Турист Виталий Фридман (Vit19)
Виталий Фридман — был 19 апреля 21:38
Настоящему индейцу завсегда везде ништяк.

Утрехт, Маркен, Волендам, Харлем — Нидерланды Июнь 2019

Начало https://www.tourister.ru/responses/id_28881

В июне 2019 мы ездили три недели по Голландии и Бельгии. Жили в Amsterdam, Alkmaar, Haarlem, Den Haag, Antwerpen, Gent, Brugge. А уже из них выдвигались в Zaanse Schans, Volendam, остров Marken, Utrecht и Kasteel de Haar, Leiden, Delft, Scheveningen, Mechelen, Leuven и Lier. Не мало вышло. Устал писать иностранные буквы. Ездить было проще.

HAARLEM

В Гарлеме я уже был. На нашу просьбу заехать в Гарлем, гид ответил: «Хорошо. Но останавливаться не буду». Было это давно. Может и в Нью-Йоркском Гарлеме сейчас как в Голландском. Я верю в американские чудеса.

Бенилюкс без люкса, на автомобиле летом 2019. Часть 3

Половина дня у нас в Харлеме пропала, т. к. шел сильный дождь. Мы надеялись его переждать в ресторане около паркинга, но поняли что бесполезно. При этом дул сильный ветер. Пару раз, малютку нашу Suzuki Swift по пути в Харлем, чуть просто не сдуло с дороги. На следующий день прочитал, что в Схипхоле отменили 16 рейсов. Из-за ветра дождь идет горизонтально и зонт бесполезен. Его ветер быстро завязывает в узел. Местные, которые едут на велосипедах в шортах и без зонтов поступают мудро.

Харлем, красивый город с большой старой частью.

Бенилюкс без люкса, на автомобиле летом 2019. Часть 3

Масса премилейших улочек. Внешне с тех пор, когда в 1666 году на соседней улочке в богадельне умер Франс Халс, ничего не изменилось. Разве что появились велосипеды.

Бенилюкс без люкса, на автомобиле летом 2019. Часть 3

Вообще велосипедистам здесь всяческие преференции. Посмотрите, как организовано движение около нашей гостиницы: полоса 1 — велосипедная локальная, полосы 2,3 и 4 отданы автомобилистам, 5 — велосипедный хайвэй, 6 — канал. Город поделен по-честному между участниками движения.

Одной из выписанных достопримечательностей Харлема была Jopenkerk — пивоварня-ресторан в бывшей церкви. Тут все было странно. Во-первых, название. То, что Kerk по-нидерландски церковь, я к этому времени уже выучил. Но назвать церковь или пивоварню Жопень? Нейминг явно создавался без учета русскоязычной аудитории. И главное, что за святотатство — пивоварня в церкви? У нас коммунисты, до тех пор как все повально покрестились, любили в церквях склады делать. Или Союзмультфильм в церкви сидел и успешно Крокодила Гену с Чебурашкой сделал. Но пивоварня?

Бенилюкс без люкса, на автомобиле летом 2019. Часть 3

Тем не менее, там пивоварня и ресторан в два этажа и столики на улице. Я почитал названия пива в меню. Труднопередаваемый набор букв. Решил довериться бармену и попросил два названия популярных у мужчин и женщин. Т. к. Таня пива не пьет, съел оба. «Женское» показалось гораздо вкуснее.

Жили мы в «the niu Dairy». https://www.tourister.ru/trip/253a27

Гостиница новая и все бы хорошо, если б не суровый нордический дизайн. Мне ближе южное излишество. Все скорее прикольно, чем удобно. Стоящий посередине номера «мешок для сидения» занимает место как диван двойка. Мы жили в супериоре, чтобы не попасть на первый (в нашем исчислении) этаж. Номера в углу здания, с половинкой обычного окна.

Из Харлема выезжали в разные стороны. Часто проезжали мимо взлетно-посадочной полосы Схипхола. Может это была не основная полоса, но ее совсем не видно было среди бесконечного поля. Было странно наблюдать, как огромные самолеты садятся в картошку-морковку.

Однажды в этом районе не вовремя съехал с хайвэя и оказался около деревеньки. Решил заехать посмотреть, как живет не колхозное крестьянство. Вокруг бесконечные поля. Деревня из одной улицы. Не старинные дома по обеим ее сторонам. Архитектура может и не Заха Хадид, но все нереально аккуратно и стеклянные входные двери. Я подумал, может это скромная амстердамская рублевка, но позади домов видна была с/х техника и загоны с лошадьми. Мы заспорили с Таней можно ли погубить голландское сельское хозяйство, если их на 70 лет в колхозы объединить.

Бенилюкс без люкса, на автомобиле летом 2019. Часть 3

Почти в каждом городе фотографировал я входные двери с цветочками. Очень это красиво в каменном городском пейзаже. Эти свои фотки нахожу очень художественными. И здесь приведу. Тщеславие.

VOLENDAM

Чужая душа — потемки

Приехали в Волендам, и только там я обратил внимание, что не отметил на карте паркинг. Пришлось поездить по жилой застройке. Просто нечеловеческая чистота и упорядоченность. Оставил машину в паркинге и поднялся на землю. Пока я разглядывал карту в поисках направления движения в порт, прохожий зашел в дом на фото внизу.

Бенилюкс без люкса, на автомобиле летом 2019. Часть 3

Я не сразу понял, что не так. Потом сообразил. Он просто открыл дверь, а не покрутил в замке ключом. Тогда я обратил внимание, что некоторые входные двери в квартиры открыты. Не знаю насколько это характерно, но и дальше видел и открытые и «приоткрытые» двери. Раньше такие видел в фильмах про пиратов.

Дальше был еще один культурный шок. В СССР я удивлялся слухам, что «у них моют тротуар». Теперь и у нас моют и тротуар, и проезжую часть, и фасады домов. Но это «государство» нам моет. А вот отдельных граждан за мытьем своей недвижимости не встречал. А тут женщина решила, что ее дом запылился.

Бенилюкс без люкса, на автомобиле летом 2019. Часть 3

Начала она, наверное, от угла.

За время путешествия, людей моющих свои ворота видели еще не раз. А через несколько минут в порту застали яхтсмена моющего кранцы. Он тер их и губкой и щеткой. Если яхта прокатная — чего так убиваться. Если своя, у нас владельцы яхт такую работу отдают на аутсорсинг.

Бенилюкс без люкса, на автомобиле летом 2019. Часть 3

В Гааге наблюдал картину, которую кроме как троллингом объяснить не могу. Прошел дождь. Капли дождя, падающие на тротуар обычно отбрызгивают на нижнюю часть стены дома. Я раньше не приглядывался, а оказывается капли несут в себе пыль, песочек… и вся эта «грязь» высыхает на стене. Так вот я застал живую женщину, согнутую под 90 градусов, передвигающуюся вдоль стены со специальной щеткой в руке и сметающую эту «грязь».

Непонятная ментальность. Загадочные люди.

Сам Волендам — премилейшая деревушка. У меня до сих пор нет уверенности, что это не туристический проект. Что работающие «жителями» люди в 17–00 не садятся в автобусы и не едут домой. Очень уж все миниатюрно и ухожено.

Бенилюкс без люкса, на автомобиле летом 2019. Часть 3

Есть здесь и свой Арбат. Это уже точно только для туристов.

Глобализация.

Центром веселья, конечно, является набережная. Народу масса.

Бенилюкс без люкса, на автомобиле летом 2019. Часть 3

В одном из отчетов прочитал, что если выйти к бухте и пойти налево, то в конце будет рыбный магазин, где удивительно вкусно жарят рыбу в масле.

Бенилюкс без люкса, на автомобиле летом 2019. Часть 3

Заведение нашел в описанном месте. Кошки и утки ходят вокруг магазина, (одна утка даже по-хозяйски зашла за мной, проконтролировать, что беру), подтверждая утренний завоз товара. Приобщился и я к местным специалитетам.

Не скажу, что фуа-гра в трюфелях, но вкусно и не жирно, как ожидалось. Опять же свежее и на воздухе…

Отведав даров земных, отправились мы на Маркен.

ОСТРОВ MARKEN

Катер идет до Маркена 25 минут и за это время вышло нечастое голландское солнце.

Бенилюкс без люкса, на автомобиле летом 2019. Часть 3

Не уходя от набережной, как очага культуры, пошли обедать. Смело могу рекомендовать ресторан De Taanketel за дух морской и кухню. Найти его просто. По набережной направо до конца.

Запомнился он мне:

1. Ветром, надувающим паруса и винтовой лестницей, подозреваю на капитанский мостик.
  2. Удивительно вкусным рыбным супом, напоминающим сваренные консервы «Килька в томате». В моем детстве «Килька в томате» была блюдом деликатесным. Я раз в 10 лет покупаю ее и выбрасываю сразу после тестирования первой рыбки. Сейчас и килька не та, и томаты не очень. Секрет утерян. Как говорил Фирс: «Забыли. Никто не помнит». А голландские мастера все сохранили.
  3. Жареными мидиями в горчичном соусе.

Бенилюкс без люкса, на автомобиле летом 2019. Часть 3

Та часть Маркена где мы были, оказалась рыбацкой деревней. Я надеялся, что хоть здесь увижу валяющиеся во дворах дырявые лодки и сети, сушащиеся на поваленных заборах. Но нет. Мультфильмовские миниатюрность, чистота и аккуратность.

Бенилюкс без люкса, на автомобиле летом 2019. Часть 3

И все это называется «портовый район Москва».

Я и сам бывал в Москве, но… Скорее это напоминает советские участки передовиков дачного благоустройства. До эпохи ландшафтного дизайна.

Бенилюкс без люкса, на автомобиле летом 2019. Часть 3

Особенно меня парничок умилил. Особенно грядка с лучком.

Нашел я окурок и сфотографировался с ним. Просто устаешь от этой стерильности.

Бенилюкс без люкса, на автомобиле летом 2019. Часть 3

Дошли мы до самого конца деревни. Туда, где жилье кончается и машины ходят.

И поехали домой. В Харлем. Весь этот Валендам с Маркеном вспоминается мне как какой-то американский аттракцион. Ну не может это быть реальной жизнью. Ну не живут так люди.

UTRECHT и KASTEEL DE HAAR

Бенилюкс без люкса, на автомобиле летом 2019. Часть 3

Паркинг в Утрехте был у нас через дорогу от старого города, и я удивился, увидев большие дома рядом. Уже от них как-то отвык.

По самому Утрехту мы походили недолго, т. к. достопримечательного там было отмечено не много и туристическая часть города показалась не велика. То, что увидели, удивительным образом местами напомнило мне Одессу.

Бенилюкс без люкса, на автомобиле летом 2019. Часть 3

Хотя конечно это голландский, столичный город.

Взяв машину, заехали еще посмотреть Rietveld Schröder-Huis. Фото не передает очарования. Супрематическая архитектура. «Дом включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, считается предтечей архитектурного хай-тека, манифестом авангардизма и лучшим пространственным воплощением идей голландской группы «Де Стиль». А в эту группу входил Эль Лисицкий, человек нам не чуждый.

Бенилюкс без люкса, на автомобиле летом 2019. Часть 3

По дороге в Утрехтский замок увидели мы указатель «черешня» (для слабо владеющих нидерландским черешня была крупно нарисована). Я свернул и въехал во двор, а там: большой сад, лестницы у черешневых деревьев, расставленные столы, стулья, зонтики, уголок для детской активности, мойка для ягод в виде бочки. Посередине павильон, где продают эту же черешню, клубнику и другие ягоды. Среди деревьев ходят граждане с корзинами на ремне, возможно, это способ купить собранное по субсидированной цене. В общем, развлечение получше песочницы и мультфильма. Не часто удается мне поесть черешню в дерева. Я из дачного опыта помню насколько малина, перемещаемая с куста в рот, вкуснее покупной, а свешивающаяся из-за чужого забора, вкуснее купленной за этим же забором. Съели мы, сколько смогли, а остальное погрузили в багажник.

Бенилюкс без люкса, на автомобиле летом 2019. Часть 3

Отъехав, увидели массу народа в одном из дворов. Я решил, что это успешный ресторан и решил вернуться после замка.

Замок оказался как замок. Игрушечный, как и все в Голландии. Внутри не маленький, но из парка выглядящий как декорация мультфильма.

Бенилюкс без люкса, на автомобиле летом 2019. Часть 3

Весь этот мультфильм, оказалось, был перестроен из руин для Ротшильдов.

Внутри, привычная замковая роскошь.

Бенилюкс без люкса, на автомобиле летом 2019. Часть 3

Бегло ознакомился я с благосостоянием французской ветви семьи Ротшильдов, обфотографировал всю Таню на фоне этого богатства и поспешили мы в парк, который обещан был как очередное чудо света.

Но опять-таки не тут-то было. Пошел дождь. Пытались мы его переждать, но поняли, что ждать может быть придется до прихода Ротшильдов. До сих пор оказалось, мы специализировались по южной Европе, а в северной дождь на пол дня дело обычное. Сходил я на паркинг, вымок, и поехали мы обедать.

Найти тот популярный ресторан, что около черешни, оказалось не просто. Дороги похожи, деревеньки одинаково аккуратные. Ни дома заброшенного, ни забора поваленного, ни ржавеющей конструкции на въезде. Пришлось проложить дорогу от Утрехта до замка и выехать на нее. Скоро обнаружились и черешня и двор, где была толпа. Мероприятие оказалось показательной с/х фермой для городских детей. Козочки, коровки, овечки. Дети с родителями прятались от дождя в сельскохозяйственных постройках размером с авиационные ангары. Была и надпись «ресторан», но самым изощренным блюдом был сэндвич.

Тогда разглядывая карту, я обнаружил рекомендованное место — Haarzuilens, небольшая деревенька рядом. Haarzuilens оказалась очередной образцово-показательной деревней. Ее нереальность лишь подчеркивало полное отсутствие жителей и несколько туристических автобусов.