Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 16:24

Эльтюбю, Чегем — Россия Октябрь 2019

Есть два времени года — осень и зима, когда мне реально не сидится дома и вся моя сущность стремится покинуть городские оковы. Не то, что бы я полгода разъезжала, лишь изредка заглядывая домой, нет, речь не об этом. Просто каждый год мне необходимо запечатлеть в зрительной памяти невероятно роскошную красоту багряной осени и белоснежной зимы. В суете жизни под нежнейшими красками весны и после удушающей летней жары их картинки стираются из памяти словно ластиком. И душа вновь требует продолжения банкета погружения в эти два, так не похожих друг на друга сезона. Итак далее по кругу — день сурка, год сурка. Едва только листва начинает желтеть и осыпаться или в горах выпадает первый снег, как меня охватывает волнение: срочно ехать, а вдруг не успею!

В осень 2019 года я организовала себе две замечательные поездки в горы, ведь только там, в дикой природе, можно полностью отрешиться от цивилизации и ощутить естественную и уникальную красоту мироздания. Вторую из них, про трекинговый поход к Ведьминым озерам, я вам уже показывала. Но сначала, в первой половине октября, была двухдневная — в Кабардино-Балкарию, в живописное Чегемское ущелье.

Чегем: а парапланы словно бабочки летали

Чегемские водопады, находящиеся в самом начале ущелья, всем известная раскрученная достопримечательность и несколько лет назад я ездила полюбоваться ими из Пятигорска.

В рекламе выбранного в этот раз тура кроме всего прочего было заявлено — полеты на парапланах, но летать я не собиралась.

Чегем: а парапланы словно бабочки летали

Поэтому, почему выбор пал именно на поездку в этот регион, затрудняюсь сказать, но я ни разу не пожалела.

Итак, все начиналось по давно сложившемуся сценарию в поездках выходного дня — выезд в ночь накануне, т. е. в пятницу, на небольшом автобусе на 20 человек. Бесконечные часы и минуты в попытках уснуть, уставшая спина и затекшие ноги, санитарные остановки на размяться и взбодриться.

Последняя остановка была в семь часов утра около Чегемских водопадов. Здесь еще тихо, нет наплыва туристов, нет и торговых точек с сувенирами- мы одни. Пронизывающий ветер, вихрем проносящийся сквозь узкий каньон, обрамленный 300-метровыми скалами, куда редко попадают солнечные лучики. Ледяные брызги воды, с легкостью отрывающиеся от стекающих по склону горы струй и разлетающиеся в разные стороны. Шум, несущейся рядом реки Чегем, разрезающей теснину надвое. Продрогшие до костей, но зато окончательно проснувшиеся, едем далее уже по грунтовой, хорошо укатанной дороге, любуясь удивительным и невероятно красивым ущельем и снежными вершинами. «Чегем» на русском звучит как «сломанная земля» и это очень точно характеризует мелькавшие за окном разнообразные горные пейзажи.

Чегем: а парапланы словно бабочки летали

Конечная остановка, где нам предстояло поселится на два дня — горное село в верховьях Чегемского ущелья, находящееся на высоте 1515 метров над уровнем моря с красивым названием Эльтюбю, что означает «Селение на дне долины». Заселяемся в гостевой дом, оборудованный местными жителями для туристических групп из двух традиционных кавказских домов — мужской и женской частей. Как разместить 20 человек в одном доме? Да очень просто: в ход пошли кровати, диваны, раскладные кресла и даже матрасы. Все чисто, уютно, но лишь одна ванная комната, поэтому в большой семье приходилось клювом не щелкать, кто пошустрее — тот и оккупировал санитарную зону!

Пока занимали места и размещались, хозяйка с дочерью на веранде, соединяющей два дома, накрыли стол. После сытного завтрака, где был ароматный чай, местный сыр, пончики и даже национальное мясное блюдо, типа хинкали, все расселись на стоящие здесь же диваны. В ожидании выносливого бортового автомобиля для поездок по крутым горным дорогам, проще говоря ГАЗа, члены группы знакомились друг с другом, я же отправилась на непродолжительную прогулку по селению. Небольшой аул, распластанный на дне двух пересекающихся ущелий, с населением всего около трехсот человек, почти со всех сторон тесно зажат скалами. Через село, деля его на две части, спешит по свои делам приток Чегема — река Джилгысу и исчезает в узком ущелье с таким же названием. Четко очерченная гора Джулу (Пирамида) высотой в 2528 метров очень красиво смотрится на фоне яркого голубого неба.

Чегем: а парапланы словно бабочки летали

Типичный кавказский аул — домики, приткнувшиеся на склонах гор, желтые газовые трубы, провода, глухие заборы, скрывающие жизнь местного населения, лай собак, блеяние овец, старики — аксакалы, греющиеся на солнышке и повсюду на земле лепешки, оставленные домашними животными.

