Турист Анастасия Петровна (1dg2dg)
Анастасия Петровна
была 29 октября 2022 23:27

Помпеи — Италия Июнь 2019

Начало. Путешествие на юг Италии на автомобиле. Часть1.Прая-а-Маре.

Путешествие на юг Италии на автомобиле. Часть2. Козенца.

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется — с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождем, под воспаленным прахом,

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

А.С Пушкин 1834 г.

Везувий — один из самых известных в мире вулканов. Находящийся на стыке двух литосферных плит (Европейской и Африканской) он не раз менял рельеф Неаполитанского залива. Ужасающие воображения картины погребения людей и городов под слоем пепла и раскаленного грунта многократно были описаны в литературе и показаны нам в кинематографе… Естественно нам хотелось там побывать!

Путешествие на юг Италии на автомобиле. Часть3. Везувий и Помпеи

Находясь в гостях у наших итальянских друзей в начале данного автомобильного вояжа, мы поведали им о намерениях взобраться на вершину знаменитого Везувия, дабы лицезреть всю мощь единственного действующего на материковой Европе вулкана, а затем спуститься в «творение рук человеческих», погребенных несколько тысяч лет назад — в Помпеи. На что получили неоднозначный ответ… Что Помпеи — о да беллисимо! А Везувий ноу… Этна — это да! А Везувий — ну не очень).

Я конечно призадумалась. Но ровно на одну секунду). Моя душа, мысли и взоры (а затем и ноги)) рвались на эпический вулкан! Что из этого вышло я опишу ниже).

В Прая-а-Маре под многоголосое пение птиц начинался очередной солнечный денек. Настя теребит и будит свое семейство. Пора, пора вставать! Нужно успеть приехать к вершине Везувия до начала полуденной жары). А нам ведь ехать почти 200 км.!

Рано утром мы уже кружим по серпантину национального парка Поллино и выезжаем на отличную трассу, ведущую нас прямиком в Неаполь. Снова мосты, тоннели и городочки на вершинах холмов, описанные мной в предыдущих рассказах, проезжаем указатель на Помпеи… Поворачиваем головы… Мы вернемся сюда попозже. После «восхождения» на Везувий. Мчимся дальше по навигатору.

Высота вулкана на сегодняшний день составляет 1300 м. Вход в национальный парк «Везувий» находится на высоте около 1000 м. Далее, оставшиеся 300 м. необходимо будет преодолеть пешком. Кассы работают в летнее время с 9.00 до 17.00.

Посещение кратера вулкана — это одна из самых популярных экскурсий данного региона. И забегая вперед, хочу всех предупредить, что «Везувий» — это один сплошной маленький бизнес. Так, не доезжая до касс где то около 4 км.!, наш автомобиль завернули на платную парковку стоимостью ни много ни мало 6 евро. Выглядело это примерно так.

Путешествие на юг Италии на автомобиле. Часть3. Везувий и Помпеи

Вдоль дороги синяя линия. То есть все машины, а их как мы понимаем не мало, становятся в одну шеренгу. Ты естественно становишься последним) и топаешь обратно вполне приличное расстояние. Чертыхаясь при этом, что за шесть евро ну можно было бы организовать пару площадок, что бы это ну хоть как то смахивало на платную парковку. Далее нас ожидал загорелый билетер, который предлагал нам оплатить проезд на маршрутном такси к самим кассам за 2 евро с носа). Ну не зря же они наставили шлагбаумов и не позволили нам подъехать туда на собственном автомобиле)). Ко всему прочему, на обратном пути вас будет ждать нехилая очередь что бы съехать назад). Ведь билетики вам продадут в обе стороны).

Ситуация нас разозлила. Мы еще до входа в парк не добрались, а с нас уже шерсть стричь начали). Решили не платить. И двинулись вдоль дороги самостоятельно в компании таких же экономистов?) или же просто обожающих пешие восхождения в гору, туристов). Нас обгоняли огромные туристические автобусы, которым до парковки у касс доехать позволялось, ведь все уже оплачено минимум по 40 евро с человеко-пассажира). А за бортом тем временем разворачивались немного мрачноватые (мы же все-таки на вулкане), но все же симпатичные пейзажи.

Путешествие на юг Италии на автомобиле. Часть3. Везувий и Помпеи

Что собой представляет пункт оплаты? Это место (слава богу с туалетом) где вы отдадите по 10 евро с человека (детям вход так же платный) за то, что вам разрешат подняться к кратеру вот по этой тропе.

Нет, ну я конечно понимаю, что даже такая дорога требует определенного ухода и поддержания ее в рабочем состоянии… Но 10 евро! К слову, вход в археологический комплекс «Помпеи» стоил 15 евро, причем с нашего 14-го ребенка денег вообще не взяли. Почувствуйте, как говорится, разницу.

Ко всему прочему, на отметке свыше 1000 м. нас ожидал живописный туман.

Путешествие на юг Италии на автомобиле. Часть3. Везувий и Помпеи

Поднимаемся за облака и топаем к цели нашего путешествия — кратеру Везувия.

Путешествие на юг Италии на автомобиле. Часть3. Везувий и Помпеи

А вот и сам, собственно говоря, кратер. Яма как яма.

Никакого шипящего пара и клубящегося дыма мы там не обнаружили. Может, оно конечно и к лучшему). Так как высокую сейсмическую активность данного объекта никто не отменял. А местность к северо-западу от Неаполя вообще расположена в аккурат на Флегерийских полях. Здесь магма подходит настолько близко к земной поверхности, что почва регулярно совершает медленные вертикальные колебания — брадисейсмы.

А сам Везувий в своем поперечном сечении имеет несколько магматических камер на весьма незначительной для вулканов глубине — от 3 до 10 км. Эти камеры являются источником растущей концентрации газов, что чревато сильными взрывами при возможном извержении. Так что, хоть старичек и выглядит не таким уж и страшным, а кальдера его размером и глубиной уступает некоторым иным вулканам, которые нам довелось повидать, сам он является очень опасным геологическим объектом, с точки зрения потенциальной разрушительной силы. Конечно же на сегодняшний день за ним ведется пристальное наблюдение.

Последнее сильное извержение вулкана было в 1944 г. Были стерты три городка к западу от него. Но эти события совпали с бомбардировками во время второй мировой войны и в сравнении с огромным количеством смертей того времени, не привели к большим человеческим жертвам.

Ну, а пока Везувий спит, Неаполь бурлит жизнью у его подножья. Это туманное фото Неаполитанского залива было сделано на обратном пути. Понятное дело, что нам не очень повезло с погодой, хотя как это ни парадоксально, внизу стояла жара и светило яркое южное солнышко.

Путешествие на юг Италии на автомобиле. Часть3. Везувий и Помпеи

Теперь держим путь на Помпеи. Погибший город-музей находится в одноименном городке. По мере приближения к нему будет организованно множество парковочных комплексов. Цена кусается. 3,5 евро в час. Дешевле искать бесполезно. Мафия). Оставлять на улице авто (тем более собственное) без присмотра я не советую. У моих знакомых, отдыхавших во Флоренции в одно и то же время с нами, высадили стекло в машине соблазнившись совсем стареньким навигатором. Летом конечно без стекла вы не замерзнете, но машину уже оставить ни где не сможете. Ну вот зачем такие неприятности, пусть и ради 6–10 евро?

Помпеи! Даже если вы совсем не интересуетесь историей и о Древне-Римской цивилизации слышали в последний раз за школьной партой… Вам все равно стоит их посетить! Войны, землетрясения, различные средневековые реконструкции памятников архитектуры, относящихся к периоду до начала первого года нашей эры, либо совсем стерли, либо оставили лишь фундаменты и отдельные фрагменты сооружений той эпохи. А тут вулкан, одновременно нанеся огромный урон, сохранил для последующих поколений целый город!

Масштаб виднеющихся сооружений поразил меня уже на подходе к кассам комплекса.

Путешествие на юг Италии на автомобиле. Часть3. Везувий и Помпеи

Без особых затруднений мы купили билетики и направились в «глубину веков». Так же у входа можно будет при желании приобрести услуги гида или простую карту, с отмеченными и пронумерованными на ней достопримечательностями. Сразу скажу, что даже на беглый осмотр города вам потребуется минимум три часа. Если вы путешествуете самостоятельно, то советую изучить заранее хотя бы такую схему местности,что бы понимать какого рода объекты вы видите перед собой.

Не буду выдавать себя за великого знатока Помпей и профессионального экскурсовода, это естественно не так). Но попытаюсь показать некоторые фрагменты древнего города на уровне простого обывателя, что бы вам тоже захотелось сюда приехать). Впервые город был обнаружен в 1592 году при прокладке канала от реки Сарно. Раскопки начались в 1748 г. и продолжаются до сих пор. Ведь еще около 20% территории Помпей не обнаружено.

Путешествие на юг Италии на автомобиле. Часть3. Везувий и Помпеи

Сначала нас встретил большой Квадрипортик, расположившийся перед входом в театр. Он служил местом для сбора публики перед началом представления. Одно время тут тренировались и жили (в совсем не больших кельях с боку) гладиаторы, после того как в 62 г. н. э. землетрясением были разрушены их казармы.

А вот и сам Большой театр 3–2 в. до н. э.рассчитанный на 5т. зрителей.

Совсем рядом от него расположилась еще одна сценическая площадка — Одеон (Малый театр) вместимостью 800–1000 человек. Аналог современным камерным театрам.

Но такого рода сооружения нам встречались и раньше. Они как то не плохо сохранились и в других местах, хранящих остатки былой Римской империи. А вот что именно сохранилось в Помпеях, чего вы ни где больше не увидите, так это общие черты жизни города, включающие в себя лабиринты улиц, храмы, богатые и бедные дома. По которым можно пройтись, в которые можно заглянуть, уловить приметы древнего быта.

Путешествие на юг Италии на автомобиле. Часть3. Везувий и Помпеи

Дороги вымощены просто огромными булыжниками! И как они только перемещались по ним на своих деревянных колесницах… Никаких тебе амортизаторов, «мягкой» резины, шумоизоляции салона). Душу думаю можно было вытрясти) по такой езде.

Многие бордюры высотой практически по колено современному человеку! Антропометрия которого явно отличается в большую сторону от древнего народа. Тут римлянами предусмотрительно были организованы вот такие переходы, прародители современных «зебр»). А так как нынешний сапиенс в отличие от своих предков не отличается особой ловкостью и молодостью (мы живем гораздо дольше)), то на современный лад задействованы и некоторые вспомогательные средства).

Путешествие на юг Италии на автомобиле. Часть3. Везувий и Помпеи

У дорог часто можно встретить фонтаны. В которых жители города могли набрать воду для домашних нужд.

Путешествие на юг Италии на автомобиле. Часть3. Везувий и Помпеи

Как жили люди в ту эпоху? Вулкан и время оставили нам только впервые этажи зданий, но все равно общую конфигурацию рассмотреть можно. Что сразу нас удивило, так это отсутствие окон. Все здания стоят плотно друг к другу, стена к стене и единственным источником света (во всяком случае на первом этаже) в бедняцких апартаментах служила входная дверь! Причем эти помещения зачастую были очень скромных размеров.

У богатых горожан и у аристократов дело обстояло совсем иначе. Окон попрежнему не было, но источником света тут уже служил Перистиль — открытый дворик с колоннадой и галереей. Он мог быть как совсем маленьким, так и огромным с садом внутри и богато украшенным мозаикой.

Путешествие на юг Италии на автомобиле. Часть3. Везувий и Помпеи

У входа в дом гостей встречал Атрий — маленький (или не очень)) крытый дворик с бассейном для сбора дождевой воды.

Путешествие на юг Италии на автомобиле. Часть3. Везувий и Помпеи

Ту так же в зависимости от статуса хозяина использовались различные мозаики и фрески для украшения своего жилища.

Путешествие на юг Италии на автомобиле. Часть3. Везувий и Помпеи

Многое в Помпеях — это реконструкция. А оригинальные произведения искусства хранятся в музеях, в том числе и в Археологическом музее в Неаполе. Кое-в какие дома был вход закрыт и приходилось делать фотографии через решётку. Но общее впечатление о жизни горожан различных слоев общества составить было можно.

Выходим к Форуму — центру экономической, политической и рилигиозной жизни Помпей. Это весьма внушительная площадь размером 38 на 157 м. могла вместить в себя всех «граждан», которые могли учавствовать в управлении делами города. На видео так же можно оценить количество туристов в музее в начале Июня).

По периметру Форум был окружен колонадой, подпиравшей крытую галерею. Тут велась торговля на подобии наших ларьков, детям преподавали грамоту. Так же вокруг форума был расположен Макеллум — продовольственный рынок с круглым бассейном для рыбы. Общественные туалеты. Вот они)

Путешествие на юг Италии на автомобиле. Часть3. Везувий и Помпеи

Храмы Юпитера, Аполлона, Веспасиана, Лавров.

Путешествие на юг Италии на автомобиле. Часть3. Везувий и Помпеи

Так же сбоку от форума располагалась Базилика — место для гражданских собраний, судов, решения финансовых споров. И кстати, туалеты во всех этих гос-учериждениях обнаружены не были). А это значит, что все «мужы» бегали в общественную уборную).

Путешествие на юг Италии на автомобиле. Часть3. Везувий и Помпеи

При входе в Форум рядом с храмом Юпитера установлены две триумфальные арки. В честь императоров Друза и Тиберия. Некогда они были облицованны мрамором. Вот одна из них.

Путешествие на юг Италии на автомобиле. Часть3. Везувий и Помпеи

А вот симпатичный Храм Исиды, который не плохо сохранился. Эта древне-египетская богиня была очень популярна и в Римской империи.

Нельзя обойти мимо и тему трагедии Помпей. Когда в 79 году н. э. город погиб и был похоронен под слоем вулканического пепла вместе с людьми, которым не куда было бежать. Как правило это были бедняки и рабы. Взрыв Везувия был настолько мощным, что бедняги погибли практически мгновенно. Замерев на тысячелетия в своих смертельных позах.

Ну, а мы идем дальше, пытаясь восстановить в образах их простую жизнь, порой так мало отличающуюся от нашей. Вот например общественные едальни. Прародительницы современного фастфуда). В эти отверстия закладывались угли, а сверху ставилась емкость с пищей, температура которой таким образом постоянно поддерживалась. Многие римляне того времени вообще не занимались «готовкой», а питались именно в таких местах «едой на вынос».

А вот и пекарня. Эти интересные цилиндрические приспособления — это жернова. Один каменный диск крепился стационарно, а конус вращялся при помощи рычагов. Естественно с применением живой тягловой силы. В роли которой мог выступать как ослик, так и мальчик или раб.

Славились так же Помпеи и своими фуллонами — мастерами ткачами и красильщиками. Поместу в их мастерских занимались так же и стиркой белья. А так как мыла, как такового, в те времена еще не было, то этот технологический процесс осуществлялся по старинке) при помощи соды и мочи. Моча омыляла грязь и жир с одежды, а сода убирала сопутствующий всему этому действу аромат. Рабочие складывали одежду в чан, заливали все это «рабочей жидкостью» и совершали над ней «танец фуллонов», тщательно топая ногами. Один из таких домов долже быть открыт для осмотра на улице Изобилия (via dell’Abbondanza) — fullonica di Stefano.

Из видных особенностей жизни города остался еще Лупанарий. Но вам я его показывать не буду). Про публичные дома Помпей и так достаточно информации в интернете. Не отличаются эти помещения ни красотой ни изяществом. И судя по аскетичному убранству и крошечным габаритам, пользовались ими, как мне кажется, не самые богатые горожане. Хотя. Как знатьс).

Не далеко от лупанария расположились Стабиевы термы. Но к сожалению мы в них не попали. Они были закрыты решеткой(. До сих пор меня мучает мысль, что может быть вход был с какой то другой стороны. Искать не стали, так как к тому времени очень утомились.

Мой совет самостоятельным путешественникам — это отводить древнему городу побольше времени. Мы совершили глупость, поехав с утра на вулкан. Убили кучу времени и сил. А для Помпей нужны свежие ноги. Нельзя ходить по ним еле их волоча).

Второй совет, составить себе план того, что вы хотите увидеть. Приобрести карту и испокойно следовать по намеченному пути. Все здания в городе пронумерованы, город разбит на сектора. Мы же растерялись куда идти в первую очередь, увязались за экскурсионными группами. Потом слава богу опомнились, и старались углубиться в улочки подальше от людской суеты. Но будьте готовы к тому, что возле основных достопримечательностей людей будет не мало. И они, как правило, толкутся кучей в самых интересных местах вместе со своим гидом мешая сделать хороший кадр). Это конечно проблема. Но город интересен не только отдельными точками. Самое главное в нем на мой взгляд, это его структура. Улицы, дома по которым ты в реальном времени можешь погулять, как это делали люди больше двух с половиной тысяч лет назад.

P. S. На сегодняшний день, глядя на карту города, я бы организовала следующую схему путешествия по городу. У входа вы сразу попадаете в Квадрипортик у Театров, затем осматриваете театры Большой и Малый (они находятся рядом). Сразу за Театрами расположена Палестра Самнитская (сооружение для тренировок упражнений и соревнований). Потом направляйтесь к Храму Исиды, затем я бы пошла к Дому Геометрических мозаик(Casa dei Mosaici Geometrici). Оттуда бы вышла к Форуму. После осмотра Форума и Базилики поднялась бы выше по карте и осмотрела бы дома богатых граждан Дом Трагического поэта, Дом Фавна, дом Ветиев и другие (они находятся в одном месте лишь бы хватило на все сил). Затем двинулась бы потихоньку в обратном направлени и посетила бы Стабиевы термы за одно с Лупанарием. Следующий пункт Сукновальня Стефана (fullonica di Stefano) и потихоньку двинулась бы к Амфитеатру Помпей. По пути сверяться с картой, что бы понимать какой дом или таверну вы проходите мимо.

Путешествие на юг Италии на автомобиле. Часть3. Везувий и Помпеи

Помпеи огромны. В первую очередь они поразили меня своим массштабом. За один день обойти все улочки и заглянуть во все дома будет просто не возможно. Но получить представление о жизни в древнем городе можно. Возможно, если со временем я начну объезд мест в которых побывала ранее по второму кругу), то древние Помпеи в этом списке будут стоять одними из первых. Ну, а мы возвращаемся назад в Прая-а-Маре, откуда совершим еще одно небольшое путешествие на этот раз по Побережью Богов в Калабрии.

Путешествие на юг Италии на автомобиле. Часть 4. Тропеа и Скалея.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия