Турист Мария Пенина (MariaPenina)
Мария Пенина
была 12 апреля 17:58

Ростов Великий — Россия Февраль 2020

В моей голове часто путались Нижний Новгород, Ростов Великий и Великий Новгород. Поэтому, чтобы навести в ней порядок, нужно посетить каждый из этих прекрасных городов. В Нижнем Новгороде я уже была три года назад, если кому-то будет интересно почитать, то ссылки на рассказы ниже:

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть I)

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть II)

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (финальный аккорд).

Теперь настала очередь Ростова Великого.

Из Москвы добраться не составит особого труда, поезда ходят достаточно регулярно с Ярославского вокзала. Есть экспрессы, есть поезда дальнего следования со спальными местами. Дорога по времени занимает 3–4 часа. Стоимость варьируется от 450 руб до 750 руб за сидячее место.

Мы с мамой решили выехать в пятницу днем, чтобы уже к 18 часам спокойно заселиться в отель, вкусно поужинать, отметить наши дни рождения в номере и в этот вечер уже никуда не ходить. Что поразило сразу по приезду — это практически безлюдные улицы, совсем мало прохожих, да и в домах почти не горит свет. Небольшое оживление было заметно лишь на главной улице Ленинская, где и был расположен наш отель «Усадьба Плешанова». О ней и её музейной коллекции я уже написала отзыв, повторяться не буду.

Мне хотелось отоспаться, поэтому завтрак попросили на 10 утра, но мама уже была бодра с 8 утра, пришлось и мне вставать. Подкрепившись плотненько, вышли на прогулку. Ростов Великий встретил нас настоящей зимой, легким морозцем комфортным для прогулки, мерцающим на свету и хрустящим под ногами снегом. Вы понимаете наш благостный настрой, после сырой и слякотной Москвы.

Ростов Великий

От нашего отеля до Ростовского Кремля чуть менее километра пути, у нас в запасе было немного времени до его открытия, поэтому совсем неспеша пошли в его сторону. Вдоль улицы Ленинская расположены маленькие домики с покосившимися дверными проемами, оконцами, заборами, но от них идет такая теплота.

Часть домов выкуплены и отреставрированы, в них в основном находятся муниципальные и административные службы, музеи, кафе и отели.

Ростов Великий

Но на многие владения смотришь, и сердце сжимается от грусти и боли: часть окружены лесами, но работы по реставрации не движутся, а некоторые просто сожжены, сквозь разбитые окна проглядываются разграбленные мародёрами интерьеры, поломанная мебель, качаются плафоны.

Жутко.

Перед стенами Кремля расположилась ярмарка мастеров, но в столь ранний час еще не открылась. Мы решили погулять, а потом сюда вернуться. Забегая вперед, скажу, что ассортимент везде одинаковый, впрочем, как и цены (в некоторых магазинах Соборной площади цены даже ниже). Туристов в это время было совсем мало, поэтому каждый продавец нахваливал свой товар, да так, что было стыдно перейти к другому без покупки. Но без сувениров мы, конечно, не ушли: накупили магнитов, тарелочку на стену, брошь и презенты с узорами финифти друзьям на память.

Ростов Великий

Но прежде, чем переступить порог Кремля, давайте немного окунемся в историю Ростова Великого (или Ярославского).

Первыми на эти земли пришли финно-угорские народы, позднее, в X–XI веках их вытеснили славяне и кривичи. Раннее упоминание Ростова как о крупном поселении датируется 862 годом.

Ростов Великий

В начале XI века в Ростовском княжестве правил Ярослав Мудрый, а затем князь Юрий Долгорукий. Ростов прославился своим сильным и могучим богатырем Алёшей Поповичем, сложившим голову в битве на реке Калке. Долгое время город не имел хорошей защиты и обороны, поэтому не раз страдал от татаро-монгольских нашествий, был сожжен в период смуты и получил серьезные разрушения во время польско-литовской интервенции. Но даже в эти сложные времена здесь развивалась своя иконописная школа, поддерживалась письменность и велась летопись. В XV веке при Василии Темном Ростовское княжество вошло в состав Московского государства.

Вернемся в настоящее. На часах стрелки показали десять, и мы смело зашли в ворота надвратной церкви Иоанна Богослова. Быстро определившись с программой, решили ограничиться входным билетом (70 рублей с человека) и посещением «Музея финифти» (200 руб с человека). Можно было бы взять и комплексный билет (стоит он 750 рублей), но у нас был всего один день на осмотр города, побоялись, что ничего не успеем.

Ростов Великий

Кстати, билет не выбрасывайте, по нему можно будет еще несколько раз вернуться в Кремль.

Внутренний или Владычий двор впечатляет сразу. В центре расположен пруд, в зимнее время функционирующий как каток, а по периметру архитектурный ансамбль составляют: церковь Иконы Божией Матери Одигитрия, церковь Воскресения Христова, Судный приказ, гостиница «Дом на погребах», Самуилов корпус, Красная палата и церковь Иоанна Богослова.

Ростов Великий

Все фотографии древнерусского памятника архитектуры собраны в отдельном альбоме, посвященном Ростовскому Кремлю.

Успенский собор был заложен гораздо раньше стен кремля (еще в XI веке). С тех пор он не один раз сгорал и заново перестраивался, свой современный облик приобрел в начале XVI века. Мы не удержались и заглянули внутрь. В настоящее время в соборе ведется масштабная реставрация, иконостас разобран полностью, так что полюбоваться им и древними фресками нам не удалось.

Ростов Великий

Во многих путеводителях Ростовскую звонницу называют жемчужиной Кремля, что ж спорить с этим утверждением не стану. Подпишусь.

Ростов Великий

А еще в них советуют подняться на ее смотровую площадку, конечно, мы не стали отказывать себе в этом удовольствии. Стоимость посещения — 100 рублей. Вам придется преодолеть приличную высоту, подняться по очень узкому коридору и задирать ноги, так как высота каждой ступени непривычно велика для нас. Я вошла первой в звонницу, увидела всю сложность подъема и усомнилась в мамином желании восхождения, но она была тверда в своем решении увидеть Кремль с высоты. И мы поползли (в прямом и переносном смысле). Я искренне переживала и волновалась за нее, но мама у меня молодец, горжусь ей!

За эти усилия вы будете вознаграждены прекрасными видами.

Ростов Великий

Мы были ранними пташками, поэтому наслаждались панорамами Ростава в полном одиночестве.

Ростов Великий

На деревянных сваях висят многотонные колокола (самый тяжелый именуется Сысой), отлитые еще в XVII веке. Велик соблазн побаловаться и сыграть веселенькую мелодию, пока никто не видит, но информация о сумме штрафа моментально отрезвляет.

Забраться — это одно, а вот спускаться гораздо круче и страшнее, признаюсь, после спуска даже мои ножки немного тряслись и ощущали напряжение.

Кстати подняться можно еще на одну башню — Водяную, но мы не стали насиловать организм.

Ростов Великий

Погуляв немного по территории, зашли полюбоваться коллекцией музея финифти , а после покинули стены Кремля.

Следующим пунктом нашего маршрута было озеро Неро. На пути к нему встречаются храмы разной степени сохранности. Распознать контуры Борисоглебской церкви еще можно, а вот стоящая за ней Дмитровская церковь превратилась (простите за это слово) в склад. А ведь когда-то в конце XVIII века они были красивой парой, ныне изувеченные до неузнаваемости. Гораздо больше повезло церкви Николы на Подозёрье, выстроенной в тот же период времени. Несмотря на то, что в советское время в ней находилась кондитерская пекарня, сейчас церковь восстановлена и открыта прихожанам, а за ее территорией аккуратно ухаживают послушницы.

Ростов Великий

Мое внимание привлекли почтовые ящики, такие помню были установлены в деревне давным-давно, а тут они сохранились и выглядят вполне действующими.

По улице Петровичева выстроились деревянные дома, приятные для глаза. Конечно многие из них восстановлены и используются как гостиницы, музеи, но некоторые принадлежат и частным лицам.

Оценить в зимнее время масштабы озера сложно, снежная пелена сливается с серым небом, но, итак, видно — оно огромно. Мне бы очень хотелось вернуться сюда в летнее время, прокатиться на лодочке, погулять вдоль берега и обогатить легкие кислородом. Может когда-нибудь еще вернусь, не загадываю.

Ростов Великий

Ученые приписывают озеру Неро возраст около 500 тысяч лет, это одно из немногих озёр предледникового периода в центральной России. Его питают около двадцати малых речек, длина составляет 13 километров, а ширина 8 километров. На радость рыболовам в озере водятся такие виды рыб как плотва, судак, щука, лещ, краснопёрка и окунь. Присмотритесь получше: черные точки это и есть рыбаки, сидящие возле своих лунок в ожидании улова.

В зимнее время озеро Неро — это любимое прогулочное место ростовцев: кто-то катается на снегоходах, кто-то устраивает тематические и свадебные фотосессии, кто-то катается на ватрушках, санках и лыжах.

Ростов Великий

Мне вот не пришло в голову прогуляться по толще льда и сделать красивое фото на Ростовский Кремль, теперь кусаю локти. Зато отсюда открывается потрясающий вид на Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь.

На берегу озера совсем недавно установили поклонный крест как памятник 1000-летию Крещения Руси (Ростов был одним из первых городов, принявших православие после Киева).

Ростов Великий

В это время к берегу прибежала весьма упитанная парочка собак. Надо сказать, что за все время пребывания в городе мы увидели только их и нашего отельного кота, больше четвероногих я не наблюдала.

Теперь пора и город сам посмотреть.

Вокруг Кремля вдоль крепостных рвов подпирают друг друга старенькие домики и их покосившиеся ограды. Мама пошла вперед, а я засмотрелась на зеленый дом с дымоходом. Тут совершенно на ровном месте мои ноги запутались, и я рухнула на дорогу. В полете меня преследовала только одна мысль: как бы не приземлиться на телефон в кармане пуховика или объектив в сумке. О себе волновалась мало. Давненько земля меня так страстно не притягивала к себе.

Отряхнулась, и пошли дальше. Очень радуют умельцы и выдумщики, способные из подручных материалов сделать красивый декор. Всегда восхищалась этими «Очумелыми ручками» и буду делать это дальше. Посмотрите как это мило: у многоэтажного домика есть свой подъезд, и возможно вечером загорается свет в оконцах.

Центральная Соборная площадь приятно отреставрирована. В ее двухэтажных домах расположились сувенирные лавочки, магазины с оригинальной одеждой ручной работы, небольшие столовые, продовольственные магазины, причем каждый отвечает за свою гастрономию: бакалейная, мясная, рыбная, хлебобулочная лавки. Я давно такого не видела.

В купеческих особняках вдоль улицы 50-летия Октября, принадлежащих ранее купцам Хлебникову-Сорогиным, Щеникову, Серебреникову, Кайдалову-Морокуеву и прочим, сейчас находятся мини гостиницы, парикмахерские, ателье.

О недавно прошедших новогодних праздниках напоминает небольшая инсталляция на Соборной площади.

Ростов Великий

В окнах кафе «Алёша Попович» отображается сам богатырь, готовый защищать родной город от татаро-монгольских набегов, оберегающий стены Кремля с куполами Успенского собора.

Стоит немного свернуть с главных улиц, как картинка меняется в крайне противоположную сторону.

Ростов Великий

По улице Карла Маркса мы дошли до церкви Вознесения Господня (церкви Исидора Блаженного на валах). Это одна из древнейших построек Ростова, к сожалению, это заметно и по ее внешнему виду. Церковь действующая, хотя этого и не скажешь. Возникновение ее связано с именем блаженного Исидора Твердислова, который посреди болотца соорудил хижину, где и молился до конца своих дней.

