Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 15:32

Эльтюбю, Чегем — Россия Октябрь 2019

Чегем: а парапланы словно бабочки летали.

Второй день путешествия, он же и последний наступил неожиданно: часов в пять утра народ зашуршал, закопошился, задвигался. Над причиной столь раннего подъема можно было и не гадать — единственная на 20 человек санитарная зона. А именно сегодня большей части женской половины нашей группы приспичило мыть головы, а потом сушить волосы. Шум фена, как вы понимаете, не утаить и не заглушить. Затем все упаковали свои вещи, сложили рюкзаки на веранде, позавтракали и часов в восемь высыпали на улицу. О, а погодка-то нынче, не то что давеча, мрачноватая — густой туман укутал все склоны гор, грозовые тучи крепко зацепились за их вершины, закрыв собой вчерашнее голубое небо!

Чегемское ущелье: джиппинги и трекинги

Я наблюдала за окрестностями в полном неведении о предстоящем дне и это было так увлекательно, таинственно и интригующе. Мы вновь погрузились в подъехавший грузовик и он, рванув с места, понесся мимо некрополя и нависших над нами скал в сторону самого верхнего и последнего в Чегемском ущелье селения Булунгу (в переводе с тюрского -излучина реки), расположенного в пяти километрах от Эльтюбю.

Ветер шумел в ушах, мелькали домики селения, а меня, сидевшую на лавке и прятавшуюся за брезентовый полог, буквально лихорадило от неизвестности и предчувствия чего-то невероятно интересного!

Вдруг машина остановилась и нас всех пригласили спуститься с кузова- мы находились на территории заповедника у погранзаставы на границе с Грузией и предстоял паспортный контроль. Пока у нас по очереди проверяли паспорта, мимо шлагбаума, пробираясь по склону горы и сквозь заросли кустарника проследовало стадо коров.

После необходимой процедуры и занесения всех по списку в гросбух, опять размещение в комфортабельном авто и продолжение пути в неизвестное, но прекрасное!

Чегемское ущелье: джиппинги и трекинги

Асфальт закончился, дальше шла петляющая по лесу грейдерная дорога, по которой обычному легковому автомобилю проехать очень затруднительно, здесь необходимы внедорожники или как у нас — грузовики.

Группа наших туристов, стоящая по центру кузова и наблюдавшая за окрестностями, то и дело, весело смеясь, приседала, прячась от налетавших на них веток. Машину трясло на ухабах, она то и дело ныряла вниз, перебиралась через обмелевшие ручьи, переваливаясь с боку на бок на больших камнях, натужно хрипя лезла вверх по склонам гор.

В какой-то момент я, нацепив капюшон, тоже встала и держась за железные ограждения для полога, вздохнув хвойный аромат проносившихся мимо сосен, ощутила какой-то детский ни с чем не сравнимый восторг!

Чегемское ущелье: джиппинги и трекинги

А мимо голубой змейкой проносилась бурная река Гара-Ауз, извиваясь под натиском скалистых утесов и увлекая за собой дорогу, а вместе с нею и нас.

Зелень, украшавшие склоны, совсем не стремилась преображаться в осенние краски и тем приятнее и радостнее было видеть редкие всплески ярких оранжево-песочных оттенков. Преодолев серпантины, наш грузовик проехал слияние рек Гара-Ауз с Башиль-Ауз, вытекающих из вечных ледников Главного Кавказского хребта и дающих жизнь реке Чегем. Затем свернул в правое ответвление Чегемского ущелья —урочище Гара- ауз, вырулил на огромную поляну, заботливо окруженную горами и остановился — фотопауза!

Чегемское ущелье: джиппинги и трекинги

Туристы разбрелись по поляне в поисках выгодных ракурсов. Я отошла чуть в сторону от всех, хотелось побыть в тишине и ощутить величавую мощь природы, громаду гор и скальных вершин, укутанных снегом. Вся городская суета отступила далеко-далеко в бесконечность, она словно увязла в густом обволакивающем тумане и казалась чем-то нереальным.

Вот оно счастье, все, окружающее меня в этот миг именно то, что я так безумно люблю и без чего не могу долго жить, от чего напитываюсь словно губка, бережно сохраняя каждую капельку.

Чегемское ущелье: джиппинги и трекинги

Далее вновь погружаемся на наш вездеход и едем по невероятно красивым местам, гораздо ощутимее окрашенным осенними красками, петляем среди селевых осыпей, сопровождаемые бурной рекой, которая то гремит на дне узкого каньона, то вольготно разливается по широкому каменистому руслу. Въезжаем в хвойный лес, наполненный ароматом шишек и опавший хвоей, словно мягким ковром покрывающей все землю вокруг.

Чегемское ущелье: джиппинги и трекинги

Проезжаем мимо турбазы «Чегем», домики которой расположились среди деревьев и пустуют в это время года, поэтому она кажется заброшенной. Машина еле справляется с поставленной задачей, остается совершенно непонятным, как она еще умудряется ехать по практически бездорожью. Еще несколько невероятно сложных десятков метров и прямо на берегу реки она наконец-то остановилась.

Все радостно спрыгивали с кузова, а в это время откуда ни возьмись перед нами возникли двое из ларца два пограничника и устроили нашим гидам настоящий допрос: кто такие, куда следуете, зачем, а покажите документы и прочее! Вот что значит заповедник и погранзона! Они даже собрались сопровождать нашу группу, но вовремя одумавшись и взяв с гидов честное-пречестное слово не подходить близко к леднику, отпустили нас с богом. По одному переходим изящный подвесной мостик через горную реку Гара-Ауз

Чегемское ущелье: джиппинги и трекинги

и далее перед нами два направления на выбор: прямо пойдешь — к минеральным источникам попадешь, а налево… Конечно гид увлекает всех налево, туда, где в конце урочище Гара- ауз перед нами уже давно маячит горный массив Тихтенген. Главная вершина массива, высотой 4617 метров над уровнем моря, в рейтинге из списка ста самых красивых и сложных для восхождения вершин Кавказа, занимает почетное 12 место. Тихтинген не только одна из самых красивых вершин Кабардино-Балкарии и всего Кавказа, но и наиболее труднодоступная. За всю историю русского альпинизма восхождение на Тихтенген, расположенный между Безенги (№ 3 в этом списке) и Эльбрусом, совершили всего лишь семь альпинистов! Впечатляет!

Чегемское ущелье: джиппинги и трекинги

Жители Кабардино-Балкарии считают Тихтенген потухшим вулканом, что в переводе с балкарского и означает «успокоившаяся вершина».
Часть пути к подножию Тихтенгена и к нашей цели, леднику Шаурту, пролегает через смешанный хвойно — лиственный лес. Порой путь преграждают поваленные деревья и огромные каменные глыбы, поросшие мхом, густые заросли рододендронов- ах, как жаль, что не весна и нет возможности насладиться их роскошными цветами.

Чегемское ущелье: джиппинги и трекинги

Слева все время слышен шум спешащей по камням реки Гара-Ауз.

Чегемское ущелье: джиппинги и трекинги

За поредевшими стволами деревьев уже просматривается ровная поверхность, усыпанная камнями и поросшая травой, а русло реки, изменив свое течение, прижалось к горе напротив.

Тропа резко повернула влево и мы, покинув осенний лес, наконец-то вышли на простор. Растянувшись в длинную разноцветную цепочку, продолжили пеший поход ориентируясь на Тихтенген, призывно маячивший в конце пути.

Чегемское ущелье: джиппинги и трекинги

Здесь уже вовсю царствовала осень: пологие склоны гор слева по ходу движения были полностью в ее власти, вершины безжизненных, голых скал справа придавлены плотными темными облаками.

Чегемское ущелье: джиппинги и трекинги

Небо затянула безжизненная серая масса, в любую минуту готовая низвергнуть на нас потоки такой же серой воды. Как бы мне не хотелось остановиться или хотя бы замедлить движение, снимая живописные скалы, тоненькие стебельки травы, дрожащие на ветру,

Чегемское ущелье: джиппинги и трекинги

огромные валуны, преграждавшие дорогу, но гиды поторапливали.

Чегемское ущелье: джиппинги и трекинги

Спустя минут 40 подошли к точке, откуда уже можно было рассмотреть один из старейших на Кавказе ледник Шаурту, весь перепачканный и перемазанный землей и сдобренный камнями.

Чегемское ущелье: джиппинги и трекинги

Помня строгий наказ пограничника, гид хотела, чтобы мы довольствовались видом издали, но уговоры хором сделали свое дело — спешно перепрыгивая через камни разных размеров, спешим вперед. И вот уже наблюдаем зарождение реки Гара-Ауз,

Чегемское ущелье: джиппинги и трекинги

слышим, как с ледяных склонов сыплются в нее камни и отколовшиеся куски древнего льда. Издали любуемся входом в ледяную пещеру, образованную много лет назад внутри ледника. Подойти поближе и даже зайти в нее можно лишь в зимнее время, сейчас же это опасно.

Чегемское ущелье: джиппинги и трекинги

Все занялись делами: кто-то просто любовался видами, сидя на камнях, кто-то позировал, фотографировал, пользуясь случаем многие перекусывали. Тучи тем временем тоже не бездельничали, они сгруппировались в дружную компанию и уныло так, не особо навязчиво побрызгали на нас, что послужило сигналом к отходу от понравившихся позиций.

Путь назад к подвесному мостику, думаю, мы преодолели раза в два быстрее. Дождя уже не было и в помине, он на время затаился. Немного отдохнули и через лес двинулись к целебным минеральным нарзанным источникам, похожим на «Боржоми», каковыми славится долина Кулаксу.

Чегемское ущелье: джиппинги и трекинги

Тропа проходила через невероятно красивый реликтовый лес, чистейший воздух дурманил и прибавлял сил.

Чегемское ущелье: джиппинги и трекинги

Через километр вышли к реке и источникам. Около ключей стояла машина, столик, трое местных кутили, не забывая наполнять бесконечное количество бутылок целебной водой.

Мы немного погуляли по окрестностям, попили водички и отправились назад, к машине.

Чегемское ущелье: джиппинги и трекинги

Успели пройти только половину пути, как тучи опомнились и обрушились на уставших путников потоками воды. Хорошо, что листья огромных деревьев хоть немного, но сдерживали это хрустальный перезвон. К машине уже почти бежали, но пришлось переждать, опять же прибегая к помощи деревьев, пока водитель и мужская часть группы натягивали брезентовый полог. Закон подлости сработал и здесь — как только в кузов забрался последний человек, дождь прекратился. Ну не складывать же опять полог? Но с закрытым брезентом, как оказалось, ехать было гораздо сложнее: сидячих мест едва хватало, все прижались друг другу плотнее не бывает, один человек примостился на полу, прислонясь к борту, где кабина, гид сидела на коленях у своего молодого человека. И тут началось: кому — то дует в шею, кому-то тесно, не забываем, что машину при этом кидает вверх — вниз, влево — вправо! И сидеть в закрытом пространстве как-то не очень комфортно.

Вдруг наш вездеход закачался, на слиянии рек Гара-Ауз и Башиль-Ауз резко повернулся и пыхтя, словно огромный жук, стал взбираться по склону холма в сторону ущелья Башиль-Ауз. Приподняв полог, я смогла рассмотреть, по какой жуткой дороге мы едем: грунтовка, одна полоса, горизонт перекошен, слева обрыв, а внизу река Башиль, справа гора!

И как это обычно бывает по закону жанра навстречу ехал огромный джип! Я захлопнула полог и кажется даже закрыла глаза, будь что будет! Открыла их только тогда, когда машина остановилась -мамочки мои, красота-то какая!

Чегемское ущелье: джиппинги и трекинги

Высокие, скалистые, почти вертикальные утесы терракотового цвета, уходящие ввысь и упирающиеся в голубое небо, а на самом верху башенки, словно замок!

Чегемское ущелье: джиппинги и трекинги

А что это за шум? Водопад? Зажатая словно в тиски базальтовыми скалами, 72 метровая стена непрерывно падающей воды!

Чегемское ущелье: джиппинги и трекинги

Водопад Абай-Су самый высокий не каскадный водопад Кабардино-Балкарии. Глядя на бесконечный хрустальный поток у меня даже закружилась голова — невероятная мощь, сила, энергия воды завораживала.

Чегемское ущелье: джиппинги и трекинги

Насмотревшись, набегавшись по поляне, по склонам, обессилевшая группа потянулась к кузову машины, где освободившимися от прогулок туристами был организован так называемый обед, перекус.

Чегемское ущелье: джиппинги и трекинги

Время неумолимо отмеряло окончание нашего путешествия, все опять забрались в кузов, и трясучка началась опять. На выезде с грунтовки машина резко остановилась: впереди и сбоку стояла легковушка, а рядом расстроенная молодая семейная пара. Пообщавшись с водителем, они залезли к нам под грибокв кузов. Оказалось, что их транспортное средство, не приспособленное к подобным горным дорогам, зацепилось брюхом за камни, что-то там нарушило, сломало и теперь один вариант — вызов эвакуатора. Тем временем вечерело, да и связи в горах нет!

До погранзаставы оставалось каких-то 6 километров, делов -то, но именно они были самыми кошмарными. На случай дождя полог не подняли и судя по пыли, своими щупальцами пробивавшейся в кузов, на этом участке дождя вообще не было! Сначала кто-то закашлял, потом все стали закрывать носы, послышался запах горелой резины, кому-то стало плохо! Но гид решила до заставы водителя уже не трогать!

В итоге, когда наш вездеход наконец-то остановился, мы вываливались из кузова как герои фильма «Кавказская пленница» из рефрижератора. Измученные, грязные под толстым-толстым слоем шоколада пыли, которая проникла всюду! Влажными салфетками обтирали лица, руки, потом трясли куртки. Была одна мысль — быстрее в Эльтюбю, скорее в ванну! Но как вы понимаете этим благом цивилизации мы все смогли насладиться только в Краснодаре, каждый в своей квартире! А в гостевом доме была возможность по-быстрому посетить дамскую комнату и припудрить носик умыть хотя бы лицо.

Да, а молодую пару, а они были тоже из Краснодара, мы оставили у заставы, там была связь и парень сразу же стал кому-то звонить и пытаться решить проблему с транспортироовкой автомобиля.

Темнело, мы со слезами на глазах расставались с нашим вездесущим вездеходом и с радостью усаживались в своем автобусе! По пути домой была одна существенная остановка: у Чегемских водопадов в одном из кафе, стеной в котором служила скала, мы заслуженно кутнули, наслаждаясь зрелищной подачей шашлыка и поеданием его же, а еще хычин и различных блюд национальной кухни на выбор.

Домой я попала к полуночи или даже позже, но это совершенно не важно, ведь позади были потрясающие двое суток экстрима, удовольствий, общения, зрелищности и полученный заряд может вполне сравниться с недельным отпуском.