Турист Сергей Вострецов (sergvos)
Сергей Вострецов — был 23 ноября 2022 8:51
Нельзя объять необъятное. А хочется.

Туррет-сюр-Лу, башня над Волчьей рекой

Туррет-сюр-Лу — Франция Август 2018

Продолжаем наше путешествие по Провансу. До этого мы побывали:

— в Сен-Поль-де-Ванс tourister.ru/responses/id_24566

— в Вансе tourister.ru/responses/id_24626

Сейчас — краткое знакомство с городком Туррет-сюр-Лу (Tourrettes-sur-Loup), ещё одним из «каменных гнёзд» Прованса. В электронных словарях не нашёл точного перевода этого названия. Мне показалось близким по смыслу определение одного из российских туристов: башня над Волчьей рекой. Действительно, есть и башня старого замка на вершине скалы, есть и река у подножия. Между прочим, на фотографиях сверху Туррет-сюр-Лу похож на кораблик с закругленным форштевнем и двумя расходящимися от него бурунами, плывущий посреди зелёного моря окружающих холмов. А в глубине, на дне этого моря — ущелье с Волчьей рекой (Loup Riviere).

У нас не было летательного аппарата, поэтому могу дать только фото общего вида «в профиль».

Туррет-сюр-Лу. Взгляд со стороны

Отличительная примета этого «горного гнезда» — необычная открытая колокольня с ажурной металлической конструкцией, поддерживающей колокол.

Кстати, Туррет-сюр-Лу — это город или деревня? В интернете обычно называют «деревня» и даже «деревушка». На красивой, выложенной плиткой карте надпись «vieux village», буквально — «старая деревня».

План-путеводитель по Туррет-сюр-Лу

Однако само по себе французское village имеет более широкий спектр значений — деревня, поселок, городок…

При взгляде, например, на эту площадь в Туррет-сюр-Лу у меня почему-то не возникает никакой ассоциации с деревней.

Или вот этот дворик с фонтаном

Между прочим, из этого двора вход не только в окружающие его жилые дома, но и в ратушу (мэрию)

Это не отель. Hotel de ville - это ратуша (или мэрия)
Вход в мэрию Туррет-сюр-Лу

Обычные для мэрии флаги над входом почему-то отсутствуют, зато есть герб Туррет-сюр-Лу, подтверждающий статус учреждения. И вестибюль вполне соответствующий.

Вестибюль мэрии
Гобелен в вестибюле мэрии

В вестибюле слева от входа стоит сундук с русалкой, зачем — не поняли. Но сундук красивый.

Между прочим, читал, что во время обеденного перерыва мэрия стоит пустая и незакрытая, так что наиболее любознательные могут даже посмотреть, что там внутри. Мы попали как раз в такое время, но наш «облико морале» не позволил нам пройти дальше вестибюля.

Ну и всё-таки: город или деревня? По статистике, площадь коммуны Туррет-сюр-Лу — 29 кв.км, население около 4 тыс. человек. Для города маловато, для деревни многовато, для городка (по российски — посёлка городского типа) — в самый раз. Так что — ещё один провансальский городок «каменное гнездо», в котором много общего с другими, но есть и своеобразие, отличающее его от других.

Одно из таких отличий — в Туррет-сюр-Лу есть фарфоровая мастерская. Любопытно было взглянуть, что там и как.

Общий вид фарфоровой мастерской изнутри

Произвело впечатление само помещение, удачно пристроенное к скале

Помещение фарфоровой мастерской пристроено к скале

Остались сомнения, действительно ли здесь проходит весь процесс волшебного превращения глины в фарфор, или те немногие технологические установки, что мы видели — всего лишь декор для туристов.

Шкаф-термостат

Но живую роспись фарфора видели

и обширную коллекцию готовых изделий тоже видели. Симпатичные вещицы,

есть и оригинальные, например, эти «мохнатые ёжики»

Как сделать ёжика мохнатым
Как сделать "ёжика" мохнатым

Даже цены успели заметить

Некоторые изделия, должно быть наиболее ценные, приподняты над остальными

и слегка поежились…

Вот что ещё любопытно. В маленьком Туррет-сюр-Лу есть «мишленовский» ресторан, отмеченный почетным знаком за качество блюд и обслуживания. Такие не во всех городах есть.

Звезда Michelin

Но… заглянули в меню и скромно отошли. Как-нибудь в другой раз…

Мишленовский ресторан и его меню

А пока — перекус почти на ходу: кофе с куском вкусного пирога (эксклюзив местной кулинарии, к сожалению, не запомнил название, не говоря уж о рецептуре, но начинка растительная).

Ланч без звезды

А потом пошли гулять, без всякой цели. Просто шли и смотрели.

Птички яркие — как в Вансе

только в большем количестве

Кафе уличное. Обратил внимание на фонари — они здесь почти такие же, как в Вансе — шестигранная опрокинутая пирамидка с круглой шляпкой.

Но вот на этой площади фонари другие — четырёхгранные и более новые. Возможно, решили избавиться от подражания «старшему брату».

На площади у церкви Св. Григория

Ещё обратил внимание, что фонари пронумерованы — вот как в этом переулке у старого замка. Значит, каждый представляет определенную ценность.

Почти все здания в Туррет-сюр-Лу имеют отчетливо выраженную «грубо-каменную» фактуру, не скрытую поверхностной отделкой и штукатуркой. В значительной мере благодаря этому городок буквально дышит средневековьем. Стены наиболее капитальных зданий сформированы сухой каменной кладкой, имеют характерный тёмно-серый цвет. Менее ответственные постройки выполнены в основном из бутового камня в глине, цвет стен — тёплых охристых оттенков. Порталы дверей, иногда и оконные проемы оформлены тесаным камнем.

Туррет-сюр-Лу, башня над Волчьей рекой

Отличается от соседних городков покрытие пешеходных дорожек. В Сен-Поле они галечно-мозаичные, в Вансе асфальтовые, а в Туррет-сюр-Лу покрыты плиткой. Не знаю, как тут было 500 лет назад, но мне кажется, что камень, даже и в виде плитки, больше соответствует духу средневековья, чем асфальт. Да и смотрится лучше,

…особенно когда на улице ни души, а порыв ветра взметнул косыночку занавески из окна, и кажется: вот-вот из-за поворота покажется стройная синьорина с корзинкой, полной цветов…

В Туррет-сюр-Лу, мне кажется, самые удивительные, самые колоритные дворы, дворики, переулочки, тупики. Многофактурные, разномастные, многоуровневые, разноцветные, загадочные — и все бесконечно привлекательные.

А вот здесь, смотрите, на доме слева виднеется дощечка с названием, которое электронный переводчик выдал как «тупик горизонта». Тупичок действительно заметен — там решётка стоит. И кусочек горизонта, точнее, перспектива окрестных холмов, виднеется. Отдавая должное иронии провансальцев, я перевёл это чудное название как «Перспективный тупик».

Улицы в Туррет-сюр-Лу тоже чертовски хороши, например, вот эта, которую я для себя назвал «Цветочная»

Некоторые улицы, если смотреть сначала в одну сторону, а потом в противоположную, как будто обретают новые детали. Например, вот эта улица с голубыми ставнями.

Невероятно живописны лестницы Туррет-сюр-Лу.

А сколько неброских, но примечательных деталей!

Возраст в камне
Палисадник по-провансальски

И выход из-под арки на открытую смотровую площадку не менее привлекателен, чем открывающиеся с площадки виды на окрестные холмы и долины

Пребывание наше в Туррет-сюр-Лу было кратким, но впечатления остались самые позитивные. незабываемые.

А путешествие в Прованс продолжается. Пока!