Турист Сергей Вострецов (sergvos)
Сергей Вострецов — был 23 ноября 2022 8:51
Нельзя объять необъятное. А хочется.

Ванс — частица Прованса

Ванс — Франция Август 2018

Продолжаем путешествие по Провансу. Рассказ о посещении Сен-Поль-де-Ванса был опубликован ранее:

Сегодня мы побываем в Вансе, который расположен ближе к горам, в 3 км севернее Сен-Поль-де-Ванса, от Ниццы — около 20 км. Разумеется, только что побывав в Сен-Поле, невольно сравниваешь, что у них общего, что различает.

Ванс — город более древний, чем Сен-Поль (основан в начале н. э.) и административно более значимый. С IV до конца XVIII века (от императора Константина до императора Наполеона) был религиозным центром Прованса, здесь располагалось епископство. Сейчас Ванс — административный центр одноименной коммуны и кантона (включающего в себя также Сен-Поль), население — около 20 тыс. человек.

К сожалению, не удалось сделать снимок общего вида Ванса, поэтому заимствовал его из Интернета (подборка Яндекса).

О том, что Ванс крупнее Сен-Поля, легко судить по его более просторным улицам и площадям, административным зданиям. Если внутренний город в Сен-Поле — это полностью пешеходная зона, то в Вансе заметны автотранспорт и улицы с дорожной разметкой.

Площадь у кафедрального собора Ванса Нотр-Дам де ля Нативитэ (Рождества Богоматери)

Если Сен-Поль законсервировался внутри сохранившейся городской стены в образе типично средневекового города, то Ванс свои стены сохранил лишь частично и, развиваясь как административный центр, потихоньку расширяется и обзаводится современными (по крайней мере, последнего века) зданиями. Вот, например, здание мэрии на площади Клемансо (1910).

Что интересно — Ванс, как и Сен-Поль, ландшафтно относится к поселению типа «каменное гнездо», поскольку расположен на вершине холма в прегорьях Альп, причём даже на более высоких отметках (насколько помню, порядка 400 м над уровнем моря).

Но здесь, как и в Сен-Поле, много питьевых фонтанчиков. На одном из встреченных нами фонтанчиков даже выбит химический состав воды (сейчас уже почти невидимый) — должно быть, она считалась целебной.

Фонтанчик с питьевой водой

А фонтан на площади Пейра напоминает главный городской фонтан Сен-Поля. Считается, что фонтан был построен в XVI веке, однако свой современный вид он приобрел позднее, в XIX веке.

Фонтан XVI века на площади Пейра

В центральной старой части Ванса всё очень похоже на Сен-Поль. Только фонари другой формы, таблички с названиями улиц не такие основательные, да нет таких раскошных пешеходных дорожек, как в Сен-Поле. В Вансе, мне показалось, все дорожки закатаны асфальтом.

Улица из средних веков

Но имеется ма-а-ленькая такая штучка, которой в Сен-Поле нет, а в Вансе есть. Вот видите, на табличке надпись: «Старая площадь».

Табличка на стене: Place Vieille - в переводе с французского старая площадь
Табличка на стене: Place Vieille - в переводе с французского "старая площадь"

А вот и сама «площадь» — то ли дворик, то ли тупичок.

Вот она, Place Vieille - согласно путеводителям, самая маленькая площадь в мире

Почти все путеводители рекомендуют la Place Vieille как одну из достопримечательностей Ванса в качестве «самой маленькой площади в мире». Увы, подтверждения этому (то есть информации, почему, кто и когда присвоил этот титул) я не нашёл.

А ещё в старом городе Вансе появилась современная ливневая канализация.

Характерная особенность Ванса, также отличающая его от Сен-Поля — срастание некоторых домов с фрагментами городской стены. В своё время, когда горожане Сен-Поля воспротивились разрушению городской стены, в Вансе стену стали разбирать и использовать её камень для строительства домов. А некоторые поступили проще: превратили часть городской стены в стену своего дома.

При всех нюансах, архитектурные стили старого Ванса и Сен-Поля схожи: узкие относительно высокие дома в 3–4 этажа, стены из светлого камня, черепичные крыши, разномастные окна со ставнями…

Уже в более поздние времена некоторые умельцы стали расширять свои верхние этажи в виде таких вот выступов. Расчёт простой: больше жилой площади без дополнительных платежей за земельный участок.

Не берусь судить, в каком архитектурном стиле решены дома на этой небольшой площади с уличным кафе. Но мне понравилось, как органично здесь сочетаются формы и цвета всех элементов ансамбля, благодаря чему создаётся ощущение покоя и уюта.

В Сен-Поле мы не встретили ни одного рынка. В Вансе их несколько, но мы посетили только один.

Провансальский рынок в Вансе

Конечно же, большой выбор оливок и оливкового масла.

На рынке богатый ассортимент оливок

Гид Наташа по секрету подсказала, что самые вкусные — вот эти, мелкие чёрные.

Продают всё с местных полей и ферм. Красотой выкладки не особо заморачиваются. Главное — всё натуральное и свежее. Но — дорого. Килограмм сыра — 40 евро, остальное соответственно.

Некоторые торговцы на рынке весьма колоритны.

Неспешная торговля

Ванс на протяжении веков был религиозной столицей Прованса, поэтому здесь есть свой кафедральный собор. Правда, после упразднения епископата в Вансе собор стал называться Нотр-Дам-де ля Нативитэ — собор Рождества Богоматери, позолоченная статуя которой установлена над входом в собор.

Собор построен на месте бывшего римского храма Марса. Напоминанием о том времени (IV век) остались две каменные плиты в базе пилястр, обрамляющих вход в храм. На плитах от имени жителей Винтиума (древнего поселения на месте Ванса) выбиты надписи на латыни, славящие римских императоров Гордиана III (слева) и Цезаря Марка Аврелия (справа).

У входа в собор - камни с надписями, славящими римских императоров

Образ Девы Марии особо почитаем в Вансе.

У образа Девы Марии всегда живые цветы

Более скромное место в соборе занимает интересное, на мой взгляд, распятие.

Распятие в кафедральном соборе

В баптистерии (крестильне) собора находится мозаика Марка Шагала «Моисей в камышах»

Мозаика Марка Шагала в кафедральном соборе

Кафедральный собор был построен в IV веке, достраивался до XII века, потом ещё не раз реконструровался. Но его башня-колокольня неизменно служит главным ориентиром Ванса. Для большего отличия от соседних городков в XIX веке башню украсили зубцами. Часы на башне, предполагаю, более современные.

На въезде в Ванс со стороны Сен-Поля мы заметили красивый глазурованный купол. Потом прочитал, что это купол часовни «белых кающихся». Внутри не были.

На въезде в Ванс виден купол часовни белых кающихся
На въезде в Ванс виден купол часовни "белых кающихся"

Пожалуй, главное отличие от Сен-Поля — в Вансе мало туристов. А это, в свою очередь — потому, что нет того туристического лоска, какой придан Сен-Полю. Такое впечатление, что Ванс, как старший брат, специально позволяет младшенькому Сен-Полю (прекрасному, кто спорит!) блистать на светских раутах, чтобы самому остаться в тени и иметь возможность спокойно жить и трудиться.

Самые популярные достопримечательности Ванса, обычно упоминаемые в отзывах и путеводителях — старый город и кафедральный собор (мы там были), а также часовня, спроектированная и расписанная в конце 1940-х Анри Матиссом. Любопытно, что во всех просмотренных отзывах о Вансе (их не так и много) впечатления о часовне только внешние. Внутрь попасть никому не удалось, т. к. часовня оказывалась закрыта. Мы туда даже не пошли, т. к. было время их длинного обеденного перерыва (или сиесты, не знаю, как правильно).

Так что основной «арт-объект» Ванса — это сам город, точнее, старый средневековый город с его удивительными деталями. Вот стоит себе дерево — старое, могучее. Оказывается, не просто красивое дерево, а заметная веха в истории Ванса. Этот ясень был высажен в 1538 г. в честь пребывания в городе короля Франциска I (по легенде — самим королем).

Дерево и его портрет

В честь этого дерева прилегающая площадь так и названа — Площадь Ясеня. Дерево не осталось и без внимания художников. Перед ясенем выставлен его «портрет» — картина Хаима Сутина «Дерево Ванса» (1929).

О древнеримском прошлом Ванса напоминают вот такие фрагменты с выбитыми на них надписями на латыни на сохранившихся участках городской стены.

Видимо, это традиция: строить на месте обветшавших построек минувших эпох, используя оставшийся после их разборки камень. Та же участь постигла в новое время и саму городскую стену.

При всей своей скромности Ванс, как и Сен-Поль, не без основания считается городом художников — с тем отличием, что здесь меньше витринного сияния, но ближе к процессу творения.

В процессе...

Бывают, конечно, и такие эпатажные штучки, как эта деревянная скульптура…

Но чем плохи эти расписные птички, зазывающие гостей?

Расписные зазывалы

Витринные арт-объекты тоже есть, но их немного, и оформлены неброско, по домашнему…

Скромное обаяние Ванса

После краткого знакомства с Вансом у меня сложилось стойкое ощущение, что Ванс действительно город художников, но благодаря не только (даже и не столько) профессионалам, сколько художественному вкусу, фантазии и изобретательности жителей Ванса. Чтобы убедиться в этом, достаточно пройтись по улочкам старого города и присмотреться к некоторым деталям оформления домов, например, входных дверей.

Нетипично, но симпатично

А вот эта дверь, усыпанная шляпками больших гвоздей — своеобразный аналог наших железных дверей. Это старая дверь, а в старину таким способом защищали дверь от взлома топором.

Дверь со специальной оковкой
Дверь со специальной "оковкой"

Но стоит обратить внимание ещё и на таблички с номерами домов над этой и другими дверями

Таблички с номерами домов оформлены с фантазией и не похожи одна на другую

Кстати, кольцо у двери — для привязи лошади или ослика. Если пользуетесь таким транспортным средством — парковка обеспечена.

На номерном знаке этого дома — игра в петанк (я писал о нём в рассказе о Сен-Поле). Похоже, в Провансе это любимая игра.

На табличке - игра в петанк

А вот эти две штучки над дверью в форме буквы «х» называются «ведьмины глаза». Вообще-то подобные завитушки можно увидеть на стенах многих старинных каменных зданий, даже на колокольне кафедрального собора. Назначение их сугубо техническое: это своего рода шайбы под головками металлических стяжек, скрепляющих стены. Но вот надо же было придумать им такую замысловатую форму, чтобы не только не испортить внешний вид здания, но и придать ему особый шарм. А уж фантазия хозяина про «ведьмины глаза», чтобы отпугнуть незваных гостей… ну и пусть нестрашная пугалка, зато прикольно.

В украшении окон тоже хватает фантазии

Декоративная решетка с цветочным ящиком - украшение окна

Посмотрев издалека на следующую композицию, принял её сначала за кучу мусора. Ан нет! Из каких-то выброшенных игрушечных машинок, ненужных деталей и прочего мусора сработан необыкновенный выпуск обыкновенной водосточной трубы.

Водосток по-провансальски

И уж совсем сразили нас вот эти две композиции из каких-то выброшенных на свалку ненужных деталей.

И этот ослик — такой симпатяга…

То ли ослик, то ли конь...

Гуляя по Вансу, выходим на его смотровую площадку и любуемся окрестностями

Смотровая площадка Ванса
Восхитительная панорама открывается со смотровой площадки Ванса. А воздух!..
Променад вдоль городской стены с видом на горы

Думаю сейчас: так кто же в итоге привлекательнее — Сен-Поль или Ванс? И отвечаю сам себе: оба. Каждый — по своему, и это хорошо.

А наше путешествие по Провансу продолжается. Пока!