Турист Настенька Павлик (Nasten_ka_Pavlik)
Настенька Павлик
была вчера 21:34

Кабельвог, Хеннингсвер , Лекнес, Свольвер — Норвегия Июль 2019

ПОЛНОЧНОЕ СОЛНЦЕ

Мы видели полночное солнце. Оно прекрасно!

Когда лучи всех оттенков золота плавно огибают горы, мягко скользят по поверхности воды, нежно проводят по щеке и волосам и глубоко проникают в душу и сердце, наполняя теплом и заставляя светиться от счастья.

Когда настолько поражен величием открывшейся картины, что вместо слез и жалоб на сложный подъем на гору, лишь тихо мямлишь: «Хорошо добрались, спасибо».

Когда кажется, что томный закат и звенящий рассвет слились воедино и раскрасили небо медовыми красками от цветочного до гречишного.

И даже когда пронизывающий ветер развевает платье и заставляет трястись от холода, понимаешь, что это всё было не зря.

Полночное солнце Норвегии

Наверное, со временем сотрется из памяти то, как именно выглядели горы, острова, кораблики и маленькие норвежские домики… Возможно, позабудем мы и тот волшебный свет, который поразил до глубины души… Но знаю точно: даже после всего этого в памяти будет храниться подаренное нам чувство полной свободы и безграничного восхищения.

Рейне (Reine)

И мы будем счастливы лишь от одной мысли о том, что где-то далеко все так же светит полночное солнце Норвегии. Ведь для того, чтобы любить и восхищаться, не обязательно наблюдать за чем-то ежедневно, достаточно увидеть единожды и просто помнить о его существовании, правда?

Вид на Рейне (Reine)

Полночное солнце почти такое же волшебное и сказочное явление, как и северное сияние.

На Лофотенах его можно встретить примерно с 28 мая по 14 июля.

Все дело в том, что острова находятся в суровых водах Норвежского моря за Полярным кругом, а в этих широтах солнце не заходит за горизонт в летние месяцы. В хорошую погоду его можно видеть 24 часа в сутки.

Круглосуточно светящее солнце порой не дает уснуть, приглашая тебя на очередную прогулку ночью или в 5 утра. Во время полярного дня можно и вовсе не ложиться спать!

Мы поднялись на Рейнебринген, чтобы увидеть лучшую панораму на Лофотенских островах, в 23:00, провели на вершине час, и все это время было светло! И даже для обратного пути не понадобился фонарик…

Вот такие чудеса!

Обычно Лофотенские острова не балуют туристов хорошей погодой, но нам повезло: дожди прекратились как раз перед нашим приездом. Температура была от +7 в первые дни и аж до +25 в день отъезда. Даже пожалели, что не взяли шорты!

Благодаря хорошей погоде, удалось насладиться красотой природы.

Но и помимо полночного солнца, Лофотенским островам есть, чем поразить Вас.

ГОРЫ

Удивительные, потрясающие, совершенно необычной формы!

Ученые утверждают, что Лофотенские острова — одна из старейших горных систем мира.

Возможно, это одна из причин, почему находясь наедине с горой, можно лишь молча любоваться ее величием и красотой.

Остров Саркисёй (Sakrisøy)

И, кажется, уже сотни раз видел горы Лофотенских островов на фотографиях, но в реальности все оказывается иначе, во много раз круче!

Какие-то горы зеленые, другие — голые скалы, а где-то еще лежит снег (в июле-то!).

И пусть высота большинства вершин не превышает пятисот метров, рядом с ними чувствуешь себя крупинкой, песчинкой.

А гора такая огромная…

И тянет к себе как магнит!

Горы… На Лофотенских островах они повсюду! Плотно обступили со всех сторон и даже не помещаются в кадр.

И лишь современное искусство дает возможность запечатлеть объемную панораму.

ПЛЯЖИ

Порой заполярные пляжи именно такие, какими и должны быть по определению: суровые, холодные и даже мрачноватые.

Полночное солнце Норвегии

Но, едва из-за туч покажется солнце, пляжи преображаются.

Белоснежный песок и вода аквамаринового цвета заставляют совершенно забыть, что ты на севере Норвегии. Но температура воды возвращает к реальности — максимум +11. Хотя желающие искупаться все равно есть!

Такая температура не смущает и серфингистов, которые приезжают не только летом, но и зимой.

Кстати, зима на Лофотенских островах достаточно теплая. Температура редко опускается ниже нуля. Все это благодаря теплым водам течения Гольфстрим.

Ежегодно лофотенские пляжи попадают в рейтинг лучших в мире! Да, они не совсем такие, к каким мы привыкли, но в этом их уникальность.

Пляж Хаукланд (Haukland)

Мне же пляжи на Лофотенских островах напомнили сейшельские: огромные, чистые, пустые, да еще и с живописными валунами. Как не пробежать вдоль берега, когда видишь такую красоту?

А еще лучше наслаждаться видами с высоты!

ТРЕККИНГ

О, маршрутов на Лофотенских островах немеренно! И все они невероятно живописны.

Все треки на Лофотенах делят на 3 категории: «с видом на острова и деревни», «с видом на пляжи» и прочие.

Мы прошли по 5 маршрутам из разных категорий и остались невероятно довольны!

Как ни крути, но лучшие виды на Лофотенах (да и во всей Норвегии) открываются именно с высоты.

Festvågtind hike

Так как горы на островах не слишком высокие, но крутые, то треккинг получается непродолжительным, но физически сложным. Кое-где спокойно идешь в гору пешком, а местами еле карабкаешься с помощью рук и ног.

Я обязательно расскажу о пройденных маршрутах в отдельном рассказе, а пока лишь сумасшедшие виды норвежской природы.

РЫБАЦКИЕ ДЕРЕВНИ И РОРБУ

Рорбу — традиционные для Лофотенских островов рыбацкие дома.

Маленькие домики ярких цветов выглядят настолько необычно и фотогенично, что притягивают туристов со всего мира. Еще бы, ведь это один из символов Лофотен!

Рорбу появились еще в начале 12 века. Тогда они предназначались для рыбаков, которые жили в них во время рыболовного сезона. Дома были построены на опорах, которые частично находились в море.

Обычно такой домик состоял из двух комнат: кладовой и гостиной с кроватями. Кладовая использовалась для хранения продуктов питания и рыболовного снаряжения. В гостиной жили сами рыбаки.

Большая часть рорбу была красного (кирпичного) цвета, так как именно эта краска была самой доступной.
Хамнёй (Hamnøya)

Позже стал популярным и «цвет охры».

Остров Саркисёй (Sakrisøy)

До середины 19 века, в качестве источника света в домах использовались исключительно свечи. Стекол в домах также не было, оконные проемы были обтянуты кожей палтуса. Печи и стекла стали появляться позднее, к концу 19 века.

Сегодня же рорбу очень комфортные и, в основном, сдаются туристам по достаточно высокой цене. Есть и старенькие домики, и совсем новенькие.
Увидеть рорбу можно почти во всех городках и деревушках на Лофотенских островах.

Свольвер

Начали мы с самого крупного (по местным меркам) городка Свольвер (население 4–4,5 тысячи человек). Его еще часто называют столицей Лофотенских островов.

Здесь находится аэропорт, множество отелей, агенств, предлагающих экскурсии по запредельным ценам, сувенирных магазинов, кафе, пунктов проката лодок и байдарок.

А еще Свольвер является одним из лучших в мире мест для наблюдения за китами.

Из всех населенных пунктов на Лофотенских островах именно Свольвер показался нам самым популярным у туристов.

Природа, конечно, потрясающая! С одной стороны городок окружен горами, а с другой — морем.

Нам понравились пейзажи с яркими акцентами,

милые украшения

и даже элементы роскоши.

Свольвер (Svolvær)

Но вот многоэтажный новострой все же испортил аутентичность.

Хеннингсвер

А вот в Хеннингсвере бережно относятся к традиционной архитектуре рыболовецкой деревни и стараются не менять ее.

Деревушка расположена на нескольких островах, связанных между собой мостами.

Удивительно, что занимая площадь всего в 0,3 км² и имея население около 500 человек, Хеннингсвер может похвастаться самым настоящим стадионом, соответствующий правилам УЕФА. Он занимает почти половину одного из островков.

Еще одна отличительная черта Хеннингсвера — наличие галерей современного искусства.

Хеннингсвер (Henningsvær)

Рейне

Эта деревенька — просто мечта!

Ознакомившись с программой любого фототура на Лофотенские острова, Вы обязательно найдете в перечне Рейне. И это абсолютно заслуженно!

Рейне как будто появилась из самых заветных желаний, из самых волшебных снов.

И эти «игрушечные» рорбу с зеленой крышей, и белоснежные парусники на глади фьорда, и остроконечные горы дарят ощущение спокойствия и умиротворения.

Но я знаю: бывает лучше. Когда Рейне накроет метель, когда свежий снежок припорошит горы, когда солнце только-только начнет подниматься над горизонтом или, наоборот, садиться — нужно ловить момент. Идеальное время для этого — конец февраля-начало марта. Тогда можно увидеть еще одно чудо — Северное сияние. Ну, а пока радуемся тому, что есть: яркому солнцу и относительному теплу. А мечту о зимних Лофотенах оставим на следующий раз!

Хамнёй

Остров Хамнёй — еще одна жемчужина Лофотен.

Увидели его по дороге в Рейне и не смогли сдержать восторг. Быстренько нашли парковку и около часа провели, прогуливаясь по островку.

Зубчатые пики, возвышающиеся позади рорбу, не могут не впечатлить!

Хамнёй (Hamnøya)

Нюсфьорд

Мы почему-то считали Нюсфьорд (или Нусфьорд) одной из обычных рыбацких деревушек, но оказалось, что Nusfjord Fishing Village — музей под открытым небом.

Нусфьорд (Nusfjord)

Безусловно, было интересно погулять не только возле рорбу, но и побродить внутри, рассмотреть рыболовные снасти и лодки, на которых выходили в море.

А просмотренный на проекторе фильм дал понять, насколько тяжелым, просто адским, был труд рыбака на Лофотенских островах сотни лет назад.

Нусфьорд (Nusfjord)

Единственный минус — вход на территорию деревни платный — 100 NOK (норвежских крон) с человека (примерно 10 евро).

О

А вот в номинации «деревня с самым лаконичным названием», несомненно, побеждает «О» (на норв. «Å«).

Деревня О (Å)

Это крайняя южная точка архипелага.

Часто О описывают как самую красивую деревушку, поэтому наши ожидания были явно завышены.

Деревня О (Å)

Да, местами она симпатичная, но до Рейне ей очень далеко.

Впрочем, побывать на самом краю Лофотенских островов все же стоит!

Достопримечательности: музей вяленой рыбы, музей рыбацких поселений и старинная пекарня.

ТРЕСКА

На протяжении веков Лофотенские острова считались центром трескового промысла в Норвегии.

Сейчас сушеную треску с островов везут сначала в Берген, а оттуда — по всему миру.

Полночное солнце Норвегии

Сезон ловки трески стартует в январе и длится до марта. В этот период треска идет из Баренцева моря на нерест.

Пойманную рыбу потрошат, обрезают голову, связывают за хвост с другой, подходящей по размеру, и вывешивают сушить.

При данном способе заготовки соль не используется. Никакая другая обработка треске не нужна.

За два месяца сушки рыба полностью высыхает и может храниться годами.

Не удивительно, что единственный в Мире музей сушеной трески находится именно на Лофотенских островах.

Полночное солнце Норвегии

Сушеная треска у норвежцев используется как закуска, а вот для приготовления блюд ее вымачивают в течение 10 дней: до 8 дней в воде с содой, а затем еще 2–3 в чистой воде. Если верить местным кулинарам, мясо трески после данной процедуры получается вкуснейшим и нежнейшим.

Но большая часть высушенной рыбы идет на экспорт. Еще со времен Ганзейского союза основной закупщик — Италия.

Норвежскую треску можно встретить только в 5 районах Италии — Венеции, Калабрии, Кампании, Лигурии и Сицилии, еще и по весьма высокой цене.

Вторым основным потребителем норвежской трески является Африка, в первую очередь Нигерия. Туда поступают дешевые сорта рыбы, а также все рыбные головы.

Вот такое безотходное производство!

Даже языки трески идут в дело — они являются основным деликатесом.

Для туристов запах сушеной трески обычно кажется неприятным: какая-то смесь водорослей и таранки, а вот сами норвежцы называют его «ароматом денег».

Полночное солнце Норвегии

Заготавливают ли на Лофотенских островах более привычную соленую сушеную рыбу? Безусловно! В настоящее время это происходит на специальных фабриках, а ранее — прямо на скалах.

Большая часть сушеной соленой трески экспортируется в Португалию.

А вот сами норвежцы еще каких-то 50 лет назад из соленой сушеной рыбы ничего не готовили, но со временем рецепты таких блюд попали в Норвегию из Португалии. Сейчас для норвежских ресторанов считается особым шиком иметь шеф-повара португальца.

ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ

На Лофотенских островах то и дело встречаются дорожные знаки с призывом соблюдать осторожность: на дороге могут быть олени, лоси или овечки.

Эти красавчики паслись как раз вдоль дороги. Мы остановились и устроили им фотосессию. Конечно, не каждый день на дороге видишь оленей!

Полночное солнце Норвегии

Еще чаще попадаются овечки. И если на лугах видеть их привычно, то бегающие как укушенные по пляжу либо скачущие по горам овцы вызывают удивление.

Порой во время треккинга то или иное животное составляет тебе компанию, двигаясь по тропинке.

Ну, а самым необычным местом, где мы повстречали овечек, стал автомобильный тоннель. Замечу, что он был без освещения, поэтому мы не на шутку перепугались, увидев в свете фар эти пушистые комочки.

Полночное солнце Норвегии

Конечно, огромное количество на островах и чаек, кружащих над фьордами и пляжами.

А вот в Нюсфьорде удалось встретить такое замечательное семейство. К сожалению, непривыкшие к жаре птицы, все время сидели с открытыми клювиками и жадно дышали.

Полночное солнце Норвегии

Говоря о животном мире Лофотенских островов, невозможно обойти стороной и китов. О том, что из Свольвера отправляются экскурсионные корабли, чтобы туристы могли увидеть китов, я уже писала.

Но есть еще кое-что. На Лофотенских островах мы заметили достаточно много лозунгов прекратить китобойный промысел, которые были нанесены баллончиками с краской на стены сараев и других зданий. Результата они пока не принесли: на Лофотенах продаются и стейки из кита, и колбасные изделия, но лишний раз задуматься над действиями человека заставляют.

ДОРОГИ И МОСТЫ

Значение дорог и мостов на Лофтенских островах сложно преувеличить.

Собственно, после строительства в 2007 году автомобильной трассы Е-10, которая связала острова с материком, Лофотены и стали туристическим местом.

Теперь в сфере услуг занято более половины населения: многие сдают жилье туристам и показывают местные красоты.

Полночное солнце Норвегии

А мосты, как чудесные нити, соединили между собой несколько крупных и с десяток мелких островов.

Практически все достопримечательности Лофотенских островов расположены вдоль трассы E10. Исключение — дороги, ведущих к пляжам Хаукланд и Квалвика.

И еще одно уникальное место — отрезок пути от E10 до Нюсфьорда. Кажется, что дорога ведет прямо в скалы. Конечно, это не так. Однако фотографии получаются достойные, особенно при наличии тумана.

Плохой погоды мы так и не дождались, так что делюсь просто вечерним изображением.

Полночное солнце Норвегии

Именно этой фотографией я и хочу завершить первый рассказ о нашем путешествии в Заполярье и пожелать, чтобы каждый из Вас двигался, как и мы, по намеченному пути к своей мечте, какой бы сложной, непонятной и неизвестной она казалась для других.

Друзья, уверена, что у вас возникнет множество вопросов: «Как добирались?», «Где жили?», «Чем питались?», «Какой был маршрут?».

Ответы на эти вопросы Вы найдете в рассказах:

На Лофотенские острова из Санкт-Петербурга

Треккинг на Лофотенских островах

А сейчас — лишь свежие эмоции, приятные воспоминания и частичка тепла, подаренного полночным солнцем Норвегии.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия