Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Турция. Аланья. Чудесный город из волшебной сказки (17-29 октября 2018). Часть 2

Алания — Турция Октябрь 2018

Часть 1

АЛАНЬЯ: НЕМНОГО ИСТОРИИ И ПРОГУЛКИ

Город Аланья, относящийся к турецкой провинции Анталья, расположен на побережье Средиземного моря. Он имеет очень богатую историю и сегодня считается крупным морским портом и одним из лучших курортов анталийского побережья. К городскому округу Аланья, помимо самого города, также относятся пригородные курортные посёлки: Инжекум, Конаклы, Авсаллар, Махмутлар и некоторые другие. Так что, если хочется отдохнуть именно в самой Аланье, в центре, надо учитывать этот момент.

Поселения людей на территории современной Аланьи известны еще с позднего палеолита. В разные периоды времени город переходил из рук в руки и, соответственно, носил разные названия: Коракесион — «выдающийся в море», Калонорос — «прекрасная гора». Видимо, место было лакомым кусочком, раз за него в разное время боролись киликийские пираты, римляне, византийцы, арабы. И, безусловно, красивым — недаром Марк Антоний подарил чудный городок на красивом берегу моря своей возлюбленной — Клеопатре. К XIII веку сельджуки окончательно завоевывают Калонорос и переименовывают его в Алайе в честь сельджукского султана Ала ад-Дина Кей-Кубада. Именно во времена правления последнего город достигает своего расцвета, строятся крепостные стены, Красная башня, судоверфь, мечети. В конце XV века город перешёл к османам, став важным торговым портом, военной базой и «ареной морских сражений и осад». После заката Османской империи, по результатам освободительной войны под руководством Кемаля Ататюрка, город Алайе вошёл в состав Турецкой республики. В 1935 году город получает современное название — Аланья.

Аланья создает впечатление европейского курорта. Ухоженного, респектабельного, красивого — с одной стороны, и в то же время уютного, демократичного, современного, с такой характерной хорошей европейской «сумасшедшинкой» — с другой. Наверное, за то короткое время, когда Турция была закрыта для россиян, европейцы полностью переделали его под себя. На улицах и на пляже стайки традиционно многочисленных соотечественников и повсеместную русскую речь щедро разбавляли иностранцы. Подтянутые загорелые европейцы сидели с чашками ароматного турецкого кофе и вечными сигаретами в маленьких уличных кафе. Бодрые немецкие пенсионеры отчаянно эксплуатировали тренажеры на набережной. Бледные светловолосые студентки-англичанки прятали обгоревшие веснушчатые носы под широкими полями пляжных панамок. Правда, русских все равно было больше. Так что, Турция — явно не страна для подтягивания своего хромающего английского языка, даже с полным его незнанием всегда рядом окажется соотечественник, готовый подсказать нужную фразу. Да и уличные торговцы помимо извечного «привет, друг» вполне в состоянии объясниться. Но, справедливости ради стоит заметить, что все-таки иностранцы турков разбаловали. Например, в уличных лавочках цены были исключительно в долларах и евро (а жаль, так как в лирах они бы выглядели симпатичнее).

Аланья — пожалуй, идеал, эталон, пример, как должен выглядеть курортный приморский город. По крайней мере, по моему мнению. Это город-курорт, нарядный, яркий, праздничный. Аланья — удивительно красивая, утопающая в зелени, окруженная рельефными горами.

Синяя гладь воды, нарядная набережная, увенчанная короной-крепостью скала — картинка, доставляющая эстетическое наслаждение. Здесь есть, где погулять, есть, что посмотреть, чему удивиться, чем восхититься. В этом славном городке органично уживаются история и современность, ведь чудо инженерной мысли — новенький телеферик быстро доставит вас в самое сердце древней крепости, а с борта модерновых кораблей, оформленных в стиле популярной киноновеллы «Пираты Карибского моря», можно увидеть старинные стены судоверфи. В Аланье никогда не будет скучно.

Здесь много домов: разных, интересных, разноцветных, низеньких и высотных, ярких и неприметных, стильные новенькие гостинцы и жилые комплексы соседствуют со скромными жилищами местного населения. Аланья — как лоскутное одеяло. Можно долго ходить по ее улицам и переулкам и каждый раз находить что-то новое. Интересный момент — устаревшие здания в городе, как правило, убирают, освобождая место для нового строительства. Так, например, мы на протяжении всего отпуска наблюдали, как экскаватор методично разбирает какую-то старую гостиницу. С другой стороны, на одной из улиц видели самую настоящую заброшку — дом с выбитыми и заколоченными окнами, такие встречаются в российских провинциальных городках.

В Аланье много машин. И еще мотороллеров. На больших улицах поставлены светофоры. А на маленьких улочках достаточно просто смотреть по сторонам — движение там не особо активное и медленное, так как по извилистым и узким полоскам асфальта иначе ездить просто невозможно.

В центре Аланьи всегда кипит жизнь. В городе замечательно развита инфраструктура. Полный порядок с транспортом: автобусы, такси, остановки. И с магазинами: продуктовыми, промтоварными, сувенирными, ювелирными. Есть торговые центры, например, популярный «LC Waikiki», несколько маркетов сети «Migros» (в районе нашего проживания мы насчитали штуки 3) и «Carrefour». А приятные безделицы и экскурсии можно приобрести прямо у уличных торговцев. Буквально на каждом шагу можно увидеть многочисленные кафе и рестораны: закрытые и уличные, где можно выпить кофе, купить мороженное, ароматную выпечку или свежевыжатый сок, а можно и более плотно поесть. Не будет проблем и с обменом денег — найти обменные пункты и отделения банков не составит труда. Город отлично сочетает в себе курортный колорит и обычную жизнь — работают офисы и государственные учреждения, школы, информационные центры (читала, что можно взять карту с достопримечательностями), есть археологический музей.

И еще маленький штришок к портрету модницы-Аланьи: здесь много (и очень много!) тату-салонов — еще один признак европезированности. Я, конечно, весьма скептически отношусь к подобным заведениям на курортах (все-таки, делать рисунки на коже надо исключительно в проверенном месте и только у знакомого мастера, с рекомендациями), и даже поначалу полагала, что здесь делают временные татуировки. Однако, судя по периодически возникающим на креслах брутальным бородатым дядькам (иностранцам, конечно!), мастера работали по-взрослому. Цен не знаю, картинки красивые, но явно не авторские (таких в интернете полно). В любом случае, я бы рисковать не стала.

Все это изобилие мы ежедневно видели по дороге на пляж. Поэтому проходила она для нас быстро и незаметно — пока крутишь головой по сторонам, уже и море видно. Но, пожалуй, самыми любимыми объектами были кафе со львами, ресторанчик с корабликом на крыше и овощной магазин.

Накануне Хэллоуина туда завезли гигантские тыквы. Сгрузили перед входом — настоящее тыквенное царство! А какие бы крутые фонарики получились из них. Или, может, карета для Золушки.

А еще мы на некоторое время замирали перед витриной агентства недвижимости (их, кстати, в Аланье тоже много), рассматривали дома и квартиры. Цены — от 57 тысяч долларов, дорого безумно, о таком даже мечтать глупо, но картинки посмотреть же можно:).

Ну, и в заключение темы инфраструктуры скажу о таком деликатном моменте, как WC. На набережной и на пляже особых проблем не будет, правда, в гигиенические комнаты пускают, в основном, платно или за пожертвование (ящичек при входе, смотрителя нет — все зависит от вашей совести). Бесплатный санузел — у детской площади, около пляжа № 4. За скалой с крепостью, в районе порта и Красной башни видели пару платных WC. В самой крепости на вершине есть бесплатный санузел. Вот, в общем-то, и все. Но, как быть, если, например, гуляешь по длиннющему бульвару Ататюрка, а до гостиницы еще далеко? Конечно, ищете «McDonald’s» — узнаете его по жуткому «кинговскому» клоуну и, помня о совете панк-группы «Смех», используйте строго по прямому назначению (а для чего он, собственно, еще нужен?). Надо пройти кафе насквозь, искомая комната будет во внутреннем дворике. Лайфхак работает во всех городах (по крайней мере, в паре российских мы проверяли лично), Аланья не стала исключением.

Самое красивое место в Аланье — набережная. Живописный и прекрасно благоустроенный променад тянется вдоль моря, приглашая после дневного зноя на неспешную прогулку. Гулять здесь — одно удовольствие! И услада для глаз и души. По дороге на пляж у набережной развернулись импровизированные торговые ряды с разными милыми безделушками вроде украшений, вязаных кофточек, шалей и купальников — прямо как в Анапе. Женщины-продавцы прямо тут же плели-вязали свои изделия. Такой вот мини-рынок hand-made. Также на протяжении всей набережной встречаются различные магазинчики, кафе, в том числе, и открытые. А можно, например, просто пройтись, любуясь отелями первой линии — разноцветными, интересными по архитектуре, с зелеными приватными территориями.

Один из главных символов города — памятник Клеопатре, установленный недалеко от пляжа № 4 ассоциацией отелей в благодарность исторической персоне за многочисленные потоки путешественников. Прелестная египетская царица в античных одеждах гордо стоит на постаменте, небрежно опираясь на головы двух огромных кобр. Интересно, какой была Клеопатра в жизни? Аланийская версия мне, например, очень нравится: красивая, невысокая, крепенькая девушка с большими раскосыми глазами и слегка надменным выражением благородного лица. У постамента разбит газончик, правда, в наш приезд он был пустой, видимо, уже к зиме готовились. А мы, проходя ежедневно мимо Клеопатры, кивали ей совсем по-свойски, тихонько благодаря за возможность погреться в лучах октябрьского солнышка на царском пляже. И что-то мне подсказывает, что Клеопатра нам благоволила:).

Аланья — город зелени и парков. Между дорогой на пещеру и нижней станцией телеферика можно увидеть симпатичную арку с надписью «Аlanya belediyesi. 100 yil. Аtaturk parki», обозначающую вход в аланийский муниципальный парк в честь 100-летия Ататюрка.

Парковая зона тянется практически вдоль всего променада — набережной. Среди роскошных высоченных пальм и тенистых деревьев разбиты зеленые лужайки, клумбы и газончики, проложены мощеные плиткой дорожки, поставлены лавочки. Здесь есть детские городки и спортивные площадки, а на набережной установлены бесплатные тренажеры. Крошки-пальмы, тропические кустарники и деревья с яркими цветами соседствуют с необычными и не всегда понятными сюрреалистичными скульптурами. Аквамариновые фонтаны радуют курортников хрустальными струями. Особенно романтично сморится большой фонтан с бирюзовыми полукруглыми мостиками. И даже старое мусульманское кладбище, отделенное от променада невысокой стеной и раскидистыми деревьями, выглядит уместно и умиротворенно в этом дивном уголке курортной безмятежности.

А еще мы увидели смешные телефонные аппараты в форме дельфинов. Аланья — удивительно красивый, яркий, нарядный город с фантазией.

Наверное, все знают, что в Турции очень любят котов. А Аланью можно с уверенностью назвать городом кошек! Интересно, что хотя в турецких семьях не принято держать животных в доме, тем не менее, они не брошены на произвол судьбы, об усатых-полосатых заботятся практически на государственном уровне. Все бездомные животные чипируются и периодически проходят ветеринарную обработку. В парке возле набережной Аланьи часто можно встретить вольготно прогуливающихся котов всевозможных мастей и возрастов. Для них в парке огорожено специальное место, где построены специальные деревянные кошачьи домики с подстилками и кормушками. Еду для зверей оплачивает городской муниципалитет, ну, и сердобольные туристы порой помогают. Выглядят животные вполне довольными жизнью! Кстати, мы видели табличку (в том числе на русском языке) о запрете гладить животных. Почему-то показалось, что это сделано исключительно с целью обезопасить котов от многочисленных детских ручек, готовых их гладить, таскать и тискать до бесконечности. Стоит учитывать, что аланийские коты — не пленные контактных зоопарков. Они привыкли вести вольную жизнь: хочу — на травке отдыхаю, хочу — с забора на бренную туристскую жизнь смотрю, хочу — бесстрашно хожу вдоль пляжа, любуясь штормовым морем. Помните, кошка всегда гуляет сама по себе.

В Аланье, как и в любом турецком городе, много мечетей. Даже не понятно, какая из них будила нас по утрам? Но, гуляя около нашего отеля, мы вышли к весьма интересной мечети Казим Булут (Kazım Bulut Cami). Архитектура здания показалась нам необычной, оно выглядит торжественно, компактное, украшенное полукружьями со стеклянными витражами, с высоким минаретом. Мне мечеть напомнила каменный цветок. Наверное, внутри мечеть так же хороша.

С наступлением вечера курортная жизнь в Аланье не затихала. Я даже не уверена, спит ли этот город вообще? Набережная и улочки преображались: у фонтанов включали подсветку, неоновые вывески радушно приглашали гостей в кафе. В некоторых заведениях начинались шоу-программы, и харизматичные музыканты завлекали посетителей игрой на различных инструментах и пением. Мне больше всего нравилось кафе на пляже, недалеко от скалы. Мы иногда гуляли там вечером, слушая красивые мелодии из репертуара группы «Metallica». Волшебной диадемой смотрелась подсвеченная огоньками крепость на вершине горы, к которой устремлялись бусинки — неоновые кабинки телеферика. Красавица-Аланья примеряла сияющие драгоценности на черное бархатное платье ночи.

А как здорово было купаться в темном ночном море — теплом-теплом, прогретом за день! Не уверена, что это разрешено, но, по крайней мере, информации о закрытии пляжа мы не видели, да и замечаний нам не делали. А удовольствие это — ни с чем несравнимое!

Пару раз в пасмурные дни ходили на знаменитый Рыбный рынок — о нем лестно отзывались в интернете. Ну, что сказать, большой ангар с торговыми рядами, рыба есть. А еще есть ужасный запах свежей рыбы, который я совершенно не переношу (муж утверждал, что пахнет как раз несвежей). Помимо даров моря в стенах ангара есть магазинчики с чаями, приправами, сладостями и прочей бакалеей, кафе, где, наверное, купленную рыбу можно приготовить.

Единственное, что понравилось и ради чего стоит сюда идти (если не снимаете апартаменты с возможностью самостоятельно готовить) — это очаровательный магазинчик керамики. Вот там я зависла! Потрясающие, яркие, разноцветные, узорчатые вещицы с неповторимым восточным колоритом — мечта каждой неравнодушной к красивым безделушкам женщины. Статуэтки, фигурки, тарелочки, посуда, часы. Ручная роспись. Устоять невозможно. Цены — вполне вменяемые для такой прелести. Купила бы все, но ограничилась крошечной пиалой за 10 TL для себя и милейшей статуэткой-кошкой за 30 TL для мамы. Если нравится восточная керамика — рекомендую.

Если идти по уже знакомому нам бульвару Ататюрка, можно увидеть двухэтажный ТЦ «LC Waikiki». Помнится, еще до закрытия Турции многие его активно нахваливали. Зашли ради интереса — сравнить с нашим, который находится в ярославском ТЦ «Аура». Что сказать. Ужас. Толпы народа. Много местных женщин с покрытой головой и русских — в обтягивающих шортах и майках. Много детей и мало мужчин с растерянно-скучающим видом. Ходить между вешалками и полками можно только гуськом. Ассортимент одежного гипермаркета выглядит убого и уныло. Тут, правда, надо сказать, что и в родном городе я продукцию «LC Waikiki» не люблю — слишком скучные, однообразные и до тошноты банальные у них коллекции. В аланийском, если честно, все намного грустнее. Пожалуй, ТЦ «LC Waikiki» — единственное серое местечко в красивой и цветущей Аланье.

Сувениры мы покупали на уличных развалах и в магазинчиках: магнитики (банально, но я их люблю) по 5 евро за 10 штук, полотенца с видами Аланьи по 1 евро. На сувенирной улочке за горой как-то нашли очень интересные деревянные магнитики — фигурки кошек, кораблики, черепашки, рыбки, украшенные традиционными голубыми глазиками-оберегами, по 5 TL. Где-то там же выторговала мужу кепку с надписью «Alanya» (он собирает головные уборы с городами и странами) за 5 $. Смешно вышло, первоначально продавец запросил десятку, мы прошли мимо, тогда он начал кричать нам вдогонку, снижая цену. Вернулась и с присущим мне наглым видом говорю: «Давай за 5, ок?». За 5 для него было ок, потом еще долго рассыпался в комплиментах и предлагал заходить еще. Это я к тому, что не стоит забывать, что турки — народ восточных кровей, торговаться любят и умеют. Еще приятно удивило, что в Аланье продают открытки — я их тоже решила собирать и для начала купила 20 штук всего за 1 евро. Какие-то раздарила, конечно. Во время прогулки за горой обнаружили большущий овощной рынок. Когда вернулись на следующий день — стоял только один старичок с гранатами. Оказывается, в Аланье рынки бывают по разным дням, увидел — покупай сразу, завтра может уже не быть. У старичка мы все-таки купили гранаты (ах, какие в Аланье гранаты — уже только за них этот город можно любить!) — 3 штуки всего за 1 $, которому наш старичок несказанно обрадовался. Ну, и конечно, ходили в «Migros». Покупали все те же магнитики, красный перец — приправу, гранатовый соус, винишко на прощальный вечер, краску для волос, что-то еще по мелочи, конечно, непременно нужное, но не запомнившееся. А в последний день не удержались и накупили развесных перцев и баклажанов — ах, какие у них в Турции овощи! У нас-то уже осень, цены поднялись, а здесь — вкусно и дешево.

А еще Аланья напомнила мне милый сердцу Адлер. Все-таки, не зря говорят: я везде ищу любимый Сочи. Но разве плохо — стремиться всем сердцем туда, где ты был счастлив? Только это такой Адлер — эталонный, европейский. И кружится в голове почти стихотворное: «Аланья! Милая, добрая, славная!». И рифмуется: «Аланья — ты идеальная». Я смотрю на море — синее-синее, пенное, в смешных пиратских корабликах. На ожерелье темно-бордовых крепостных стен, украшающих врезающуюся в волны скалу. На набережную с высокими гривастыми пальмами и аккуратными зелеными лужайками. И на зеленовато-охряные горы, непреступной стеной охраняющие этот удивительный, светлый, чудесный городок, уютно раскинувшийся в их объятьях под прозрачным куполом хрустального неба. Мне кажется, что я забыла, что там, за горами есть какой-то другой мир, лишь смутно помнится, что, возможно, он не очень дружелюбный и веселый, там есть какие-то проблемы… На этом моменте я задумываюсь — оказывается, я уже успела позабыть значение этого слова. Проблемы? Наверное, это — когда надо выбрать, какое попробовать варенье на завтрак — кизиловое или вишневое, или куда пойти погулять, если будет пасмурно, — в порт или на набережную. И я искренне верю (наверное, впервые за много-много лет), что мир — прекрасен, он наполнен добром и радостью. Ведь сейчас мой мир — славная Аланья, то место, где живет счастье. Чудесный город из волшебной сказки!

ПЛЯЖ КЛЕОПАТРЫ

Я очень люблю море. И курортные поездки для меня, это, прежде всего — пляжно-морской отдых. Как бы банально это не звучало. Просто людям надо иногда отдыхать, ведь так? И я ищу идеальные пляжи (море и так — всегда идеально). Но, если честно, за наши немногочисленные поездки, эталона так и не нашла. Да и не надо. Зато у каждого пляжа есть своя изюминка. И еще, пляж Клеопатры в Аланье — пожалуй, самый-самый красивый пляж, на котором я была!

Красивый, начиная прямо с названия (ах, на него и купилась). Пляж Клеопатры — звучит романтично. И соответствующая очаровательная легенда есть (конечно, всего лишь легенда, читала, что настоящий пляж Клеопатры находится где-то в другом месте, ну и пусть). Что якобы легендарный древнеримский полководец Марк Антоний подарил своей не менее знаменитой возлюбленной — египетской царице Клеопатре (скульптура в ее честь установлена) кусочек тогда еще, видимо, не особо турецкого бережка. А чтобы окончательно пленить красотку, песок для пляжа специально привезли из Египта — так сказать, ностальгический привет от малой родины. Так или иначе, но, видимо, Марк Антоний был очень заботливым возлюбленным, поскольку Клеопатра могла не только получать эстетическое наслаждение от подаренного пляжа, но и заботиться о своей неотразимости — песок идеально подходил в качестве скраба для процедур пилинга:).

Пляж в Аланье очень протяженный. Он даже поделен на несколько секторов-участков. Первый пляж начинается прямо у горы, заканчивается участками с двадцатыми номерами, номера указаны на флагах, здесь же можно встретить и названия некоторых отелей. Пляжи все муниципальные, не огороженные, но некоторые отели арендуют лежаки и зонтики, их постояльцы могут пользоваться ими бесплатно. Все остальные — за деньги. Цен не знаю, мы по привычке обходились любимыми полотенчиками с дельфинами. Вдоль пляжа идет набережная. Полоска песка не особо широкая, в некоторых местах есть деревянные настилы.

Пляж — в меру чистый для муниципального. Роль охранников и спасателей, видимо, играют продавцы лежаков. Огороженных канатами участков моря я не увидела. На протяжении всего пляжа есть раздевалки, открытые душевые. Туалеты-либо платные, либо за пожертвования (если нет смотрительницы, можно зайти бесплатно). Бесплатный же туалет есть напротив пляжа № 4 у детской площадки. Народа много. Очень много. Правда, читала, что именно в этот год (2018) Турция била все рекорды по посещаемости.

Меня немного настораживало, что на пляже есть участки дна с каменными плитами — скользкими и корявыми. И чем дальше от горы — тем их больше. Да, местами действительно встречаются. Примерно на пляжах № 2 и № 3 к морю выходят полузасыпанные песком бетонные спуски для стоков. У самой горы (соответственно, пляж № 1) песок превращается в некрупную гальку. Мы практически в первый же день интуитивно выбрали пляж № 4, на который и стали ходить. На мой взгляд, он действительно самый лучший. У входа на пляж находится забавная скульптура белого медведя, распластавшегося на камне. Мне это показалось добрым знаком — не потому что символ одной популярной партии, а потому что ассоциируется с нашим родным Ярославлем:).

Песок на пляже — странный, очень крупный, грубоватый, желтый. Тяжелый, плохо прогревающийся, влажный внутри. Ходить по такому неудобно — ноги постоянно увязают. У моря берег резковато обрывается, так что погулять по прибою тоже особо не получится (но я отважно ходила раза 2 до горы — в качестве разгрузки после питания по системе «all inclusive»). Ну, прямо скажем, не очень такой песочек. Но хотя бы более-менее чистый.

Самая засада — это заход в море. Берег крутым спуском-обрывом переходит к воде. Через метра 2–3 начинается резкая глубина. Удивительно, но дети, в немалом количестве резвящиеся около берега, были вполне довольны. Правда, купались в спасательных кругах (один такой смешной — с розовым единорогом мне особо нравился) или нарукавниках.

Некоторые взрослые, кстати, тоже. Я приспособилась плавать свои коронные 5 метров вдоль берега. Мужу нравилось нырять в волны. Когда море было спокойным или с небольшими волнами, купаться можно было нормально. Но стоило чуть заштормить — все, если войдешь, то не выйдешь. Волны круто сбивают с ног. Один раз, когда море было неспокойным, купалась, ухватившись за руку мужа, — мои 42 кг волны грозились унести в неведомые дали вместе со своими песчинками. Но дно на пляже № 4 действительно было хорошим, ровным, без плит и камней.

Во всем же остальном пляж Клеопатры выглядел как рекламный снимок из журнала о буржуйских путешествиях. Он был красив, просто запредельно красив! Бирюзовое море, живописная скала, поросшая буйной и дикой растительностью, руины крепости, антуражные пиратские кораблики на горизонте. Совершенно тайские виды (по крайней мере, я именно так их себе и представляла). Все смотрела, смотрела — не могла насмотреться! И получала ни с чем несравнимое эстетическое наслаждение. Пляж для любования. Пляж для фотографий.

А какие симпатичные снимки получаются на фоне горы с крепостью, а как красиво можно сфотографироваться у самой скалы, складчатой, в недрах которой притаились сказочные гроты.

Пляж мне определенно нравился. И за его красоту я прощала ему все остальное. Нравилось смотреть на ниточку канатной дороги, по которой, медленно покачиваясь, сновали блестящие кабинки.

На окружающие милую Аланью горы — то синеватые, словно в дымке, то зеленые, складчатые, по которым крошечными букашками взбирались автомобили. На парящие в голубом небе парапланы. На смешные пиратские кораблики, которые неожиданно появлялись из-за гор с одной стороны и также внезапно исчезали с другой. Они останавливались у скалы или прямо в море, и тогда можно было наблюдать, как отважные туристы с визгами прыгали прямо в волны.

Мне нравилось смотреть на море, слушать его шум, накатывающие на крутой берег упругие волны. На мириады солнечных бликов-искорок. Каким же оно было красивым, Средиземное турецкое море — плотное, соленое, теплое. Восхитительно бирюзового оттенка. Чистое, прозрачное, белопенное. По-осеннему ласковое (наш термометр показывал примерно +25 градусов — вполне комфортно для купания).

На пляже тоже было хорошо, не жарко. Я иногда засыпала под мерный гул голосов (заметила, что чем больше поездок, тем более толерантно я начинаю относиться к соотечественникам — их извечные разговоры перестают раздражать, я их просто не слышу). Открывала глаза — и вновь видела свою волшебную картинку: море, гору, крепость. И улыбалась. Вы знали, что, оказывается, красота исцеляет? Нервную систему — это точно. И с уверенность могу сказать, что пляж Клеопатры не зря считают самым красивым на анталийском побережье. Подтверждаю — все так и есть!

…Я в одном рассказе читала, что гора с крепостью на вершине похожа на уснувшего дракона. Это сравнение мне очень понравилось, я все время присматривалась: да, так и есть — самый настоящий дракон, лежит себе в море, уткнув огнедышащие ноздри в белоснежную пену волн. Идею, конечно, сплагиатиала, а вот образ — свой, потому что у каждой принцессы свое представление о драконе. Вы только присмотритесь — интересно, а какой он будет у вас?