Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 19:16
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Центральная Сербия, Больетин — Сербия Май 2014

Когда движешься по трассе вдоль Дуная, стоянка древних людей под названием Лепенски Вир включена во множество туристических маршрутов и наш не стал исключением.

В гостях у древнего человека

Съезжаем с дороги чуть вниз, и останавливаемся на оборудованной стоянке. Место это в Сербии известное, сюда приезжает большое количество туристов.

Если двигаться по дорожке в сторону музея, то вначале посетитель проходит мимо нескольких старых домиков, выстроенных в ряд один за другим.

В гостях у древнего человека

Дома действительно старые. Когда-то на этом месте стояла деревня.

Государство выкупило землю и строения, и люди отсюда уехали. Их отреставрированные дома дополняют музейную экспозицию, они дают некое представление о том, как здесь жили люди не только в доисторический период, но и 100 лет назад.

В гостях у древнего человека

Каменные фундамент и погреб, крытая балканской черепицей крыша, призваны сказать, что сербы тогда жили не бедно.

Безусловно, на придунайских территориях люди обустроились, достаточно, давно. Например, данную местность горы и лес защищали от холодных ветров, а незамерзающий Дунай создавал здесь микроклимат.

В гостях у древнего человека

Поэтому в таких местах обычно, куда ни ткни, что-то историческое обязательно найдёшь. Мне показалось, что холм напротив этих самых балканских домиков, явно насыпной, но, насколько я понял, учёные его нутро не изучали, поэтому что-либо утверждать сложно.

В просвете между деревьев серебрится Дунай, небо затянуто тучами, сверху капает небольшой дождик.

В гостях у древнего человека

На румынской стороне взор невольно притягивает высокий каменный утёс. Он резко выделяется на фоне пологих обтянутых зеленью гор. Утёс кажется живым существом. Он напоминает кусочек зуба, в то время как остальные холмы это десна, или богатырь, который скинул зелёные лесные путы, и далее вот-вот поднимется, расправит плечи, руки и ноги.

Сколько лет назад возник этот утёс? Уверен, он видел, как в этом местечке на берегу реки развивалось человечество, как менялись одежда, привычки и верования людей — наверняка в определённый период неким божеством или святилищем для наших предков являлся и сам утёс.

В гостях у древнего человека

Итак, что же такое Лепенский Вир? Стоянка древнего человека под названием Лепенский Вир была найдена археологами в 1965 году. Учёные уже знали о том, что это место попадает в зону подтопления в связи со строительством Джердапской ГЭС, и потому очень спешили.

Раскопками руководил профессор Драгослав Срейович из Белградского университета. Лепенский Вир это 7 последовательных поселений, где найдены остатки 136 жилых, ритуальных и хозяйственных объектов, датирующихся от 6500 до 5500 годо в. до н. э.

Музейную экспозицию воссоздали, с точностью повторив первоначально найденный Лепенски Вир. Была проделана колоссальная работа — учёные продублировали склон утёса, на котором располагалась стоянка, разложив при этом найденные артефакты словно пазлы, отчего каждый камень лёг на новом месте, точь-в-точь как было прежде.

Таким образом, стоянка древних людей Лепенски Вир переехала немного в сторону и чуть выше по склону, оставшись при этом практически на своём месте, напротив утёса. Новую стоянку накрыли огромным стеклянным куполом, отчего разглядывая фундамент строений, ощущение музейности и новодела не возникает.

В гостях у древнего человека

Дабы попасть внутрь, необходимо купить билет. При посещении больших групп можно посмотреть фильм, снятый о том, как в 1965 году археологи откопали Лепенский Вир.

Фильм интересный, единственный минус, он чёрно-былый, на сербском. Наши языки похожи, всегда слышится что-то знакомое, но понять при этом можно 1–2 слова из 10.

Во время раскопок археологи отметили некую стихийность первых поселенцев. Их жилища и орудия были менее совершенны. Скорее всего, самые древние обитатели ещё не имели представления о загробной жизни.

(Картинка из интернета)

Возможно, они кочевали и не планировали оставаться надолго, тогда, как последний этап застройки красноречиво говорит о наличии здесь развитого общества.

На первый взгляд посетителя музейные руины выглядят нагромождением камней, но это не так. Деревня имеет чёткий план. Все здания были построены примерно по одному проекту.

В гостях у древнего человека

В центре селения стояло какое-то большое здание, возле него что-то похожее на площадь, откуда расходились первые европейские улочки. Площадка стоянки представляла собой плато в форме подковы. Её внешние края располагались над отвесными утёсами. Когда Дунай разливался, то Лепенский Вир он не затрагивал — в зону подтопления попадал румынский берег.

Меня сразу поразило, что весь так называемый пол в домах выложен из какого-то красного материала — и это не случайно — обитатели Лепенского Вира мостили пол из тщательно утрамбованной крошки красного известняка.

Сами жилища спроектированы в виде усечённого сектора круга, с одной стороны которого размещался алтарь. Он занимал ¼ площади, на нём приносили в жертву птиц или мелких животных, кровь которых по желобку стекала в очаг — последний красуется прямо по центру жилища. Очаг, или возможно камин, со всех сторон обложен большими камнями.

В гостях у древнего человека

Но это всё фундамент, а как же тогда выглядело само жилище? Рядом с музеем поверх камней построен некий шалаш, призванный убедить посетителей, что древние люди жили именно в таких шалашах.

В зале на компьютере можно посмотреть смоделированное современными художниками поселение, состоящее из множества шалашей.

В гостях у древнего человека

Выглядит всё это крайне неубедительно, ибо и вигвам и шалаш подразумевает более низкий уровень развития, тогда, как план деревни, и отдельных её строений имел чёткий математический расчёт.

Во всяком случае, если на территории стоянки сменилось 7 разных эпох, то последние его обитатели отнюдь не были дикарями.

В гостях у древнего человека

Возле очага часто встречаются вставленные в землю длинные тонкие камни. Для чего они были нужны? Учёные точного ответа не дают. Некоторые полагают, что это древняя письменность.

Некоторые жилища плотно сдвинуты друг к другу. Возможно, тут рядом сгруппированы разные эпохи, а возможно, что вот так запросто как раз и началась эпоха первых коммуналок.

В гостях у древнего человека

Из домашних животных у обитателей Лепенского Вира была только собака. 7500 лет назад на берегах Дуная человек ещё не приручил ни козу, ни корову. Все поселенцы были кроманьонцами, или точнее, предками современного человека в Европе. Люди здесь занимались охотой и рыболовством, и по большому счёту жили они не плохо, и видимо особо не голодали — у всех найденных скелетов присутствуют зубы.

(Фото из интернета) Под очагами археологи находили каменные изображения людей-рыб. Очевидно, что на каком-то этапе развития человек-рыба был тотемным божеством, охранявшим род.

В гостях у древнего человека

Скульптуры конечно несколько грубоваты. Размер найденных скульптур зависел от размеров самого здания.

Больших человеко-рыбин нашли в так называемом главном храме, тогда как в домах возле алтаря размер фигурок значительно меньше. Все они вырезаны из круглых булыжников, коих вокруг на берегу великое множество.

В гостях у древнего человека

На стендах за стеклом первые орудия труда и первые украшения.

В музее можно приобрести сувениры с изображением Богов Лепенского Вира.

Но, сказать по-правде, тащить в дом этих рыб с выпученными глазами как-то не хочется.

В гостях у древнего человека

Такие предметы могут иметь душу.

Мёртвые были похоронены возле деревни на тщательно продуманном кладбище. Найденные захоронения красноречиво говорят о неком ритуальном речном культе. Согласно ему, человек рождался из реки, в реку после и уходил — мёртвых клали головой по течению Дуная.

Под тем местом, где в домах находился очаг, археологи также находили скелеты. Причём позы усопших были трёх типов.

В гостях у древнего человека

Из подобного делается вывод — на территории Лепенского Вира существовало 3 разных культа, но все они были так или иначе связаны с рекой.

Последние покойники лежат с поджатыми ногами в форме треугольника.

В гостях у древнего человека

П.Растич полагал, что строительство под форму треугольника совсем не случайны. Покойного отправляли в мир иной, также стараясь вписать его в треугольник. Но почему, что это всё обозначало? — мы, современные люди, об этом культе видимо ничего уже не узнаем.

С сербского языка на русский слово «Вир» переводится как омут, или водоворот. По воспоминаниям очевидцев, возле прежнего Лепенского Вира до поднятия уровня воды в реке нечто подобное действительно существовало. Казалось бы, как могут рыбаки жить в таком опасном месте? Однако, если знать законы водоворота, то можно легче, как отплыть от берега, так и вернуться.

Югославский профессор Ристич провёл эксперимент. Пускаясь в водяной поток как вплавь, так и на лодке, он неизбежно возвращался в исходную точку на берегу. Следовательно, древним людям такой водоворот был как раз удобен, ибо он своим течением выводил лодку сразу на середину реки, также и возвращал обратно.

В гостях у древнего человека

Для древних людей правый и левый берег были одним целым. Искать следы древнего человека необходимо и в Сербии и в Румынии, и делать это нужно комплексно и одновременно, но, насколько я понял, на левом берегу археологические работы как таковые не проводились. На вершине утёса румынские учёные нашли наконечники от стрел, посуду и другие артефакты. На серьёзные раскопки правительство Румынии денег так и не выделило.

Будем надеяться, что это произойдёт позже, и румынские археологи ещё порадуют нас интересными открытиями.