Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 2:08

Канев — Украина Июль 2020

Наше автопутешествие вокруг срединной части Днепра продолжается. Начав его в Киеве, мы проехали на юг по его левому берегу через старинный город Переяслав до Светловодска и от него поехали в обратном направлении к Киеву по правому берегу через старые казацкие места Чигирин, Черкасы, Канев, Трахтемиров. Познакомившись с достопримечательностями и красотами окрестностей городка Ржищев, на следующий день решили направиться к нашей главной цели этой поездки — полуострову Трахтемиров. В этом месте река Днепр, уходя на юг и, сделав пару очень крутых поворотов, образовала это, интересное по своей природной и исторической значимости, место.

Наш приют «Отдых на траве», в котором мы остановились на три дня, находится в глухом уголке в самом начале этого полуострова. Ввиду отсутствия нормальных дорог и очень пересеченной местности, попасть к нему могут только опытные водители. И — лучше всего на машинах класса кроссовер.

Вокруг срединной части Днепра. ч.6 — Букринский плацдарм

На большой, освобожденной от быстро растущих зарослей, зеленой поляне, стоят три современной постройки дома, в которых есть все удобства. В полукилометре от этого места находится еще парочка таких же частных отельчиков — «Звенигород» и «Глубокие Балыки», в которых тоже можно останавливаться туристам.

Коттеджи приюта Отдых на траве
Коттеджи приюта "Отдых на траве"

Прогулявшись вокруг наших коттеджей, стало понятно, что они были построены не на пустом месте — сквозь густую листву склона нашего оврага проглядывали остатки быстро поглощаемого растущими деревьями опустевшего дома. Чей это дом — никто уже сказать не мог…

Вокруг срединной части Днепра. ч.6 — Букринский плацдарм

И таких строений, исчезающих из нашего времени под зелеными и густыми, как в джунглях, зарослями, как сказал хозяин нашего приюта Александр, здесь немало. Точное их число и месторасположение знает только сельская администрация. Потихоньку такие заброшки раскупаются энтузиастами типа нашего Александра и по-современному обустраиваются. Но, учитывая сложности рельефа местности и бездорожье — дело это не быстрое и недешевое…

Итак, планом нашего сегодняшнего дня будет знакомство с полуостровом Трахтемиров, имеющим в своей истории долгие, славные и, порой, трагические страницы. В княжеские времена XI века на этом месте стоял летописный старославянский город Заруб, который был известен своим монастырем и охраняемым бродом через Днепр. Монастырь был разрушен татарами во время их многочисленных набегов, но в XVI веке он был восстановлен Евстафием Дашкевичем и с тех пор стал известен как Трахтемировский монастырь. Помимо Заруба в старые времена вдоль реки стояли и такие города, охранявшие переправы через Днепр и контролировавшие подступы к Киеву, как Иван-город, Чучин, Бугрин и другие…

По дороге на полуостров Трахтемиров первым делом решаем посетить поселок Балыко-Щучинка — небольшое местечко на берегу Днепра в Кагарлыкском районе Киевской области, в котором на приднепровской горе расположился большой монументальный комплекс героям т.н. Букринского плацдарма. В древности на этом месте был город-крепость под названием Чучин, который входил в систему Днепровской оборонительной линии, защищавшей южные подступы к столице древней Руси — Киеву. Город был тогда обнесен тремя земляными валами с дубовой оградой и башнями. При нашествии татаро-монголов в 1223 и 1239 годах, Чучин, сражаясь, был разрушен…

От нашего приюта до Балыко-Щучинки по прямой вдоль берега всего километра два-три. Но мы не рискнули ехать по овражным проселкам и поехали в объезд по хорошей круговой асфальтовой дороге, которая быстро привела нас к этому месту.

Вокруг срединной части Днепра. ч.6 — Букринский плацдарм

Именно здесь, а также в районе селе Григоровка на противоположной стороне полуострова и были места первой высадки бойцов Воронежского фронта при форсировании Днепра, начатом ночью 22 сентября 1943 г. Советским войскам под руководством ген. армии Н. Ф. Ватутина противостояли части северного фланга 8-й полевой армии вермахта.

На гору, высотой метров 70–80, ведет пешеходная лестница, но на нее можно подняться по хорошей асфальтированной дороге и на автомобиле — наверху есть хорошая просторная парковка. Оставив машины, выходим на верхнюю часть мемориала, состоящего из нескольких групп бронзовых памятников и барельефов.

Итак, мы на Букринском плацдарме — месте, которому во Второй Мировой Войне волею судьбы выпало быть одним из первых при форсировании Днепра. Целью этой военной операции был обход и взятие Киева с юга. Как известно, бои на этом плацдарме считаются исследователями наиболее кровопролитными среди всех 23 плацдармов, захваченных советскими войсками на всём протяжении при форсировании Днепра. По разным данным, потери советских войск в этом месте оцениваются от 250 до 500 тысяч человек. Это был один из самых кровопролитных эпизодов в истории минувшей войны и, несмотря на то, что первоначальные планы командования на этот плацдарм не оправдались, он сыграл значительную роль в битве за Днепр и освобождении Киева.

Этот памятный комплекс был открыт в мае 1985 г., к 40-й годовщине со дня Победы. В его составе находится музей и несколько скульптурных композиций, изображающих сцены форсирования Днепра. Доминирующая фигура — воин со знаменем — символом Победы.

Вокруг срединной части Днепра. ч.6 — Букринский плацдарм

С холма, на котором расположен этот мемориал, должны были бы открываться прекрасные виды на Каневское водохранилище. Но — увы! Склоны горы поросли высокими деревьями, которые никто не срезает и, к сожалению, красивые панорамы Днепра с верхней площадки мемориала были совершенно не видны.

Как известно, еще в начале сентября Ставка Верховного главнокомандующего (читай — Сталина) дала указание фронтам о форсировании Днепра с ходу и захвате плацдармов на его правом берегу. Как известно, наступление на этом, выбранном для штурма, участке фронта с самыми крутыми днепровскими берегами, возглавляли такие асы советской военной мысли как М. Ватутин, П. Рыбалко и М. Москаленко. Правда, говорят историки, что на них «надавил» и Сталин — «Надо к 7 ноября взять Киев!». И ни днём позже…

Для переправы через 700-метровое русло холодной сентябрьско—октябрьской реки использовали все подручные средства и, по воспоминаниям участников этого штурма, «в ход шло все, что могло держаться на воде: бочки, доски, бревна, двери и т. д., из них же готовились плоты и паромы».

Вокруг срединной части Днепра. ч.6 — Букринский плацдарм

Место это знаковое. Тем, кто увлекается военной историей, думаю, будет интересно побывать на этой горе и осмыслить, какие события здесь разворачивались. Место, где ощущаешь чудовищность понесенных тогда потерь и скорбь…

Бои на этом плацдарме, начавшиеся 22 сентября 1943 года и длившиеся почти полтора месяца, были для советской армии в этой войне одними из самых кровопролитных. Данные о советских потерях по разным источникам отличаются в разы и, как известно, засекречены еще на 25 лет — до столетия Победы… Некоторые исследователи даже полагают, что потери советских войск на этом 11-ти километровом участке штурма Днепра были намного выше чем потери войск союзников при штурме 80 километровой линии через пролив Ла-Манш в июне 1944 года.

Вокруг срединной части Днепра. ч.6 — Букринский плацдарм

Через месяц после тяжелых и практически безуспешных боев, две из трех армий, штурмовавших этот плацдарм, были тайно (и это удалось!) передислоцированы из-под Букрина севернее на Лютеж и уже оттуда к юбилейному 7 ноября (позже было «нельзя» никак!) был взят Киев…

Перед нами просторная площадь, красиво оформленная памятными досками с именами погибших.

Вокруг срединной части Днепра. ч.6 — Букринский плацдарм

Начинается этот мемориальный полукруг с имен похороненных Героев Советского Союза, дальше идут имена павших воинов. Конечно, учитывая страшные потери, которые были на этом плацдарме, здесь указаны имена только небольшой их части.

Красивое и печальное место…

Вокруг срединной части Днепра. ч.6 — Букринский плацдарм

Выходя к Днепру, советские части зачастую сразу же начинали переправляться через реку с помощью подручных средств (лодок, плотов, обычных бревен). Они стремились выиграть время и не допустить концентрации противника на противоположном берегу. Стояла осень и вода была уже холодная. Тем не менее бойцы, не щадя своей жизни и здоровья, пускались в опасный маршрут. Правый берег Днепра был более высоким, чем левый, и немцы имели все возможности вести прицельный огонь по переправляющимся советским солдатам. Тысячи красноармейцев и командиров погибли во время форсирования реки. Но за период с 22 по 30 сентября к Днепру почти на 750-километровом фронте от Лоева до Запорожья вышли и форсировали реку армии Центрального, Воронежского, Степного и Юго-Западного фронтов, захватив 23 плацдарма. С октября 1943 г. развернулась упорная борьба за эти плацдармы. Советские войска получили задачу расширить захваченную на правом берегу Днепра территорию и в последующем провести операции по дальнейшему освобождению Правобережной Украины.

По своей сложности, форсирование Днепра можно было бы сравнить с форсированием Ла-Манша войсками союзников в июне 1944 года. Но там были другие масштабы и методологии почти годовой подготовки к этой операции. И потери союзных войск были на порядок меньше…

В помощь войскам, начавшим форсирование Днепра, в ночь на 24 сентября в районе Канева был выброшен воздушный десант. Памятник этой проваленной военной операции Советских ВДВ стоит на повороте с дороги Р19 в сторону Малого и Большого Букрина и он посвящен первому из трагических событий, произошедших на этом участке фронта — неудачной операции советских десантников, которая была проведена в ночь с 24 на 25 сентября 1943 года.

Тогда в тыл противника был выброшен десант в количестве 4575 парашютистов, которых вместо конкретного участка 10×15 км, по ошибке командования и пилотов раскидали где только было можно и в основном прямо на боевые позиции противника. В итоге 2/3 десантников погибли, расстрелянные еще в воздухе, так и не достигнув заданной цели. Таким образом, основное задание Днепровского десанта, в котором первоочередным были захват рубежей и недопущение подходов резерва противника, не было выполнено…

Понимая всю сложность и опасность операции форсирования Днепра, было принято решение удостаивать особо отличившихся при форсировании реки командиров и бойцов званием Героя Советского Союза. И в битве за Днепр 2438 солдат, сержантов, офицеров и генералов всех родов войск, наиболее отличившиеся в этих сражениях, были удостоены этого высокого звания.

На самом полуострове, куда мы приехали позднее, у входа в бывший пионерский лагерь тоже есть памятник погибшим в этих местах Героям Советского Союза.

Стоит он на красивом месте с разлившимся до горизонта Днепром.

Вокруг срединной части Днепра. ч.6 — Букринский плацдарм

А вокруг всего полуострова на его крутых берегах всюду и даже на глубину до 10–15 километров от берега и сейчас видны хорошо сохранившиеся линии немецких окопов. Любители военных трофеев до сих пор ходят на эти места как на работу — тут есть чем поживиться даже сейчас…

На выходе с мемориала к автостоянке стоит, как символ народной памяти, но несколько выпадающий из общей композиции, памятник былинному персонажу Бояну — древнерусскому певцу и сказителю, «песнотворцу» и персонажу «Слова о полку Игореве». Но, кажется, что и он поет печальную песню скорби по погибшим воинам.

Вокруг срединной части Днепра. ч.6 — Букринский плацдарм

Рядом с ним находится и памятная доска о некогда стоявшем на этом месте древнем городе Чучин.

Покинув Балыко-Щучинку, направляемся на сам трахтемировский полуостров. Миновав красивые пейзажные места поселений Дудари, Малый и Великий Букрин, подъехали к старинному местечку Трахтемиров, которое когда-то возвышалось на крутом берегу Днепра.

В давние времена оно было довольно большим казацким поселением. Отсюда мы начнем исследование этого места и тех событий, которые происходили здесь в более старые — как добрые, так и недобрые времена. Оно расположено на Приднепровской возвышенности, на полуострове, образованном крутым изгибом Днепра. На другой стороне реки находится город Переяслав, с которого мы начали наше путешествие вокруг срединной части Днепра.