Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Турция. Аланья. Чудесный город из волшебной сказки (17-29 октября 2018). Часть 3

Алания — Турция Октябрь 2018

Часть 1

Часть 2

ТЕЛЕФЕРИК И КРЕПОСТЬ АЛАНЬИ

Телеферик. Часы работы: с 09.30 до 23.00, ежедневно. Официальный сайт: http://alanyateleferik.com.tr. Стоимость полного билета для взрослого человека в обе стороны — 18 TL/чел. (в одном направлении — 14 TL). Информация на октябрь 2018 г.

С 2017 года в Аланье начала работать канатная дорога, позволяющая за несколько минут попасть в самое сердце древнего города — старинную крепость. Телеферик (так называется здесь канатка) состоит из 14 комфортабельных кабинок, каждая — на 8 человек. Начало — станция Дамлаташ, находится на набережной у пляжа Клеопатры. Здесь под большим оригинальным куполом-волной синего цвета находятся кассы, играет приятная музыка и всегда толпится народ — аттракцион явно пользуется популярностью. Кабинки прибывают каждые 20 секунд, перед зоной посадки-выхода немного притормаживают, надо в этот момент запрыгнуть внутрь. Двери закрываются, все выглядит вполне безопасным. Конечная (верхняя) станция — Кале (Старый город), собственно, с нее и начинается прогулка по крепости. Мы пришли практически к самому открытию. Очереди не было, в кабинке мы ехали только вдвоем. Зато во все остальные дни туристов было очень много. Видела, даже целые группы на экскурсионных автобусах привозили, особенно в выходные.

Канатные дороги, колеса обозрения и всякие высокие смотровые площадки, вопреки моему страху высоты, я обожаю! Поэтому пропустить такое удовольствие просто не могла. Кабинка движется плавно, чуть покачиваясь. И вот мы уже парим над верхушками высоких пальм и деревьев. Все выше и выше! Панорамы Аланьи открываются, как на ладони: уходящая за горизонт гладь моря, светлая полоска пляжа, покрытая пышной растительностью гора. За спиной остается лоскутное одеяло — многочисленные разноцветные домики, похожие на кубики, с зелеными и бордовыми крышами. А за ними декорациями — стеной высятся синие силуэты гор, и по ним тоже карабкаются смешные домишки, будто спешат наперегонки. Какой родной, милой-милой, словно улыбающейся кажется в утренний час Аланья — рыжая девчонка в пестром платье. Город бесхитростно раскрывает свои объятья, любуйся — смотри! Тем временем наше короткое путешествие подходит к концу — вот уже виднеются седые скальные породы, опутанные пожухлой травой, становятся различимы тропки-дорожки, яркие зеленые мазки превращаются в деревца и кустики. Мы выпрыгиваем на твердую землю. Восторженно оглядываемся — а вокруг горы. Далекие, высокие, здесь, на вершине скалы, они кажутся совсем рядышком, наравне с нами. Здравствуйте, горы, мы приехали (или прилетели?) к вам в гости. Покажите же нам свои чудеса!

Крепость Аланьи (Alanya Kalesi) — главная визитная карточка города-курорта. Этот памятник архитектуры XIII века является единственной дошедшей до наших дней сельджукской крепостью в мире. Крепость была построена сельджукским султаном Ала ад-Дином Кей-Кубадом в 1226 году на месте более ранних фортификационных укреплений византийского и римского периодов. Место для крепости было выбрано весьма удачно — на вершине скалистого полуострова высотой 250 м, с трех сторон окруженного Средиземным морем.

Тогда, несколько столетий назад, в функционирующей цитадели было 160 сторожевых башен, а весь город — предок современной Аланьи, полностью размещался внутри крепости на территории 10 га. Город-крепость тех времен состоял из жилых и торговых кварталов, казарм, хранилищ, здесь же были монетный двор, мечеть и дворец султана. Крепость окружали мощные крепостные стены протяженностью 6,5 км.

Крепость разделена на 3 части: внешнюю, среднюю и внутреннюю. Во внешней части крепости сохранились главные ворота старой Аланьи. В средней части расположены исторические памятники: мечеть Султана Акшебе и его гробница, мечеть Сулеймание. Внутренняя часть цитадели — Ичкале находится на самой высокой точке скалы. Ее и по сей день окружают неприступные стены, охраняющие некогда находившиеся здесь административный и военный центры. В настоящее время крепость Аланьи превращена в музей под открытым небом. Вход с сердце цитадели — Ичкале платный, а вот по остальным частям крепости можно ходить совершенно свободно. Мы ограничились осмотром бесплатной части крепости. Честно говоря, ходить по горе при такой жаре — дело не из легких. Впрочем, общее впечатление о древней достопримечательности мы получили и умопомрачительными пейзажами налюбовались. Конечно, вся эта потрясающая историчность впечатляет, но полученные знания улетучиваются вместе с последней дописанной строкой рассказа. Я же обычная туристка-пляжница, да и к тому же, с дырявой памятью. Мне, как героине песни «Вояж» группы «Ленинград», был бы вид для фотокарточки эффектный:). А виды здесь действительно шикарные — и с горы, и в крепости!

От станции телеферика поднимаемся вверх по деревянным настилам.

Вокруг — мягкие зеленые лапы сосен, молочная туманность и прозрачный свежий воздух с запахом истории.

Со смотровых площадок открываются виды на другую сторону горы, пока еще нам незнакомую: порт с корабликами, продолговатая коса с маяком и крошечные домики — лоскутное одеяло, небрежно наброшенное на гордые плечи гор.

Рыжеватая трава, цепляясь за сухую землю — морщинистую кожу скалы, ползет к краснокирпичным древним стенам.

Зубчатые стены бесстрашными воинами-стражами бегут по мощному телу горы, упираясь в квадратные дозорные башни.

А над серо-охряными боками старинных руин развевается алый флаг современной Турецкой республики.

Мы, заворожено смотря по сторонам, ныряем в арку ворот.

Крепость работает до 7 часов вечера. Не хотелось бы здесь задержаться до темноты. Впрочем, у нас еще много времени. Гуляем по территории, поднимаемся выше и выше. Останавливаемся на смотровых площадках, отмечая, что с каждой террасы оставшийся внизу город кажется все меньше и меньше. Народу много. Жарко. Небо затянуто знойной туманной дымкой. Но все равно красиво. Как же здесь красиво! Я — любительница руин, я — в полном восторге!

Пройдя мимо кассы, где можно было бы приобрести билетик в Ичкале, исследуем среднюю часть крепости. Здесь довольно уютно, ухоженно — туристическое место. Мощеные дорожки, небольшая краснокирпичная мечеть (можно зайти, но мы постеснялись), забавные турецкие домики, обязательный котейка, пригревшийся на камешке.

А стоит отойти от проторенных троп — и вот она, историческая дикость во всей своей красе. Остатки каких-то строений, поросшие высокой пожелтевшей травой, уходящие куда-то вниз обглоданные жаркими турецкими ветрами зубцы крепостных стен. Дыхание истории в знойном воздухе. Древние легенды, нашептанные дикими травами.

Стоит закрыть глаза — и вот уже видишь грозное войско султана, слышишь звон оружия, а далеко внизу, у подножья горы развернул свои знамена султанский флот.

А откроешь — и вот она, мирная картина современной Турции: утопающие в садах и роскошной зелени домики, минарет мечети.

Словно не было того видения, на мгновение пригрезившегося мне сквозь старинные каменные окна-бойницы.

Вышли к огороженной территории — наверное, здесь ведутся раскопки. Что там под прозрачными колпаками: культурные слои, фрагменты кладки?

Напомнило музей «Горгиппия» в Анапе. Какое-то призрачное воспоминание промелькнуло в мыслях — и тут же исчезло. Дорожки-тропинки петляют среди камней и зарослей, выводят к нарядному турецкому домику с оригинальным балкончиком-верандой.

Руины, камни-валуны, маленькое кладбище. Тихо, спокойно. Здесь меньше туристов.

Бродим по улочкам времени. Или вне времени. Не забыть посмотреть на часы. А то ненароком зазеваешься — и попадешь в параллельную реальность. Вот чувствую — место здесь такое, особое.

Все, я устала. Сил нет карабкаться наверх. Пить очень хочется.

Муж оставляет меня отдыхать на камнях, а сам поднимается выше. Конечно, сверху открываются просто замечательные панорамы: и на пляж Клеопатры, и на Аланью, и на крепость в змейке краснокирпичных стен среди густой малахитовой зелени. Древние камни стен — теплые под ладонью. Какие тайны, какие истории могли бы они рассказать?

Интересно смотреть, как похожими на волны переходами опоясывают гору крепостные стены, то спускаясь, то вновь устремляясь к вершине, словно кружатся в зачарованном хороводе. И что-то смутно знакомое, почти родное чудится мне в контурах древней крепости. Уже потом, через полгода, на лекции по русской архитектуре я увижу (и вспомню, конечно!) нечто похожее: стены Нижегородского кремля. Они точно также опоясывали холм, спускались-поднимались, повторяя очертания ландшафта. И такая простая и теплая мысль придет мне в голову: у нас, в России, на Руси строили кремли, у них, за границей — крепости! Как в Тунисе, когда я, увидев украшенные изразцами лавочки, моментально ассоциировала их с русскими печками, так и здесь, в далекой чужой стране — мусульманской Турции почувствовала что-то родное. Все мы — дети одной планеты, независимо от цвета кожи, религии, политических убеждений. Как хотелось бы, чтобы в нашем неоднозначном мире почаще об этом вспоминали.

А еще я сижу и думаю: вот почему некоторые так презрительно относятся к Турции, считая, что ничего здесь, кроме отелей-резерваций и пресловутого «all inclusive» нет? Как несправедливо! Эта страна с богатым историческим и культурным наследием, с древними памятниками, где каждый город, каждый поселок способен удивить, — просто кладезь для любителей достопримечательностей и различных интересных вещей. Как можно не любить Турцию, не хотеть ее узнать, не желать увидеть все это великолепие? Ведь Турция — страна из сказок, по-восточному запутанных, длинных и безумно красивых. Да и сама Турция — дивная красавица, любоваться которой хочется бесконечно!

Мы возвращаемся назад. Мимо поросших мхом руин, на стенах которых висят черно-белые информационные плакаты. Дорожка мимо надгробий ведет к маленькому рыночку, развернувшемуся у кукольных турецких домиков.

Последний взгляд на далекую синь моря, зелень и оборонительные стены. И вот уже фуникулер везет нас вниз, к подножью скалы. Аланья все ближе и ближе. И море манит темно-синим лоскутом сверкающего атласа. Спасибо, крепость, за путешествие во времени!

ПЕЩЕРА ДАМЛАТАШ

Пещера Дамлаташ (Damlatas cave). Часы работы: с 10.00 до 19.00, ежедневно. Стоимость полного билета — 6,50 TL/чел. Информация на октябрь 2018 г.

Сегодня и после обеда погода не разгулялась, продолжал накрапывать мелкий дождик, мы решили продолжить культурную программу посещением пещеры Дамлаташ.

Пещера Дамлаташ — еще одна знаковая достопримечательность центральной части Аланьи. Пещера расположена у полуострова-скалы с крепостью наверху, в 100 м от берега моря. Название пещеры состоит из двух турецких слов: «damla»«капля» и «taş»«камень», что означает «камень, обточенный водой», «камень в каплях» или «сталактит». Пещера была открыта в 1948 году во время работ по строительству порта. В этом месте находилась каменоломня, в которой после проведения взрывных работ неожиданно обнаружился вход в небольшую, но удивительную пещеру, внутри которой таились красивые сталактиты и сталагмиты возрастом примерно 15 тысяч лет! Пещера была взята под охрану, ее начали активно исследовать, а потом даже пускать туристов. Интересно, что это первый музей в Турции, открытый для посещения всех желающих.

Вход в пещеру начинается с «коридора» длиной в 50 м. Через проход высотой 15 м можно попасть в полость цилиндрической формы, а потом и спуститься на дно пещеры. Пещера Дамлаташ имеет два уровня («этажа»), общий объем ее составляет 2500 кубических метров. Температура под сводами «подземного царства» всегда стабильна и держится на отметке +22, +23 градуса, влажность составляет более 90%-98%, постоянно давление 760 мм. Воздух состоит из 71% азота, 20,5% кислорода, остальное — углекислый газ и незначительный процент радиоактивных веществ. Считается, что пещерный воздух является целебным, особенно для людей с проблемами органов дыхания, больных астмой. Но, конечно же, лечение должно осуществляться под контролем врача, определенным курсом. Для большинства посетителей пещера — это в большей степени развлекательный аттракцион. Да и находиться здесь долго не каждому под силу.

Вход в пещеру найти не сложно — есть указатель.

Рядом — небольшой рыночек. Покупаем билетики и проходим в «подземелье». Пещера не большая, но красивая, двухъярусная. При входе встречают впечатляющие каменные наросты причудливых форм: сталактиты, сталагмиты, похожие на застывшие потоки воды или лавы. С потолка свисают каменные «брызги»«сосульки». Лесенка ведет вниз, в основной зал. Здесь есть удобные деревянные лавочки, на которых можно посидеть, подышать, оздоровиться.

Эффектная подсветка, мягкие полутени, яркие световые акценты создают впечатление некого таинственного мира или волшебного подземного замка из какой-то полузабытой сказки. Камни кажутся такими мягкими, словно сделанными из воска. Такие узоры можно увидеть на подтаявшей свече.

Воображение услужливо оживляет застывшие каменные изваяния — искусные творения самой Природы. Грезится, что со стен и с потолка на нас смотрят чьи-то таинственные лики, а из складок-углублений вот-вот появятся маленькие подземные жители.

Как же здесь здорово! Впрочем, я — большая любительница таких «гномьих радостей», обожаю пещеры. Но еще здесь довольно жарко и душно. Поэтому, вдоволь налюбовавшись каменной сказкой и вволю пофотографировавшись, поднимаемся на поверхность. Отличная получилась экскурсия: недалеко, недолго, недорого, а впечатления прекрасные!