Чегем: а парапланы словно бабочки летали

Сие селение не совсем обычное, а скорее даже таинственное, потому как здесь наблюдаются различные аномальные явления и именно в окрестностях Эльтюбю обнаружена древнейшая стоянка человека, возраст которой более 10 тысяч лет.
А еще в этом высокогорном крошечном ауле совсем недалеко от Верхнего Чегема и от границы с Грузией родился балкарский поэт Кайсын Кулиев, известный и признанный не только у себя в Кабардино-Балкарии.

Летом я весьма энергично проводила свой отпуск в альпгагере Безенги (глядя по карте он совсем рядом с Эльтюбю) и в один из дней у нас состоялся трекинг в ущелье Думала. Так вот, если преодолеть перевал Думала, то как раз можно спуститься в Чегемское ущелье к селению Эльтюбю.

Мое внимание уже давно привлекала довольно-таки хорошо сохранившаяся сторожевая башня, построенная в 18 веке мастерами из Сванетии для горских князей Балкаруковых.

Чегем: а парапланы словно бабочки летали

Четырехэтажная, высотой 15 метров, с толщиной стен около метра, башня выглядит неприступной.

Интересно и необычно смотрятся дома горцев-сакли с плоскими крышами, на которых из-за нехватки земли раньше высаживали овес и ячмень. После уборки урожая на крыши выпускали коз и овец, доедать остатки сена и зерен.

Чегем: а парапланы словно бабочки летали

На развилке дорог у моста через реку на склоне горы построена белоснежная мечеть.

Красота кавказских гор окружающих живописно расположенное селение, и возможно неразгаданные загадки истории, с которыми оно связано, стало площадкой для съемок нескольких фильмов. Например «Земля Санникова», «Герой нашего времени». Старинные постройки села стали реальными декорациями к некоторым эпизодам фильма «Война» режиссера Балабанова.

Вот и все, что я успела к большому моему сожалению посмотреть, подъехал ГАЗ и пора было возвращаться. Лишь дома я прочла про выложенную из природного камня 350-метровую стену с размещенными на ней черными мраморными плитами. «Сто шагов к Кайсыну» -сто плит с выгравированными на них стихами и высказываниями известных людей о Кайсыне Кулиеве тянутся к старинной сакле, где родился поэт. Своеобразный мемориал памяти был построен на благотворительные средства почитателей таланта и жителей Кабардино-Балкарии и открыт в 2015 году к 98-й годовщине со дня рождения поэта.

«К подножью скал, где так непрочен снег,
Прижавшись, мой аул, ты ждешь меня,
Река Чегем, что всех роднее рек,
И звезды ночи и сиянье дня!»

А наша группа тем временем по очереди забралась в кузов видавшего виды автомобиля.

Чегем: а парапланы словно бабочки летали

Кто-то успел расположится на лавках, расставленных по двум сторонам, а кто опоздал — просто стоя, держась за железные основания для полога. Машина зарычав, понеслась подпрыгивая, сначала назад по грунтовке, а затем вверх по склону горы, натужно хрипя.

Визг, хохот, ветер сопровождали это непродолжительное путешествие. В начале одиннадцатого мы прибыли на парадром Чегем: солнышко пригревало и светило радостно, легкое дуновение ветерка едва ощущалось, казалось бы все условия для полетов!

Чегем: а парапланы словно бабочки летали

Ан нет-парапланы не летали. Мне-то и еще троим туристам из нашей группы до этой проблемы не было никакого дела и мы, быстренько сгруппировавшись, отправились в поход на ближайшую скалу.

Вообще чегемский парадром вот уже 10 лет предоставляет непоседливым туристам различные адреналин — активити: конные прогулки, зиплайн, поездки на квадрациклах, роупджампинг (прыжки со скалы), здесь можно полетать и на дельтаплане. На территории имеется оборудованный кемпинг с местами для палаток, кафе, даже баня.

Чегем: а парапланы словно бабочки летали

Пока мы четверо, палимые безжалостным осенним солнышком, не спешно поднимались все выше, трудились не покладая бедных ножек, не забывая при этом разглядывать потрясающие живописные окрестности, едва не захлебываясь от восторга,

Чегем: а парапланы словно бабочки летали

устраивали бесконечные фотопаузы и фотосессии

Чегем: а парапланы словно бабочки летали

— температура и влажность воздуха запели в уникальном для этого места дуете и на полеты было дано разрешение. Все страждущие закопошились, машины подвозили их группками повыше кемпинга, далее они шли уже пешком, волоча на себе оборудование.

Затем на поляне словно веера были разложены яркие разноцветные парапланы,

а потом они полетели!

Чегем: а парапланы словно бабочки летали

Мы в это время уже поднялись на вершину скалы

Чегем: а парапланы словно бабочки летали

и едва отдышавшись могли с восторгом и восхищением любоваться бесподобным, неповторимым и захватывающим зрелищем летающих парапланов. Они словно многочисленные яркие бабочки парили над горными вершинами.

Чегем: а парапланы словно бабочки летали

До нас доносилась то музыка, то крики восторга, все махали нам, мы махали им и кричали приветствия. Это было какое-то всеобщее радостное сумасшествие!

Чегем: а парапланы словно бабочки летали

Парапланы парили по одиночке, дуэтами, исполняя при этом своеобразный групповой танец. 25-минутный полет начинался с непременного проникновение в узкое ущелье, затем либо поворот и вираж, либо стремительный подъем вверх, на четырех-километровую высоту, конечно счет ведется от уровня моря.

Чегем: а парапланы словно бабочки летали

Даже нам с вершины скалы было страшновато смотреть на все эти пируэты, исполняемые инструктором, каково же было самим участникам.

Вдруг где-то откуда-то сверху послышался какой-то непонятный звук, присмотревшись, увидели оргомного орла, сопровождавшую один из парапланов. Казалось, он возмущался и готовился к нападению, но обошлось — всем хватило места в пространстве.

После очередной фотосессии на краю обрыва, мы еще немного поднялись по склону горы и спрятались в тень от невероятно красивых и ярких, еще не опавших осенних листьев. Наконец-то можно расслабиться: достали свои припасы и устроили пикник с видом на летающие парапланы. Немного отдохнув, одна девочка из нашей компании достала из рюкзака — внимание: красное платье! Переоделась в сторонке и вновь началась фотосессия.

Чегем: а парапланы словно бабочки летали

В нашей группе был парень, очень увлеченный процессом съемки именно позирующих моделей, в чем мы все в тот день преуспели. Ни разу у меня не было такого количества фотографий меня любимой. Это ничего, что большая часть из них оказалась почему-то смазана, но кое-что удалось выбрать.

Чегем: а парапланы словно бабочки летали

Наигравшись, мы начали спуск вниз, пообедали в кафе хычинами, утолили жажду местным пивом, в названии которого указана высота Эльбруса-5642 метра, запили минералкой, названной в честь горного массива в Приэльбрусье-Шхельда.

и уже хотелось скорее ехать в село — там нас ждал еще один объект. Но не тут-то было — машина к заявленному времени, к 16 часам, за нами не приехала. А солнышко между тем спряталось за извилистую линию хребта и сразу стало не просто зябко, а холодно.

Чегем: а парапланы словно бабочки летали

Утеплившись, еще с час мы томились в ожидании, что-то пошло не так, было очень жаль потерянного времени. На подвернувшемся джипе, гид отправила в селение пятерых, особо замерзших.

Приехав в аул, мы сразу же отправились на окраину Эльтюбю. Карабкаясь по склонам горы, шагали по козьим тропам, преграждая путь отарам, спешащим домой. Сопровождающие овец собаки встречали нас возмущенным лаем, встречающие животных местные жители укоризненно качали головами, но мы очень спешили. Стремительно наступающие сумерки могли лишить нас возможности прикоснуться к древнему некрополю, находящемуся на поляне Фардык.

Чегем: а парапланы словно бабочки летали

Восемь сохранившихся средневековых склепа города Мертвых постройки 11–14 веков очень необычны: у них нет дверей, а только отверстия для окон. Четыре наземных мавзолея (кешенэ) с прямоугольной двухскатной крышей,

а четыре восьмигранные с куполообразной.

Чегем: а парапланы словно бабочки летали

Вся территория некрополя обнесена низкой каменной стеной. Между буйно растущими кустарниками можжевельника проложены узенькие тропинки.

Потрясающее место выбрано древними жителями для мавзолея. Грандиозность окружающего пейзажа завораживала, невозможно было отвести глаз от величественных гор, с одной стороны буквально нависающих над поляной, от снежных пиков,

Чегем: а парапланы словно бабочки летали

от заката, нежным цветом мерцающего вдали.

Чуть поодаль с трудом просматривались еще какие-то разрушенные постройки, остатки фундаментов от каких-то сооружений. Очень хотелось пройти и туда, но увы: пока мы гуляли, почти совсем стемнело, только яркий полумесяц сверкал над вершиной горы, да редкие фонари светили на улочках селения.

Чегем: а парапланы словно бабочки летали

Не сложный путь сюда в светлое время сделался настоящим квестом в темное: чтобы выйти к ориентиру — храму, пришлось несколько раз сходить с едва различимых троп, старательно приводивших нас то в тупик, то к обрыву над храмом, то к воротам очередного дома. В гостевой дом попали, когда хозяева готовили изголодавшимся туристам ужин, расставляя тарелки с салатом и горячим национальным блюдом, кипел чай и оставалось только дождаться своей очереди в ванную комнату.

Когда все наконец-то собрались и расселись за большим столом, звон ложек о тарелки заглушали голоса делящихся впечатлениями о прошедшем дне.

Находящиеся в доме угомонились часам к 23-м, ведь завтра предстоял опять насыщенный не только эмоциями день.

Видео-ролик о парапланах.

Джиппинги и трекинги по Чегемскому ущелью.