Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 7:28

Ржищев — Украина Июль 2020

Наше путешествие вокруг Срединной части Днепра, начатое в Киеве и прошедшее через приднепровские города Переяслав, Светловодск, Чигирин, Черкассы, Канев и Ржищев, заканчивается участком правобережья от Ржищева до Витачова.

Покинув наш приют и посетив в поселке Балыко-Щучинка печально известный памятник воинам штурма Днепра на Букринском плацдарме, мы проезжаем через небольшой городок Ржищев и направляемся вдоль высокого правого берега к Киеву.

Памятник погибшим воинам при штурме Днепра на Букринском плацдарме. Поселок Балыко-Щучинка.

Ржищев

Что есть интересного в Ржищеве? Практически — мало что. В основном — это пространство довольно ухоженной частной домовой постройки. А ведь известно, что первые поселения в этом районе археологи относят к эпохе Триполья — это примерно к VI–III тысячелетия до нашей эры. Ну, это, кажется, древнее даже самого Древнего Рима! Хе-хе…

В настоящее время городок небольшой, чистенький, населения в нем около 8 тысяч. По приезду, в первый день мы плавали с него на его самую большую достопримечательность — чудом сохранившуюся при образовании Каневского водохранилища Спасо-Преображенскую церковь (Спас на Воде) постройки 1812 года в исчезнувшем под водой селе Гусинцы.

С другой стороны, как известно, в своде исторических очерков «Повести временных лет», этот район упоминается летописцем Нестором в описании расселения в VI–VII веках в правобережье Днепра полян. Упоминается об этом крупном поселении и в Ипатьевской летописи в 1151 году. В повествовании о борьбе за Киевский престол между князьями Изяславом Мстиславичем и Юрием Долгоруким фигурирует Иван-Город — крепость, стоявшая на одноимённой горе над Днепром и защищавшая подступы к Киеву и торговый путь «из варяг в греки». Близ укреплённого городища располагалось небольшое селение Вжищев. Это слово в древнеславянском языке означало место торговли. Вероятно, именно это поселение и дало городу его современное имя.

В разгаре лето. Пройдет еще какой-то месяц и эти молодые утята встанут на крыло и улетят на Юга ...

Какие ещё достопримечательности есть в этом городке? На первом месте все называют Парк Трипольской культуры. Но Парком данное место назвать сложно — я бы назвал его сквериком перед зданием горадминистрации, который помещается весь на одной фотографии. Центральным элементом этого места является большая скульптура в форме трипольского биноклевидного сосуда работы скульптора А. Гайдамаки. Этот ритуальный сосуд также стал центральным элементом нового герба и главным символом Ржищева. В этом месте также представлены женские статуэтки и интересные трипольские фигуры работ местных мастеров.

Вокруг срединной части Днепра. ч.8 — Ржищев — Витачов

Из других достопримечательностей — затопленная церковь и Иван-гора. Но церковь находится на другом берегу и мы к ней плавали вчера, а на Иван-гору без проводника, как сказали местные жители, попасть сложно. Любители церковных традиций могут посетить Троицкую церковь и Дом ксендза, а любители истории — Археологический музей и Усадьбу Долгоруких-Фадеевых. Нам подсказали, что на выезде из города в сторону Киева в конце липовой аллеи есть хорошая смотровая площадка. Сама Аллея, как таковая, не впечатлила — слишком разросшиеся и близко посаженные деревья образовали эдакий зеленый туннель, через который мы и проехали к берегу.

А вот там, действительно, открылись красоты во всю ширь Днепра — как на ладони были видны все его разливы, острова и зелень далеких полей…

Вокруг срединной части Днепра. ч.8 — Ржищев — Витачов

Действительно, как говорил Гоголь — «Редкая птица долетит до середины Днепра! Пышный!» …

Вот за той песчаной кручей, которая на верхнем снимке виднеется вдали и стоит островок с затопленной и восстановленной позднее Спасо-Преображенской церковью (Спас на Воде) постройки 1812 года.

Вокруг срединной части Днепра. ч.8 — Ржищев — Витачов

Правее открываются виды на острова и уходящий к югу Днепр.

А еще правее виден полуостров Трахтемиров, прославившийся своей как древней, так и современной историями.

Вокруг срединной части Днепра. ч.8 — Ржищев — Витачов

Полюбовавшись просторами разлившегося во всю ширь Днепра, вырулили по дороге № Р19 в сторону Киева. В районе следующего села Стайки порыскали в поисках карьерного озера Голубая Глина (Джерело Блакитна Глина) и, не найдя его, спустились дорогой к Днепру пообедать и искупаться. Как нам сказали позднее, когда мы приехали уже в Витачов, на это озеро (бывший заброшенный карьер добычи белой глины) у села Стайки просто надо было спуститься пешком вниз по крутому склону, который мы проскочили из-за отсутствия на него указателей…

Витачов

Следующей остановкой на нашем пути было село Витачов (Вітачів — укр.), тоже известное с древних времён место, как и стоящие неподалеку Халепье и Триполье. Его атмосфера позволяет окунуться во времена, когда на украинской земле ещё правили князья.

В наше время оно застроено современными дачными домами киевлян, но на горе Красуха сохранились памятные атрибуты еще Тех времен. Упоминание об этом месте (как Витичев) было сделано в середине 10 века Константином Багрянородным. Летописец указывал важность данного городка — сюда прибывали лодки, проводились совещания. Постепенно часть старого города обрушилась в Днепр, а часть погребена под новыми строениями. В 60-х годах 20 века были проведены раскопки, во время которых удалось найти части построек, башен, оборонительных сооружений в виде старых валов. Раскопки в Витачове ведутся до сих пор.

Вообще в пределах Витачова насчитывают около десяти курганов. Наиболее загадочным из них является гора Красуха, которая является самой высокой точкой Правобережной Киевщины. Ее еще называют Местом Силы. Ну, на одном таком месте, которое находится на полуострове Трахтемиров, мы уже побывали вчера — так что — «накачаемся» ещё и здесь! Некоторые знатоки таких мест утверждают, что Красуха — одна из самых мощных положительных энергетических точек планеты. Вот туда мы и направимся.

Выехав на гору и оставив на стоянке машины, идем пешком по этой, являющейся охранной, территории. Первым объектом на нашем пути стоит деревянная Ветряная мельница (Вітряк, Вiтряний Млин). Это сооружение, наряду со стоящей вдали церквушкой, кроме старинных камней с памятными надписями, являются «новоделом», но хорошо помогают окунуться в старину.

Пройдя этот ветряк, видим вдали небольшую церквушку.

Вокруг срединной части Днепра. ч.8 — Ржищев — Витачов

К ней, вдоль крутого берега, ведет широкая дорога, с которой открываются фантастические виды днепровских далей. Не зря эта гора считается самой высокой на берегах правобережья Днепра. Иногда это место еще называют Княжеским Шпилем или Украинской духовной республикой.

Городище «Витичив» впервые упоминается в древних манускриптах Византии в X веке нашей эры, а археологические исследования говорят, что люди жили в этом месте как минимум с середины IV столетия. По одной из наиболее вероятных версий краеведов название «Витичив» имеет раннеславянское происхождение и может быть связано с племенами восточных славян — вятичей. Однако, это только одна из нескольких теорий происхождения такого названия, каждая из которых довольна интересна и имеет право на существование.

На этом камне написано: Тут стоял давньоруський город-порт Витичiв Х-ХIII столiття
На этом камне написано: "Тут стоял давньоруський город-порт Витичiв Х-ХIII столiття"

По дороге к Витачевской церквушке (Витачiвська каплица) стоят каменные обелиски, включающие в себя как старинные находки, так и Новоделы от различных конфессий.

Вокруг срединной части Днепра. ч.8 — Ржищев — Витачов

Подойдя к деревянной церквушке, видим, что она закрыта на простой засов, открыв который можно свободно зайти внутрь ее.

Вокруг срединной части Днепра. ч.8 — Ржищев — Витачов

Внутри чисто, все прибрано. По стенам висят множество всяко разных икон, принесенных посетителями.

Ну, а за его стенами открываются безбрежные дали разливов Днепра! Ниже креста стоит скамейка, сев на которую, уже не хочется никуда ни идти, ни ехать…

Вокруг срединной части Днепра. ч.8 — Ржищев — Витачов

Днепровские берега здесь покруче киевских и с них открывается шикарный вид на левый берег реки. На самом Днепре в этом месте множество островков и заливов и это придает большую колоритность открывшемуся пейзажу. На противоположном берегу реки находится село Кийлов — там находится маленький, но вполне душевный зоопарк «Кийловская Аскания».

Вокруг срединной части Днепра. ч.8 — Ржищев — Витачов

Внизу, вдоль берега Днепра идет хорошая пешеходная тропа, но у нас уже на нее не было времени — как-нибудь в другой раз!

Прощаясь с этим чудесным местом, стоит добавить, что Витачов является не только прекрасным местом для отдыха и идеальной локацией для фотографов и художников — не обошли это место и кинематографисты — здесь проходили съемки эпизодов таких фильмов как «Богдан-Зиновий Хмельницкий» (2006), «Право на любовь» (1977), «Поводырь» (2013). А Иван Миколайчук свой культовый фильм «Вавилон XX» (1979) снял здесь почти полностью.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия