Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Турция. Аланья. Чудесный город из волшебной сказки (17-29 октября 2018). Часть 5

Алания — Турция Октябрь 2018

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

СМОТРОВАЯ ПЛОЩАДКА SEYIR TERASI

На вечер у нас была запланирована очередная культурно-познавательная вылазка. Буковки «I (сердечко) Alanya» наверху одной из гор, видные практически из любого места города, новая достопримечательность. Это смотровая площадка Seyir Terasi.

По-хорошему туда можно доехать на автобусе № 8, даже расписание в интернете есть. Но то ли мы напутали с остановкой, то ли со временем, но вчера автобуса не дождались. Сегодня решили дойти до горы самостоятельно. У меня топографический кретинизм в последней стадии, а мужу просмотр карты с последующим фотографированием в пяти вариантах особого толку не дал. Шли наугад, ориентируясь на то и дело появляющиеся буковки.

Петляя по кривым улочкам и переулкам Аланьи, дошли до дороги, круто уходящей вверх. Ну, как круто? Очень, очень круто — привет Ялте и Хосте:).

Я сразу говорю: «Мне не подняться!». Муж философски: «Ну, у тебя есть вариант повернуть назад». Нет уж, не в моих правилах отступать, вспомним, как в Адлере по горам ходили! Я, конечно, нелегкий путь прошла (а легких мы, видимо, и не ищем), но про себя решила, что людям после 30 горы противопоказаны:). Правда, открывающиеся виды того стоили! Город лежал как на ладони. Пестрые домики, утопающие в зелени улочки, минареты мечетей, гора с крепостью на вершине, разрезающая пополам мерцающее море, порт. Дух захватывает, как красиво! А ведь выше будет еще красивее. Значит, надо идти дальше.

Шли по какому-то шоссе, хорошо, хоть с пешеходными дорожками, потом по ступенькам поднимались все выше и выше.

Как будем спускаться? Сейчас мне меньше всего хотелось об этом думать. Я была согласна даже на параплан. Потому что наша импровизированная прогулка была вознаграждена умопомрачительными пейзажами. Что ни шаг, то кадр-картинка!

И буквы уже близко, такие огромные. Неужели мы сделали это?! Дошли! Всего-то, кстати, за час. Примерно 3,5 км. Вроде немного, а идти в гору тяжело.

Показались террасы с дорожками и кафе, откуда приятно пахло рыбным шашлыком. И, конечно, главное — это обворожительные виды расстилающегося далеко внизу курортного городка с поселками. И невероятно синее море, то ли в силуэтах гор, то ли облаков, бескрайнее и манящее. А еще горы. Сколько здесь прелестных зеленых гор! «И ведь на каждую можно забраться!» — заметил муж. Да, Аланья, ты прекрасна! Пожалуй, даже красивей Адлера. За красоту гор можно простить многое. Я бы даже согласилась жить в палатке и питаться чипсами ради того, чтобы ежедневно видеть эти пейзажи и наш обворожительный пляж Клеопатры с зеленой скалой и крепостью.

Можно было подняться еще выше, туда, куда довозит автобус № 8. Там парк, деревянные веранды, лавочки. Муж даже немного прошелся по ступенькам, посмотрел, сказал, что там ничего любопытного нет. Если честно, то после проделанного пути я ожидала чего-то большего. Ну, не ковровых дорожек и фанфар, а хотя бы киоска с мороженым и сувенирных лавок. С другой стороны, до букв мы все-таки дошли, город как на ладони увидели.

Чего еще надо? К тому же, уже приближалось время заката. Не зря говорят, что на смотровую площадку лучше идти под вечер.

Едва мы начали обратный путь, как увидели подъезжающий автобус № 8. Так все-таки он существует! Проводив его взглядом, мы залипли у парапета, ибо уже начиналось ежевечернее представление, главное аланийское чудо — закат. А день сегодня выдался погожий, на небе ни облачка, так что зрелище обещало быть завораживающим. И действительно по синему склону неба к горизонту катился пылающий диск солнца.

Небо на границе с морем приобрело розоватый оттенок. А солнце опускалось все ниже и ниже. Успеть бы поймать в ладошку! Успели! Южный закат стремительный. И вот уже от солнца осталось лишь одно неясное расплавленное пятно — воспоминание. Вечное море поглотило вечное солнце. Наверное, как миллионы лет назад человечество любовалось этим непостижимым таинством, так и миллиарды лет спустя будет с замиранием сердца следить за умиранием очередного дня, надеясь, что завтра солнце вновь начнет свой неустанный путь по небосклону…

А нам, между тем, тоже пора поторопиться. Успеть бы до темноты спуститься с горы, очень уж неохота блуждать здесь впотьмах. Впрочем, горы милостивы к тем, кто их покорил. Нет, параплан не понадобился. Мы увидели отправившийся в обратный путь тот самый автобус № 8 (если честно, я в тайне надеялась именно на него, зная примерное время отправления от конечной остановки). Взмах мужниной руки, всего 3 TL с человека — и вот мы уже из сгущающихся сумерек горного вечера прыгаем в теплое светлое нутро автобуса. Впрочем, обратная дорога была еще тем аттракционом! Мы то спускались, то вновь взбирались наверх, петляли по узкому шоссе, иногда за бортом автобуса совсем близко виднелись крутые отвесные спуски. А за окном мелькали утопающие в уже густом полумраке огоньки вечернего города, нарядно подсвеченная крепость, синие от неона кабинки телеферика. Сказочный город с наступлением темноты становился совершенно волшебным. Вот только успеть бы всю эту красоту рассмотреть на виражах нашего автобуса! Уж на что я привыкшая к сочинским горным серпантинам, и то мне было не по себе. Я так и сказала: «Пешком было долго, но не так страшно».

Зато через 20 минут мы уже шли по бульвару Ататюрка. Точнее, можно было бы проехать еще, но водитель объявил эту остановку (с горы мы ехали вообще без них), я услышала знакомое название и решила, что это конечная. Мы и вышли, а автобус поехал дальше. Ну, ладно, главное, с горы спустились. А уж здесь все знакомое. Минут 10 по ночной улице с ярко освещенными витринами — и можно вытянуть гудящие ноги за столиком кафе своей родной гостиницы. Все-таки, замечательная прогулка-поездка получилась. А главное — очень красивая. Теперь и поужинать можно, калории восстановить:).

ШТОРМЫ И ЗАКАТЫ

«И мечты разгоняй, как дым.

Не пытайся вернуть — пусть провалится.

Ведь даже море будет твоим,

Если захочешь.

А ты просто стесняешься»

(панк-группа «Включай микрофон»).

В Аланье особая атмосфера. Здесь даже в дождь хорошее настроение. А с погодой нам, честно говоря, не очень повезло. Я почему-то наивно полагала, что осенью на заграничных курортах погода будет более устойчивой (вот, в принципе, основная причина измены сентябрьско—октябрьскому Адлеру). Хорошо, что у нас было целых 13 дней, поэтому 3–4 откровенно дождливых дня мы пережили без особого расстройства. Ну, и к тому же, шторм на море — это всегда красиво, да и дождь на юге имеет свою прелесть.

Грозы с раскатами грома и страшными зигзагами молний, штормовой ветер и проливной дождь чаще были ночью или под утро. В такие моменты казалось, что начинается настоящий Ад! Но и днем небо затягивали тяжелые тучи. Дождь прогонял нас с пляжа, накрапывал во время прогулок.

Небо словно шутило — и на смену легким облачкам, казалось бы, не предвещавшим ничего плохого, вдруг приходила свинцовая густая пелена, через которую не способно пробиться кроткое осеннее солнце. А, какие на юге ливни — внезапные, плотные, стеной! И обрамляющие Аланью горы становились размытыми, призрачно-сиреневыми, словно нарисованными нестойкими акварельными красками. Все-таки, жаль, что мы не взяли зонт — без него далеко не уйдешь.

А вот температура была комфортная. Вот за что я и люблю южную осень! Никакой изнуряющей жары, обжигающего солнца. Осеннее солнце нежно и деликатно (я даже кремом для загара забывала пользоваться). Воздух прогревался примерно от +25 до + 28 днем, даже в дождик. По утрам и вечерам, конечно, было прохладно. Ночью столбик термометра опускался до +16.

Как-то после обеда мы пошли погулять. Дождик немножко покрапал. Дошли до пляжа, сначала просто любовались морской волной. Южные пейзажи, скажу я вам, восхитительны, даже в ненастную погоду! Море темно-бирюзовое, небо янтарно-голубое, в облаках, гора с крепостью так впечатляюще выглядит.

Муж ходил по воде, я сидела на берегу. Только солнца нет — не позагораешь.

Море слегка штормит, волны небольшие, но за счёт того, что глубина наступает резко, заходить страшновато — меня с моим воробьиным весом в два счета снесет. Да еще и унесет! А вода теплая, воздух тоже.

Потом всё-таки окунулись — не зря же на море приехали. Муж даже немного поплавал, я только у берега поплескалась, посидела в волнах. Волны туда-сюда мотают, играют, как малыш с резиновой уточкой в ванной. Вышла с полным купальником песка. А фотки, конечно, атмосферные вышли.

В другой раз весь день погода была такая обманчивая, непостоянная и капризная, как сама Клеопатра, царственным именем которой назван наш пляж — самый лучший пляж Аланьи. То солнце жарит, то тучки набегут, то дождик спрыснет, то ветер такой поднимется, что лохматые макушки огромных пальм под нашими окнами трепещут, словно хрупкие одуванчики. В итоге решили просто прогуляться по городу. Но перед этим всё-таки заглянуть на пляж — а вдруг повезет?

Уже на подходе взглянули на берег да так и замерли. Шторм! И ещё какой! Огромные сизые волны в белой пене бешенства неистово накатывают на берег, бьются, словно в припадке, шумят, ревут, грохочут. Непредсказуемая, грозная, страшная, опасная стихия, готовая мгновенно смести все на своем пути. С ней бесполезно спорить, просить, умолять. Она непоколебима, как сама Вечность.

Конечно, мы видели штормы. Осенью в Адлере они бывают зловещими, и сентябрьская Анапа способна напугать. Да и волны там были побольше. Удивила сила, мощь, свирепость, с которой бушевала аланийская стихия. Море, милое Средиземное море, можешь ли ты быть таким жестоким, или это дикие ветра с неведомых берегов заставляют тебя так бунтовать?..

Вечером после прогулки, глянув на небо, решили снова проведать море в надежде, наконец-то, поймать в объектив красивый закат. Шторм не утих. Наоборот, он, казалось, ещё больше раззадорился. А сквозь грозовые сизые тучи прозрачно-голубым озерцом проглядывал кусочек ясного неба.

И плыли над горою жемчужно-розовые облака, цепляясь за зубцы древней крепости. У горизонта, там, где темное небо сливалось с такого же цвета водой, алело расплывчатое пятнышко заката. Спрятавшееся в тучи солнце не хотело, чтобы непрошеные взгляды наблюдали за его отходом ко сну — этим вечным ежевечерним таинством. Неужели так и не покажется — думали мы и все не уходили, хотя злая волна, оскалившись белой пеной, как взбесившийся бульдог бросалась на берег, далеко окатывая влажный песок, кидалась нам под ноги — успеть бы отбежать.

И лишь кот — рыжий на фоне серо-грозового неба бесстрашно бродил по кромке берега. Может, тоже любовался стихией? Кошки храбрее собак. И уж точно смелее людей.

И вот на мгновение появилось оно — мерцающее пятно расплавленного золота, покачивающееся на горизонте. Солнце! И тут же подернулось дымкой-тучкой. И, уходя, казалось мне, что на невозможно горящем фоне всплывает дьявольская фигура, увенчанная рогами, словно на огненной колеснице выезжающая из разверзнувшейся пучины Ада. А волны все грохотали, чернеющие, белопенные. Наверное, так и выглядит конец света — ужасающий и одновременно завораживающий. И невольно вспоминались древние легенды морских глубин о спящих вечным сном чудовищах, готовых проснуться, когда придет Время…

…Я люблю закаты. Смотреть на них. Фотографировать их. Писать о них. Но никогда моя скромная фототехника не в силах передать тех настоящих, исключительных закатных цветов, которые видят глаза, и сохраняет память. И всегда не хватает слов, эпитетов и сравнений, чтобы передать магическую силу и волшебство закатных красок.

Закаты (впрочем, как и восходы, которых мы нынче не видели — проленились) всегда наводят на философские мысли. Как и все живое, как сама природа. Может, потому что и человек — это часть природы. Закат мы поймали не сразу — то погода была пасмурная, то мы опаздывали. Но, все-таки, видели. И могу с уверенностью сказать: закаты в Аланье прекрасны!

Какого цвета на юге закаты? Быть может, цвета расплавленного золота? Когда солнце яркой монеткой, стремительно уменьшаясь, падает за горизонт. И все вокруг наполняется тягучим янтарным сиянием: небо, горы, дорожка на море, крупный, успевший уже остыть и чуть влажный песок. Золото расплескивается в раскрытых ладонях пальм и путается в моих волосах — кажется, проведи расческой, и тут же посыплются золотистые искры. А, может, оттенок заката — багряный? Как пылкое сердце, стучащее в такт с ощущением счастья. Как стыдливый румянец вечернего солнца, случайно заставшего чью-то любовь. И в такие моменты море кажется огненной бездной, но не пугает — а лишь согревает теплом, прощальным лучом озаряет — алой улыбкой.

В чудесной Аланье закаты бывают сиреневыми — цвета доброй вечерней сказки. Море холодным блеском отражается в небе, прозрачно-осеннем, высоком. И плывут по нему облака — как мазки застывающей краски, возомнившей себя морской пеной, упавшие с кисти художника, имя которому Вечность. А у горизонта еще теплится след ушедшего солнца — нежно-персиковый, ласково-призрачный. Сиреневым светом наполнен хрустальный воздух. Короткий момент сгущающихся сумерек. Ночь еще не набросила звездное покрывало на южный городок, а солнце уже ушло на покой. В такой момент мы, словно дети, оставшиеся на короткое время без присмотра родителей, любуемся сказкой — сиреневым чудом.

Счастье — короткий миг. Закат — непременно длиннее. Я хочу собрать в ладони все оттенки заката, хочу сплести из него бесконечное счастье.

* * *

У югов есть один существенный недостаток — отдых на них очень быстро заканчивается. Вот и нам пришла пора расставаться. Накануне вечером прощались по взрослому: сидели на берегу, слушали шум волн, пили купленное в «Migros» дешевое красное вино. На закат опоздали. Увидели лишь алую полоску, разделяющую небо и море. Там в очередной раз исчезло солнце, подарив нам фантасмагорию ярких красок. Город, карабкающийся по склонам гор, зажигал огни, выглядевшие россыпью волшебных фонариков. Красиво смотрелась подсвеченная крепость. Мы купались в ночном море. И вода была такой теплой, приятной, словно не хотела нас отпускать.

У нас было ещё целых полдня в солнечной Аланье. Не люблю собираться в обратную дорогу. Не хочу думать об этом. Как сказала бы Скарлетт, я подумаю об этом потом. А пока что есть лишь ослепительное море, синее, похожее на лоскут атласа. И зелёная скала с замком на вершине. Сказочный пейзаж, который навсегда останется в моей памяти. А, какой здесь, всё-таки необычный песок! Сожмешь в ладони, а он в ней и останется. Песок для меня символ быстротечности времени, которое так стремительно ускользает сквозь пальцы. А в волшебной Аланье время будто остановилось, замерло. Остановись мгновенье, ты прекрасно! Жаль, что так бывает лишь в сказке.

Я бросала монетки в море. И, наверное, впервые лгала себе и ему, обещая вернуться. Кто-то сказал, что нельзя возвращаться туда, где был счастлив. А, может, я стала слишком взрослой для возвращений. Аланья — как сказочная Нарния, куда можно попасть лишь ребенком, пройдя через платяной шкаф, как волшебный мир Питера Пэна, не желающего взрослеть, страна, где только маленькая Алиса верит в чудеса. Именно таким чудесным городом из волшебных детских сказок стала для меня Аланья. И она навсегда останется в моей памяти и во снах, в которых мы иногда возвращаемся в счастливое детство.