Юдино да Бириминово сам Великий князь 1445 г." (Жалованная грамота литовского князя Казимира князю Ивану Кромскому.) Литовская метрика, т.1, С-Петербург, 1910 г., стр. 50.

Здешние земли более ста лет находились под Литвой и под поляками, однако далее, после серии войн, вернулись в состав Русского государства.

Неизвестная Россия. Ч - 6. Здесь всё зарождалось и начиналось

Быт юдиновских крестьян от общероссийского мало чем отличался.

Печь — в избе центр жизни. На печи спали дети. Напротив неё красный угол с иконами. За столом под иконами сидели почётные гости, либо старейшие члены семьи.

Врезалась в память ступа без дна — жлукта — кадка для бучения белья, прообраз современной стиральной машины. Жлукту ставили на землю, усыпанную соломой. Бельё смачивали, напитывали щелочным раствором и клали в жлукту, после чего долбили колотушками. Так с одежды убирались грязные и жирные пятна.

Неизвестная Россия. Ч - 6. Здесь всё зарождалось и начиналось

Третий зал рассказывает о начале прошлого века, о создании колхоза.

Среди экспонатов питы, серпы, грабли, соха, плуг, мини мельница, формы для формовки кирпичей, балясы и наличники.

Я как-то не задумывался, а между тем, когда нужно было перепилить дерево сверху вниз, нижнему пильщику приходилось тяжелей. На него летела стружка, забиваясь в глаза, в поры тела и в одежду.

В селе до сих пор есть несколько мастеров, кто работает с деревом.

Неизвестная Россия. Ч - 6. Здесь всё зарождалось и начиналось

Тот каравай, с которым в 1985 г. открывали музей, сам сделался экспонатом. Хлеб за 35 лет не зачерствел!

Церковь в Юдиново была, но в 20-х годах её закрыли. Очень жалею, что не сфотографировал на первый взгляд простенький экспонат — венчальную корону.

Точную дату создания венчального венца (короны) находящего в нашем музее установить не удаётся, но мы знаем, что это кустарная работа народных умельцев, из жести.

Имеет у основания кольцо диаметром-20 см, ширина кольца-3 см, к кольцу приклепаны и припаяны фигурные лепестки (7 шт.), сходящимися верхними концами в одну точку, расстояние между ними 12 см, сверху к лепесткам припаян круг деаметром-8 см, сверху круга — конус.

Лепестки имеют отверстиями и чеканные тиснения. Пусть венец не из дорогого металла, не украшен драгоценными камнями, но наши сельские жители сохраняли этот ритуал, который скреплял семейные узы.

400 юдиновцев воевали на фронтах Великой Отечественной, 299 домой не вернулись.

Далее были Корея, Афган и Чечня. Об этом рассказывает следующий зал.

Юдиново было оккупировано с конца августа 41-ого, по осень 43-его. Вблизи непроходимых лесов нет. Соответственно, партизанского движения не было, в селе действовали подпольщики. Супруги Хомяковы оказывали помощь партизанам. Гестапо о роли Хомяковых, за весь период оккупации, так и не догадалось.

В Юдиново есть свой Герой Советского Союза — Алексей Фёдорович Халецкий.

Командир орудия 997-го стрелкового полка 263-й стрелковой дивизии младший сержант Халецкий отличился при штурме Кёнигсберга. В ночь на 8 апреля 1945 года сопровождал штурмовую группу своего полка. 9 апреля подавил несколько огневых точек и уничтожил 3 самоходных орудия.

Неизвестная Россия. Ч - 6. Здесь всё зарождалось и начиналось

В речке Судость во время войны застрял и ушёл под воду советский танк. Место затопления оказалось известно, Т-34 неоднократно пытались вытащить. В одну из таких попыток сорвали башню. В 2012 году машину таки подняли, но судьба башни, поднятой раньше, осталась неизвестной.

В четвёртом зале послевоенная действительность, достижения дня сегодняшнего.

В 1982 году находящийся в селе колхоз «Победа» стал победителем Всесоюзного соцсоревнования и отмечен рядом почётных знаков всесоюзного уровня. Его председатель, М. С. Баранок, стал депутатом Верховного совета РСФСР и был удостоен звания Герой Социалистического Труда.

Неизвестная Россия. Ч - 6. Здесь всё зарождалось и начиналось

С появлением музея в Юдиново потянулись туристы, как наши, так и зарубежные. Со временем образовалась традиция, гости разных стран начали дарить музею монеты. Когда количество монет перевалило за сотню, появился большой стенд, который установили в четвёртом зале.

По словам экскурсовода, в Юдиново побывали представители почти всех государств, кроме Австралии. В любом случае, австралийская деньга в музее есть. Кто-то из посетителей подарил музею пятьдесят центов.

Неизвестная Россия. Ч - 6. Здесь всё зарождалось и начиналось

В пятом зале перед посетителем предстаёт всякая всячина, в виде старых магнитофонов, приёмников, кинокамер, часов и тому подобной устаревшей техники.

Музеев с похожей тематикой в настоящий момент по России образовалось много.

Неизвестная Россия. Ч - 6. Здесь всё зарождалось и начиналось

Но именно здесь, как ни в каком другом месте, особо остро чувствуешь, какой сокрушительный темп взяло время.

На моей памяти катушечный магнитофон являлся мечтой миллионов. Теперь же он занял место в музее, рядом с колесом от телеги, в непосредственной близости от швейной машинки Зингер. Напомню, перед Первой мировой войной, с помощью представительств компании Зингер, немцы собирали сведения об экономике России и о количестве резервистов.

Мне порой кажется, что от верхнего палеолита до начала двадцатого века в техническом плане изменений произошло меньше, чем за последние сто лет.

Наша экскурсия по Краеведческому музею на этом закончилась. Садимся в машину и возвращаемся на пару километров назад в сторону Заречного. Вслед за нами ко вполне обычному с виду домику подъезжает научный сотрудник.

В Краеведческом музее мне запомнилась фотография, как возводили павильон.

Неизвестная Россия. Ч - 6. Здесь всё зарождалось и начиналось

Если не обращать внимание на вывеску, это вполне обычный домик, не предвещающий сенсаций.

Ощущение резко меняется, когда заходишь внутрь. Стоянку древних людей огородили стенами и крышей. Мы же, перемещаясь по площадкам, имеем возможность рассмотреть кусочек верхнего палеолита — фундамент двух жилищ кроманьонцев, воссозданный через тысячелетия трудами археологов.

Ещё раз повторюсь, 13 — 15 тыс. лет назад Погарский район находился на краю отступающего ледника. Дерева и других материалов для строительства не было, но между тем первобытные люди возводили свои жилища основательно. Нижним фундаментом служили черепа, лопатки и другие объёмные кости мамонтов.

Целого скелета после охоты не оставалось, всё шло в дело. Из длинных рёбер мастерили каркас шалаша и обтягивали его шкурами. В подобном жилище могло разместиться 5 — 6 человек.

Археологи, опустившись вниз на пару метров, раскопали кости, но поднимать их не стали. Здесь всё именно так, как задумывалось древними строителями, каждая деталь осталась на своём месте. Кости разложены в два примыкающих круга, в просматривается что-то на подобие входа.

Неизвестная Россия. Ч - 6. Здесь всё зарождалось и начиналось

На заднем плане художники, по консультациям учёных, на больших плакатах наглядно показали, как выглядела стоянка.

Глядя на рисунок, в представленную композицию веришь.

Неизвестная Россия. Ч - 6. Здесь всё зарождалось и начиналось

Первобытные великаны пришли в этот мир, паслись среди тундры, дрались за самок, обзаводились гаремами, охраняли потомство, добывали пищу для своего семейства, но после сами стали едой. Широкие лопаточные кости имеют дырки. Люди их проделывали специально, дабы им было легче зацепить и транспортировать добычу.

Стоит отметить, что кости и бивни доставались людям в качестве охотничьих трофеев не всегда.

Гиганты ледникового периода были не только объектами охоты, но и объектами собирательства: многие поселения человека основывались вблизи «мамонтовых кладбищ» — естественных скоплений погибших мамонтов и их костей. Накопление туш, приносимых полыми водами рек, происходило там, где по берегам было много оврагов и балок, превращавшихся вовремя половодий в заводи, речных меандров и озер-стариц.

Все эти объекты становились естественными ловушками для несомых течением тел. Особенно быстро «мамонтовые кладбища» стали расти и пополняться, достигая гигантских размеров в результате гибели целых стад при сверхполоводьях.

Подобная версия правдоподобна — 16000 лет назад с потеплением началась эпоха потопов.

Мамонт давал людям не только мясо и строительный материал для жилищ. Кости и бивни служили сырьём для поделок. Жир служил топливом. Насыщенные жиром кости, просохшие на солнце в условиях сухого холодного климата, горели жарче дерева.

На стоянке 495 костей, 483 принадлежат мамонтам. Остальные: кости оленя, песца и других более мелких животных.

За двумя нишами в стене находятся другие останки. Их раскапывать пока не стали.

Неизвестная Россия. Ч - 6. Здесь всё зарождалось и начиналось

Закончив осмотр, я со всех сторон обошёл павильон, в очередной раз удивляясь неповторимости нашего мира.

Прямо под ногами фрагменты людей и животных, обитавших задолго до нас. Мы ходим в буквальном смысле по костям и о подобном даже не подозреваем.

Неизвестная Россия. Ч - 6. Здесь всё зарождалось и начиналось

Судость, вобравшая в себя Ваблю, наверняка текла по тундре во времена кроманьонцев. Река была шире и мощней. Древние люди приходили на берег, ловили рыбу, и, кутаясь в шкуры, любовались на её воды, убегающие куда-то, подобно твоему отведённому сроку.

Заканчивая рассказ, мне хотелось бы поблагодарить моего друга Михаила Желтоножского. Именно он рассказал мне про Юдиново.

Михаил живёт в Брянске. Как и у многих из нас, туризм и путешествия являются главными его увлечениями. На данный момент Михаил посетил почти все страны мира. Много лет он пишет на другом ресурсе под ником Партизан. Под этим ником он хорошо знаком в мире путешественников.

В разговоре со мной Михаил сказал, что его бабушка долгое время проработала в врачом в Юдиновской больнице, и что в музее её фотография на доске почёта. Всё так есть, юдиновцы Юлию Афонасьевну помнят.

Неизвестная Россия. Ч - 6. Здесь всё зарождалось и начиналось

Размышляя о бренности бытия, невольно вспоминается Островский и его легендарная фраза:

«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»

Кто интересуется Древним миром и первобытными людьми, могу предложить для изучения заметку о подобной стоянке в Сербии — В гостях у древнего человека