Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была сегодня 22:06
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Печоры — Россия Август 2018

В планах нашей северо-западной поездки были две крепости — Изборск и Печоры. Обе они находятся недалеко от Пскова, поэтому мы уложились в один день.

Место, где был наш псковский отель «903», очень удачно расположено для того, чтобы не мешкая выехать на трассу, ведущую в эти места: с улицы Максима Горького на Рижский проспект сразу после Ольгинского моста — и пряменько по хорошей дороге 50 км, все повороты правые, да их и немного.

От Золотого кольца к Серебряному ожерелью. 8 – Печоры

Слева — Ольгинский мост и начало Рижского шоссе Несколько слов о месте, куда мы направляемся. Печоры — маленький город у самой российско-эстонской границы. Граница настолько близко, что по дороге «Билайн» несколько раз присылал непатриотичные эсэмэски, что мы якобы находимся на территории Эстонии. Печоры — самый западный город России, если не считать Калининградской области. Промышленности никакой, из достопримечательностей — Псково-Печерский монастырь и несколько городских зданий, за которые не зацепился глаз, пока мы пробирались узкими улицами к монастырю.

Не только монастырь был нашей целью, а скорее, два в одном — прежде всего крепость, а потом уже монастырь с его уникальным храмом и пещерами, давшими городу название.

Показавшаяся за очередным поворотом монастырская стена слегка смутила: какая же тут древность, налицо как минимум начало 19 века! Туда ли мы прикатили?

От Золотого кольца к Серебряному ожерелью. 8 – Печоры

Оглядевшись по сторонам, поняли: сюда. Нам налево, к этой красивой башне.

От Золотого кольца к Серебряному ожерелью. 8 – Печоры

На площади перед входом в монастырь припарковаться было довольно тяжело, так много было паломников и туристов. Сейчас самый момент предупредить о нашей ошибке с заказом экскурсии. Дело в том, что на сайте монастыря было написано, что экскурсию надо заказывать заранее по определённым телефонам. Мы так и сделали, и совершенно напрасно. Предварительная запись как бы гарантировала, что мы попадём в пещеры, но этого не случилось. Оказалось, что на сайте контакты паломнического центра. Мы просидели там довольно долго, в результате побывали только в ближних пещерах, в дальние была какая-то особая запись аж на два месяца вперёд. Глупые мы люди, не согласились с предложением светского экскурсбюро, которое находится там же, на площади, было бы быстрее. Но неудобно было «подвести» тех, у кого записывались заранее, вроде как обещали быть и выполнили обещание — приехали.

Пока ждали экскурсовода, слонялись по площади. Там есть две церкви, не входящие в состав монастыря. Приземистая красная — Варвары великомученицы — 18 век. Она очень скромная, обшита тёсом. Это православный храм народности сету, малочисленной финно-угорской группы, проживающей в этих местах, практически на границе с Эстонией, поэтому службы здесь ведутся на русском и эстонском языках. За Варваринской церковью — каменная церковь Сорока мучеников Севастийских (построена до 1860 года), тоже довольно скромная. Главные достопримечательности этих церквей находятся внутри — это старинные резные иконостасы.

От Золотого кольца к Серебряному ожерелью. 8 – Печоры

Перед паломническим центром установлен памятник Корнилию Псково-Печерскому, бывшему игуменом Псково-Печерского монастыря в 1529–1570 годах. Такой почёт Корнилию не за основание, а за расширение и укрепление монастыря во времена его игуменства. Корнилия считают великомучеником, принявшим смерть от руки Ивана Грозного. Существует легенда, что в 1570 году царь посетил монастырь, увидел высокие стены и башни, возведённые за счёт Корнилия (он происходил из богатого псковского боярства), припомнил ему переписку с Андреем Курбским, сопоставил эти факты и заподозрил измену. Иван Грозный потому и Грозный, что вершил суд не мешкая, одним ударом своего жезла. Опомнившись, царь на своих руках понёс тело Корнилия через весь монастырь к Успенской пещерной церкви, а за ними стелился по земле кровавый след… Потом по этому следу выложили булыжником дорожку и назвали её «Кровавый путь». По ней мы обязательно пройдём — другой дороги к пещерам нет. Впрочем, многие исследователи считают это легендой, а даты приезда царя в монастырь и смерти Корнилия — совпадением.

Наконец началась экскурсия. На мой взгляд, совершенно правильно было начать её с осмотра крепости. Не всякий монастырь являлся крепостью, и не каждая крепость на русском Севере служит обителью для монахов. Уникальность Псково-Печорского монастыря именно в совмещении этих объектов. Крепость, естественно, появилась позднее монастыря. Необходимость её возведения диктовалась близостью границ Псковского княжества. Псковские земли — это бессменный пограничник русский, чаще других принимавший на себя удар иноземных захватчиков.

Удобнее всего рассматривать крепостные стены со смотровой площадки (справа от здания паломнического центра, где мы ожидали экскурсию). А по-хорошему, побродить бы вокруг без экскурсии…

От Золотого кольца к Серебряному ожерелью. 8 – Печоры

Посмотрите внимательно: крепость построена вопреки здравой логике, в долине ручья, в то время как другие крепости всегда строились на возвышении. Одна из причин — расположение пещерного храма, вокруг которого возводилось укрепление: пещеры не передвинешь, они либо образовались естественным путём («Богом зданные пещеры»), либо были вырыты в крутом склоне ручья Каменец, пересекающего всю территорию монастыря. Уникально расположенные в одну линию пять глав Успенского собора — тоже необходимость — по-другому над объёмом пещерного храма их не расположишь, нет для них ровной площадки.

От Золотого кольца к Серебряному ожерелью. 8 – Печоры

В летописи зафиксировано, что монашеская жизнь началась здесь в 1470 году и только в 1523 начали возводить вокруг монастыря стены из дерева. А каменные стены и сначала шесть, а потом ещё четыре башни были построены при игумене Корнилии, о котором было уже сказано выше. Он пошёл на этот шаг, потратив собственные средства, из-за постоянной военной угрозы ливонцев, у которых в 20 км от монастыря была крепость Нейгаузен.

Укрепления пригодились и позднее, они помогли монастырю выстоять во время двухмесячной осады войском Стефана Батория в 1581 году, неоднократно защищали от посягательств воинственных соседей вплоть до окончания Северной войны в 1721 году.

Святые ворота. Сейчас это вход в монастырь

При Корнилии появились каменные церкви и хозяйственные постройки внутри монастыря. Самое же старое здесь, ещё корнилиевских времён, — вот этот участок слева от входа — стена между Тюремной башней и церковью Николы Ратного. На этой стене устроена звонница.

От Золотого кольца к Серебряному ожерелью. 8 – Печоры

Прямо перед воротами вы увидите Михайловский собор (1815—1827 гг.), который я приняла за обман зрения при подъезде к монастырю. Это действительно самое «молодое» сооружение. Храм построен в память избавления Пскова от наполеоновского нашествия. Сам по себе храм красивый, классической архитектуры, но рядом с такой ценной древностью, как остальные церковные здания, мне, например, кажется лишним, подавляя их своей высотой и мощью.

А мы пройдём через святые ворота, над которыми устроен Никольский храм, в саму обитель. По преданию, именно за этими вратами преподобный игумен Корнилий принял мученическую смерть от руки грозного царя. Здесь же начинается «Кровавый путь», выложенный на дорожке булыжником.

Никольская надвратная церковь

Дорожка ведёт прямо к главному храму монастыря — Успенскому собору.

От Золотого кольца к Серебряному ожерелью. 8 – Печоры

Первоначально на этом месте инок Иона устроил пещерную церковь и обратился с просьбой об освящении к священнослужителям Троицкого собора в Пскове, но они ему отказали из-за необычности местоположения храма. Тогда Иона попросил благословение Новгородского архиепископа Феофила, который повелел псковским священникам освятить храм.

Освящение состоялось 15(28) августа 1473 года, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан Псково-Печерский монастырь. Прошло около пятидесяти лет после освящения первой церкви, она была расширена приделами преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и получила новое оформление фасада.

От Золотого кольца к Серебряному ожерелью. 8 – Печоры

Главки Успенского храма, устроенные по типу глав Киево-Печерской лавры (в стиле украинского барокко) стали символом духовного родства между Псково-Печерской обителью и Киево-Печерской лаврой. Пять тёмно-синих, с золотыми звёздами глав расположены не на гребне, а на скате крыши, как бы спускаясь вниз, навстречу молящимся. В глубине Успенского собора, у южной стены, в специально устроенной нише почивают мощи святого игумена обители преподобномученика Корнилия.

Служба в храме заканчивалась, надо было успеть зайти внутрь, пока храм не закрыли. Нам это удалось, однако фотографий мы не делали. А церковное убранство… Впрочем, похоже на другие православные храмы. Зато мы застали момент, когда из храма выходил священник, и люди стремились подойти к нему за благословением.

От Золотого кольца к Серебряному ожерелью. 8 – Печоры

Мы заметили особое благоговение верующих. Оказалось, что в храме служил схиархимандрит Никон, особо почитаемый прихожанами. Они говорят о нем, о той духовной помощи, которую он оказывает каждому, с благоговением.

Хоть в дальние пещеры, где находится склеп монахов, скончавшихся в монастыре, мы не попали, в ближние пещеры можно было пройти, подождав несколько минут — пускали небольшими группами.

От Золотого кольца к Серебряному ожерелью. 8 – Печоры

Нужно очень веровать, чтобы проникнуться святостью этого места. Но увы. У меня не получается.

Слева от Успенского собора находится главная монастырская звонница, которую построили на месте старой деревянной в 1523 году. Это одна из самых больших подобных звонниц, сравнимая только со звонницей Софийского собора в Великом Новгороде и Пароменской Успенской церкви в Пскове.

От Золотого кольца к Серебряному ожерелью. 8 – Печоры

Будто слепились в одну две церкви, Благовещенская и Сретенская, и ризница монастыря. До переустройства монастыря Корнилием на этом месте стояла деревянная церковь Сорока мучеников Севастийских, каменное здание которой мы видели на площади перед монастырём. Чем-то она не угодила Корнилию, и он распорядился разобрать её, перенести за стены монастыря, а на её месте поставить Благовещенскую церковь (слева, красная). Белая в середине — Сретенская — перестроена в 1870 году из бывшей монастырской трапезной.

От Золотого кольца к Серебряному ожерелью. 8 – Печоры

Трёхъярусное здание ризницы примыкает вплотную к Сретенскому храму. На трех её этажах расположены склад, собственно ризница и библиотека монастыря. В ризнице хранятся предметы, имеющие огромную историческую ценность: золотые, серебряные кресты и церковная утварь, драгоценные оклады, ризы для богослужения, плащаницы, облачения для церковной службы, подарки от посещавших монастырь русских царей и императоров. Во время Великой Отечественной войны эти предметы были вывезены в Германию, но после войны, в 1973 году, были возвращены монастырю. Из 566 украденных реликвий ввернулись 504, остальные бесследно пропали.

После экскурсии у нас было ещё немного времени погулять по территории, понаблюдать за монастырской жизнью, которая явно протекает без оглядки на то, есть здесь кто-то или нет. Есть послушание — его надо исполнять. У всех свои дела: надо готовить пищу, убирать территорию, ухаживать за растениями…

От Золотого кольца к Серебряному ожерелью. 8 – Печоры

Обычно в монастырях приживаются коты, а здесь у самого выхода с нами стала заигрывать белка. Чуть ли не до ворот проводила.

От Золотого кольца к Серебряному ожерелью. 8 – Печоры

Некогда играть, дорогая, нам сегодня ещё в Изборск надо успеть.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия