Турист Daria In Tourism (Daria2019)
Daria In Tourism
была 19 марта 2023 9:43

Минск, Несвиж, Лида, Мир, Новогрудок, Полоцк + 1 город — Беларусь Март 2018
Несвижский замок.

Продолжение 1 части.

3 ДЕНЬ. 10.03.2018 г. суббота

Минская область, Гродненская область

Первым замком, который мы посетили стал Лидский замок (XIV век), который находится в Гродненской области, примерно в 170 км от Минска. Средневековый замок находится в городе Лида (основан в 1323 году), с населением чуть больше 100 тысяч человек.

Строительство Лидского замка началось в 1323 году по приказу великого князя литовского Гедимина для обороны от крестоносцев и татар. Замок был расположен на искусственном насыпном холме, окружен болотистыми берегами рек Каменки и Лидеи, с северной стороны был вырыт ров шириной примерно 20 метров.

Ширина стен замка составляет — 2 метра.

Лидский замок осаждали очень часто: крестоносцы (в 1384 году, в союзе с Витовтом в 1392 году), смоленский князь Юрий Святославович (в 1405 году), войска литовского князя Свидригайло в 1434 году, крымские татары в 1505 году, в 1655 году замок неудачно пытались штурмовать войска московского князя Алексея Михайловича, в 1659 году попытка повторилась, она была удачной. Во время Северной войны (1700—1721 гг.) замок была захвачен шведами и частично разрушен, после чего он теряет своё оборонное значение. В 1812 году Лидский замок был захвачен на несколько месяцев французами. То есть, перед нами, действительно, боевое сооружение!

Замок был разобран на стройматериалы жителями города, которые остались без своих домов после пожара 1891 года.

Сейчас замок реконструирован и предстаёт перед нами в нормальном виде.

Заходим во внутренний двор замка. Зимой, согласно источнику, здесь заливают каток, где можно покататься на коньках. Также в замке проводят рыцарские турниры и другие исторические фестивали.

Замки Западной Беларуси. 2 часть

Поднялись наверх, на галерею с бойницами. Стены с бойницами раньше имели по периметру деревянную галерею для лучников.

Лидский замок имеет 2 башни — северо-восточную и юго-западную.

Внизу проходит экскурсия, в которую входит театрализованное представление. А мы спускаемся вниз и направляемся в северо-восточную башню (мы её видим на картинке внизу), в которой располагается исторический музей.

В музее, на каждом этаже есть своя экспозиция.

А вот в этом зале, можно сфотографироваться за столом, с короной на голове и почувствовать себя королём или королевой. :)

Замки Западной Беларуси. 2 часть

В городе Лида находится действующий костёл Воздвижения Святого Креста, построенный в конце 18 века по проекту архитектора Иоганна Глаубицы. Внутрь мы не заходили. Согласно источнику, внутри своды и стены храма расписаны фресками и украшены скульптурами и лепкой.

Начало марта, некоторые утки, гуси и лебеди уже прилетели с тёплых стран. Их мы, с интересом, разглядывали на Замковом озере.

Ниже на фотографии, вдали мы видим храм Всех Святых, который строился с 1990 года по 2006 гг. В 1998 был освящен нижний храм в честь великомученика и целителя Пантелеимона, в 2006 году — в честь Всех Святых.

Замковое озеро. Вдали - храм великомученика и целителя Пантелеимона.

Следующей нашей остановкой стал Мирский замок, который от города Лида находится в 100 км. Мирский замок находится в посёлке Мир тоже в Гродненской области.

Едем в посёлок Мир (Гродненская область).

Согласно историческим данным, замок был возведен в 20-х годах 16 века по приказу Юрия Ивановича Ильинича — государственного деятеля Великого Княжества Литовского (ВКЛ). К сожалению, ещё до окончания строительства, в 1526 году, Юрий Ильинич скончался.

Герб рода Ильиничи Корчак.

Через некоторое время замок перешел во владение Николая Христофора Радзивилла по прозвищу «Сиротка» — государственного и военного деятеля Великого Княжества Литовского. Изначально новый хозяин замка хотел сделать особняк главной резиденцией рода Радзивиллы. Но со временем был построен замок в Несвиже, и Радзивиллы перенесли свою резиденцию туда. Последней наследницей замка из рода Радзивилл стала Стефания Доминиковна Радзивилл (в замужестве — Витгенштейн), которая унаследовала замок от своего отца Доминика Радзивилла в 1811 году. Стефания вышла замуж за Льва Петровича Витгенштейна, и в последствии замок унаследовал род Витгенштейнов.

Николай Христофор Радзивилл.

Замки Западной Беларуси. 2 часть

В дальнейшем, замок был продан семье Святополк-Мирских, а именно князю Николаю Ивановичу Святополк-Мирских.

Николай Иванович Святополк-Мирских.

В первой половине XX века, в замке велись ремонтные работы и в 1939 году Мирский замок был национализирован.

Во время Великой Отечественной войны, в 1941 году здесь была производственная артель, а во время оккупации немцами — гетто для евреев и лагерь для пленных военных. После войны, здесь некоторое время жили люди, оставшиеся без крыши над головой.

Толщина стен Мирского замка достигает до 3-х метров.

В время нашего посещения мы попали на театрализованное историческое представление, согласно источнику здесь регулярно проходят исторические фестивали.

Замки Западной Беларуси. 2 часть

В 1983 году началась реконструкция Мирского замка, которая завершилась в 2010 году. Сейчас комплекс находится в хорошем состоянии.

Мирский замок не раз переживал и военные походы не приятелей. В своё время замок был разграблен казаками в 1655 году, затем в 1706 году — шведами. Во время Отечественной войны в 1812 году около замка прошло сражение, сначала в июле, а затем в ноябре.

В Мирском замке есть интересный музей, который мы, к сожалению не посетили. Согласно источнику здесь большая экспозиция, которая включает уникальный экспонат — шпалера (ковёр) «Охота на тура» (Тур это исчезнувший в 17 веке бык), созданная в конце 16-начале 17 века. Также, здесь есть подземелье с тюрьмой. Приобретая билет в музей, вы получаете возможность пройтись по галерее замка.

Замки Западной Беларуси. 2 часть

По-моему, очень красивый замок!

Рядом с замком находится пруд, который появился здесь в конце 19 века.

Недалеко от замка находится церковь-усыпальница с колокольней рода Святополк-Мирских.

Церковь-усыпальница с колокольней рода Святополк-Мирских.

Замки Западной Беларуси. 2 часть

Прогулявшись по парку рядом с замком и прочувствовав атмосферу того времени, мы направились в Новогрудский замок, который находится в городе Новогрудок, в 50 км от посёлка Мир.

Едем в Новогрудок. По пути видим ветряные мельницы для электричества.

Новогрудок это старинный маленький городок, основанный в 1044 году, с населением около 30 тысяч человек. Новогрудок это первая столица Великого Княжества Литовского (1253 год). В последствии, столица Великого Княжества Литовского была перенесена в 1323 году в Вильну (современный Вильнюс в Литве).

Согласно информации, в 11–13 веках Новогрудок состоял из укрепленного детинца и окольного города-посада. Детинец сформировался на месте ещё более древнего городища, который находился на естественном природном возвышении.

Территория, на которой находится окольный город называется Малый замок.

С начала 11 века до середины 13 века сооружения Новогрудского замка были деревянные. Во второй половине 13 века вместо деревянных остроколов были сооружены мощные каменные стены, а также был вырыт глубокий ров, который заполнялся водой.

Замки Западной Беларуси. 2 часть

Строительство каменного замка началось в конце 14 века. Центром замка была башня-донжон (башня Щитовка).

*Башня-донжон — главная, отдельно стоявшая башня в средневековом замке, находившаяся в самом недоступном месте и служившая убежищем при нападении врага.

В 14 веке на замке была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы.

В 16 веке между башнями Костельная и Щитовка был возведен дворец.

В начале 17 века Новогрудский замок имел 7 башен и являлся одним из самых мощных и могущественных сооружений Беларуси.

Замки Западной Беларуси. 2 часть

В середине 17 века замок был поврежден русскими войсками, а в 1706 году его ещё сильнее разрушили шведские войска во время Северной войны. Сейчас, от прежнего величественного замка остались всего две полуразрушенные башни — Щитовка и Костёльная.

Башня Щитовка.

Новогрудский замок расположен на Замковой горе.

Замки Западной Беларуси. 2 часть

В Новогрудке, недалеко от замка есть насыпной курган, посвященный Адаму Мицкевичу из земли тех стран, где жил поэт. Адам Мицкевич провёл в Новогрудке детство и юность. Наверху кургана организована смотровая площадка.

Насыпной курган, посвященный поэту Адаму Мицкевичу.

Отсюда, со смотровой площадки открывается потрясающий вид на окрестности.

Замки Западной Беларуси. 2 часть

Перед нами, на фотографии ниже открывается вид на Фарный костёл Преображения Господня. Строительство костёла началось в 1395 году по приказу великого литовского князя Витовта. Здесь, в Фарном костёле, в 1422 году венчался двоюродный брат Витовта — король польский Владислав II Ягелло (Ягайло) со своей супругой Софьей Гольшанской. В костёле расположено захоронение 11-ти сестёр-назаретянок, которые приняли мученическую смерть от рук немцев-фашистов в 1943 году. Рядом с храмом находится памятная стела в честь сестёр.

