Турист Настенька Павлик (Nasten_ka_Pavlik)
Настенька Павлик
была вчера 23:01

На Лофотенские острова из Санкт-Петербурга

Куопио, Кеми — Финляндия, Кабельвог + 3 города — Норвегия, Кируна — Швеция Июль 2019

Первые впечатления о Лофотенских островах (а они оказались исключительно восторженными) были описаны мной в рассказе «Полночное солнце Норвегии».

В этот раз я хотела бы рассказать о самой поездке, о выбранном маршруте, достопримечательностях по дороге, а также о том, что пригодится на заполярных островах, а что нет.

МАРШРУТ

Расстояние между Санкт-Петербургом и крайней южной точкой Лофотенских островов примерно 1700 км.

Учитывая узкие извилистые дороги в Норвегии и постоянные ограничения скорости в Финляндии, удобнее всего разбить маршрут в одну сторону на 2, а лучше на 3 части.

По дороге «туда» мы останавливались на одну ночь в финском городке Кеми около границы со Швецией, а вторую ночь провели в автомобиле уже на территории Норвегии.

На обратном пути первая ночевка была в шведском шахтерском городе Кируна, а вторая — в финском Куопио — центре горнолыжного отдыха в зимнее время.

Для поездки на Лофотенские острова на автомобиле я рекомендую выделить минимум 9–10 дней, а лучше 2 недели.

Если же у Вас в запасе 3 недели, то отличным вариантом будет добавление к программе треккинга на острове Сенья, который не менее прекрасен, чем Лофотены.

Итак, наш маршрут выглядел так:

Санкт-Петербург — Куопио (прогулка) — Кеми (1 ночь) — Национальный парк Абиску — ночь в авто — Кабельвог (1 ночь) — Рейне (1 ночь) — Лекнес (2 ночи) — Кируна (1 ночь) — Куопио (1 ночь)

Итого, 9 дней и 8 ночей

ПРОЖИВАНИЕ

Чтобы сэкономить средства, в Норвегии лучше всего жить в палатке в кемпинге.

Вот только в прошлую поездку из-за непрерывных норвежских дождей за 10 дней территории кемпингов превратились в болота, из-за чего часть ночей пришлось провести в отелях, причем бронируя их в последний момент.

В итоге, сплошная суета и негативные впечатления.

В этот раз время у нас было ограничено, поэтому жаль было тратить его и наши силы на ежедневный поиск кемпингов и установку-сборку палатки.

5 дней на Лофотенских островах хотелось провести с максимальной отдачей.

В итоге, на все ночи были забронированы отели/хостелы с завтраками.

Стоит заметить, что цены на отели в Финляндии и Швеции начинаются от 100 евро в сутки, а на Лофотенских островах и того дороже.

ПИТАНИЕ

Часть продуктов (каши, сладости, чай, кофе) везли из Санкт-Петербурга, остальное (сыр, колбасы, молочные продукты, фрукты, овощи) купили в Финляндии.

Завтраки были включены в стоимость проживания, а вот обеды и ужины готовили на туристической газовой печке.

В Норвегии дважды заходили в пекарни, а еще покупали хот-доги на заправке в Свольвере (стыдно, но очень вкусно).

В рестораны не ходили.

Я не являюсь поклонником рассказов, разбитых по дням, но в данном случае все же обращусь к такой компоновке материала. На мой взгляд, это позволит понять, что можно успеть сделать за длинный полярный день, и поможет построить собственный маршрут.

ДЕНЬ 1

Санкт-Петербург-Куопио-Кеми

Выезжаем из Спб примерно в 2 часа ночи, ранним утром проходим границу Светогорск — Иматра и завтракаем на берегу озера. Над водной гладью стелится густой туман, а воздух еще по-утреннему свеж.

Природа в этих местах просто потрясающая! Тысячи озер и густой хвойный лес…

Издалека видим на дороге лосиху, но она успевает скрыться прежде, чем мы достаем фотоаппарат.

Из Санкт-Петербурга до Кеми 825 километров, однако из-за скоростных ограничей по территории Финляндии двигаться получается медленно.

Часам к 10–11 утра начинаем засыпать, поэтому решаем заехать по дороге в Куопио и взбодриться прогулкой.

КУОПИО

Куопио почти полностью окружен озером Каллавеси, а половину территории города занимает лес.

