Турист Daria In Tourism (Daria2019)
Daria In Tourism
была 19 марта 2023 9:43

Карелия, Соловецкие острова, Валаам, Сортавала + 9 городов — Россия Июль 2018
Остров Валаам. Никольский скит.

Природа и святые места: Республика Карелия и Соловецкие острова! 1 часть.

Маршрут: р. Вуокса — Хийтольские скалы — д. Мейери — Сортавала — о. Валаам — Водопад «Ахвенкоски» — горный парк «Рускеала» — залив Кирьявалахти — Сямозеро — Петрозаводск — п. Марциальные воды — заповедник «Кивач» — парк «Гирвас» — Пальозеро — озеро Сандал — Село Великая Губа — остров Кижи — город Беломорск — остров Большой Соловецкий (Архангельская область) — Александро-Свирский монастырь (Ленинградская область) — город Олонец — мемориал «Крест скорби» — водопад «Белые мосты» — бухта Моторное — остров Коневец (Ленинградская область).

Республика Каре́лия или Ка́рьяла — субъект Российской Федерации, республика в её составе. В Карелии много финских названий, сложно запоминаемых и читаемых поначалу. Это объясняется тем, что Северное Приладожье и Карельский перешеек до 1940 года принадлежали Финляндии.

07.07. 1 ДЕНЬ. Суббота — р. Вуокса, Хийтольские скалы, д. Мейери.

Выезжаем 07.07.2018 г. в 9:40 с Великого Новгорода в сторону Приозерска (примерно 346 км) по трассе М-10 до Санкт-Петербурга. Проезжаем через Питер. Погода пасмурная, иногда идет дождик. На о. Коневец, как мы планировали, мы сегодня не попадем, не успеваем по времени — теплоходы от паломнической службы отправляются в 10 и в 12 часов в выходные дни, в будние дни тоже, но зависит от наличия групп. На осмотр острова дается 6 часов. Бронировать поездку на остров Коневец нужно через паломническую службу.

В Приозерском районе есть замечательное место, которое мы советуем посетить — это храм Андрея Первозванного на реке Вуокса. Это молодой храм, построенный в 2000 году. Особенность этого храма в том, что он находится на маленьком каменистом острове. К храму ведет арочный мост. С площадки около храма открывается прекрасный вид на природу вокруг.

Храм Святого Андрея Первозванного на реке Вуокса.

Взбодрённые воздухом свежего ветра мы едем дальше по трассе А-121. Проезжаем Приозерск. Дорога очень извилистая, есть крутые спуски и подъёмы. Совет тем, кого укачивает — берите с собой таблеточки от укачивания. Заехали посмотреть Хийтольские скалы. Они находятся после поворота на Тиурулу, первый поворот направо.

Природа и святые места: Республика Карелия и Соловецкие острова! 1 часть.
Хийтольские скалы в Ланденпохском районе. Республика Карелия.
Живописные Хийтольские скалы.

Сюда приезжают альпинисты, мы же взобрались на вершину скалы и увидели красивые пейзажи природы и Ладожское озеро. На вершине скалы мы видели раскинутые палатки — подходящее место, чтобы набраться сил! Был уже вечер, нужно было останавливаться на ночлег. Место выбрали примерно в 15 минутах от г. Сортавала — деревня Мейери около одноименного озера. Здесь есть возможность искупаться и место для ночлега. Завтра планируем отправиться на о. Валаам.

Ночлег: установили палатку в д. Мейреи на берегу о. Мейери.

08.07. 2 ДЕНЬ. Воскресенье — Сортавала, о. Валаам.

Утром мы искупались в о. Мейерии поехали к 11 часам к пристани в г. Сортавала, чтобы отправиться на о. Валлам (теплоходы на о. Валлам отправляются также из Приозерска). Но к сожалению, купить билеты мы не смогли. Ближайшие свободные места были на 16:30. Поэтому, мы решили, это время посвятить прогулке по Сортавале. Город небольшой, достопримечательности, в основном, расположены недалеко друг от друга. В Сортавале интересная и заслуживающая внимания архитектура — финская застройка. Гуляя по городу, было ощущение, что находишься заграницей.

Природа и святые места: Республика Карелия и Соловецкие острова! 1 часть.

Мы посетили парк Ваакасалми и поднялись на гору Кухавуори, откуда открывается чудесный вид на Сортавалу.

Вход в парк Ваакасалми.

В 16:30 мы отправились на остров Валаам (за 2 билета в одну сторону мы заплатили 2 200 рублей). По пути мы видели много островов и бескрайнее Ладожское озеро. Название острова происходит от финно-угорского языка «валамо», что означает «высокая, горная земля».

Ладожское озеро.

Прибыв на остров, первым делом мы зашли в паломнический центр (бывшие конюшни) и оплатили место в паломническом лагере (150р. с человека). Далее мы пошли искать «1 точку» — наш палаточный лагерь. «1 точка» — это самый близкий лагерь к Монастырской бухте, куда мы приехали. Дорога от причала до лагеря заняла примерно 20–30 минут. Оставив вещи и перекусив в 7 вечера мы отправились на прогулку по острову. Обзорно посмотрев Центральную усадьбу, которая находится на горе Фавор во главе со Спасо-Преображенским собором мы решили прийти сюда завтра, потому-что был уже вечер. Мы прогулялись по Верхнему саду, видели часовню иконы Божией Матери «Знамение», памятник святому апостолу Андрею Первозванному, «Певчее поле».

Спасо-Преображенский собор с колокольней.

Далее мы спустились снова к причалу и решили пройти до Всехсвятского (прим. 4 км от причала) и до Смоленского скитов (прим. 6 км от причала). Дорога была долгой и полезной — мы дышим свежим лесным воздухом, есть возможность подумать о своей жизни, о ценностях. На Всехсвятский скит вход женщинам не благословляется. На Валааме приятно находится — территории ухоженные и благоустроенные. Вернулись в палаточный лагерь мы уже около 12 часов ночи, перекусили и спать. Вечерняя прогулка заняла у нас около 5 часов. Завтра планируем уезжать с острова.

На Валааме много часовен. Одна из них. Кстати, не до всех часовен можно дойти по суше.

Ночлег: палаточный лагерь «1 точка» на Валааме.

09.07. 3 ДЕНЬ. Понедельник — о. Валаам.

Проснувшись в 7 часов утра мы подумали и решили остаться здесь ещё на 1 день! Приезжать сюда на столь короткое время просто не имеет серьёзного смысла. Мы собрались и около 9 часов утра отправились на прогулку. Сначала мы посетили Спасо-Преображенский собор. Внутри собора находятся мощи святых основателей монастыря — Германа и Сергия Валаамских, иконы — Валаамской Божией Матери и Божией Матери «Всецарица», частица мощей святого Антипы Валаамского. Затем мы вышли из храма и осмотрели близлежащие с собором постройки и церкви —надвратная церковь святых апостолов Петра и Павла, церковь валаамской иконы Божией Матери, рядом с которой находится памятник Богородицы. Далее мы пошли к Никольскому скиту (прим. 1,5 — 2 км от причала). Утром было пасмурно, но к полудню погода разъяснилась. Путь был легким, в окружении природы. По пути, удобно, есть бесплатные туалеты. Недалеко от скита есть часовня в честь Всех Валаамских Святых и Святых апостолов Петра и Павла (2006 год постройки). Здесь, с обзорной площадки мы увидели яхту Святейшего патриарха Кирилла, которая пришвартовывалась к причалу Никольского скита. Самого Патриарха мы не видели, но знаем, что 11.07., в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, он будет проводить службу в соборе. Далее, мы пошли на Никольский скит, по пути передохнули на скамеечке и полюбовались красотами Ладожского озера. На ските находится церковь Николая Чудотворца, а также поклонный крест.

Природа и святые места: Республика Карелия и Соловецкие острова! 1 часть.

После наш путь лежал к Игуменскому кладбищу, где расположены церковь, часовня и колокольня. Короткая часть дороги к кладбищу была пихтовой — по обоим сторонам дороги росли эти деревья. После Игуменского кладбища, время было 16:00 мы решили идти в палаточный лагерь. Придя в лагерь мы искупнулись, что делать здесь можно. Также, офис-менеджер паломнического центра посоветовала нам купаться рядом с Владимирским мостом. В купальниках купаться тоже можно. «Ух!» — вода в Ладожском озере холодная и бодрящая! Искупавшись, мы стали готовить ужин — дрова здесь есть, место для костра тоже. Вечер у нас спокойный и размеренный. А завтра нас ждет природный заповедник «Рускеала»! В 22:30, перед сном, полюбовалась закатом солнца. Я думаю, романтично вдвоём стоять на берегу Ладожского озера и смотреть на закат.

На фотографии мы видим - Спасо-Преображенский собор с колокольней (1887 - 1890) и церковь Святой Троицы, 1837 год (справа).

Природа и святые места: Республика Карелия и Соловецкие острова! 1 часть.

Ночлег: палаточный лагерь «1 точка» на Валааме.

10.07. 4 ДЕНЬ. Вторник — Водопад «Ахвенкоски», горный парк «Рускеала», залив Кирьявалахти, дача бывшего финского аптекаря Тауно Яскеляйнена, Сямозеро.

Проснулись мы в 7 утра. Муж приготовил кофе. В 9:45 мы уезжаем обратно на теплоходе в Сортавалу. Утром у меня было время постоять на берегу Ладожского озера и послушать шум волн. Его можно слушать долго, не замечая времени. Мы прибыли в Сортавалу, закупились и поехали к памятнику истории и природы — горный парк «Рускеала». По пути мы заехали на древнее городище «Паасо» — если взобраться на высокую скалу, с неё открывается потрясающий вид на окрестности.

Поднимаемся на скалу.
Древнее городище Паасо.
Вид со скалы на простирающиеся вдаль леса.

Далее в нескольких км от парка «Рускеала» мы сделали остановку, чтобы посмотреть на водопад «Ахвенкоски» входная плата — 200 р. с чел.). Водопад небольшой, нам понравился. Рядом с этим парком я купила варенье из морошки для бабушки.

Природный парк Ахвенкоски.

Затем мы поехали в «Рускеалу» и через несколько минут были там. Вход для самостоятельного посещения парка стоит 300 рублей с человека. Предлагаются также экскурсионные программы, также прокат лодок, бэйсджампинг (2000 рублей), пролететь на канате через каньон (1 200 рублей). Прогулка по парку заняла у нас примерно 2ч 30 минут. Глыбы ни кому не нужного сейчас мрамора окружали нас — какая красота! Раньше здесь добывали в больших количествах мрамор, в Санкт-Петербурге, например, Исаакиевский собор сделан из этого мрамора. Мраморный каньон — это чудо, сотворённое руками человека. Нафотографировавшись в горном парке время было 17 часов мы решили, что пора искать место для ночлега — муж предложил остановиться на Сямозере в Пряжском районе недалеко (несколько десятков км) от Петрозаводска — столицы Республики Карелия!

Горный парк Рускеала.

По пути (трасса А-121), мы проехали очень красивое место — залив Кирьявалахти! Сфотографировали памятник истории — бывшую дачу финского аптекаря Тауно Яскеляйнена, где сейчас расположен Дом творчества композиторов.

Бывшая дача финского аптекаря Тауно Яскеляйнена.

Мы проехали, и к сожалению, не стали посещать из-за ограниченности времени водопад «Белые мосты» или Юканкоски — самый высокий не искусственный водопад в Карелии и «Крест скорби», в память о погибших финских и русских солдатах во время советско-финской войны (1939—1940 гг.).

Ура! Мы приехали к Сямозеру и сразу нашли остановку. Здесь длинющий песчаный пляж, есть дрова — то что нам нужно. Мы разбили палатку, помылись в озере, приготовили еду на костре — яичницу и суп и легли спать. Время — второй час ночи. Завтра нам предстоит познакомиться со столицей Карелии — городом Петрозаводском. На Сямозере, кстати, долго нужно идти до глубины, поэтому сюда хорошо приезжать с детьми.

Сямозеро.

Ночлег: Палатка на Сямозере.

11.07. 5 ДЕНЬ. Среда — Петрозаводск.

В 11 часов утра мы выехали в Петрозаводск. В Петрозаводске мы гуляли весь день. Город Петрозаводск — столица Карелии. Город небольшой, по динамике довольно спокойный. В городе есть несколько храмов. Мы посетили Главный Кафедральный Собор — собор Святого Александра Невского (1826 г.) и Крестовоздвиженский собор (1848 г.) на старом кладбище. Петрозаводск — город молодой — 1703 год основания, поэтому древних памятников здесь нет. Основал его Петр I. Есть памятники — Ленину Владимиру Ильичу, Петру I, Отто Вильгельмовичу Куусинену — видный деятель советского государства, великому князю Александру Ярославичу Невскому, Кирову Сергею Мироновичу — видный советский политический деятель. В Петрозаводске несколько парков — Губернаторский парк, где находится памятник Державину Гавриилу Романовичу — поэту и губернатору Олонецкой губернии, Голиковский парк, где расположен главный кафедральный собор святого Александра Невского, Якорный парк, Петровский сад, Прибрежный парк, в котором находятся аттракционы и другие. Ура! Сбылось моё давнее желание покататься на колесе обозрения, откуда открывается вид сверху на Онежское озеро. В столице Карелии есть несколько площадей — площадь В. И. Ленина около Губернаторского парка, площадь Гагарина (Привокзальная), площадь С. М. Кирова. Главная достопримечательность Петрозаводска — это Онежская набережная, открытая в честь 50-летия освобождения Петрозаводска в Великой Отечественной войне в июне 1994 г. Набережная тянется вдоль Онежского озера больше, чем на 1 км. Достопримечательности, здесь, в основном, скульптуры-подарки от городов-побратимов, которые нас не очень впечатлили. На набережной нам понравилась скульптура «Онега. Рождение Петрозаводска» — это подарок от Ленинградской области Петрозаводску в день его 300-летия. Ещё понравилась небольшая скульптура «Кошелёк» приносящий удачу. Мы посетили Петрозаводск в будний день — на набережной было спокойно, но отдыхающих много. Здесь, на набережной, есть маленькие пляжики, где люди купаются. Есть также пляж на р. Лососинка. Был уже вечер и нужно было думать о ночлеге. Прям в самом городе есть кемпинги, но мы решили ехать в посёлок Марциальные воды. Здесь мы остановились недалеко от источников и переночевали в машине в санитарной зоне, кстати, что увидели уже на следующий день. Поэтому, с палаткой, я рекомендую остановиться на базе отдыха «Марциальные ключи» — 300 рублей с человека.

Площадь Гагарина (бывшая Привокзальная).

Вид на окрестности с колеса обозрения.

Ночлег: мы ночевали в машине в п. Марциальные воды. Но я рекомендую — арендовать место для палатки на базе отдыха «Марциальные ключи».

12.07. 6 ДЕНЬ. Четверг — п. Марциальные ключи (источники), заповедник «Кивач», парк «Гирвас», Пальозеро, озеро Сандал.

На следующее утро мы проснулись в машине от жары, умылись и поехали искать место, чтобы приготовить еду. Кстати, в целом по поездке с погодой нам очень повезло — дождя не было ни разу. Остановились неподалёку от Марциальных вод в поселке Кончезеро на Кончозере. Вид на озеро с лесной площадки открывается красивый, но к сожалению, там, где мы остановились купаться не получится — место заболочено. Мы перекусили и поехали пробовать воду из источников.

Кончезеро.
Церковь Троицы Живоначальной в селе Кончезеро.

Итак, мы приехали к источникам. Открыл курорт «Марциальные воды» Пётр I в. 1719 году, благодаря одному местному крестьянину, который с помощью этой воды вылечился от болезни. Петр I в. то время издал указ, чтобы все люди, знающие местонахождение целебных источников сообщали об этом. Здесь можно набрать и попить водичку из 4-х источников. Вода богата железом, на вкус это чувствуется. Здесь на курорте также есть музей и церковь святых апостолов Петра и Павла. Есть сувенирные лавки. Здесь мы приобрели пирамидку из шунгита у дядечки, который торговал небольшим кол-ом сувениров у источников. Продавец при нас проверил пирамидку из шунгита на то, что это не подделка с помощью индикаторной отвертки на проходимость электрического тока. Он посоветовал поставить её рядом с телевизором или компьютером, так как она забирает часть излучения от них, что мы и сделали по приезду домой.

IV источник.

Взяв с собою немного целебной водички мы отправились дальше — к водопаду Кивач! От Марциальных вод до Кивача примерно 50 км. Водопад Кивач, конечно, понравился — очень красивый и мощный! Расположен она на реке Суна. Высота водопада — почти 11 метров. На территории заповедника также есть музей и Дендрарий. Кстати, а вы знали, что есть такое дерево Ирга? Также здесь можно покататься на лошадках, сходить в кафе и купить сувениры.

Природа и святые места: Республика Карелия и Соловецкие острова! 1 часть.

Далее мы поехали в посёлок Гирвас (прим. в 30 км от Кивача), где находится древний вулкан, который был действующим 2 млрд лет назад. Сейчас здесь можно увидеть древний кратер вулкана и застывшие потоки лавы. Рядом течёт река Суна. Также здесь есть водопад Новый Гирвас. Его можно увидеть когда весной открывают плотину Пальозёрской ГЭС. На территории заповедника есть сувенирная лавка и кафе, где мы купили сувениры, карельское варенье, пирожки и калитки. Калитки — это традиционные национальные карельские пирожки, сделанные из ржаного хлеба с разными начинками: с картошкой, с пшеном, с клюквой и др. Попробуйте, очень вкусные!

Древний вулкан.
На этой фотографии видны потоки застывшей лавы - они имеют зеленоватый оттенок.
Природа и святые места: Республика Карелия и Соловецкие острова! 1 часть.
Церковь целителя Пантелеймона в посёлке Гирвас.

Далее, мы не сразу, но всё-таки нашли заброшенный Гирвасский аэродром!Спрашивали у местных, им объяснить нам было трудно, как до него доехать. спасибо «Яндекс-карты» помог! Здесь, на большой территории аэродрома, сейчас проходят байкерские фестивали. Далее, мы не сразу, но всё-таки нашли заброшенный Гирвасский аэродром!Спрашивали у местных, им объяснить нам было трудно, как до него доехать. спасибо «Яндекс-карты» помог! Здесь, на большой территории аэродрома, сейчас проходят байкерские фестивали.

Заброшенный Гирвасский аэродром.

После, мы решили взглянуть на находящееся рядом Пальозеро. Поехали к нему через посёлок Гирвас. Озеро имеет песчаный заход — оно красивое и большое. Но подходящего места, к сожалению, для ночлега мы здесь не нашли — надо лучше искать. Поэтому, мы отправились в кемпинг «Сандал». находящийся в Кондопожском районе. Хочется сказать, что в Карелии действительно много озёр. Едешь по дороге и они постоянно встречаются или они поблизости (видно по навигатору). Например, по дороге в кемпинг мы заехали на ещё одно большое озеро Сундозеро через дачный посёлок «Бытовик» — здесь можно искупаться. Итак, мы приехали в кемпинг, стоящий на берегу озера Сандал и вот сюрприз — в палаточном лагере нет свободных мест! Поэтому, в кемпинг «Сандал» лучше бронируйте места заранее. В итоге, мы остановились недалеко от кемпинга, тоже на озере Сандал в сосновом лесу. Вода рядом, дрова есть — место нормальное. Я даже искупалась в озере, нашла один нормальный заход недалеко от причала с лодками, хотя пляжа здесь нет. У нас всё хорошо, ночь, вокруг природа, птицы поют… Одна птица, кстати, никак не успокаивается уже несколько часов. :) Муж уже спит и мне пора!

Ночлег: палатка в сосновом лесу на берегу озера Сандал. Также, рекомендую кемпинг «Сандал».

13.07. 7 ДЕНЬ. Пятница — остров Кижи, город Беломорск.

Муж встал в 7 утра, чтобы сделать нам кофе. Я ещё спала, так как легла в 2 часа ночи. Мы собрались и поехали в посёлок Великая Губа, откуда нас переправят на катере на о. Кижи, где находится музей деревянного зодчества под открытым небом. Старые избы, церкви привезены сюда с разных уголков Карелии. Кстати, недалеко от кемпинга Сандал с левой стороны от трассы Р-21, если ехать в сторону п. Великая Губа есть озеро Лавалампи с песчаным пляжем, где можно, в том числе, поставить палатку. Итак мы на месте в посёлке Великая Губа. Мы заранее договорились с местным предпринимателем о перевозке на остров (3000 р. на двоих в обе стороны). До острова Кижи мы плыли примерно полчаса. По пути, водитель нас завёз на остров, который относится к Кижскому ожерелью. Здесь стоит часовня Параскевы Пятницы и преподобного Варлаама Хутынского.

Едем на катере до острова Кижи.

На остров мы приехали к 12 часам. На осмотр музея нам дали всего 3 часа. входной билет в музей стоит 600 рублей с человека. Взяв с собою путеводитель «Оранжевый гид» мы начали свою экскурсию. К сожалению, или к счастью главная достопримечательность музея — Спасо-Преображенский собор (1694 — 1714 года строительства) был на реконструкции. Всего этот собор имеет 22 купола! Рядом стоит колокольня и церковь Покрова Пресвятой Богородицы (построена в 1694 году, перестроена в 1764 году), у которой 9 куполов.

Спасо-Преображенский собор на реконструкции. Слева - Покровская церковь.

Территория заповедника довольно большая и имеет несколько деревень со своими достопримечательностями — часовни, мельницы, избы.

Сельская дорога. Идя по просёлочным дорогам вспоминаешь свою деревню.

Трёх часов нам не хватило, чтобы осмотреть весь музей. Мы посмотрели Кижский погост, дошли до деревень — Ямка и Васильево.

Деревня Ямка. Часовня во имя Нерукотворного образа из д. Вигово (конец XVII – конец XVIII вв.).
Деревня Васильево. Дом Сергина из д. Мунозеро (Медвежьегорский район). Построен во второй половине XIX века.

В Кижах нам понравилось! Напоминает музей деревянного зодчества «Витославицы» у нас в Великом Новгороде.

После, мы поехали в город Беломорск (прим. 330 км от Великой Губы). Город расположен на Белом море. Здесь проходит знаменитый Беломорканал, построенный силами заключенных ГУЛАГа. Место для ночлега мы выбрали следующее — песчаный пляж, если ехать по дороге на д. Растьнаволок (прим. 10 км от Беломорска). завтра попробуем искупаться в Белом море! Сейчас тертий час ночи, а вокруг светло, как-будто ранний вечер. Пора уже ложиться спать. А завтра нас ждут Беломорские Петроглифы!

На Белом море отлив.
Белые ночи в Карелии. И не верится, что сейчас третий час ночи.

Ночлег: палатка на песчаном пляже по дороге от Беломорска до д. Растьнаволок (прим. в 10 км от Беломорска).

14.07. 8 ДЕНЬ. Суббота — город Беломорск, Белое море. Беломорские Петроглифы.

Сегодня мы с мужем устроили день отдыха. Мы загорали и купались в Белом море! Водичка тёплая, солёная. Вылезешь из моря и через короткое время тебе опять хочется туда. Кстати, глубина появляется не сразу.

Ах, море, море!

После обеда мы поехали покупать билеты на теплоход «Сапфир», который идёт из Беломорска на Соловецкие острова. Билеты мы купили в отеле «Гандвик» у администратора на ресепшене (1600 рублей с человека в одну сторону). После, мы поехали смотреть Беломорские Петроглифы — это наскальные рисунки древних людей, возраст которых 5–6 тысяч лет. В Беломорском районе сейчас найдено около 2 тысяч изображений. Мы посетили место «Залавруга». Обязательно одевайте закрытую одежду и обработайте себя репеллентом от комаров, потому-что дорога до рисунков идёт через лес и комаров здесь очень много!

Беломорские Петроглифы. Похоже на охоту древних людей.
Беломорские Петроглифы. Тоже похоже на охоту древних людей.

Далее, мы поехали к причалу в д. Водников — здесь мы собираемся переночевать.

Ночлег: в машине на причале в д. Водников.

Продолжение читайте во второй части путешествия.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия