Турист Daria In Tourism (Daria2019)
Daria In Tourism
была 19 марта 2023 9:43

Бронзовое кольцо России: Печоры и Изборск. V часть

Пушкинские горы, Порхов, Приозерск, Старая Ладога + 7 городов — Россия Июнь 2017
Печорская крепость

Продолжение IV части

8 ДЕНЬ. 14.06.2017 год. Четверг — Печоры.

После посещения монастырей во Пскове мы направились в город Печоры Псковской области. Если утром во Пскове прошёл дождик, то по пути в Печоры погода изменилась в лучшую сторону — стало очень тепло и солнечно, чему мы, конечно, были очень рады, потому-что во время нашей поездки частенько случались дожди и даже в какой-то момент были мысли вернуться обратно домой.

Итак, Печоры находится недалеко от Пскова. Туда ведёт несколько дорог, мы поехали по дороге 58К-346, где на въезде стоит знак «платная», но на самом деле это не так. Расстояние от Пскова до Печор по дороге 58К-346 составляет около 50 км.

Главною достопримечательностию города является Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь, куда мы сразу и направились.

Герб Печор.

Название города Печоры означает в переводе с древнерусского «пещеры». Здесь, в 14 веке жили монахи в пещерах, позднее, в 15 веке — в 1473 году был основан монастырь. В 1473 году была освящена выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь. Монастырь, в последствии, в 16 веке обнесли крепостной стеной.

Собор Архангела Михаила (19 век), крепостная стена и Тайловская башня.

На фотографии ниже — Петровская башня (справа) и Никольская башня.

Петровская (справа) и Никольская башня Псково-Печерского монастыря.

Рядом с монастырём, на Соборной площади находятся три церкви — деревянная Варваринская церковь (1618 год), церковь Сорока мучеников Севастийских с колокольней (19 век), часовня Александра Невского (20 век).

Рядом со входом в монастырь установлен памятник игумену Псково-Печерского монастыря Корнилию. Он был избран на игуменство настоятелем монастыря в 1529 году. Игумен Корнилий является выдающимся деятелем по возрождению монастыря, при нём была возведена каменная ограда обители. Принял игумен Корнилий мученическую смерть от царя Иоанна IV Грозного 20 февраля 1570 года, который у стен монастыря, когда игумен вышел его встречать отсёк ему голову, но сразу же раскаялся и понёс тело игумена Корнилия в монастырь, к Успенской церкви. Обагренная кровью дорожка, по которой царь нёс тело игумена названа «Кровавым путем». Считается, что причиной гнева царя послужил слух, дошедший до Иоанна Грозного, что якобы Корнилий в своей книге, которую он пишет представлял царя гневным, неуравновешенным политиком, время правления которого унесло тысячи невинных жизней.

Памятник игумену Псково-Печерского монастыря Корнилию (годы жизни: 1501-1570 гг.).

Мощи преподобномученика Корнилия хранятся в Успенском пещерном храме.

Заходим внутрь через Никольскую башню.

Церковь Николы вратаря со звонницей (16 век).

Перед нами открывается (на фотографии ниже) собор Архангела Михаила, который был освящён в 1827 году. В соборе хранится десница (правая рука) святой мученицы Татианы.

Рядом с собором Михаила Архангела находится часовня Божией Матери «Умиление», построенная в 2008 году.

Интересно то, что монастырь имеет двухъярусную планировку. На возвышении находятся — Михайловский собор, часовня Божией Матери «Умиление», церковь Николы Вратаря со звонницей. Вниз ведёт «кровавая дорожка», о которой я писала выше, а также длинная лестница, но проход через неё был закрыт.

Чтобы попасть на нижний ярус монастыря нужно вернуться к церкви Николая Вратаря, пройти через специальную арочку и спуститься вниз по «кровавой дорожке».

Длинная лестница между верхним и нижним ярусами Псково-Печерского монастыря.

Спускаясь по «кровавой дорожке» с правой стороны мы видим историческую достопримечательность — коляску российской императрицы Анны Иоанновны (1732 год).

Кровавая дорожка. Псково-Печерский монастырь.

На территории Псково-Печерской обители много зелени, территория хорошо ухожена.

На территории монастыря есть два источника — в честь преподобномученика Корнилия и в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».

На фотографии ниже мы видим — Успенский пещерный храм, Покровский храм, источник преподобномученика Корнилия, Звонница и Сретенский храм.

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь (15 век).

Успенский пещерный храм изначально был выкопан священноиноком Ионой и освящён 15 августа по новому стилю (28 по старому) в 1473 году в день праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы 18 века расположена над Успенским пещерным храмом. Попасть в Покровский храм возможно из Дальних пещер.

Большая Звонница была возведена в 16 веке, в последствии достраивалась.

Трёхглавый Сретенский храм (на фото его полностью не видно) построен в 1870 году. Здесь находится рака с мощами преподобного Симеона Псково-Печёрского, а также чудотворные иконы Божией Матери «Троеручица» и «Взыскание погибших». Ризница 17 века с синим со звездами куполом примыкает к Сретенскому храму.

Бронзовое кольцо России: Печоры и Изборск. V часть

Из источника преподобномученика Корнилия мы набрали водичку.

В Успенском пещерном храме (на фотографии вход справа) хранится древнейшая икона Успения Пресвятой Богородицы, написанная Алексием Малым в 1521 году. Также здесь можно увидеть два чтимых списка иконы Божией Матери «Умиление» — одна 19 века, другая более древняя и икону святителя Николая (16 век), которая тоже считается чудотворной.

Успенский пещерный храм и Покровский храм.

Богом зданные пещеры состоят из Ближних и Дальних пещер. Посмотреть Дальние пещеры для нас не оказалось возможным, нас пустили только в Ближние. Я думаю, что в составе экскурсии это сделать легче. В Ближних пещерах захоронены преподобные — Марк, Иона, Лазарь и Васса. В Дальних пещерах, протяженность которых составляет около 200 метров находится кладбище (много тысяч человек), где захоронены не только иноки, но и воцерковлённые миряне.

Вход в Богом зданные пещеры.

Благовещенская церковь устроена преподобным Корнилием в 1541 году и примыкает к Сретенскому храму (Сретенский храм образован из бывших двух приделов Благовещенской церкви).

В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре есть Лазаревский храм (церковь праведного Лазаря), построенная между 1792 и 1800 годами. Очень советую, по возможности, подняться на Святую гору, восход на которую устроен рядом с пещерами. Со Святой горы открывается красивый вид на монастырь. Здесь, на Святой горе находится деревянная в старинном стиле церковь 20 века в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских — основателей Киево-Печерской лавры (11 век).

Церковь Николая Вратаря (16 век).

После осмотра обители внутри, мы решили осмотреться немного вокруг, а также пройти вдоль внешней стороны крепостной стены.

Церковь сорока мучеников Севастийских с колокольней 19 века и часовня Александра Невского 20 века (справа).

Сам монастырь находится, как в низине, так и на возвышенности.

Крепостная стена Псково-Печёрского монастыря.

Псково-Печерский монастырь не раз выдерживал осады неприятелей. Находился в составе Эстонии с 1920 года по 1940 год. Во время Великой Отечественной войны с 10 июля 1941 года по 11 августа 1944 года город Печоры был оккупирован немецкими войсками, но богослужения здесь всё-равно совершались.

Тарарыгина башня.

Врата почтовые в Европу - столб с указанием вёрст от Печор до других городов.

Псково-Печёрский монастырь находится в низине и на возвышенности.

Часть крепостной стены Псково-Печерского монастыря.

Погода в этот день была потрясающая!

Живность вокруг всегда умиляет.

Бронзовое кольцо России: Печоры и Изборск. V часть

Памятник Владимиру Ильичу Ленину в Печорах (Псковская область).

Ночлег: В монастырскую гостиницу нас не пустили — мы заранее заходили в информационный центр рядом с монастырём и разговаривали насчёт жилья, хотели переночевать в гостинице для паломников, но нам было вежливо отказано. Видимо не сочли нас воцерковлёнными людьми, и это правда. Поэтому, в очередной раз, машина — наш верный друг.

9 ДЕНЬ. 15.06.2017 год. Пятница — Изборск.

Согласно самой древней летописи Нестора «Повесть временных лет» по истории русской земли, деревня, а когда-то город Изборск основана в 862 году. Дело было так…

«В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с поля, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик…»

Деревня Изборск или Старый Изборск (потому-что есть ещё посёлок Новый Изборск) расположен примерно, в среднем, в 30 км от Печор и входит в Печорский район Псковской области. От Пскова деревня находится тоже примерно в 30 км.

На Печорской улице находятся здания усадеб и музеи, часовня Флора и Лавра (точная дата постройки неизвестна) и братское захоронение воинов, сражавшихся с ливонцами в 1480 году.

Каменная крепость была построена в 14 веке, а именно в 1330 году на месте деревянной.

Крепость, в настоящее время, имеет 7 башен -Темнушка, Плоская, Колокольная, Луковка, Талавская, Вышка, Рябиновка и 2 захаба — Никольский и Талавский. Мне, например, часто интересно, почему башни разных крепостей имеют то или иное название. Вдаваться в подробности по всем башням Изборской крепости я не буду, скажу лишь про некоторые. Название башни Колокольной происходит от того, что раньше на башне была звонница, которая впоследствии была разобрана. А башня Рябиновка названа так в честь рябиновой рощи, которая находилась вблизи.

Протяженность стен Изборской крепости составляет 623 метра.

Изборская крепость находится на Жеравьей горе, и за свою долгую историю выдержала не одну вражескую осаду. Как и у многих крепостей, около Изборской крепости были вырыты рвы, а часть крепости находится на возвышенности.

Церковь Сергия Радонежского и Никандра 18 века располагается напротив разрушенной Плоской башни Изборской крепости.

Часть Изборской крепости.

Проходим по Никольскому захабу и через Никольские ворота попадаем внутрь крепости. Внутри крепости находится старинная церковь Николая Чудотворца 14 века с колокольней, возведённой в 1849 году. Церковь Николая Чудотворца имеет придел Спаса Преображения.

Высота стен составляет от 7,5 до 10 метров, толщина стен, в среднем, составляет 4 метра.

Никольский собор 14 века с колокольней (19 век).

Cамой первой башней, которая была построена была башня Луковка или Куковка. Её высота сейчас составляет около 13 метров, здесь же находится смотровая площадка.

Рядом с башней Луковкой находится выставка деревянных орудий и приспособлений.

Башня Луковка.

Рядом с башней Луковкой находится круг из камней, на которых зафиксированы памятные даты истории Изборска, России.

Круг из камней с памятными датами истории Изборска.

Мы, конечно, поднялись на смотровую площадку башни Луковки. Башня имеет 4 яруса.

Природа Изборска является уникальной, здесь, например, произрастает более 50% видов от всего состава флоры Псковской области. В 1979 году Правительством СССР был образован Изборский заказник. Сейчас площадь Изборского заповедника составляет 7734 га. Территория эта охраняемая, поэтому место для палатки с костром, я думаю, найти здесь очень сложно, а скорее всего — невозможно. Поэтому будем только любоваться и восхищаться этой красивой природой Изборска.

В 2008 году охраняемой заповедной зоной была признана также Изборско-Мальская долина, площадью 1792 га.

Природа Изборска.

Гуляем по стене крепости.

Башня Талавская получила своё название от племени «талабы», которые раньше жили в этой местности. Башня Талавская была возведена в 14 веке.

На башне сохранились следы от ядер во время военных действий поляков по захвату Изборска в 16 веке.

Талавский захаб.

Самая высокая башня крепости это Вышка. Её высота 19 метров.

Высота башни Рябиновка достигает 16 метров.

Слева-направо: башни - Рябиновка, Вышка, Талавская.

Далее, мы снова вернулись к Колокольной башне, рядом с которой находится тайный вылаз к воде. Тайный ход, длиной около 40 метров ведёт к колодцу-роднику.

Тайный ход к Никольскому источнику.

Посмотрев крепость внутри, мы прогулялись вдоль крепости с внешней её стороны.

Рядом со стеной крепости установлен крест с мемориальным памятником с захоронением в память о погибших войнах в ходе войны 1657 года России с Польшой и Литвой.

Прогуливаемся  около внешней стороны Изборской стены.

Прогуливаемся около внешней стороны Изборской стены.

Ещё одной достопримечательностью Изборска являются Словенские ключи, находящиеся примерно в километре от Изборской крепости. Вода здесь родникового происхождения, чистая, поэтому бутылки с собою необходимо обязательно взять. Также вода здесь освящается каждый год на Светлой Седмице в праздник Божией Матери «Живоносный источник».

Труворов крест (примерно 14-15 век).

На Городищенском озере удалось увидеть семью — лебедей с лебедятами.

Бронзовое кольцо России: Печоры и Изборск. V часть

В Городищенское озеро впадает и вытекает река Смолка.

Обалденная природа Изборско-Мальской долины!

Изборско-Мальская долина.

Идём дальше. Совсем недалеко от словенских ключей на возвышенности располагается место древнего поселения славян-кривичей —Труворово Городище. Здесь оно было основано не позднее 7–8 веков.

На Труворовом городище стоит церковь Николы на Городище 17 века со звонницей (18 век). Когда-то здесь, рядом с церковью был мужской монастырь, упразднённый при Екатерине II.

В 10 веке на Трувором городище был Детинец с окольным городом. В детинце была вечевая площадь для решения разных житейских вопросов. В конце 11 века разделение на Детинец и окольный город было упразднено и всё Труворово городище было обнесено каменной крепостной стеной с мощной башней. На город Изборск неоднократно совершали набеги рыцари Ливонского ордена, и в 1330 году было решено перенести крепость на новое место — там, где сейчас и находится Изборская крепость.

В настоящее время развалы башни, участки крепостной стены, вечевая площади законсервированы музеем-заповедником.

На Труворовм городище мы видим большой каменный крест — Труворов крест. Этот крест носит символический характер, поставлен он был примерно в 14–15 веках в память о прежнем месте поселения людей.

Рядом с Труворовым крестом мы видим две каменные плиты. На одной из них квадрат внутри которого два меньших по величине квадрата. Квадраты соединены между собой. На другой — фигура в виде лестницы и небольшой треугольник. Что означают эти изображения неизвестно, но специалисты полагают, что, возможно, это знаки, которыми пользовались зодчие при разметке

;.

После прогулки по Труворовому Городищу мы возвращаемся обратно к Изборской крепости.

Часть Изборской крепостной стены - башня Талавская и башня Вышка. Рядом с Талавской башней - часовня в честь иконы Корсунской Божией Матери (20 век).

Сегодня нам повезло, погода была прекрасная. Мы завершаем нашу прогулку по этому чудесному, наполненному атмосферой древности городу Изборску. Следующий пункт нашего маршрута — Пушкинские горы. Здесь воссоздана усадьба известного поэта, а также усадьба его родственников и друзей.

Мы проехали немного не в свою сторону, а в сторону города Печоры, по бесплатной трассе 58K-333, чтобы подойти к Священному холму Славы России (2007 год). Священный холм расположен на месте древнего кургана. Земля для холма привозилась из разных городов, в частности, из городов, где проходили военные сражения, с символической целью объединить русский народ. Также, здесь есть камень из Иерусалима. Рядом с холмом находится Часовня в честь иконы Державной Богородицы (2012 год).

Священный холм Славы России. Часовня в честь иконы Державной Богородицы.

Ночлег: поездка была обдумана не полностью, в силу нашей тогда неопытности, поэтому снова машина стала нашей кроватью. :)

Продолжение читатйте в последней VI части

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия