Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 13:12
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Улан-Батор — Монголия Июнь 2019

Если вы приехали в Монголию, посетить Цонжин-Болгор необходимо обязательно. Сиё место даёт хорошее представление о масштабе личности Чингисхана. В настоящем для монголов Великий полководец — бренд № 1.

В 17-ом веке монголы на 300 лет попали под власть маньжурцев, в 20-ом при помощи СССР добились независимости. Но гордятся они и с удовольствием вспоминают 12–13 век — эпоху Чингисхана.

Проскочить мимо Чингисхана не получится. Когда едешь по трассе, громадная статуя возникает перед глазами резко, словно мираж из прошлого. Территория комплекса огорожена. Дабы попасть внутрь, машины и автобусы проезжают через парадную арку, украшенную тематическими скульптурами.

Чингисхан и его воины

Стоянка машин поражает размерами. В праздничные дни на площадке проводятся концерты и другие мероприятия.

Рядом в поле расположились монголы, которые привели сюда коней и верблюдов.

Чингисхан и его воины

На тех и на других можно запросто прокатиться: хочешь тихонечко, а можно и вскачь — пространство позволяет.

Приятно удивил тот факт, что их подопечных можно фотографировать. Обычно в таких местах хозяева чутко бдят, дабы никто животинку не заснял бесплатно. В этом плане монголы рвачами не являются.

Чингисхан и его воины

А может они просто знают, что за их действиями строго наблюдает сверху монгол № 1…

Поднимемся же наконец на холм, к самой статуе.

Торжественное открытие монумента состоялось 26 сентября 2008 года. На церемонии присутствовал президент Монголии и другие официальные лица.

Без учёта десятиметрового постамента высота монумента 40 метров. Изваяние покрыто нержавеющей сталью весом 250 тонн и окружено 36 колоннами, символизирующими правителей Монгольской империи от Чингисхана до последнего Эджей-хана.

Чингисхан и его воины

Внутри ресторан, сувенирные магазины, а также музей. Билет туда иностранцу обходится в 30 тыс. тугриков (прим. 12 дол). Раскошеливаемся. В качестве бонуса получаем русскоговорящего гида.

Он ждёт, когда мы все соберёмся и начинает рассказывать.

По монгольским поверьям, если мужчина найдёт кнут, его ожидает удача. Именно это и произошло в 1177 г. с юным Тэмуджином. Через это место он возвращался домой от Ван Хана Тоорилы, близкого друга своего отца, у которого просил силы и помощи.

Возможно, именно найденный кнут сделал его Чингисханом — основателем самой крупной империи за всё время истории человечества.

Двухметровый золотой кнут установлен прямо по центру зала. С двух сторон его держат в клювах диковинные птицы. Сверху каллиграфически выведено изречение Чингисхана:

«Пусть моё тело страдает, но процветает моё государство.»

Слева от кнута огромных размеров сапог с загнутым носом. На его создание ушло 225 коровьих шкур.

Кнут и сапог символично дополняют друг друга… Повторюсь, империя Чингисхана была самой большой в мире.

В советские времена про Чингисхана в Монголии старались не говорить, либо упоминали его как отрицательного персонажа. По словам гида, школьникам с детских лет объясняли — другие страны и другие народы обижать не хорошо.

Чингисхан и его воины

Многое с той поры изменилось. В 2006 году в стране отмечали 800-летний юбилей империи. Именно после этого монголы решили создать этот комплекс.

В настоящем героический эпос о Чингисхане переведён на многие языки мира, в том числе и на русский.

Чингисхан и его воины

Вслед за гидом спускаемся вниз в музей, где первым делом смотрим 8-минутный фильм. На экране в центре мира появляется Монголия. Далее рассказывается про проект и про возведение памятника. Холм насыпным не является, он естественный. У горы срыли верхушку и установили фундамент памятника. Сборка конструкции впечатляет. Многие страны поучаствовали в проекте.

После просмотра направляемся в первый музейный зал.

Чингисхан и его воины

Здесь представлены этапы развития кочевой культуры. Первые переносные чумы люди собирали из травы.

Приручив оленя, кочевники получили его тёплую шкуру, отчего изменилось и их жилище.

Чингисхан и его воины

В последующем человек одомашнил овцу, козу, корову и лошадь.

Это отображалось на качестве жизни. Первые войлочные юрты были простенькими,

Чингисхан и его воины

тогда как последующие стали более основательными.

Внутрь юрты можно заглянуть через стекло. Устроители музея создали полную иллюзию обжитого пространства. Рядом выставлены музыкальные инструменты, всевозможные стремена и уздечки, мечи, корневище старого дерева, атрибуты шаманов, первого Монгольского государства прорисованная на шкуре, скульптура конного воина, картины.

После Чингисхана у монголов было ещё 35 (по другой версии 40) ханов. Последний из династии Северная Юань Эджей-хан правил один год (1634 — 1635 гг), признав далее над собой маньжурское господство. Его отец Лигдэн-хан не смог оказать завоевателям сопротивления, после чего умер от оспы.

Чингисхан и его воины

Развалившись на ханском троне, поочерёдно фотографируемся.

Уходить с царского места не хочется, однако, увы, гид тянет в следующий зал, где вновь представлен монгольский был, уже не столь древний, но с интересными инсталляциями.

Внутри войлочной юрты акын играет на морин хууре. По словам гида, монгольский национальный инструмент обладает таинственной силой. Когда верблюдица отказывалась кормить верблюжонка, пастух садился рядом и начинал играть на морин хууре. Прочувствовав музыку, нехорошая мать вновь становилась хорошей, после чего подпускала к сисе своего малыша…

Рядом с музыкантом, искусно сделанный манекен, после нажатия специальной кнопки, чёткими и уверенными движениями начинает взбивать кумыс.

Чингисхан и его воины

В следующей юрте можно видеть металлическую печку-буржуйку, радиоприёмник, простенький телевизор, а также портрет товарища Сталина.

Жилище современное имеет уже не войлочную, а деревянную дверь.

Чингисхан и его воины

Внутри красавица невеста ждёт своего суженного.

Рядом с юртами верблюд, бык, собака — добрые друзья и вечные спутники кочевников.

Выходим из музея, направляемся к лифту. Он уносит нас вверх на 30 метров. Поднимаясь дальше по лестнице, проходим мимо художников,

Чингисхан и его воины

и вот мы на обзорной площадке. Она обустроена на голове лошади. Пространство довольно узкое.

Дабы сфотографировать друг друга, приходится максимально отодвигаться.

Так или иначе, но ты находишься под пятой Чингисхана.

Чингисхан и его воины

Зато виды сверху просто улётные.

Где-то вдалеке, на другой стороне дороги, белеет каменная статуя — это Оэлун, мать Чингисхана. Ту дальнюю территорию тоже планируется развивать.

Уже сейчас здесь можно остановиться и пожить, хоть в гостиницах, хоть в юртах. По идее, если у монгольских властей всё получится, бывшая пустошь, наполнившись туристами, начнёт приносить в казну хороший доход.

Единственный момент, кто был здесь ранее, тот с сожалением отмечает хаотичность застройки. Нам же остаётся надеяться, что бренд под названием Чингисхан поможет Монголии выйти из кризиса….

Вот казалось бы и всё — с Чингисханом мы разобрались, ибо в местечке Цонжин-Болдог абсолютно всё посмотрели. Увы, это оказалось не так.

В двух километрах за статуей Чингисхана, на некотором отдалении от дороги, гарцевали тёмные и светлые всадники. Войско было значительным. Одна из моих спутниц предложила свернуть с трассы, дабы оценить сию конницу. Водитель согласился.

Чингисхан и его воины

Первая группа скульптур оказалась выполнена из какого-то хрупкого материала. По словам гида, их делали то ли из гипса, то ли из цемента, но после от эксперимента решили отказаться, так как у фигур постоянно что-то отваливалось.

Силу и мощь монгольской конницы решили отобразить в бронзе. По словам нашего гида Тортувшина, за конной статуей Чингисхана планируется установить целый тумен всадников. Каждый из оных будет индивидуален, в чём мы здесь же убедились, осмотрев другую часть воинства.

Да, действительно, все фигуры и лица оказались разными.

Чингисхан и его воины

Кто-то восседал на лошади вполне спокойно.

Другие, либо охотились при помощи сокола, либо готовились с минуты на минуту вступить в бой.

Самое интересное оказалось упрятано в ангаре.

Чингисхан и его воины

Заготовки конников, ещё не обретя лиц, томительно ждали оплаты от спонсоров.

Через некоторое время им наденут нужные головы и выведут в свет.

Чингисхан и его воины

Над столь важным процессом трудились всего два человека, один из которых оказался скульптором.

При посредничестве гида мы разговорились.

Художник поведал следующее: на данный момент изготовлено чуть более ста воинов. Один из таковых уже обрёл лицо Джеки Чана. Нам же, если мы хотим стать частичкой монгольского войска, нужно поспешить, ибо в дальнейшем цена поднимется.

Позже, уже в самом Улан Баторе, мои спутники заходили в офис фирмы. Им удалось выяснить, конная статуя с заказным лицом на российские рубли будет стоить чуть больше миллиона. Для попадания в вечность вроде как не дорого….

Чингисхан и его воины

Но тут есть одно, НО! У каждого государства, как и у любой семьи, существует своя история.

На стороне Чингисхана воевали многие царства, княжества и народы. Это действительно так, — но я не думаю, что в России найдётся масса желающих, запечатлеть себя в монгольском тумене.

С другой стороны, в битве при Калке оставил свой след некий бродник Плоскыня.

Чингисхан и его воины

Лично мне он представляется с лицом Михаил Сергеевича…. Подобных персонажей за последние 20–30 лет у нас было предостаточно…