Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 21:58
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Хэнтэйский аймак — Монголия Июнь 2019

На восьмой день путешествия, после ночёвки на озере Хангал в первой половине дня нам предстояло отправиться на осмотр монастыря Балдан Бэрээвен. Во второй предполагалось знакомство с загадочной стеной, которую называют Замком Чингисхана (об этом в следующей части).

После завтрака сворачиваем лагерь, кидаем прощальный взгляд на озеро и далее вновь трясёмся в машинах, в предвкушении встречи с чем-то необычным.

Восточная Монголия. Ч - 4. Монастырь Балдан Бэрээвэн

Пересекаем вброд уснувшую речушку.

Через некоторое время на пути возникает деревянная арка.

Восточная Монголия. Ч - 4. Монастырь Балдан Бэрээвэн

Проходя или проезжая под оной путник оказывается на территории владений монастыря,

где в самых неожиданных местах можно видеть памятные стеллы, выбитые на скалах тексты, каменные скульптуры и просто ступы.

Останавливаемся на оборудованной стоянке, заходим теперь уже в сам монастырь. Тут появляется местная девушка и берёт с каждого за билеты. Надо сказать, сиё место у монголов считается священным. Вместе с нами на экскурсию отправились повара и водители.

Первым делом заходим в маленький домик,

Восточная Монголия. Ч - 4. Монастырь Балдан Бэрээвэн

где осматриваем выбитый на камне рисунок. Артефакт датируется XIV веком. В те годы Монголия официально ещё не приняла буддизма, однако подвижники веры тропинку сюда уже протоптали.

Буддисты любят устанавливать всевозможные ворота и монастырь Балдан Бэрээвэн в этом плане не исключение.

Восточная Монголия. Ч - 4. Монастырь Балдан Бэрээвэн

Туртувшин предлагает сесть на скамейку и подождать местного экскурсовода.

Наконец, появляется обилетившая нас девушка и начинает рассказывать.

Период становления Великой Монгольской империи принято отсчитывать от 1203 — 1204 года, распад 1260 — 1269 год. В результате распада образовалось несколько государств, включая знакомую нам Золотую орду. Последняя при хане Узбеке в 1320-х годах приняла ислам.

Что касается территорий нынешней Монголии, тут всё было куда сложней.

Восточная Монголия. Ч - 4. Монастырь Балдан Бэрээвэн

Изначально религией монголов являлся шаманизм, согласно которому на вершине пантеона стоял дух великих предков. При этом не существовало понятия единобожия — каждый человек имел своего Бога. Согласно шаманизму, после смерти душа каждого человека переходит на небеса и люди должны поклоняться небу.

Однако кочевники уважали другие религии, отчего случалось, что они исповедовали сразу несколько религий. В III веке в Персии возникло манихейство. В VII — IX веках эта религия оказала большое влияние на Центральную Азию.

В X веке на территорию нынешней Монголии стало проникать христианство несторианского толка. Во времена становления империи Чингисхана в её состав входили найманы и кереиты самого разного вероисповедания, но христианство из всех других являлось наиболее влиятельным.

Европу и Ближний Восток сотни лет сотрясали религиозные войны. Между тем в Каракоруме мирно сосуществовали различные религии.

Сын Чингисхана Угэдей был христианином, как и его собственный сын Гуюк. Хулагу исповедовал ислам. Годан интересовался тибетской религией.

Хубилай, благодаря влиянию китайцев, с раннего детства исповедовал дзен-буддизм, однако, создавая династию Юань, основной религией империи объявил школу тибетского буддизма сакьяпа, а не три основных китайских религии (даосизм, конфуцианство и дзен-буддизм).

К XIV веку христианские миссионеры перестали путешествовать по Центральной Азии из-за снижения значимости их религии.

Восточная Монголия. Ч - 4. Монастырь Балдан Бэрээвэн

Именно в этот период в Тибете разразился конфликт между различными сектами. Тантрический буддизм смешался с древним шаманизмом «бон». Эту новую религию назвали тибетской религией, но она была разделена на множество ветвей и сект, боровшихся друг с другом.

Так называемые «желтошапочники» смогли распространить свою религию в Монголии. Абатай хан в 1577 г. построил монастырь Эрнэди-Дэу на территории разрушенного Каракорума. Позже «желтошапочники» возвели неподалёку монастырь Шанх, который далее перенесли на место современного Улан-Батора.

Обретение Монголии помогло «желтошапочникам» обескровить «красношапочников», получить в управление Тибет, который для монголов стал духовным центром. Тибетское толкование буддизма получило название — ламаизм.

Восточная Монголия. Ч - 4. Монастырь Балдан Бэрээвэн

Другие религии со временем оказались здесь вне закона.

Буддизм кочевников «успокоил». Это дало возможность маньчжурцам установить над монголами свою власть.

С другой стороны, буддизм уничтожил множество диких традиций и обычаев. Например, согласно канонам шаманизма при различных жертвоприношениях кочевники топили молодых девушек в воде. Когда умирал знатный вельможа, вместе с ним хоронили всех его слуг и рабов. Повсеместно была распространена полигамия.

Письменность у кочевников существовала, как и грамотные люди. Увы, полученных знаний в жизнь они не внедряли. Оседлая культура развивалась во времена Великой Империи — после её распада о ней забыли.

Благодаря буддизму были переведены многие книги. Начали строиться монастыри, что привело к реформе в архитектуре. С начала XVI в. вплоть до 1938 г. в Монголии появилось более 800 монастырей, включавших около 6 тыс. строений. Для полумиллиона кочевников цифра очень даже значительная.

Вслед за монастырями стали появляться примеры оседлой жизни. Постепенно увеличивалось население, живущее оседло и не за счёт скота.

Аймак Хэнтей край суровый и вместе с тем живописный. То место, где расположился монастырь, с четырёх сторон защищено горными склонами.

Ради справедливости отметим, своим фасадом монастырь упирается в поле, за ним гора тоже присутствует, но находится дальше остальных.

Восточная Монголия. Ч - 4. Монастырь Балдан Бэрээвэн

На открытом пространстве журчит родник, дающий жизнь небольшому ручью, пополняющему озеро.

Окружающие горы напоминают животных — Льва на востоке, дракона на юге, тигра на западе, на севере — гаруду (царь-птицу, на которой летал Бог-Вишну). Все четверо божественные хранители святынь.

Восточная Монголия. Ч - 4. Монастырь Балдан Бэрээвэн

Первые монахи появились задолго до образования самого монастыря. Они жили в пещерах и землянках. Благодаря их подвижничеству, окрестные горы наполнены барельефами

и всевозможными скульптурами.

Восточная Монголия. Ч - 4. Монастырь Балдан Бэрээвэн

Балдан Бэрээвэн отсчитывает рождение от 1654 года. В переводе с тибетского столь сложное название обозначает — зерно пшеницы.

Подобного монастырю в Лумбини, где про преданию родился Будда, основатель лама Цэрэндорж выбрал похожее место — долину реки Баруун Жаргалант.

Восточная Монголия. Ч - 4. Монастырь Балдан Бэрээвэн

В 1784 г. начались строительные работы. Первым был построен небольшой храм жёлтого цвета,

внутри которого появилась каменная статуя бога Маньчжурши.

Восточная Монголия. Ч - 4. Монастырь Балдан Бэрээвэн

В 1770–1776 годах открыл двери главный храм Даш Цепел Линг, в 1813 году — Соборный храм (Цогчен Дуган). Его здание на тот момент являлось одним из самых больших во всей Монголии, ширина и длина равнялись 30 метрам, высота — 12 метрам.

Позже образовалась богословская школа, в которой изучали астрологию, философию и медицину. К середине XIX века Балдан Бэрээвэн сделался вторым монастырём Монголии. Здесь проживало 6–7 тыс. монахов, имелось 4 школы и действовало 50 храмов. Паломники шли в Балдан Бэрээвэн преодолевая сотни километров.

Восточная Монголия. Ч - 4. Монастырь Балдан Бэрээвэн

Основатель обители лама Цэрэндорж проходил обучение в Тибете вместе с первым монгольским Богдо-гэгэном Занабазаром. Если на Руси Андрей Рублёв создал русскую школу живописи, то в Монголии его перевоплощением стал выдающийся мастер живописи Занабазар (1635—1723 гг.). Он оказал огромное влияние на развитие национального искусства.

В сентябре 1937 г. Советский Союз ввёл в Монголию войска. Части обустраивались в голом поле. В настоящем об этом не любят писать, и тем не менее отметим, с водой в Монголии ситуация сложная. Части расквартировывались в тех местах, где была вода, где до этого уже находились монастыри. Между монахами и солдатами стали происходить стычки за воду.

Младшая сестрёнка Монголия повторяла в те годы всё то, что делал северный сосед. После ввода советских войск начались религиозные гонения. Почти все монастыри оказались закрыты. Балдан Бэрээвэн подобной участи не избежал.

Восточная Монголия. Ч - 4. Монастырь Балдан Бэрээвэн

Долина реки Барун Жаргалант резко опустела. Часть монахов была репрессирована, других трудоустроили. В 1970 г. случился страшный пожар, который дополнил разгром. В наше время началось возрождение.

Мы много знаем об искусстве буддизма, но как жили в монастырях простые монахи, нам неведомо. На территории обители то тут, то там можно видеть фундамент строений. Каким-то чудом сохранился погреб, где последователи Будды хронили продукты.

Восточная Монголия. Ч - 4. Монастырь Балдан Бэрээвэн

За ним частично восстановленное круглое здание по типу юрты, где проживали монахи.

У каждой кельи имелся свой вход. Сама келья представляла собой крохотную комнатку.

Восточная Монголия. Ч - 4. Монастырь Балдан Бэрээвэн

Каждая из таковых второй дверью имела доступ к печке. Дабы обогревать сразу все кельи, очаг располагалась по центру круглого здания. Очень правильное решение!

В настоящем паломников приезжает сюда не много, но они есть. Возле самого старого чудом уцелевшего храма

Восточная Монголия. Ч - 4. Монастырь Балдан Бэрээвэн

тянутся ввысь две древние лиственницы. Они называются деревьями желаний. Мужчины, дабы что-то попросить у Всевышнего, прикасаются к левому стволу, женщины к правому.

Направляемся далее к Соборному храму. Глядя на окружающие его склоны, я каких-либо животных в их облике не заметил. Мне почему-то представились большие ладони, которыми горы с трёх сторон закрыли храм, тогда как за ним гора напомнила мне корону.

Восточная Монголия. Ч - 4. Монастырь Балдан Бэрээвэн

По словам местного экскурсовода, в настоящем монахи в монастыре не живут. Они сюда приезжают по праздникам, дабы провести службу.

Возрождением обители занимается государство.

Восточная Монголия. Ч - 4. Монастырь Балдан Бэрээвэн

В настоящем в Соборном храме полным ходом идут реставрационные работы.

Снаружи здание уже доведено до ума,

но внутрь не пускают.

Восточная Монголия. Ч - 4. Монастырь Балдан Бэрээвэн

Рабочие разрешили нам сделать с порога пару-тройку снимков.

Продолжая знакомство с монастырём, от Соборного храма направляемся влево, дабы по тропинке обойти весь комплекс по часовой стрелке.

Восточная Монголия. Ч - 4. Монастырь Балдан Бэрээвэн

Настраиваюсь на духовное, вхожу в нирвану — оводы и слепни от меня отстают. Идём, изучаем надписи и узоры на камнях, выбитые первыми монахами, заходим в молитвенные домики.

Компанию нам составили монголы.

Наблюдая за пришедшими в монастырь, не могу не отметить их религиозного порыва.

Восточная Монголия. Ч - 4. Монастырь Балдан Бэрээвэн

Повара и водители с горящими глазами обошли монастырь по большому кругу, как и предписывается. Монголы богомольцы в святых местах складывали руки в ладошки и о чём-то просили Бога. Позже кланялись, либо прикасались головой к ступам.

Тибетское зерно пшеницы на монгольской земле проросло.

Восточная Монголия. Ч - 4. Монастырь Балдан Бэрээвэн

Ламаизм в Монголии пустил крепкие корни.

При этом стоит отметить, ещё более древний шаманизм в бытие народа тоже присутствует.