Далее мы хотели посмотреть Рождественский Ростовский монастырь, но вход в него закрыт. Вся территория обнесена лесами, надеюсь в скором времени мы сможем любоваться им беспрепятственно.

Еще одна древняя святыня города — церковь Спаса Всемилостивого на Торгу, окруженная торговыми рядами. Первое упоминание восходит к началу XIII столетия, но то было деревянное строение. А вот каменный облик храм приобрел по благословению митрополита Ионы Сысоевича в XVII веке. Храм был сооружен в благодарность за избавление от моровой язвы.

У храма было и иное название Спас-Ружный. На Руси руга — это налог, собираемый с купцов, который в последствии шел на содержание церкви.

Интересно посетить Кремль не только внутри, но обязательно нужно обойти его со всех сторон, подняться на искусственные валы, с них открываются красивые виды.

Ростов Великий

Тем временем настало время обеда и мы повернули в сторону нашего отеля. Шагомер показывал, что пройдено около 13 километров, пора подзаправиться. Мама к этому времени сильно устала, а мне еще очень хотелось прогуляться к Спасо-Яковлевскому Димитриевскому монастырю. Я отпросилась на 1,5 часика у нее.

К монастырю можно прогуляться вдоль берега, а можно по улице Ленинская. О нем я уже написала, повторяться не стану, ссылочка была указана чуть выше. Сама обитель мне очень понравилась, будет возможность обязательно загляните и поднимитесь на смотровую площадку.

Ростов Великий

Пока я гуляла, на улице резко стемнело, пришлось поворачивать к отелю.

Ресторан постепенно оживлялся и наполнялся гостями, то и дело подъезжали машины, из которых выходили нарядные молодые (и не очень) люди и яркие девушки в вечерних платьях с красивыми прическами. Меня в начале немного удивило, а потом я узнала, что в тот день по всей России отмечали день встречи выпускников. В нашем отеле ресторан был также полностью забронирован, гуляли выпускники до поздней ночи.

Ростов Великий

В домах постепенно зажигались огни. Дойдя до нашего отеля, где меня ждала мама, я вдруг осознала, что она сегодня уже вряд ли найдет в себе силы прогуляться вечером, поэтому решила быстренько дойти до Кремля и немного пофотографировать (иначе бы я не простила себе нашу лень).

Вот так выглядит свеже выстроенный конюшенный двор. В дневном свете он не привлек мое внимание, а вечером эффектно подсвечен.

Конюшенный двор в XVII—XVIII вв. был важной хозяйственной единицей, обеспечивающей логистику Ростовского архиерейского двора. В XIX веке здание было передано военному ведомству. Увы, но XXI век памятник архитектуры встретил в ужасном состоянии, стены постепенно превращались в руины, лишь в 2013 году началась реставрация и продолжается по 2020 год.

Ростов Великий

В 17–00 ворота главного входа закрываются для посетителей, войти внутрь можно лишь тем, кто остановился в гостинице «Дом на погребах»,

а мне же осталось немного покружить вокруг стен и пройтись по опустевшей Соборной площади.

Хотя можно заглянуть во внутренний двор Успенского кафедрального собора. Святые ворота были открыты, чем я с удовольствием воспользовалась.

На обратном пути я не удержалась, свернула немного на смотровую площадку крепостного вала. Дети задорно съезжали с горок на ледянках, мне тоже очень хотелось хоть на миг вернуться в детство, но я постеснялась попросить.

Ростов Великий

План осмотра за день выполнен на сто процентов, можно смело возвращаться в отель. Всего было пройдено около девятнадцати километров — очень неплохой результат для небольшого провинциального города.

А нам осталось поужинать и лечь спать, так как уезжали мы утренним поездом.

Таким милым, местами ветхим, но все же очаровательным предстал перед нами Ростов Великий. Было очень приятно с ним познакомиться и поставить галочку напротив еще одной сбывшейся мечты. Теперь впереди жду встречи с Ярославлем.