Турист Иван Косенков (Ivan_Kosenkov)
Иван Косенков
был 6 августа 2023 19:56

Страна берберов, Марокко: каньоны Тодра и Дадес, киностудия "Атлас"

Уарзазат , Тингир — Марокко Январь 2018

Продолжаю серию материалов из автопутешествия по Марокко. Предыдущие части: Шефшауэн, Фес, Сахара. Обратите внимание на видео по ссылке в конце материала — оно лучше передаёт дух тех мест, как мне кажется.

От Мерзуги в Сахаре мы направились к городу Тингир, неподалёку от которого находится величественное ущелье Тодра.

Дорога пролегает внизу ущелья, нужно проехать его всё мимо торговцев безделушками и найти парковку. Отвесные, высотой порядка 100‑200 м. скалы ущелья притягивают скалолазов явно не начального уровня. Рядом ходят караваны из осликов, ведомые колоритными берберскими женщинами. При виде туристов они немедленно делают жалостливое лицо и начинают выпрашивать деньги.

У нас немедленно возникла идея найти дорогу наверх ущелья и посмотреть на него сверху вниз. Мы шли около часа вверх по узкой каменистой тропе, указанной maps.me, но посмотреть на ущелье сверху вниз так и не смогли: из-за поворота, от показавшихся на горизонте берберских шатров на нас вылетели четыре здоровых пса с явно недружелюбными намерениями: рыча, щеря зубы и прижав уши, они приближались.

Решение пришло неожиданно: помогло отступая лицом к собакам, заорать на них матом по-русски, как можно громче. Собаки внезапно приобрели озадаченный вид и ретировались. Мы решили не испытывать судьбу и тоже предпочли отступить. Сложно представить, как могло всё сложиться, если бы собаки всё-таки напали в ситуации, когда до возможной помощи пара километров по крутой горной дороге.

Уже в темноте мы добрались до нашего отеля в Бумальн-Дадесе, сделанного из самана (конечно интересно видеть солому, местами, торчащую из глиняных стен). Хозяева дома — амазиги, именно таково самоназвание берберов, уже подготовили нам радушный приём с песнями и танцами. Название «берберы» неизвестно большей части самих берберских народностей, так как было дано им европейцами по аналогии с «варварами» из-за непонятности их языка. Самоназвание берберов: амазиг означает «свободный человек».

Мы встали рано утром и направились к ущелью Дадес. За ночь температура сильно упала — если вчера мы гуляли в рубашках, то утром пришлось надеть тёплые вещи. С гор Атлас дули порывы леденящего ветра, а в воздухе летали снежинки, которые были предвестниками надвигающегося шторма.

Само ущелье Дадес даёт большой простор для трекинга: вдоль ущелья вьётся узкий серпантин дороги, а также ряд троп по дну ущелья, рядом с рекой. Можно долго гулять и рассматривать интересные геологические формации каньона.

Страна берберов, Марокко: каньоны Тодра и Дадес, киностудия Атлас

По просёлочной дороге, почти случайно, мы попали к ещё более странному месту, со скалами органических форм и старыми касбами, которые от времени стали похожи кучи песка. Позже, я узнал, что это место называется «Обезьяньи пальцы» или «Обезьяньи мозги».

Каньон "Обезьяньи пальцы"

Мы поднялись на холм под шквалистыми порывами ветра, и у меня возникло чувство, что я вижу что-то инопланетное: как будто огромную руку какого-то существа с сотнями пальцев, вдоль которой вьётся тропинка. Видео по ссылке ниже лучше передаёт атмосферу этого дикого и странного места.

Каньон "Обезьяньи пальцы"

В итоге мы заблудились среди огромных каменных глыб и еле нашли выход назад. Мы осмотрели вблизи заброшенные строения берберов, похожие на огромные песчаные замки: местами их стены и крыши обрушились, а внутри бушевал ветер.

Забавно, что в таком фантастическом месте, мы не встретили ни единого человека, ни одного туриста. Это даёт ощущение первооткрывательства, чувствуешь себя буквально Индианой Джонсом, бродя среди покинутых строений и инопланетного ландшафта.

Страна берберов, Марокко: каньоны Тодра и Дадес, киностудия Атлас

Следующим пунктом назначения стал Уарзазат, где мы хотели посетить киностудию Атлас, которую называют «Марроканским Голливудом». Под напором дующего с гор через пустыню ветра, машина, казалось, могла слететь с дороги: мы попали в самую настоящую пыльную бурю. Уже ближе к вечеру мы добрались до киностудии.

Киностудия Атлас
Киностудия "Атлас"

На киностудии «Атлас» снимали такие фильмы как: «Гладиатор»,«Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра»,«Кундун», «Жемчужина Нила» и многие другие.

Киностудия Атлас
Киностудия "Атлас"

На деле Атлас — разочаровал: декорации к фильмам сильно поистрепались и их фейковость слишком уж бросается в глаза на контрасте с мощью окружающей пустыни. Буря громыхает фанерой и гипсокартоном безлюдных декораций древнего Египта и Рима.

А впереди нас ждало ещё одно приключение, с головой погрузившее нас в атмосферу Марокко — ночь в древней крепости Айт-Бен Хадду. Об этом- в завершающей части марроканской эпопеи.

Конечно, видео лучше, чем фото и текст передаёт атмосферу наших приключений.

Страна берберов, Марокко: Тодра, Дадес и киностудия «Атлас»

Тодра и Дадес — ущелья в Марокко к югу от гор Атлас. Мы посещаем каньон «обезьяньи пальцы», киностудию «Атлас» в Уарзазате и гуляем возле древних берберских крепостей. После посещения Сахары мы путешествуем по местам, где издревле жили берберы или амазиги, изучаем необычайную геологию этих мест с образованиями, похожими на огромные каменные пальцы, подвергаемся нападению стаи собак в горах, играем на барабанах, а также попадаем в древний Египет и Рим на площадке киностудии. Подписывайтесь на канал — https://www.youtube.com/ivankosenkov чтобы не пропустить финальную часть марроканского путешествия. Подписывайтесь на Instagram — https://www.instagram.com/xg121/ чтобы следить за приключениями.