Покружив по центру города на автомобиле, понимает, что здесь особенно и негде гулять. Поэтому решаем посетить главную достопримечательность города — гору Пуйо.

На нее можно заехать на авто, а можно прогуляться по туристическим тропкам по густому лесу. Выбираем, конечно же, пеший маршрут.

По дороге попадаются бегуны и поклонники скандинавской ходьбы. А вот зимой гора превращается в лыжный развлекательный центр. Длина беговых лыжных трасс — 45 км, есть две горнолыжные трассы по 400 м и 700 м, оборудованные для спусков.

На горе Пуйо возвышается символ города — знаменитая обзорная башня. Отсюда открывается один из самых чудесных озерных видов во всей Финляндии.

На Лофотенские острова из Санкт-Петербурга

Высота башни — 75 метров. На верхних этажах расположено кафе, вращающийся ресторан и смотровая площадка.

Стоимость посещения смотровой площадки на башне — 6 евро.

Официальный сайт

В целом, летний Куопио нас не впечатлил.

Однако в здании башни на экране крутили ролик о зимнем Куопио и, поверьте, он нас очаровал! Красота заснеженного леса, мягких лучей не полностью поднимающегося зимнего солнца, волшебство северного сияния, резвая езда на собачьих и оленьих упряжках не может не понравится!

Ну, а нам пора ехать дальше. Впереди — Кеми.

КЕМИ

В Кеми находится глубоководный порт, поэтому город зачастую называют морскими воротами Лапландии.

На Лофотенские острова из Санкт-Петербурга

Первое впечатление — городок застрял в прошлом: настолько несовременно выглядят кафе, магазинчики и дома.

А вот с отелем повезло. Мы ночевали в «Hotelli Toivola» за 99 евро (с бесплатной парковкой и завтраком). Этот вариант — один из самых оптимильных в Кеми для путешествующих на автомобиле. Свежий, хоть и скромный, ремонт в номерах, нормальный завтрак.

А самое главное, «blackout»-шторы, которые так необходимы, когда даже в 00:00 на улице ярко светит солнце!

Учитывая, что ТОП-20 достопримечательностей Кеми закачивается четырьмя пунктами, не советую рассматривать город как конечную цель путешествия. Скорее, как промежуточную точку по дороге на Лофотенские острова либо в комбинации с Рованиеми в зимнее время.

Из четырех достопримечательностей мы увидели три:

• лютеранскую церковь Кеми
  • Снежный отель
  • галерею драгоценных камней

Знаменитый ледокол «Сампо», как оказалось, расположен достаточно далеко от центра города, поэтому туда мы не дошли.

А вот другие туристы с сайта не только видели его, но ходили на ледоколе на экскурсию.

Такое развлечение доступно с 1988 г. в течение всей зимы, когда на ледоколе устраивают для туристов настоящие арктические приключения. А до этого «Сампо» 30 лет бороздил ледовые просторы Арктики.

Первой из значимых сооружений мы увидели евангелическо-лютеранскую церковь, построенную в стиле неоготики и национального романтизма в 1902 году.

Лютеранская церковь, Кеми

Необычная особенность церкви — розово-кирпичный цвет.

Второй (и я бы сказала, эксклюзивной) достопримечательностью Кеми является Снежный Замок — Lumilinna, который с 1996 г. строят каждую зиму на центральной площади. Красиво подсвеченные скульптуры изо льда и снега, а также звуковые эффекты, должно быть, дарят незабываемые впечатления…

Снежный замок работает, как правило, с января по апрель. Однако все зависит от погодных условий.

Лучше проверять информацию об открытии на официальном сайте Снежного замка.

Здесь же можно остановиться и на ночь. В Снежной гостинице содержится около двадцати двухместных и несколько одноместных номеров. Спать придется на кровати изо льда.

Температура в номерах приблизительно минус пять градусов по Цельсию, но гостям выдаются теплые спальные мешки, которые гарантируют прекрасный ночной сон. Наверное)))

А летом, к сожалению, доступен лишь небольшой зал с баром изо льда, горкой, замком, троном и т. д.

Наверное, посещение Снежного замка подарило самые яркие впечатления из Кеми.

Снежный замок, Кеми

Но и помимо замка, в городке полно напоминаний о том, что все же Лапландию нужно посещать зимой. Вот, например, какие-то домики Санты. Рядом аренда снегоходов. Можно встретить предложения поехать на экскурсию к хаски или оленям.

На Лофотенские острова из Санкт-Петербурга

И после этого начинаешь даже сожалеть, что сейчас лето… Но делать нечего! И мы продолжаем прогуливаться по набережной.

Впереди — Галерея драгоценных камней, которая была открыта в городе Кеми в помещении бывшей морской таможни.

Здание построено в 1912 году в стиле модерн. Здесь собрана самая богатая в Европе коллекция, состоящая более чем из 3000 драгоценных камней, минералов и разнообразных украшений.

Галерея драгоценных камней, Кеми

Более ничего интересного в Кеми мы не нашли. Ранним утром собрали вещи и направились еще севернее, в Швецию.

Кстати, от Кеми уже недалеко и до Рованиеми (чуть более сотни км) — места жительства Санта-Клауса. Давно хотели посетить это место, но сдерживаемся. Уж слишком боимся быть разочарованными тем, как Рованиеми выглядит летом. Но обещаем вернуться когда-нибудь зимой…

ДЕНЬ 2

Кеми — пересечение Полярного круга — Национальный парк Абиску — пересечение границы с Норвегией

Второй день путешествия был, пожалуй, самым долгожданным.

Во-первых, мы впервые в жизни планировали пересечь Полярный круг.

Во-вторых, посетить национальный парк Абиску в Швеции, ступить на Дорогу Королей и увидеть потрясающий каньон.

В-третьих, добраться до Норвегии и провести ночь на ее территории.

ПОЛЯРНЫЙ КРУГ

От Кеми до Полярного круга ехали примерно 2–2,5 часа, причем основную часть по Швеции. Таких строгих скоростных ограничений, как в Финляндии, не было, поэтому мы наслаждались отличной погодой и приятной ездой.

Едва увидев информационной щит с надписью «Polar Circle», наши сердечки затрепетали. Заехали на бесплатную парковку и чуток прогулялись.

Скажу честно, от такого значимого места ожидали большего. По факту есть лишь обветшалое здание с сувенирным магазином и скромненькое кафе.

Более 10–15 минут здесь делать нечего.

Чуть позже мы увидели прогуливающегося вдоль дороги оленя. Такая встреча была настоящим подарком!

Ура, мы в Заполярье!

АБИСКУ

Ландшафтный заповедник Абиску находится в двухстах километрах к северу от полярного круга и всего в 20 км от Норвегии.

Национальный парк включает глубокий каньон реки Абиску и южный берег озера Турнетреск.

Находясь почти на двести километров севернее полярного круга, эти места являются источником таких явлений как ночное полярное солнце и Северное полярное сияние, которое в этих местах считается одним из самых красивых.

Здесь же берет начало и самый живописный пешеходный маршрут Швеции — Королевская тропа.

Ее длина составляет 450 километров, поэтому туристы отправляются в многодневные маршруты с огромным количеством вещей и продуктов.

Но и пройти по Королевской тропе всего несколько километров — большое счастье!

Начало Королевской тропы

Красоты появляются буквально через 10 минут после начала движения. Сначала ты слышишь грохот, а затем уже видишь впечатляющий водопад с водоворотом. Невероятно!

Каньон в национальном парке Абиску, Швеция

Согласитель, только ледниковые воды могут иметь такой насыщенный бирюзовый цвет!

Проходим пару километров и видим потрясающие северные пейзажи. Мне почему-то кажется, что примерно так выглядит Аляска…

На Лофотенские острова из Санкт-Петербурга

Растительность за Полярным кругом — карликовые березы, сочная зелень, кусты ягод и северные цветы.

Наслаждаться красотой каньона хочется очень долго!

На Лофотенские острова из Санкт-Петербурга

Надеюсь, платье не собьет Вас с толку) В Заполярной Лапландии даже в июле редко бывает больше пятнадцати градусов.

Нашей типичной одеждой был такой комплект: кроссовки/треккинговые ботинки + треккинговые штаны + футболка + флиска + ветровка с мембраной. Иногда помогала согреться легкая шапка.

В Абиску гуляли до самого вечера, а когда совсем похолодало и начался дождик, отправились в Норвегию.

Преодолели горный перевал, где в зимнее время часты снежные заносы, увидели высокие заснеженные горы и пересекли границу, да еще и без каких-либо проверок.

По Норвегии проехали около сотни километров и выбрали для ночевки одну из оборудованных стоянок для отдыха.

ДЕНЬ 3

Свольвер — трек Festvagtind — Кабельвог

Спалось в автомобиле в этот раз как-то плохо, поэтому в 5 утра мы были уже на ногах.

Приготовили завтрак на нашей туристической печке и отправились на Лофотенские острова.

Замечу, что первое утро в Норвегии выдалось очень холодное! Окружающие горы были покрыты толстым слоем снега, а завывающий ветер прямо сбивал с ног!

Это была самая северная точка нашего маршрута. По мере продвижения на Лофотенские острова (на юг) становилось теплее.

Часов в 11 утра мы добрались в Свольвер, который считают столицей Лофотен.

Город туристический, симпатичный, хотя и уступает по красоте Рейне.

Здесь мы увидели типичные красные рыбацкие домики — рорбу и купили сувенир — кружку с норвежским флагом и лосем.

Тем временем, выглянула солнышко. Было решено отправиться на маршрут.

Свольвер, Лофотенские острова

Первым мы выбрали Festvagtind — трек, в конце которого открывается головокружительный вид на острова и Хеннингсвер.

На Лофотенские острова из Санкт-Петербурга

Маршрут оказался очень сложным. Несколько раз я даже пожалела, что мы полезли на гору.

То, что мы нашли в себе силы спуститься вниз, я вообще считаю счастливым случаем.

В итоге, данный трек закончил наш день. После спуска с чистой совестью поехали в отель и отдыхали до следующего утра.

На Лофотенские острова из Санкт-Петербурга

ДЕНЬ 4

Кабельвог — Хеннингсвер — пляжи Skagsanden и Ramberg — Хамней — Рейне — ночной трек на Reinebringen

В качестве места проживания был выбран хостел «Lofoten Vandrerhjem Kabelvåg»

Из минусов:

• общая ванная и туалет на несколько комнат
  • скромный номер
  • стоимость — 109 евро за ночь

Плюсы:

• расположение в живописном Кабельвоге
  • удививший нас своим ассортиментом завтрак (помимо стандартных омлетов-сосисок-йогуртов-хлопьев предлагалось отведать мясо кита, лосось, норвежский сыр, а также испеченный на месте невероятно вкусный теплый хлеб)
  • чистота

Кабельвог

После превосходного завтрака в Кабельвоге отправились в Хенннингсвер.

Городок совсем крошечный, буквально пара улочек, но очень классный.

Рекомендую приезжать рано утром и гулять в одиночестве.

Для этого достаточно часа.

Хеннингсвер

После Хеннингсвера был проложен маршрут почти на самый юг Лофотенских островов, в Рейне. Расстояние — 120 километров, но ехать часа 3. А, учитывая многочисленные остановки для прогулок и фото, так и вовсе целый день.

По пути попадались лазурные пляжи с белоснежным песком.

На Лофотенские острова из Санкт-Петербурга

Мостики с причудливыми изгибами и, конечно же, горы!

На пляже Skagsanden сделали обеденный перерыв. Готовили из имеющихся запасов на газовой печке.

Хорошее место для обеда!

На пляже имеются бесплатные столики, туалет, многие живут в палатках.

Правда, ветер на пляже невероятной силы!

На Лофотенские острова из Санкт-Петербурга

Чем дальше на юг, тем нереальнее становятся пейзажи. Горы начинают напоминать хребты исполинских динозавров.

Сказочные места!

Следующий check-point — Хамнёй — малюсенький островок с одноименной рыбацкой деревней.

На Лофотенские острова из Санкт-Петербурга

Каких-либо достопримечательностей Вы здесь не найдете, но открыточных видов попадется море!

Да еще и на солнышке можно позагорать.

На Лофотенские острова из Санкт-Петербурга

Как и стоило предполагать, в Рейне мы приехали уже вечером. Погода испортилась, поэтому мы начали искать забронированный отель без знакомства с деревней.

Сразу отмечу, что Рейне — самое фотогеничное место на всех Лофотенских островах, что сказывается на стоимости проживания. Для местных жителей — позитивно, а для нас, туристов, негативно.

«Lofoten Bed & Breakfast Reine — Rooms & Apartments» бил наш личный рекорд по цене даже для Норвегии!

Малюсенькая комната, правда, с собственной ванной комнатой и очень скромным завтраком обошлась нам в 141 евро за ночь!

Неужели за вид из окна пришлось столько переплачивать? Он и правда был крутой.

Номер в «Lofoten Bed & Breakfast Reine»

Чего не скажешь о погоде. Небо затянуло белесой пеленой, периодически срывались капельки дождя.

Что еще можно делать в такую погоду? Конечно же, спать.

Вот только заснуть так и не получилось. В отличие от предыдущих комнат, здесь шторы совсем не защищали от света.

В итоге, часов в 9 вечера я окончательно психанула, когда в глаза начало светить солнце. Всё, подъем!

Погода наладилась, бухта была красиво подсвечена солнечными лучами.

И я предложила мужу небольшую авантюру — ночной подъем на Рейнебринген.

Буквально несколько минут посомневались, а затем уверенно стали собирать вещи в рюкзаки: термос с горячим чаем, воду, сникерс, фототехнику.

От отеля до начала маршрута дошли минут за 20, еще час занял подъем на гору.

С 23:00 до 24:00 мы находились на вершине, любуясь полночным солнцем и, пожалуй, лучшим видом на Лофотенах.

На Лофотенские острова из Санкт-Петербурга

В отель вернулись после часа ночи. И, поверьте, после такой прогулки мне уже ничего не мешало: ни полупрозрачные шторы, ни круглосуточное солнце.

ДЕНЬ 5

Прогулка по Рейне — деревня О — Саркисей — пляж Haukland — трек на Mannen Haukland — Лекнес

Пятый день стал идеальным во всем: непривычная для заполярной Норвегии солнечная и теплая погода, открывшаяся во всей красе деревушка Рейне, несколько уступающая ей деревня О, незабываемая картинка острова Саркисей и несложный маршрут с фантастическим видом на пляж!

Рейне

Рано утром, еще до завтрака, мы прогулялись по совершенно пустынным улочкам Рейне и в сотый раз подтвердили, что именно эта деревушка — самое красивое место на Лофотенах.

После очень скромного завтрака решили доехать до конечной точки Лофотенских островов — деревни О.

Помимо лаконичного названия, парочки музеев и старинной пекарни О ничем особо и не запомнилась, особенно после Рейне.

Буквально через час мы отправились в обратную сторону, снова на север.

Деревня О

Проезжая мимо острова Саркисей, не смогли не притормозить. Вы только взгляните, какая изумрудная вода и веселенькие рорбу! Обязательно отметьте на своей карте данную локацию и не забудьте заехать.

Открыточный вид заполярной Норвегии, остров Саркисей

Наслаждаясь видами, потихоньку доехали до территориального центра Лофотенских островов — городка Лекнес.

Здесь предстояло провести ближайшие 2 дня, исследую окрестности. Заселиться решили вечером, а пока — новый трек!

Он идет от пляжа Haukland Beach на гору Mannen.

Маршрут несложный, дорога в одну сторону занимает час-полтора.

По пути попадаются пасущиеся овечки. Конечно, такая зелень вокруг!

На Лофотенские острова из Санкт-Петербурга

С верхней точки маршрута Вы увидите бескрайние просторы Норвежского моря, горные гряды Лофотенских островов и пляжи Haukland и Uttakleiv.

ДЕНЬ 6

Лекнес — Нусфьорд — треккинг к пляжу Kvalvika и на гору Ryten — Лекнес

Лучшим среди забронированных в поездке отелей оказался «Scandic Leknes Lofoten»

Достаточного размера номер с собственной ванной комнатой и потрясающим завтраком стал настоящим подарком для уставших после треккинга туристов.

Особенно порадовало, что хоть здесь кровати можно было сдвинуть. Не ожидала, но в Скандинавии реально все номера с раздельными кроватями. Видимо, у местных особое отношение к личному пространству.

На Лофотенские острова из Санкт-Петербурга

Отлично отдохнув и бесстыдно натрескавшись лосося нескольких видов на завтраке, отправились в Нусфьорд.

Вообще-то мы думали, что это очередной типичный рыбацкий поселочек, а оказалось, что музей под открытым небом.

Вход — платный.

Погуляли по территории, посмотрели фильм о жизни на островах сотню лет назад, зашли в рыбацкий домик…

Ох, тяжела была жизнь норвежских рыбаков!

В отличие от нашей, сладкой)

На Лофотенские острова из Санкт-Петербурга

А вот всю вторую половину дня занял треккинг.

Получилось так, что мы объединили 2 маршрута в один: трек до пляжа Kvalvika и от пляжа на гору Ryten.

Суммарно «прогулка» заняла часов 6. Устали прилично!

Если дорога до пляжа достаточно пологая и комфортная, то на гору подниматься было очень сложно.

И тем не менее, мы это сделали!

Лучшего места для завершения путешествия по Лофотенским островам и не найти.

Финальная точка маршрута на гору Ryten и вид на пляж Kvalvika

ДЕНЬ 7

Лекнес — Кируна

Из Лекнеса до шведской Кируны — 450 км. Весь день ушел на дорогу.

Замечу, что такой переезд совершенно не обременителен, так как за окном то и дело меняются пейзажи: озера, горы, водопады, лес. Чудесный отрезок пути!

К вечеру добрались в Кируну и заселились в «SPiS Hotel & Hostel»

Как обычно, выбирали жилье с бесплатной парковкой и завтраком.

Стоимость номера — 108 евро.

Что можно сказать о Кируне?

Во-первых, это самый северный город в Швеции.

Зимой температура опускается до 40 градусов ниже нуля по Цельсию.

Во-вторых, это богатейшее месторождение железной руды.

Исходя из этих данных, понимаешь, насколько суровый этот городок. Помимо бесконечных промышленных объектов и отвалов, смотреть практически нечего.

Главная достопримечательность — деревянная церковь, построенная в 1912 год по проекту архитектора Густава Викмана.

Церковь считается одним из самых замечательных зданий шведской национально-романтической архитектуры.

Церковь в Кируне

Вторым интересным объектом оказалась пожарная часть.

Пожарная часть, Кируна

На этом все. Остальное выглядит ну очень запущенно.

Другое дело зимой!

Из-за полярной ночи Вы не увидите, в каком жалком состоянии находятся дома в городе, а Полярное сияние, которое в Кируне не редкость, подарит ощущение настоящей сказки.

А еще зимой Вы просто обязаны посетить «Ice Hotel» в городке Юккасъярви на расстоянии 20 км от Кируны и ферму северных оленей.

На сайте «Ice Hotel» Вы можете как забронировать экскурсию по отелю, полностью выполненного изо льда, так и арендовать ледяной номер для проживания.

Цены очень высокие, но и красота невероятная!

А мы движемся дальше.

ДЕНЬ 8

Кируна — Куопио

Из Кируны в Куопио почти 800 км. И проехать их сложно!

Дорога уже знакомая, не слишком разнообразная.

Единственное развлечение — выглядывать из окошка, не видно ли оленей в лесу.

Хотя порой они сами выходят на дорогу и с удовольствием позируют.

На Лофотенские острова из Санкт-Петербурга

Поздно вечером приезжаем в Куопио и заселяемся в «Boutique hotel Sawohouse»

ДЕНЬ 9

Куопио — Санкт-Петербург

Финальный рывок в 500 км — и мы дома!

ПРОДОЛЖЕНИЕ В РАССКАЗЕ Треккинг на Лофотенских островах

Что я могу сказать о поездке?

1. Лофотенские острова — потрясающее место. Мне кажется, что подобную красоту в Норвегии можно увидеть лишь в районе Гейрангера. Или Лофотены все же красивее? Пока не решила)

2. Увиденные по пути финские и шведские городочки — Куопио, Кеми, Кируна — так себе. Возможно, зимой ситуация кардинально меняется.

3. Отели и по пути, и на Лофотенах очень дорогие! Попробуйте все же решить, что для Вас важнее: экономия времени или средств. Альтернатива — ночевки в палатках в «диких» условиях либо в кемпингах.

4. На островах Вам понадобится удобная обувь (лучше и треккинговые ботинки, и кроссовки), непродуваемая одежда, шапочки и перчатки даже летом. В июле фонарик точно не нужен)

5. Не забывайте, что «горячий» сезон на Лофотенах не только в июле, во время Полярного дня, но и в марте, когда с высокой вероятностью можно увидеть Северное сияние и заснеженные острова.

Приятного путешествия, друзья!

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия