Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 12:32
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Улан-Батор — Монголия Июнь 2019

Наше знакомство с Монгольской столицей оказалось смазанным. Рейс задержали, мы попали в Улан-Батор на целые сутки позже, многое не увидели, но кое-что таки посмотрели, получив определённые впечатления, которыми хочется поделиться.

Знакомство началось с пробок. Из аэропорта первым делом заехали в гостиницу, где встретили Павла, прилетевшего раньше. После все вместе отправились на экскурсию.

Если вы попали в другую страну, что нужно сделать первым делом? Правильно — поменять деньги. Гид завёз нас на специальную улочку, где крутилось полным-полно менял. Мы же, дабы не рисковать, направились в банк. Как называлась улочка, я не запомнил. Отмечу, что суеты там было меньше и некая аура старого города определённо присутствовала.

Улан-Батор

Города у монголов, вернее первые поселения, стали образовываться возле монастырей и Улан-Батор в этом списке не исключение. В 1639 г. влиятельный феодал Халхи Тушэт-хан Гомбодорж провозгласил пятилетнего сына Занабазара первым богдо-гэгэном, главой ламаизма Монголии. В его честь была организована кочевая ставка Урга.

Самые первые упоминания об Урге относятся к 1649 году. Историческая летопись сообщает о появлении в долине реки Туул Икхе-кюрена («Великого монастыря»). Он выполнял роль ставки богдо-гэгэна, более столетия кочуя вместе с ней с места на место.

В 1778 г. монастырь Чжебцзун-Дамба-Хутухта окончательно закрепился на северном берегу реки Туул. Рядом начала концентрироваться оседлая жизнь. Так был основан город Урга, который сразу стал официальной резиденцией китайского императорского наместника Внешней Монголии.

Урга сделался крупным центром буддизма, и считался третьим городом ламаистского мира после Лхасы и Ташилунпо в Тибете.

Во второй половине дня нам предстоял перелёт в Чойбалсан, и потому времени на осмотр города было не так много. Мы попросили нашего гида Туртувшина показать самое интересное. Так мы оказались в монастыре Гандан.

Гандантэгченлин, он же Гандан — крупнейший буддийский монастырь в Улан-Баторе, с 1944 по 1990 год был единственным действующим местом отправления буддийского культа в социалистической Монголии.

В настоящее время здесь служат более 150 монахов.

Улан-Батор

Гандан это целый комплекс ступ, скульптур и других культовых сооружений, глядя на которые человеку другой культуры разобраться в чём-либо довольно сложно.

История монастыря следующая:

В 1809 году из монастыря Богдо-гэгэнов выделилась специальная школа для изучения цанида. Она была названа «Гандан», в честь одноимённого лхасского монастыря Гаден.

Первое деревянное здание для нового монастыря заложено в Их-Хурэ в 1835 году по указанию Богдо-гэгэна V, желавшего перенести туда свою резиденцию, отдалившись от китайского торгового квартала столицы.

Улан-Батор

В 1840–1841 годах было построено первое каменное здание. В начале XX века на территории монастыря, ставшего важнейшим центром буддийского образования в Монголии, проживало около 14 тыс. монахов. В 1938 году, в годы репрессий монастырь был закрыт. Однако в 1944 году Гандан по просьбам верующих был вновь открыт.

Он стал единственным официально действующим в социалистической Монголии буддийским монастырём.

Из официальных источников — на территории три действующих храма. Всё в нашей жизни очень быстро меняется, и мне показалось, что таковых больше.

Мы походили рядом с храмами, посмотрели, покрутили молитвенные барабаны.

После толпа паломников, подобно морской волне, затянула нас в Мэгджид-Джанрайсэг, о котором стоит рассказать отдельно.

Мэгджид-Джанрайсэг в высоту 42 метра и насчитывает три этажа. На главном фасаде четырёхколонный портик. Это самый высокий храм в истории монгольского зодчества. Строители удачно обыграли кирпич и дерево, белое и красное. Деревянные колонны покрыты ярким красным лаком и имеют широкие капители.

Монголы воспринимают Мэгджид-Джанрайсэг как настоящую святыню.

Улан-Батор

На входе охрана просит убрать фотоаппарат. Увы, я согрешил, фотографируя украдкой. Надеюсь, монгольские Боги меня простят, ибо я это сделал, желая рассказать именно о них.

Главной святыней храма является большая статуя Мэгджида-Джанрайсэга — бодхисаттвы милосердия Авалокитешвара. Верующие заходят внутрь, кланяются статуе и обходят её по часовой стрелке, раскручивая по пути молитвенные барабаны. Вдоль левой стены на полках за стеклом множество бурханов, символизирующих перерождённых буддийских лам.

Улан-Батор

Первоначально статуя бодхисаттвы Авалокитешвары была создана в начале XX века как символ независимости Монголии, а также с той целью, чтобы с её помощью вернуть зрение Богдо-гэгэну VIII. Образ Авалокитешвары был выбран потому, что он являлся центральным элементом практик по восстановлению зрения.

В 1911 году, сразу после упразднения власти китайской администрации, для статуи был возведён отдельный храм.

Кстати, что особо любопытно, монголы китайцев прогнали, но святилище возвели не монголы (они строить не умели), а китайцы. Он по сей день является самым высоким в монголо-буддийской архитектуре.

По некоторым оценкам расходы на строительство составили около 1 млн российских рублей, из них 50 тыс. были взяты из займа, выданного Монголии российским правительством.

В начале Второй мировой войны статуя была демонтирована, видимо, по приказу Х. Чойбалсана, и, по рассказам, была вывезена советскими солдатами. Скорее всего, фрагменты медной статуи были отправлены в СССР на переплавку на снаряды, однако никаких достоверных сведений, подтверждающих это, не имеется.

В 1966 г. по просьбе верующих для монастыря Гандан изготовили новую медную статую — ту, которую мы видим сейчас. Её высота — 26 м, инкрустирована 2286 драгоценными камнями, в том числе 186 найденными в самой Монголии, и покрыта 8,6 кг добытого в Монголии сусального золота.

Улан-Батор

Подойти вплотную, дабы поклониться, дозволяется не всем.

Мы подобной задачи перед собой не ставили. Зато некоторые монголы в буквальном смысле рвутся к бодхисаттве милосердия. Скажу честно, паломники с горящими глазами запомнились.

А вот тот старый квартал из частных домов, расположившихся вокруг монастыря, впечатление создаёт противоположное. По словам гида, местные ждут, что их будут сносить, предоставив новое жильё и потому за домами перестали следить.

После монастыря перемещаемся в центр города. Сердце Улан-Батора — площадь Чингисхана. До 2013 г. она именовалась площадью Сухэ-Батора. Что будет дальше, никто не знает. Пока же на площади Чингисхана, застыл скачущий Сухэ-Батор. Огороженный львами герой монгольской революции, подобно Ленину, указывает народу правильный путь.

В начале прошлого века главная площадь Урги представляла ничем не занятое пространство, окружённое монастырями, рынками и домами знати. Именно здесь в 1911 г. Богдо-гэгэн был объявлен Богдо-ханом, после чего Монголия провозгласила независимость. И здесь же в 1919 г. китайцы провели церемонию её ликвидации.

8 июля 1921 г. Дамдины Сухэ-Батор организовал на площади массовые гулянья по случаю взятия Урги.

На том месте, где помочилась кобыла монгольского революционера, позже появился памятник. Подобное у кочевников считается хорошей приметой.

Улан-Батор

Вокруг и на самой площади много что было снесено, в том числе мавзолей Чойбалсана и Сухэ-Батора. Уже в наше время капитально реконструировали Дворец правительства, в колоннаде которого усадили на трон Чингисхана.

Однако бронзовый Сухэ-Батор по прежнему на своём месте. Хотя, если вспомнить перестроечные годы, именно здесь проходили акции протеста и всевозможные бессрочные голодовки.

Что касается архитектуры прилегающих зданий, они олицетворяют собой и сталинское время, и хрущёвское, и брежневское, и счастливое сегодня.

Обстановка на площади дружеская, доброжелательная. Народ с удовольствием позирует.

Улан-Батор

Здесь любят назначать встречи влюблённые, проводятся парады, чествуют ветеранов, либо проводят мероприятия люди, приехавшие в столицу из аймаков.

К середине дня ситуация на дорогах успокоилась и движение было не столь интенсивным.

Улан-Батор

Впрочем, про дороги поговорим чуть позже…

В качестве безусловного плюса отмечу большое количество молодёжи на улицах Улан-Батора.

Улан-Батор

Изучив центральную площадь, мы направились в ресторан на обед. По пути осмотрели памятник Марко Поло,

а также ряд других скульптур и монументов.

Улан-Батор

Где находился ресторанчик, не скажу. В том квартале в настоящем полным ходом проводится реконструкция буддийского монастыря, старинные здания которого на фоне современных небоскрёбов создают особую ауру.

Напомню, вся эта поездка была задумана ради Халхин-Гола. Во второй половине дня предстоял вылет в Чойбалсан. Понимая наш интерес к теме, гид завёз на смотровую площадку, где расположился мемориальный комплекс Зайсан. Он посвящён 50-летию Победы Советско-Монгольских войск на Халхин-Голе.

Улан-Батор

Сверху открывается потрясающий вид на город. Здесь более чистый воздух и хорошая экология. На горных склонах обустроены тропинки для пеших прогулок.

Отмечу, недвижимость возле горы Зайсан-Толгой по монгольским меркам дорогая. Один квадратный метр жилья доходит до 4-х тыс. долларов.

Улан-Батор

Монголия впечатлений дала много. Путешествие по стране продолжалось более недели.

Халхин-Гол 1939 — 2019. Ч — 1. История конфликта. Чойбалсан и его музей

Халхин-Гол 1939 — 2019. Ч — 2. Грозовое небо Монголии. Озеро Буйр-Нуур

Халхин-Гол 1939 — 2019. Ч — 3. Святилище Их Бурхант. Гора Баин-Цанг

Халхин-Гол 1939 — 2019. Ч — 4. Музей. Высота Ремизова. Победа!

Восточная Монголия. Ч — 1. Степь да степь кругом. Гора Бор Толгой

Восточная Монголия. Ч — 2. Чойбалсан. Заповедник Тосон Хулстай

Восточная Монголия. Ч — 3. Аймак Хэнтэй — родина Чингисхана

Восточная Монголия. Ч — 4. Монастырь Балдан Бэрээвэн

Восточная Монголия. Ч — 5. Стена Углугчийн Хэрэм — замок Чингисхана

Восточная Монголия. Ч — 6. О Монголии и о монголах

Чингисхан и его воины

Вернувшись в Улан-Батор, мы продолжили знакомиться с городом. Удалось посетить два музея:

Музей динозавров

Монгольский национальный исторический музей.

Гид предложил сходить в театр, посмотреть выступление национальных коллективов, послушать горловое пение. Утром предстоял вылет в Москву и через пару часов должно было стемнеть. В общем, я в театр не пошёл.

Кто интересуется театром, советую посмотреть заметку Елены Катковой — Миллион талантов под одной крышей.

Впрочем, я слегка забежал вперёд. Гостиница Баянгоол, где нам довелось расположиться, в монгольском и в бурятском языке обозначает различные понятия. У монголов Баянгол — богатая река, у бурятов — богатая долина. В настоящем так именуется один из районов города, где стоит отель.

Улан-Батор

С балкона шестого этажа открывался вид на вполне стандартную спальную зону. После, когда показал фотографии другу, он так и не угадал, где это снято.

Подобное вполне логично. Улан-Батор проектировали советские специалисты, тогда как его новые здания из стекла и бетона, построенные корейцами, японцами и китайцами, по европейски стандартны. Более всего удивили велодорожки. Они стали для меня полной неожиданностью.

Улан-Батор

Ради справедливости отмечу, элементы самобытности в Улан-Баторе присутствуют. Например, беседки в национальном стиле.

Рядом с гостиницей Баянгол в юрте обосновался сувенирный киоск.

Улан-Батор

Неподалёку от театра интересно обыгран вход в парковую зону.

Памятники выдающимся людям, как и в любой другой столице, имеются, но, как мне показалось, таковых не много.

Улан-Батор

Город насчитывает 9 районов, которые далее делятся на хороо (кварталы-микрорайоны). Улицы на домах, как правило, не пишутся. Всё называется поимённо или поквартально.

Старого жилья много, особенно возле железнодорожного вокзала.

Улан-Батор

Как и у нас, новые дома строятся, как точечно, так и целыми кварталами.

Ориентироваться в монгольской столице довольно просто. Вся деловая жизнь сконцентрирована вдоль 30-километрового проспекта Мира. Его дублируют ещё две улицы.

Гуляя по проспекту Мира я заходил в различные магазины, изучал ассортимент товаров. Последние по большей части китайские. Золотые кольца и серёжки в ювелирном оказались вполне стандартны, а вот серебряные мужские причиндалы, заделанные под старину, удивили. Я попросил девушку, посмотреть одно такое изделие.

Оное представляло собой что-то по типу мужского пояса. Там и палочки для еды были, и огниво, и кинжал, и что-то ещё. Продавщица перевела цену в доллары — я ужаснулся… В любом случае, сувенир интересный.

Улан-Батор

Когда советские архитекторы проектировали Улан-Батор, они рассчитывали максимум на 500 тыс. жителей. В настоящем это самый крупный город Монголии, где проживает 1,5 млн. жителей, что равняется половине населения страны. В часы пик пробки ужасающие. Объездных дорог нет.

Светофоры с потоком машин не справляются. В напряжённые часы на перекрёстки встают регулировщики.

Улан-Батор

Подземное метро в связи с особенностями подземных плит и грунта построить невозможно. Наземное? Насколько я понял, на подобный проект нет денег.

Транспорт в руках частных компаний. Пенсионеры и студенты имеют особые льготные карточки. Правильнее сказать, их проезд оплачивает государство, покрывающее частникам убытки.

Несколько лет назад японцы возвели мост над железной дорогой, пообещав, что он прослужит без капитального ремонта 100 лет. Не знаю, как на счёт столь длительного срока, ибо мост эксплуатируется по полной.

Японцы и корейцы дают китайцам отпор в так называемой бизнес-войне за Улан-Батор. Их фирм и торговых представительств в городе много. По словам Туртувшина, богатые монголы стараются лечиться в частных корейских клиниках. Специалисты там хорошие и на своё врачевательство дают гарантию.

Монголия страна не богатая и потому на столичных улицах нет дворников-гастарбайтеров. Свои дворы и улицы они метут сами. В качестве плюса отмечу, Улан-Батор город чистый и не замусоренный.

Улан-Батор

В качестве минуса отмечу практически полное отсутствие киосков с прохладительными напитками и с мороженным. Почему их нет? Тут всё просто — в Монголии развита корупция. Как и любая другая страна Востока, Монголия живёт кланами. Если кто-то занял высокую должность, он обязательно начнёт подтягивать родственников. Полиция тоже далеко не безгрешна.

Как итог: заниматься мелким бизнесом совершенно не выгодно — задушат поборами.

Кто будет Улан-Баторе, настоятельно советую посетить центральный универмаг.

Улан-Батор

На первом этаже продуктовый отдел, где я купил сушёное мясо и лапшу. Через пару дней суп напомнил мне дома о Монголии. Единственный момент, лапшу желательно держать в холодильнике.

Второй и третий этаж универмага — одежда и промтовары, четвёртый — сувениры. Таковых много, цены демократичные. Можно и фигурку приобрести, и картину на коже, и маску, и многое другое…

Улан-Батор

Что меня в универмаге удивило, так это книжный отдел. Книг продаётся много, причём авторы самые разные, как национальные, так и зарубежные, в числе коих большое количество наших соотечественников. Посетитель может взять нужный экземпляр, сесть в специальную зону и полистать.

Пшено и овощи монголы закупают у нас. Зато Монголия славится своим мясом. Возле универмага я съел порцию великолепного шашлыка. После, уйдя с центральной улицы, заглянул кафешку.

Я наложил в тарелку целую гору овощей и замороженного мяса, и отдал поварихе. Та на расскалённой плите мою смесь поджарила. Получилось очень даже ничего! Единственный момент — вилки в заведении отсутствовали напрочь. Привет Китаю!…

Улан-Батор

И тем не менее мне думается, найдётся-таки читатель, который обязательно спросит:

— Афтар, ты ездил в Монголию. А ты знаешь, что произошло в битве при Калке? Неужели у тебя не возникло желание реванша?…

Опережая подобное, отвечу — конечно возникло (за год до Монголии мы с Павлом были в том месте, где предположительно сия битва проходила). Выхожу я из гостиницы в последний день прогуляться. Подруливаю к театру и вижу батыра. Мощный такой, накаченный парень. Но я его не испугался, предложив помериться силой…

Тут оператор местного телевидения появился, меня о чём-то спросил и на камеру заснял. Я уж начал прикидывать, как и каким приёмом положить батыра на лопатки. Он же отошёл от меня и начал танцевать. Одним словом, поизмельчали монгольские батыры…

Улан-Батор

Зато женщины настоящие красавицы! Как и другие азиатки они выглядят моложе своих лет.

В остальном все бабаньки одинаковы. В Улан-Баторе полным-полно массажных салонов, парикмахерских и всевозможных ногтевых студий. Монголки вкладывают в себя, дабы найти богатого хана. Так что, кто заинтересуется, невесты в Монголии есть!

Ну, а кто думает посетить Монголию с целью туризма, данное направление я очень даже советую. Монголия страна с удивительной историей, с девственной природой и самобытной этнографией.