Турист Сергей Вострецов (sergvos)
Сергей Вострецов — был 23 ноября 2022 8:51
Нельзя объять необъятное. А хочется.

Ницца — Франция Август 2018

В Ницце мы с женой были 24—25 августа 2018 года. Первый день посвятили знакомству с несколькими городками Прованса в предгорьях Приморских Альп:

— Сен-Поль-де-Ванс https://www.tourister.ru/responses/id_24566;

— Ванс https://www.tourister.ru/responses/id_24626;

— Туррет-сюр-Лу https://www.tourister.ru/responses/id_24722;

— Гурдон https://www.tourister.ru/responses/id_24807.

Несколько вечерних часов в этот же день гуляли по Ницце, о впечатлениях — основная часть этого рассказа. Но мне показалось, что определенный интерес могут представить и дорожные зарисовки (фото из машины), сделанные по пути из Ниццы в Прованс и обратно, а также при проезде по Английской набережной. Первые несколько кадров дают представление о непарадных окраинах Ниццы на выезде из неё в сторону Прованса.

Два дня в Ницце. День первый

Видите на указателе стрелочку на Сен-Поль-де-Ванс (Saint-Paul Vence)? — нам туда.

На обратном пути попали в объектив кусочек горной дороги…

Два дня в Ницце. День первый

…и пригороды на въезде в Ниццу

А вот, вероятно, главный въезд в Ниццу со стороны Прованса

Два дня в Ницце. День первый

Потом гид Наташа провезла нас по Английской набережной. Комментировать не буду, это просто несколько картинок знаменитой набережной, зафиксированные на ходу из машины.

Случайно пойманная на ходу сценка на пешеходном переходе

Море лазури на Лазурном берегу

И снова — калейдоскоп видов Английской набережной

Два дня в Ницце. День первый

Обратил внимание, что молодые пальмы снабжены подпорками — вероятно, чтобы выстоять во время сильных ветров.

Два дня в Ницце. День первый

Наш сегодняшний маршрут с гидом закончился у отеля, где мы передохнули полчасика. Как нас приучило TV, в перерыве — «рекламная пауза», небольшая справка о Ницце.

Основана в VII веке до н. э. греками, названа Никейя в честь богини победы Ники. На протяжении веков много раз переходила «из рук в руки», подвергалась насилию и разграблению. Более 400 лет Ницца была итальянским городом под опекой Савойского графства и в составе Сардинского королевства. По Туринскому договору 1860 г. ради поддержки создания объединённой Италии Сардинское королевство передало Ниццу со всем Лазурным берегом Франции.

Сейчас Ницца насчитывает около 350 тысяч жителей и принимает несколько миллионов туристов в год. Кстати, сами себя жители Ниццы называют «нисуаз», «нисуазка». Если же надо обозначить принадлежность чего-либо Ницце, то говорят, например: «Ниццкий трамвай». Но я стараюсь избегать таких определений, ибо не по-русски как-то.

Да, а что там видно из окна нашего номера?

Немножко — жизнь других…

…налево — улица Бельжик в сторону вокзала

…направо — проход к проспекту Жана Медесена, одной из главных улиц Ниццы.

Два дня в Ницце. День первый

Вот туда мы сейчас и выйдем на прогулку. Проспект назван в честь Жана Медесена, мэра Ниццы в 1928–1944 и 1947—1966 гг.

По проспекту Ж. Медесена ходит трамвай. Маршрут № 1, начал работать относительно недавно, в 2007. Вообще-то в прошлом веке было до десятка трамвайных маршрутов, но потом трамваи полностью убрали и забыли на несколько десятилетий. Сейчас этот маршрут первый и пока единственный. Весь маршрут не знаю, т. к. мы прогулялись только по участку от ж.д. вокзала до Старого города. Наташа рассказала, что технически готов ещё один маршрут, от порта вдоль побережья в аэропорт, но пока (на август 2018) он не запущен. Недавно прочитал, что эта линия частично будет введена летом, полностью — осенью 2019 года. Новый трамвайный маршрут — скоростной, некоторые его участки на пересечении с историческим центром пройдут в подземных тоннелях.

Два дня в Ницце. День первый

Интересная деталь, характеризующая бережное отношение горожан и городских властей к историческому наследию. В историческом центре города электрическая контактная сеть отсутствует, что хорошо видно на следующем снимке (трамвай на площади Массена). На таких участках трамвай питается от аккумуляторов.

А это улица Бискарра, пересекающая проспект Ж. Медсена.

Два дня в Ницце. День первый

На проспект Ж. Медсена выходит и главный фасад главного (хотя и не кафедрального) собора Ниццы — Notre-Dame-de-Nice, построенного в неоготическом стиле в 1864—1868 гг. (архитектор Шарль Ленорман, позднее построивший также собор св. Николая в Монако-Вилль).

В облике Нотр-Дам-де-Нис есть определенное сходство с Нотр-Дам-де-Пари, и это не случайно. Итальянская Ницца отошла Франции в 1860 г., и новому хозяину нужно было закрепить своё владычество не только территориально и политически, но и духовно. В этом смысле что может быть сильнее французской готики, концентрированно выраженной в архитектуре Нотр-Дам-де-Пари?

Первоначально собор был выдержан в тёмно-серых тонах, свойственных готике, но после недавней реставрации он посветлел (как этого добились — для меня загадка). Сейчас собор в его мягких песочно-пастельных тонах выглядит не только величественно, но и умиротворяюще.

К сожалению, собор закрывается рано, и мы ни в первый, ни во второй вечер не успели его посетить.

Два дня в Ницце. День первый

Подходим к площади Массена, главной площади города. Носит имя наполеоновского маршала Андре Массена, уроженца Ниццы.

Одной из достопримечательностей площади Массена являются поднятые на шестах фигурки сидящих человечков. Всего их семь, и расположены они с обеих сторон трамвайной линии, пересекающей площадь. Это композиция каталонского скульптора Жома Пленса «Разговор в Ницце», семь фигурок, символизирующих семь континентов. Фигуры установлены в 2007 году, выполнены из светлой полупрозрачной резины (или пластика?), в тёмное время суток они подсвечиваются изнутри. Переливы изменяющейся цветовой гаммы призваны создать ощущение неспешной беседы между континентами. Так ли это — не могу сказать, так как мы покинули площадь до темноты и подсветки фигур не видели.

В восточном направлении от площади Массена сравнительно недавно (2013) был открыт Променад дю Пайон, названный по имени протекавшей здесь речки, спрятанной в подземный коллектор. Мы на променад ещё заглянем.

Два дня в Ницце. День первый

Но сначала — знаменитый фонтан «Солнце» и его окружение. На карте Ниццы хорошо видно, что площадь Массена пересекает бывшее русло речки Пайон и соединяет старую (итальянскую) Ниццу с южной стороны площади с более современной (французской) на севере. Фонтан и окружающий его ансамбль зданий оформляют своеобразный «парадный подъезд» старого города и выполнены в итальянском стиле. Красный «помпейский» цвет стен с белыми наличниками окон, генуэзские аркады в цокольных этажах некоторых зданий, архитектурный ансамбль в целом… Возможно, это объясняется тем, что формирование площади началось ещё в итальянскую эпоху города, в 1836.

Сооружение фонтана было задумано ещё до Второй мировой войны, его композиция создана в 1936—1937 гг., однако установлен фонтан только в 1956 г. В центре композиции, созданной Альфредом Жаньо, над фонтаном семиметровая статуя бога Солнца Аполлона, вокруг неё в самом фонтане аллегорические изображения планет — Земли (Геи), Марса, Венеры, Меркурия и Сатурна. В 1970-х годах «чересчур обнаженная» статуя Аполлона показалась властям неприличной и была отправлена в ссылку на задворки Ниццы, к стадиону Шарля Эрмана. На своё законное место Аполлон вернулся только после реконструкции фонтана в 2011 году.

Два дня в Ницце. День первый

Мне показались особенно интересными фигуры вокруг постамента Аполлона — столько в них динамичной экспрессии и мощи.

Знаменитый ниццеанский карнавал, проходящий ежегодно на площади Массена, мы не видели, но на стихийном «стрит-дансе» поприсутствовали.

Два дня в Ницце. День первый

А вот и Променад дю Пайон. Он начинается у площади Массена фонтанной группой, ставшей местом притяжения для детей и взрослых.

Работа фонтанов интригующе-привлекательна: то напустят «туман», то ударят мощными струями, да ещё с подсветкой… То-то раздолье ребятне!

Два дня в Ницце. День первый

По Променаду дю Пайон мы дальше фонтанов не пошли, т. к. нашей целью была небольшая пешеходная прогулка по Английской набережной и взгляд на неё сверху, со смотровой площадки. Прямо у набережной — пляжи. Красивый, с зонтами и шезлонгами — частный, платный, перед ним — муниципальный бесплатный. Почувствуйте разницу…

Оперный театр Ниццы выходит на набережную, извините за выражение, «задним фасадом», парадный вход — с противоположной стороны здания, с параллельной улочки. По этому поводу Наташа нам рассказала, что парадный вход в здание специально сделали с северной стороны, чтобы знатные дамы, посещая театр, случайно не испортили цвет своих личиков под палящими лучами солнца на долгом пути от кареты до входной двери.

Два дня в Ницце. День первый

Театр был основан в 1777 году, но свой нынешний облик он приобрёл при восстановлении после пожара 1881 года и в ходе последующих реконструкций. Справа от здания театра заметен небольшой памятник. Когда подошли ближе, это оказалась уменьшенная копия статуи Свободы. Оригинал статуи был подарен Соединенным Штатам Францией в 1876 г. по случаю 100-летия независимости США. Как я понял из таблички на постаменте, эта копия открыта мэром Ниццы 1 февраля 2014 г. в связи с завершением ремонта набережной Соединенных Штатов (Эта-Уни) — участка набережной в районе Оперы Ниццы, до башни Белланда со смотровой площадкой.

Приблизившись к концу набережной Эта-Уни, видим наверху башню и людей на ней. Ага, это и есть смотровая площадка. Как только туда добраться… Читал, что есть лифт, но увы, он работает до 18 часов, а мы опоздали на пять минут. Пришлось добираться по лестнице, её видно на снимке.

Два дня в Ницце. День первый

Лестница насчитывает 330 ступеней, значит, надо подняться на 50–55 метров. Пока поднимаемся, пыхтя и отдуваясь, припомним историю этой башни, прилепившейся к южному склону Замковой горы (холма Шато). Построенная на месте средневековой крепости ХV в., башня сначала носила название Тур де Моль, в ХVII в. стала называться Тур Сент-Эльм. В 1705 г., когда Людовик XIV захватил Ниццу, башня была разрушена, и только в 1824 г. она была возведена вновь. Своё нынешнее имя Белланда (Bellanda) башня получила в середине XIX века. После восстановления в башне была оборудована гостиница, и в ней в 1831 году останавливался композитор Гектор Берлиоз. Что в башне сейчас — не знаю, но на её просторной «крыше» — смотровая площадка, откуда открываются лучшие виды на набережную и море.

Все, кто поднимаются по лестнице, снимать начинают ещё с середины — невозможно удержаться, чтобы не выхватить камеру и «очередями, от бедра»…

Два дня в Ницце. День первый

Зато наверху можно не спеша, «с чувством, с толком, с расстановкой»… Правда, в семь вечера, когда солнце светит «прямо в глаз», не сильно разбежишься, при контровом свете снимать тяжеловато. Ну, что получилось, то и показываю, как есть. Вечерняя перспектива Английской набережной.

Спустившись с башни Белланда, продолжаем свой путь по набережной, которая на этом участке называется Набережная Роба-Капё. О, да здесь настоящий дикий пляж…

Два дня в Ницце. День первый

Набережная Роба-Капё огибает подножие холма Шато, образуя небольшой мыс, за которым открывается вход в порт Ниццы.

Два дня в Ницце. День первый

Слева за поворотом, с обратной стороны холма Шато, видим встроенный в скалу необычный памятник. Это сооружённый в 1928 году мемориал памяти 4000 жителей Ниццы, погибших в Первой мировой войне. Их имена высечены на стелах вокруг памятника. Позднее к этим именам добавили тех, кто погиб во Второй мировой, в других военных конфликтах… Сейчас фактически — это мемориал всем погибшим в военных конфликтах жителям Ниццы. Высота памятника 32 м, и он считается самым большим подобным памятником во Франции.

Дальше в тот вечер мы уже не пошли. Возвращаясь по набережной, повстречали местного барда. Публика, правда, не очень впечатлилась его исполнением…

Два дня в Ницце. День первый

Где-то на выходе с площади Массена наткнулся взглядом на этот магазин. Уставший и обалдевший от всего, подумал: и зачем топор в торговом центре?

На обратном пути по проспекту Ж. Медесена вновь прошли мимо Нотр-Дам-де-Нис, ещё более прекрасного в ночной подсветке.

Два дня в Ницце. День первый

Вот и закончился наш первый день в Ницце. Не прощаюсь. До свиданья.