На фотографии ниже мы видим памятник поэту Адаму Мицкевичу на фоне Собора святых мучеников-страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба (строительство началось в 1517 году).

Замки Западной Беларуси. 2 часть

Уже ближе к вечеру мы поехали в Минскую область, а именно в городок Несвиж (1223 год основания), где находится роскошная резиденция семьи Радзивиллы — Несвижский замок. По расстоянию от Новогрудка до Несвижа примерно 80 км.

Несвиж встречает гостей!

Самое главное туристическое место в маленьком Несвиже это дворцово-парковый ансамбль «Несвижский». Парк «Несвижский» — это дворец, фортификационные сооружения, огромный парк площадью более 90 гектаров, несколько прудов. То есть, находится здесь можно спокойно целый день!

Карта парка Несвижский.
Карта парка "Несвижский".

Виднеется Несвижский замок.

В годы Великой Отечественной войны (1941—1944 гг.) Несвижский замок был под оккупацией немцев.

Владельцами города Несвиж в 1533 году стала семья Радзивиллов. Строительство каменного Несвижского замка началось в 1583 году. Он расположился немного южнее существовавшего до этого деревянного. Строительство осуществлялось по приказу Николая Христофора Радзивилла по прозвищу «Сиротка» — владельца замка. Николай Христофор Радзивилл унаследовал город Несвиж от своего отца — князя Николая Христофора Радзивилла по прозвищу Чёрный.

Несвижский замок  - главная резиденция рода Радзивиллы.
Несвижский замок - главная резиденция рода Радзивиллы.

На территории парка находится несколько прудов — Замковый, Бернардинский, Дикий. На фотографии ниже мы видим часть покрытого ещё льдом Замкового пруда.

Во дворце находится исторический музей, в который мы, к сожалению, не попали, так как приехали уже вечером. (Время работы музея — с 9 утра до 18 вечера, без выходных). Тем, у кого есть время обязательно советую сходить, потому-что, если смотреть фотографии — там очень красиво!

Внутренний двор дворца. На здании впереди, на внешней стороне мы видим гербовые символы известного и богатого семейства.

Несвижский замок находится на возвышенности, окружен рвом. Замок был подготовлен для встречи с неприятелями — в замке имелись и есть фортификационные сооружения, а также военное снаряжение. У семьи Радзивиллов была своя армия. В 1655 и в 1660 годах замок безуспешно штурмовали войска московского царя Алексея Михайловича Романова. В 1706 году Несвижский замок был разграблен шведами. В 1764 и в 1768 годах Несвижский замок был оккупирован российскими войсками, разграблен и частично разрушен.

В 1792 году, после второго раздела Речи Посполитой замок вошёл в состав Российской Империи, но остался принадлежать Радзивиллам.

В 1921 году Несвиж стал частью Польши.

Семнадцатым и последним владельцем замка из рода Радзивиллы стал князь Леон Владислав Радзивилл (с начала 1939 года). Но 1 сентября 1939 года началась Вторая Мировая Война и замок и город Несвиж заняли войска Красной Армии.

Замки Западной Беларуси. 2 часть

На территории памятника природы и истории «Парк Несвижский» находится пять парков, созданных в 19 веке и в начале 20 века: Замковый, Старый, Японский, Английский, Марысин.

На фотографии ниже, мы видим Городскую Ратушу, построенную в 1596 году на средства самих горожан. Сейчас в Ратуше действует музей.

В городе по пути в парк «Несвижский» мы видим красивое здание — Костёл Божьего тела, строительство которого началось в 1587 году. 1 ноября 1593 года в костёле прошла первая служба. В 18 веке рядом в костёлом была построена часовня.

В подвалах костёла находится семейная усыпальница Радзивиллов.

Около Костёла Божьего Тела находится памятник Симону Будному (годы жизни — 1530—1593 гг.) — духовному писателю.

Ещё раз повторюсь, что мы довольно быстро посетили Несвиж, поэтому у кого есть время, обязательно советую посетить город Несвиж и дворцово-парковый ансамбль более тщательно и хорошо прогуляться по парку. А мы отправляемся в хостел. Завтра нас ждёт поездка в ещё один исторический город — Полоцк.

Ночлег: Home Dlya Tebya(Минск, Московский район, улица Железнодорожная, дом 13).

Продолжение в III части.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия