Турист Jan Jalan (janjalan)
Jan Jalan
был 5 сентября 2022 17:42

Остров Ява. Часть 2: где стоит побывать, кроме Бромо, Иджена, Боробудура и Прамбанана

Пачитан, Сурабая, Джокьякарта, Суракарта, Блитар — Индонезия Июнь 2018

Ява — самый населенный остров планеты. И это далеко не единственный рейтинг, где Ява находится на ведущих позициях — как в позитивном, так и в негативном контексте.

Это действительно остров контрастов. Здесь много мегаполисов, огромные объемы промышленного производства, потребления энергии, товаров и услуг. Титаническая нагрузка на окружающую среду, адское загрязнение лесов, воды и воздуха. Зловещая сейсмическая активность, десятки действующих вулканов…

И при всем при этом — на удивление хорошо сохранившиеся островки дикой природы. Множество национальных парков и заказников. Тысячелетние индуистские и буддийские храмы. Выдающееся искусство султанатов Центральной Явы.

Конечно, Ява привлекает внимание многих туристов. Едва ли не самый популярный в Индонезии туристический маршрут — Боробудур-Прамбанан-Бромо-Иджен, который объединяет два уникальных храма из всемирного наследия ЮНЕСКО и два не менее удивительных вулкана. Обычно на этом Ява для туриста заканчивается. А зря — тут есть немало других прелестей. В этой статье я описываю пять из них, которые особенно меня впечатлили.

Огненный пояс Земли: вулкан Келюд

Вулкан Келюд в 2008 году.

Самым необычным вулканом на Яве принято считать Иджен, но есть еще один, чей характер впечатляет не меньше — это невысокий, но грозный Келюд. Он находится в 70 км к западу от еще одного звездного яванского вулкана Бромо. Последнее извержение Келюда в 2014 году было самым красочным и сильным на Яве за последние 20 лет. Еще в 2006 году любители активного отдыха и горных прогулок посещали кратер этого вулкана, чтобы полюбоваться кислотным озером, которое закрывало жерло этого активного вулкана. Озеро блокировало свободный выход газов и вулканической породы наружу, поэтому рядом с ним постепенно сформировалась своеобразная шапка из камней и вулканической породы.

К 2014 году вулкан отказался носить эту шапку и сбросил ее своим извержением. Словно пробка от шампанского, в воздух взлетели тонны камней, песка и пепла. Общее количество вулканического материала, взлетевшего тогда в небо, оценивают в 160 млн кубометров. Вулканический пепел покрыл территорию 500 км в диаметре.

На то время я прожил на Яве всего полгода и еще не сталкивался с вулканическими извержениями воочию. В один из дней весь город Суракарта, в котором я тогда жил, покрылся двухсантиметровым слоем вулканического пепла. Казалось, будто мы очутились в февральском снегопаде! Впечатлений с того дня хватит на всю жизнь.

Позже, в 2016 году, я посетил Келюд и был впечатлен последствиями извержения: кратер был похож на разорванную пивную банку, в которой взорвалась петарда, а асфальтная дорога еле-еле просматривалась из-за почти тотальной бомбардировки камнями, летевшими из кратера. Взойдя на кратер, я поднял камень и бросил метрах в 10 от себя. Вся поверхность подо мной загудела как монолитная бетонная плита — этот отзвук застывшей лавы запомнится мне навсегда.

Секретный рай на Яве: пляжи Пачитана

Пляж Клаяр, Пачитан

Среди самых известных и посещаемых национальных парков острова Ява — конечно, «вулканические», а также прибрежные — Балюран, Алас Пурво, Уджунг Кулон. Но есть один регион, который довольно популярен среди индонезийцев, но почти лишен внимания туристов из-за границы. Это Пачитан — небольшой район на берегу Индийского океана, который находится в 3 часах езды на восток от города Джокьякарта.

Пачитан богат пляжами, их здесь несколько десятков. Есть места для серфинга, для комфортного купания и для долгих прогулок вдоль океана в абсолютном уединении. Кроме пляжей здесь есть очень особенная пещера Гоа Гонг. Изнутри ее подсвечивают разноцветными лампами, которые постоянно меняют цвет, создавая глубоко под землей атмосферу фестиваля психоделической музыки.

Есть в Пачитане еще и река сказочной красоты, и горячие источники, и волшебный водопад, затерянный среди джунглей… Всегда сложно уговаривать в привлекательности малоизвестных мест, но в случае Пачитана я уверен, что здесь понравится всем, кто сюда попадет.

А вот видео-отчет о моем путешествии в Пачитан

Наследие империи Маджапахит

Величественные храмы VIII–XIX века Боробудур и Прамбанан возле Джокьякарты хранят память великой империи Матарам, при которой яванская цивилизация достигла своего расцвета. Но это не единственное могущественное государство, оставившее глубокий след в истории и культуре острова. Через несколько сотен лет после упадка могущественных Шривиджаи и Матарама (двух влиятельных государств конца I — начала II тысячелетия нашей эры) на Восточной Яве возникает еще одна империя, ставшая прародителем индонезийской государственности — Маджапахит. По охвату покоренных территорий она сильнее всех автохтонных государств региона приблизилась к границам современной Индонезии и оставила после себя несколько выдающихся памятников архитектуры. Большинство из них сосредоточено в столица империи — городке Тровулан, который частично восстановлен и открыт к посещению.

В архитектуре Тровулана можно невооруженным глазом увидеть элементы культовых сооружений, которые повсеместно используются в современной балийской архитектуре. Это неудивительно ведь в XIV–XVI веках Маджапахит занимал верховенствующее положение по отношению к балийских княжествам, неоднократно атаковал Бали с попытками захватить остров. Современная культура Бали — это во многом трансформированная за века культура Маджапахита.

Чайные плантации и последние индуистские храмы на Яве

Еще одно интересное место, где осталось несколько храмов империи Маджапахит — это склоны вулкана Лаву на границе Восточной и Центральной Явы. Храмы находятся на высоте до 1400 м, а сам регион их постройки захватывает красотой местной природы.

Необычные храмы Сукух и Чето — места паломничества для яванской знати из Суракарты и Джокьякарты. Той знати, которая не утратила верность некоторым индуистским ритуалам даже после официального принятия ислама.

Сукух — это, пожалуй, наиболее загадочный из всех яванских храмов. Он построен на высоте 900 метров над уровнем моря. Его главное сооружение напоминает пирамиды майя: вокруг этого здания множество каменных статуй, связанных с сексуальной сферой жизни человека. Ученые предполагают, что этот регион был местом отправления культов, связанных с плодородием, а также неких сексуальных ритуалов. На такие догадки наталкивают статуи с изображением гениталий и сцен секса в храмах Сукух и Чето.

Чето расположен на склоне вулкана Лаву на высоте около 1400 метров над уровнем моря. Он представляет собой череду террас, переходы между которыми разделены воротами чанди бентар, о которых я упоминал в контексте Тровулана, столицы империи Маджапахит. Как и на острове Бали, здесь празднуют все большие индуистские праздники — Ньепи, Кунинган, Галунган. Здесь часто можно увидеть балийских паломников.

Кроме храмов, в этом регионе есть несколько чайных плантаций. Невероятно красивые виды на зеленые плантации открываются по дороге в храм Чето. Говоря откровенно, качество чая, выращенного на Яве, оставляет желать лучшего — в первую очередь, из-за небрежного отношения к обработке, сбору и сушке листьев. Но есть исключения. В полутора часах езды от храмов Сукух и Чето есть чайная плантация и фабрика Джамус. Она тоже расположена на склоне вулкана Лаву, но на северной его стороне. Чай, которым меня угощали на той плантации, действительно впечатлил высоким качеством, что большая редкость для Индонезии.

Джокьякарта: наследие яванских султанатов

Про яванские города вы услышите, скорее, нарекания, а не хвалебные отзывы. Много проклятий от путешественников летит в адрес столицы Индонезии, Джакарты, крупнейшего города страны. Не имея намерения выступать адвокатом яванских мегаполисов в этой статье, хочу рассказать о самом любимом яванском городе среди туристов — Джокьякарте, а точнее о нескольких малоизвестных его закоулках.

Джокьякарта — безусловно, колыбель яванской культуры. Именно здесь зародилось самое могущественное мусульманское государство на острове Ява — княжество Матарам, которое впоследствии раскололось на Суракарту и Джокьякарту. Сегодня яванская культура — это смесь уцелевших элементов местных верований, обрядов и традиций периода «доиндизации» Явы, буддийско-индуистского периода Нусантары, наследия яванских султанатов с чрезвычайно богатой традицией искусств танца, музыки оркестра гамелан, кукольного театра ваянг кулит, нескольких аутентичных ремесел и так далее.

Место, которое я особенно советую для пеших прогулок по Джокьякарте — район Кота Геде. Это и есть сердце яванских султанатов, место зарождения княжества Матарам, его столица в первые 50 лет существования. Тут сохранилось несколько старых зданий XVII века, оборонные стены, а также более поздние постройки периода голландского колониального правления. Джокьякарта всегда оставалась в меру автономным политическим актером, а потому смогла стать центром возрождения местной культуры после того, как Индонезия обрела независимость.

Очень советую во время прогулок по Кота Геде сворачивать с больших улиц и теряться в переулках и проходах между домами — в этом очень милом квартале живут приветливые люди, которые не расценят ваши похождения как посягательство на приватность их тихой жизни. Многие туристы посещают цеха по производству серебряных украшений — это самое популярное развлечение в Кота Геде. Но мало кто знает, что такие же, лишь меньшего размера мастерские спрятаны в глубине квартала — именно там можно найти настоящую аутентику!

Теги: Самостоятельные путешествия, Пляжный отдых, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия