Турист Иван Косенков (Ivan_Kosenkov)
Иван Косенков
был 6 августа 2023 19:56

Мерзуга — Марокко Январь 2018

Из Феса мы направились на юг — в Мерзугу. Уже в Марокко мы забронировали место на верблюжьем туристическом караване, выходящем из Мерзуги в лагерь берберов в Сахаре в три часа дня. Одна проблема — между Фесом и Мерзугой — почти 500 километров, следовательно, чтобы успеть на него, по нашим расчётам с поправкой на возможный форс мажор, необходимо было выехать в четвёртом часу ночи.

Эрг Шебби, Марокко: Ночь в Сахаре

Таким образом, мы решились ночной перегон через горы Атлас и лежащую за ними пустыню. Ночью дороги Марокко могут быть даже проще для вождения, чем днём: в тёмное время суток трафик становится намного проще, резко уменьшается количество гужевого транспорта на дорогах, а также снижается количество плавно идущих по проезжей части пешеходов. Ну и на самом деле очень круто нестись по ночному затерянному шоссе в пустыне — только ты, дорога и рокот двигателя.

Мы встретили рассвет, взбираясь по узкому серпантину в горы. Местность вокруг резко начала напоминать марсианские пейзажи — каменистая пустыня рдеет алым в лучах восходящего Солнца. За перевалом на пути начали встречаться небольшие посёлки, архитектура которых несколько отличалась от арабской по ту сторону гор — глинобитные ксары и другие строения берберов из самана. На дорогах стали попадаться знаки, дублированные на берберском — очень интересная письменность, непохожая на что-либо виденное нами прежде.

Эрг Шебби, Марокко: Ночь в Сахаре

Дорога на Мерзугу идёт мимо живописных оазисов, находящихся в низине, контрастирующих с пустынным сахарским пейзажем. К полудню, когда солнце встало, мы уже доехали до места назначения — постоялого двора. Приземистое одноэтажное здание посреди пустоши, сделанное из глины, смешанной с соломой, надёжно укрыло нас от солнца.

Auberge Les Roches

Недалеко от Мерзуги находятся оранжевые песчаные дюны Эрга Шебби — основной достопримечательности тех мест.

Эрг Шебби, Марокко: Ночь в Сахаре

Эрг — арабское название песчаных массивов, то, что мы привыкли представлять, когда слышим слово «пустыня» — дюны, барханы. Сама Сахара за пределами эргов — каменистая пустошь, песка там не так много.

Эрг Шебби, Марокко: Ночь в Сахаре

Мы направились в эрг верхом на верблюдах. Туда в берберский лагерь, примерно в полутора часах верблюжьего шага, доставляют туристов, желающих встретить рассвет и закат в пустыне.

Самое яркое впечатление от Сахары — тишина. В пустыне так тихо, что закладывает уши.

Пустыня кажется абсолютно чуждым местом из параллельной реальности, она обманчива и вводит в заблуждение — очень сложно визуально измерять расстояния до объектов, их величину — например дюна кажется невысокой ровно до момента когда увидишь маленькие фигурки забирающихся на неё людей.​

Эрг Шебби, Марокко: Ночь в Сахаре

После заката караван прибывает в лагерь. Конечно, насчёт ночёвки в берберском лагере не стоит питать каких-то излишних надежд — это не более чем туристический аттракцион. Вас привезут в лагерь, выделят шатёр, в котором стоит старая кровать (интересно, они на верблюдах их тащили или подогнали пикап?), накормят похлёбкой, а затем будут петь песни у костра и стучать в барабаны. Насколько это аутентичное впечатление? Думаю — нинасколько. При этом, конечно, всё выглядит весьма атмосферно — бивуак, огонь, колоритные берберы в национальных одеждах под звёздным небом посреди дюн.

С другой стороны — чем ещё заняться народу, водящему караваны в современном мире? Разве что доставлять нелегальные грузы через пустынные тропы, неведомые другим. Может быть часть берберов реально и занимается контрабандой грузов через африканский континент, как делали это давным-давно.

Эрг Шебби, Марокко: Ночь в Сахаре

Ночью, перед сном, обязательно стоит отойти подальше от лагеря и как следует рассмотреть звёзды, ярко сияющие в небе над пустыней в тишине и темноте, а с утра встать пораньше, чтобы встретить рассвет в пустыне. Это точно того стоит — увидеть, как меняется пустыня и окрашивается в яркие краски с восходом!

Единственное, что путь назад к Мерзуге проходится далеко не так бодро, как в ту сторону: седло без стремян причиняет неприспособленному и отбитому за прошлый день заду дикий дискомфорт, и за полтора часа пути обратно успеваешь снова устать. В принципе, в пустыню необязательно ехать на верблюде — в Мерзуге есть возможность арендовать и квадроцикл, и мотоцикл, но это уже не так аутентично.
Ниже — видео из этой части нашей поездки.

Сахара, Марокко: Рассвет в пустыне

Сахара — самая знаменитая пустыня мира. В Марокко можно съездить в Сахару и встретить в пустыне рассвет. Об этом третья часть видео из роуд-трипа по Марокко. Из Феса мы направились на юг — в Мерзугу. Чтобы успеть на караван, выходящий в Сахару в три часа дня, мы решились на почти 500-километровый ночной перегон через горы и пустыню. Недалеко от Мерзуги, примерно в полутора часах верблюжьего шага, находятся оранжевые песчаные дюны Эрга Шебби, куда мы и направились верхом на верблюдах. Туда в берберский лагерь доставляют туристов, желающих встретить рассвет и закат в пустыне. Ночью, перед сном, обязательно стоит отойти подальше от лагеря и как следует рассмотреть звёзды, ярко сияющие в небе над пустыней в тишине и темноте, а с утра встать пораньше, чтобы встретить рассвет в пустыне. Это того стоит!