Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 0:03

Ржищев — Украина Июль 2020

В нашем автопутешествии вокруг срединной части Днепра от Киева по левому берегу реки, мы достигли своей южной точки в городе Светловодск и поехали обратно уже по правому через старые казацкие места Чигирин и Суботов. Не менее интересными оказались и места после Суботова в районе Холодного Яра, которые тоже знамениты своею историей и природой. Из таких мест в районе Яра был интересен Свято-Троицкий Мотронинский монастырь, переживший очень многое на своем долгом веку, а из природных — более чем тысячелетний дуб Максима Железняка.

Переночевав в городе Черкассы, было интересно проехаться дальше вверх по правому берегу Днепра через другие известные места — Мошны и Канев. Далее на нашем пути будут места боевой славы на полуострове Трахтемиров. Но просто так — за несколько часов, остававшихся до заката солнца, там ничего не успеешь увидеть и мы решили уехать домой и, вернувшись в эти места через неделю, провести там дня три.

Итак, выехав рано утром из Киева на трех автомашинах своей компанией старых друзей, через пару часов неспешной езды (115 км), прибыли в уютно расположившийся на крутом берегу Днепра Клуб эстетичного отдыха «На травi» — один большой дом с четырьмя спальнями и два уютных бунгало.

Карта расположения нашего приюта На Травi и полуострова Трахтемиров (справа)
Карта расположения нашего приюта "На Травi" и полуострова Трахтемиров (справа)

Место оказалось безлюдным и дорога к нему последние полкилометра шла через узкий и крутой яр, по которому проедет не каждый водитель. Может это и хорошо — нет столпотворения воскресных толп туристов, так как места эти не только очень живописны, но и интересны своей древней историей.

Компания старых друзей - ученых, путешественников

Расположившись, наш хозяин Александр пригласил нас на пешеходную прогулку к Днепру. Считается, что Трахтемиров является эдаким Местом Силы. Это особые районы нашей планеты Земля, места, где фиксируется сильная энергетика и человек в них чувствует себя по-другому. У него меняется его мировосприятие, происходит духовное очищение и внутренняя гармонизация. В последнее время экскурсии к такого рода местам стали очень популярными. Увы — мало кто понимает, что это такое и что с этим делать, но все равно они притягивают как магнитом, многих. Таких точек по Украине немало — например, Каменная Могила, горы Тотоха, скальный монастырь села Буше. Ну и вот Трахтемиров. Правда, мы ещё пока не на самом полуострове, а только в его начальной части, но это никак не умаляет его энергетики. Она чувствуется уже здесь. Ну, а пешеходную прогулку по нему мы сделаем завтра…

А пока, поднявшись по склону, попадаем на ухоженную хозяевами полянку, на которой стоят два старых казацких каменных креста.

Вокруг срединной части Днепра. ч.5 - Ржищев и его окрестности

Ни один из этих крестов не похож на другой - ведь каждый из них был плодом ручной работы мастера-камнереза.

Известно, что в XVI–XVII веках эти места облюбовали казаки и гетман Петр Конашевич-Сагайдачный сделал Трахтемиров столицей и важным центром на Днепре. Здесь до недавнего времени сохранялось даже средневековое казацкое кладбище, которое, увы! — повредили т.н. «новые украинские»…

Пройдя к крутому обрыву, увидели безбрежные дали разлива Каневского моря, образовавшегося при строительстве плотины одноименной ГЭС в 1972—1975 гг. Как известно, для образования его площади в 675 кв. километров, были принудительным образом переселены десятки населенных пунктов и затоплены десятки тысяч гектар плодородных черноземных земель и до сих пор ещё ведутся дискуссии о целесообразности и пользе строительства этой и других приднепровских ГЭС.

Вокруг срединной части Днепра. ч.5 - Ржищев и его окрестности

Берег, на котором мы стояли, был крутой. Если не сказать крутющий! Прямо подо мной был заросший кустарником почти вертикальный обрыв глубиной метров 30–40. И такой рельеф был по всей береговой линии полуострова Трахтемиров. Как и кому из наших доблестных военачальников пришла в голову идея форсировать Днепр именно в этом месте — уму непостижимо! Но именно здесь форсирование Днепра и началось и, захлебнувшись в крови, через месяц было перенесено выше Киева в район Лютежа…

Как тут можно наступать снизу от Днепра?!

Всего в какой-то паре сотне метрах от нас были видны хорошие заводи Днепра, но спуститься к ним и окунуться в июльскую жару в их водах было невозможно. Слишком круто и — никаких троп, ведущих вниз…

Вернувшись к нашему приюту и выпив по чашечке кофе, направились на экскурсию по Днепру. Через шесть километров грунтовой дороги в сторону Киева приехали в небольшой городок Ржищев, имевшего в разные годы своей долгой истории такие названия как Иван-город, Вжищев, Ржищево.

Городок небольшой, имеет население около 8 тысяч человек и выходит относительно большой долиной к берегу Днепра. Ржищев практически весь одноэтажный, очень зеленый и за деревьями его домов почти и не видно. В нем имеются три небольших металлургических предприятия, кирпичный завод, индустриально-педагогический и строительный техникумы, профессиональный лицей и гуманитарный колледж.

Пляж городка Ржищев

Ландшафт вокруг Ржищева славится многочисленными оврагами и холмами. По-своему красиво. Интересным природным образованием является Иван-гора — место расположения первой ржищевской крепости.

На горизонте - Иван-гора около городка Ржищев

Эта гора возвышается над Днепром на 65–70 метров и с трёх сторон ограничена глубокими балками-оврагами. Северная ее часть, выходящая на реку и которая хорошо видна на верхнем снимке, неоднократно обваливалась, в результате чего большая её когда-то историческая часть, оказалась сейчас под водой. Во второй половине XX века ситуацию усугубило строительство Каневской ГЭС. Вот на следующем снимке вдали виден берег с остатками Иван-горы и линией уходящего влево вдаль Трахтемировского полустрова.

На горизонте - полуостров Трахтемиров

Местность, на которой располагается современный Ржищев, была заселена с древних времён. Первые поселения в этом районе археологи относят к эпохе Триполья — примерно к VI–III тысячелетиям до нашей эры. Как пишут историки — «В своде первых древнерусских исторических очерков „Повести временных лет“, этот район упоминается летописцем Нестором в описании расселения в VI–VII веках в правобережье Днепра полян. О крупном поселении в этом месте впервые рассказывается в Ипатьевской летописи в 1151 году. В повествовании о борьбе за Киевский престол между князьями Изяславом Мстиславичем и Юрием Долгоруким фигурирует Иван-Город — крепость, стоявшая на одноимённой горе над Днепром и защищавшая подступы к Киеву и торговый путь „из варяг в греки“ — близ укреплённого городища располагалось небольшое селение Вжищев.»

Судна готовы к круизу по Днепру

Какие достопримечательности в наше время мы можем там увидеть? В результате затопления водохранилища напротив Ржищева образовались многочисленные острова, наиболее примечательными из которых являются самый высокий песчаный остров на реке под названием «Лысая гора» и другой остров-островок, на котором возвышается восстановленная старая церковь, чудом сохранившаяся от затопленного села Гусинцы. Попасть к ним можно только по воде и предприимчивые местные ребята хорошо поставили на лад это дело. Наш хозяин Александр договорился о двухчасовом круизе по этим местам и нашей группе 11 человек на пару часов была предоставлена большая моторная лодка (150 грн/чел = $5,5). Эти места относятся к т.н. Ланшафтному Заказнику местного значения.

Вокруг срединной части Днепра. ч.5 - Ржищев и его окрестности

Красивые места! Перед нами проплывают песчаные острова и зеленые дали высокого правого берега.

Вокруг срединной части Днепра. ч.5 - Ржищев и его окрестности

Первым делом наш капитан Тарас вырулил к эдакой днепровской Атлантиде — островку, на котором чудом сохранилась при образовании Каневского водохранилища Спасо-Преображенская церковь (Спас на Воде). Ее спасло то, что она была выстроена еще в 1812 г. (по другим данным в 1822 г.) на самом высоком месте небольшого на то время села Гусинцы. Инициатором ее постройки был помещик Гусинский. И вот за поворотом одного из островов мы видим как бы плывущие по воде два церковных здания.

Спасо-Преображенская церковь

Подходя к ним, видим, что они находятся на небольшом островке, который соединен мостом с левым берегом Днепра.

Вокруг срединной части Днепра. ч.5 - Ржищев и его окрестности

Как я уже писал выше, с затопленных территорий принудительно были выселены люди с десятков сел и поселков. Не миновала такая судьба и этого места. Но, по прошествии времени, сухие участки вновь заселились — как говорится — «свято место пусто не бывает» …

У берега островка было несколько деревянных мосточков, к одному из которых мы причалили. Сойдя на сушу, прогулялись к мостику, соединявшему островок с материковой частью. От него церковь стала видна как на ладони. До начала 21 века она простояла в частично затопленном и полуразрушенном от пребывания в руках советской власти, состоянии. И, как сказала встреченная нами монашка, вода достигала внутри уровня двух метров. Потом что-то где-то подрегулировали и уровень воды водохранилища опустился до нынешней отметки.

Вокруг срединной части Днепра. ч.5 - Ржищев и его окрестности

В начале 21 века на реставрацию этого памятника архитектуры нашлось финансирование и в 2009 году начались берегоукрепительные работы, в результате которых был поднят уровень острова, начата реконструкция храма и перекинут мост, связавший остров с материковой частью.

На противоположной стороне был основан Николаевский скит, в котором обитают женщины. Не брезгуют этим местои и простые, не связанные с религией, граждане. Справа и слева от моста видны их дома. И — видно, что не бедные или, как говорят у нас — не жебраки (вконец обнищавшие) …

Вокруг срединной части Днепра. ч.5 - Ржищев и его окрестности

Вход в церковь свободный, но надо соблюдать все присущие православным заведениям, правила. Все женщины прихватили с собой косынки, а на наши шорты, служка, продававшая свечи, махнула рукой — проходите тоже. Может купите тогда свечку? Сейчас церковь внутри выглядит очень прилично. Чисто и стены не загромождены иконами. Следов подтопления и плесени на стенах не видно…

Выйдя из церкви, прогулялись вдоль высоких стен камыша, красиво обрамлявших островок. Такое чудо нередко в этих краях — высота его была свыше трех метров! Местное название такого камыша — очерет. Раньше крыши всех крестьянских домов делались из такого толстого слоя очерета. Сейчас это могут позволить себе только очень обеспеченный люди…

Вокруг срединной части Днепра. ч.5 - Ржищев и его окрестности

Солнце движется к своему закату и нам пора направляться в сторону нашего приюта «Отдых на Траве». Садимся на катер и Тарас выруливает из церковной заводи и поворачивает к самому большому песчаному острову Днепра — горе Лысая.

Вот она перед нами во всей своей красе! Ее высота метров 50–60…

Песчаная Лысая гора

Вроде бы и немного, но подъем на ее вершину по сыпучему песку — это еще Та работа! Идешь, а ноги проваливаются и сползают вниз!

Вокруг срединной части Днепра. ч.5 - Ржищев и его окрестности

Наконец, мы на вершине этой дюны-горы!

На вершине песчаной горы Лысая

Какое классное место! По обе стороны горы открываются совершенно разные и не менее прекрасные картины! С одной стороны — зелень островов и Спасо-Преображенская церковь вдали, а с другой — водные дали разлившегося Днепра с видом на его правый берег.

Там вдали на острове - Спасо-Преображенская церковь
Вокруг срединной части Днепра. ч.5 - Ржищев и его окрестности

Внизу, около причалившего к берегу катера, мы снова видим трехметровые стены камыша. Все! На этом наша экскурсия заканчивается — пора ехать на отдых в наш приют. Завтра предстоит знакомство с трагической стороной полуострова Трахтемиров — Букринским плацдармом, его историей и еще хочется успеть сделать по этим местам хороший трек в поисках духовных Мест Силы.

Проезжая к месту нашего ночлега, несколько километров ехали по грунтовым дорогам через пшеничные поля. И сразу стало понятно — откуда возникла идея колора флага Украины!