Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
сейчас на сайте

Волгоград, Нижний Баскунчак — Россия Май 2019

Волгоград!

О чем мы в первую очередь думаем, слыша название этого города? Конечно о Сталинградской битве и масштабном, грандиозном мемориальном комплексе на высоте 102-Мамаевом Кургане, посвященном победе обычных, простых советских солдат в страшной Великой Отечественной войне.

Откуда взялось название Мамаев? Существует две версии: 1). Для просмотра окрестностей курган использовался еще кочевыми племенами и одного из ханов звали Мамай. 2). В переводе с языка волжских татар «мамай» это и есть бугор.

В Волгограде я была лишь однажды и то проездом, а желание посетить город возникло пару-тройку лет назад, когда я стала рассматривать места для непродолжительной поездки на майские праздничные дни. План и маршрут поездки был готов еще в том году, но чашу перевесил Дагестан и честно говоря он так и держит первенство, подарив шикарную погоду и уникальные живописные природные красоты.

Немного растянув зону желаний от Волгограда во все стороны, я наткнулась на еще один объект, который давно хотела увидеть-соленое озеро Баскунчак,

Волгоград — город цветущей сирени. Мамаев Курган

а рядом с ним и гора Богдо тоже казалась достойна внимания.

План был таков:

30 апреля в ночь выезжаю на поезде из Краснодара,

1 Мая в 10 утра (в Волгограде разница во времени с московским-1 час) избавляюсь от багажа и до обеда иду гулять, затем часа 2–3 выделяю Мамаеву Кургану.

Около 18 часов вечера на электричке еду до Верхнего Баскунчака, далее на такси -всего км 7 до Нижнего Баскунчака и там на 2 суток поселяюсь в забронированном номере санатория «Баскунчак»

2 Мая гуляю у озера.

3 Мая посещаю гору Богд (вон она, едва видна вдали) и вечером уезжаю назад в Волгоград, поселяюсь в забронированный отель и спать.

4 Мая на электричке еду в Сарепту, прогулка на кораблике по Волге,

гуляю по городу.

5 Мая утром на поезд и домой.

Поездкой осталась довольна, выполнила все, что наметила, но был один существенный недочет: выделив на Баскунчак 2 дня я погорячилась, 1 дня с утра до вечера вполне бы хватило, его было бы более чем достаточно, но деталями поделюсь уже по ходу рассказа, а начну его с Волгограда, окутанного запахом цветущей сирени.

По мере приближения даты отъезда интернет как обычно преподнес подарок: на все мои 4 дня путешествия показывал только тучи и дожди, а в первые пару дней и сильное понижение температуры. «Осведомлен, значит вооружен»-думала я, забрасывая в рюкзак всевозможные комбинации гардероба. При приближении к Волгограду глядя на табло глаза округлились:+6С! Круто, а в Краснодаре накануне было +26С!

Подумаешь, разница-то всего лишь 20С и одела на себя почти все что было припасено в рюкзаке!

Выйдя из вагона, огляделась: в Волгораде было зябко, сыро и по большим лужам понятно, что дождь совсем недавно закончился. Но самое ужасное было хмуро и пасмурно и как результат- полное отсутствие неба, лишь серая безликая накидка!

Не катастрофа конечно, но очень хотелось погоды поприятнее, но типа какая была в день отъезда))

Волгоград — город цветущей сирени. Мамаев Курган

Сдав рюкзак в камеру хранения вышла из здания вокзала оглянулась на красивое серое здание, построенное в 1954 году на месте вокзала, разрушенного в дни Сталинградской битвы, который в свою очередь был сооружен на месте самого первого, деревянного вокзала в 1870 году в год построения и открытия железной дороги Царицын-Грязи.

Засмотревшись на здание и проверив кроссовком глубину первой же лужи, я вышла на улицу Коммунистическая и в конце квартала увидела одно из уникальных и старинных сооружений, архитектурную достопримечательность города, здание Царицынской пожарной части, построенное в 1897 году.

Волгоград — город цветущей сирени. Мамаев Курган

Здание не всегда было с каланчой-в 30-е годы ее убрали, но в 1995 году после пожара все было восстановлено в первоначальном виде. В настоящее время по своему прямому назначению оно не используется, здесь располагаются различные службы.

Фотографировать пожарную часть очень сложно, мешали забор, опоясывающий ее по кругу, провода, оказавшиеся большой проблемой вообще всех съемок в Волгограде. Некоторые фото сейчас и далее сделаны в разные дни и вы почувствуйте разницу, как встречал меня Волгоград и как провожал.

Волгоград — город цветущей сирени. Мамаев Курган

Далее я отправилась на трамвай, идущий в сторону Кафедрального Казанского собора.

Он находится немного в стороне от центра и других значимых достопримечательностей, но увидев в интернете фотографии собора захотела воочию убедиться в его красоте.

Собор расположен в жилом районе среди многоэтажек, на месте церкви, возведенной здесь еще в начале 18 век.

Новое здание собора в псевдорусском стиле построено в конце 19 века, последняя реконструкция вернула сооружению первоначальный вид, красивые красно-белые фасады, лепнину и шатровые купола. На территории собора очень уютно, стоят кадки и горшки с цветами, много клумб, вольготно себя чувствуют котофеи.

От Казанского собора я опять целенаправленно по улице Огарева, отправилась до улицы Рабоче-Крестьянской и покружила по окрестностям, очарованная разнообразной архитектурой зданий постройки прошлого века.

Вот например объект культурного наследия, памятник архитектуры и очень красивое бело-красное отреставрированное здание на улице Огарева 6- сейчас его занимают офисы Комитета образования, науки и молодежной политики,

Волгоград — город цветущей сирени. Мамаев Курган

Далее я вернулась на Рабоче-Крестьянскую и на перекрестке с улицей Академической залюбовалась одним из старейших и красивейших зданий города -это Волгоградский музыкально-драматический казачий театр.

Волгоград — город цветущей сирени. Мамаев Курган

Здание было построено строительной артелью царицынского купца, яркого представителя городской элиты А. М. Шлыкова для собственных нужд в 1862 году. Благодаря купцу и его семье в этом здании в 1910 году была открыта 4-я женская гимназия. После революции в нем размещались различные учебные заведения.

После ВОвойны от здания остались только стены и часть перекрытий цокольного этажа и потребовались колоссальные усилия, чтобы восстановить его, где в 1952 году был размещен театр.

Вокруг здания веет ореол таинственности и существует несколько легенд, одна из которых гласит, что купец Шлыков построил его в память об утонувшей дочери. Фасады здания очень красивы, на них много барельефов с человеческими лицами и приглядевшись, можно разглядеть лица девушки и старика: дочери и либо отца, либо Посейдона, забравшего у купца дочь.

Далее сразу за театром высится огромное и невероятно интересное здание из красного кирпича, представляющее из себя замкнутый прямоугольник-это Институт архитектуры и строительства. Как и театр, это здание построенное в стиле провинциального романтизма 19–20 веков, принадлежало купцу Шлыкову и это был жилой дом его семьи.

Волгоград — город цветущей сирени. Мамаев Курган

Вокруг здания расположены еще несколько дореволюционных построек различного предназначения, которые в результате очень тщательных реконструкций и реставраций разных лет были соединены между собой.

На главном фасаде здания, представляющим собой самый крупный экземпляр царицынского архитектурного стиля на первом и втором этажах сохранились оригинальные окна, а дата-1952 год-это год окончания реконструкции.

Наиболее хорошо сохранившееся и когда-то самостоятельное здание. Кирпичные украшения этой части здания в деталях совершенно не похожи на остальные части, Кирпичная резьба отличается здесь роскошным богатством форм. На фасаде практически нельзя найти ни одного «ровного» участка, лишённого узорчатого рельефа.

На противоположной стороне от института, на улице Циалковского привлекло внимание еще одно небольшое старинное здание под № 17.

Волгоград — город цветущей сирени. Мамаев Курган

Около бывших торговых рядов запечатлела скульптуру первого кондуктора

и, выполнив программу минимум, по совету местной жительницы, отправилась к остановке скоростного трамвая «Профсоюзная», чтобы доехать до Мамаева Кургана. Времени до отправления поезда было более чем достаточно и мне очень не хотелось спешить…

Так, а что же такое СТ-скоростной трамвай?

Это обычный трамвай, с той же ценой на билеты-25 рублей и кондуктором внутри, но некоторые участки пути проходят под землей, остановок он делает меньше, чем обычный и конечно же оправдывает свое название-едет быстрее. Минут через 15 я уже выходила на остановке у Мамаева Кургана.

Конечно при планировании маршрута главной мечтой было посещение этого места памяти и скорби…

Внутреннее волнение началось еще в вагоне трамвая, как только издали я увидела словно летящую статую Родины-Матери с распростертыми в разные стороны руками, символизирующую призыв -смелее же на защиту своей Родины, не бойтесь, вы защитники, вперед, только вперед!

Волгоград — город цветущей сирени. Мамаев Курган

Мрачное, давящее небо лишь усугубляло настрой, но в тот миг я подумала, что так даже лучше, восприятие комплекса будет более правдоподобным.

Волгоград — город цветущей сирени. Мамаев Курган

Я не буду писать историю создания мемориала: что, кем и когда, вы просто пройдитесь со мной и помолчим…

Тихо звучали песни военных лет, им на смену приходил голос ведущего, тембр которого запомнился всем из хроник того страшного времени, а вокруг цвели сады и сирень и ее дурманящий запах легким шлейфом разносился по окрестностям.

Раздавались негромкие голоса детей, которым экскурсоводы и родители рассказывали что это за место, чему оно посвящено и почему оно здесь. Особенно трогательно было видеть молодого папу терпеливо вполголоса объясняющего все это своему сыну-малышу лет 6–7.

На входе в комплекс продавали цветы: яркие алые гвоздики и тюльпаны, поэтому многие посетители несли в руках буквально горящие букетики. Чем выше я поднималась, тем больше становилась и скульптура Родины-Матери с занесенным в руке мечом, она словно вырастала из кургана и при мощных порывах ветра казалось что вот сейчас воспарит над землей и улетит.

Волгоград — город цветущей сирени. Мамаев Курган

В круглом помещении, где горит вечный огонь стоит караул и немногочисленные посетители медленно бредут по пандусу, поднимая головы к бесконечным спискам погибших… Возможно они просто читают фамилии, а возможно и разыскивают свою, родную…

Волгоград — город цветущей сирени. Мамаев Курган

Очень тихо звучит музыка, люди тихонько перешептываются, потом разом все замолкает и сквозь щемящую пронзительную тишину откуда-то издали раздаются хлопки, словно удары. Смена караула! А хлопки все громче и громче, ближе, ближе и вот из проема показался караул четко чеканя каждый шаг. Все замерли и завороженно смотрели на это торжественное действо.

Волгоград — город цветущей сирени. Мамаев Курган

Сменившийся караул и их разводящий медленно шли по пандусу с низу вверх, так же четко чеканя каждый шаг. Посетители как можно плотнее вжимались в стену. Лица молодых парней, которым выпала честь нести такую ответственную службу, были бордовыми не только от напряжения, но и от торжественности момента.

Покинув помещение, я медленно подошла к скульптуре Скорбящей матери, держащей на руках умирающего сына,

а за ней сквозь яркую весеннюю зелень виднелись золотые купола собора. Зашла в храм, поставила свечу за здравие всех живущих родных

и теперь уже мне ничего не мешало поближе подойти к главной скульптуре-монументу Родина-Мать зовет. Я медленно обошла все ее по кругу и не могла оторвать взгляд от ее ступней, от платья, плотно облегающего фигуру, от руки держащей меч, но главное от ее тревожного лица, притягивающего как магнит.

Я долго стояла в березовой аллее, о чем-то размышляя, что-то представляя или просто, без каких-бы то ни было мыслей, грустно глядя на эту огромную призывную фигуру, как вдруг опять услышала знакомые звуки смены караула-прошел час, как быстро летит время. Я поспешила в здание и уже не мешкала, а быстро включила камеру и сняла смену караула на видео.

Вот и все, думала я, медленно спускаясь по лестницам вниз, на автомате снимая панорамы города, нового стадиона, построенного к ЧМ, реки Волги.

Волгоград — город цветущей сирени. Мамаев Курган

В общей сложности я провела на Мамаевом кургане 2,5 часа.

На скоростном трамвае вернулась назад, до ближайшей к ж/д вокзалу станции-Комсомольская и еще немного прогулялась по практически пустынным улицам города. Сегодня же праздник, Первомай и так непривычно гулять в одиночестве, люди, АУ, где же вы?

Вышла на площадь Павших Борцов, окруженную монументальными зданиями.

Волгоград — город цветущей сирени. Мамаев Курган

Здание НЭТ-новый экспериментальный драматический театр созданный в 1988 году. Изначально это было здание Дома науки и искусства построенное в 1915 году на средства купца Репникова.

Рядом пустынный Детский Городской парк, громкий голос массовика-затейника, пытающийся расшевелить немногочисленных родителей и их детей, рисующих на асфальте.

Внутри парка храм,

Церковь Иконы Божьей матери Урюпинская расположена в парке.

а рядом опять красивое здание, судя по всему это жилой дом.

Прохладная и неуютная погода спугнула всех, но не туристов, думала я и отправилась на вокзал, где свое ожидание поезда Волгоград-Астрахань решила скрасить десертом-рожком Волгоградского мороженого. Не знаю, что мною двигало, но я не фанат мороженого, тем более погода ну никак не располагала к поеданию холодных кусочков, но удовольствие получила несказанное! Рожок оказался тем самым вкусом из детства, мороженое не очень сладкое, твердое, как я люблю, а главное сам вафельный рожок хрустящий и тяющий во рту! Ммммм, вкуснотища и за четыре дня я покупала это мороженое еще раз 5!

Через 2,5 часа скоростной поезд, делающий на станциях остановку всего лишь минуту, высадил меня на станции Верхний Баскунчак, где видимо по причине праздника не было ни одного такси. А между тем вечерело…

Встречающие и провожающие машины быстренько испарились и я буквально в последний момент обратилась к водителю уже отъезжающего дряхлого автомобиля, встречающего пассажиров из Калининграда.

Ну что со мной делать? За 200 рублей он довез меня до Нижнего Баскунчака и с рук на руки сдал на рецепшене в санатории-прафилактории «Баскунчак», где я забронировала номер на две ночи.

Но это уже совсем другая история….

Живописное озеро Баскунчак.

Нижний Баскунчак и его достопримечательности.