Турист Сергей Вострецов (sergvos)
Сергей Вострецов — был 23 ноября 2022 8:51
Нельзя объять необъятное. А хочется.

Прованс — Альпы — Лазурный берег — Франция Август 2018

Из Туррет-сюр-Лу мы отправились в конечный пункт нашего путешествия по Провансу — Гурдон. Рассказы о предыдущих пунктах уже опубликованы:

— о Сен-Поль-де-Вансе https://www.tourister.ru/responses/id_24566

— о Вансе https://www.tourister.ru/responses/id_24626

— о Туррет-сюр-Лу https://www.tourister.ru/responses/id_24722

Путь из Туррет-сюр-Лу в Гурдон лежит через Волчье ущелье, в котором прячется река Loup (Волчья). Читал, что можно пересечь речку коротким путём, где-то здесь имеется мост. Но мы не из тех, кто ищет лёгкие пути. Уговорили гида Наташу провезти нас по ущелью до верховьев Волчьей реки, там есть красивые местечки с водопадами. Сейчас покажу, что мы увидели.

Прежде всего, дорога сама по себе примечательная. Не сказать, что серпантин, но и не хайвэй.

Местами просто красиво

Гурдон — орлиное гнездо Прованса

А с этого поворота в отдалении видна скала, на макушке которой что-то такое… Если направить орлиный взор на эту мелкоту, можно догадаться, что там какие-то строения и даже башенки. Так вот, это — Гурдон, куда мы и направляемся.

Путь в Гурдон лежит через Волчье ущелье — не очень-то приветливое,

кое-где мрачное…

Но вот справа увидели нечто. Дорога узкая, останавливаться нельзя, притормозили на несколько секунд, через приоткрытую дверцу снял то, что удалость. Формата объектива не хватило, чтобы с этой точки взять нужный кадр, поэтому получилась такая вот рваная картинка, их двух частей. А это, между прочим, 40-метровый водопад Каскад-де-Гурм, лакомство для туристов-гурманов. Непонятно только, почему здесь не оборудована площадка для остановки.

Едем дальше.

Гурдон — орлиное гнездо Прованса

Доехали до того места, где оборудована смотровая площадка. Здесь тоже есть водопад, называется красиво — «Прыжок Волка»

После прыжка «волк» успокаивается, превращаясь в смирную лужицу

Но дальше с берега ещё несколько водопадиков — «волчата» подтягиваются

Гурдон — орлиное гнездо Прованса

…и на их фоне — «здесь были…»

Бросаем взгляд вниз по ущелью (самой речки в этих буйных зарослях и не видно)

Гурдон — орлиное гнездо Прованса

и едем дальше, теперь-то уж точно к Гурдону. Пейзаж заметно меняется

Въезжаем в Гурдон

Здесь самое время притормозить и дать маленькую справку, что такое Гурдон. Википедия определяет Гурдон (фр. Gourdon) как старинную горную деревню и коммуну на юго-востоке Франции в регионе Прованс — Приморские Альпы — Лазурный берег. Средняя высота над уровнем моря 758 м. Население около 400 человек, т. е. в 10 раз меньше, чем даже в таких маленьких городках, как Сен-Поль и Туррет-сюр-Лу. Тем не менее, Гурдон по-своему знаменит, он включен в список самых красивых деревень Франциии. Туристов здесь бывает, пожалуй, больше, чем в Вансе.

Некоторое представление о расположении Гурдона можно составить по приведенному выше фото да ещё вот по этой фотографии, сделанной с дороги на противоположной стороне одного из ущелий, окружающих городок.

Гурдон — орлиное гнездо Прованса

Три городка, в которых мы до этого побывали — типичные «каменные гнёзда», но Гурдон так и хочется назвать «орлиное гнездо» — настолько мала макушка скалы, на которой он примостился, и настолько глубока пропасть под ним — 500-метровый обрыв к Волчьему ущелью. Нависающий над обрывом ресторан здесь так и назвали — «Орлиное гнездо».

Главная достопримечательность Гурдона — замок XIII века, построенный на фундаменте сарацинской крепости IX века. Замок хорошо сохранился, его видно на снимке общего вида. Вот ещё — башня и фрагмент стены замка.

Обратил внимание, насколько очертания башни напоминают шахматную фигуру «ладья», и вспомнил, что многие любители называют ладью «тура» или «турка». В детстве это название ассоциировалось почему-то с турками, Турцией, а вот сейчас понимаю, откуда оно на самом деле. Во французском языке tour — это башня. Получается, что тура, турка — названия шахматной фигуры более понятные и точные, чем принятое сейчас название «ладья».

На фоне башни обращает на себя внимание фонарь. Фирменный, гурдоновский, отличающийся от фонарей, виденных нами в других городках. Есть ещё один тип — настенные, очень красивые. На некоторых снимках дальше будут. Подобных в других местах не видели.

До 2011 года в замке располагался музей с богатой коллекцией средневекового оружия и доспехов, гобеленов, картин, в числе которых был «Автопортрет» Рембрандта. Потом владелец замка рассорился с местными властями, закрыл доступ в замок, а экспонаты распродал. Ну вот разве что в этой витрине кое-что осталось…

Гурдон — орлиное гнездо Прованса

После закрытия замка ограниченно доступными остались только сады, разбитые в XVIII веке на террасах замка Ленотром, создателем парка в Версале. Во время нашего посещения сады были закрыты. Удалось только сделать несколько снимков с внешней стороны.

А теперь прогуляемся вокруг замка — здесь всё рядом с ним, все пути в Гурдоне ведут к замку. Кстати, над указателями — тот самый настенный фонарик.

Гурдон — орлиное гнездо Прованса

И вот ещё здесь, на наружной стене замка, такой же фонарик

Есть, конечно, и подобие центральной площади, украшенной фонтаном с колонной

Здесь же рядом любопытное сооружение с небольшими бассейнами непонятного назначения. Наташа объяснила, что это общественная прачечная, здесь жители то ли полощут, то ли вообще стирают свои вещи. Кстати, обратили внимание, что и у фонтанов во всех городках, где мы побывали, есть такие небольшие лохани, видимо, для той же цели. Это оборотная сторона красот средневекового города.

Гурдон — орлиное гнездо Прованса

Как у любого порядочного провансальского городка, в Гурдоне тоже есть карта-путеводитель. И ничего, что в прачечной. Зато дожди не достанут.

Вышли на боковую улочку, а здесь такое чудо-юдо… Человеческие ножки и… вместо всего остального многоголовый Змей-Горыныч.

Гурдон — орлиное гнездо Прованса

Не знаю, имеет ли ЭТО какое-то отношение к «королю ужастиков» Альфреду Хичкоку, но он-то здесь точно был, снимал фильм «Поймать вора» (1955) с Грейс Келли в главной роли. Во время съёмок состоялось её знакомство с Ренье, князем Монако, закончившееся их бракосочетанием. И актриса Грейс Келли стала принцессой Грейс, до сих пор почитаемой в Монако.

Идём дальше. Казалось бы, ничего особенного, всё уже примелькалось в других похожих городках. И тем не менее, какие-то свои мелочи, детали, мимо которых просто так не пройдёшь.

Гурдон — орлиное гнездо Прованса

Оштукатуренные крашеные стены — чужеродный элемент в средневековом пространстве и, судя по их виду, плохо здесь приживаются

Фрагменты минувших эпох

Керамика Гурдона

Гурдон — орлиное гнездо Прованса

А это сегодняшнее: охлаждающая водяная пыль рядом со смотровой площадкой

Гурдон — орлиное гнездо Прованса

А что там видно с высоты? Горы…

…и долины, за которыми отсвечивает море,

Гурдон — орлиное гнездо Прованса

…селения где-то там, глубоко внизу

…и снова горы

Всё. Отбыли из Гурдона. Снова горная дорога, причудливо петляющая между скал.

Прощальный взгляд на это удивительное «орлиное гнездо»

Гурдон — орлиное гнездо Прованса

Вот и закончилось наше короткое путешествие в Прованс. Увидели всего чуть-чуть, но впечатления — на всю оставшуюся жизнь. Спасибо удивительным людям Прованса, сумевшим устроить на безжизненных скалах цветущие, невероятно живописные и ухоженные городки, проложить к ним дороги. Спасибо нашему гиду Наташе, которая провезла и провела нас по этим чудным местечкам, при этом столько рассказала и показала, помогла нам составить зримый образ Прованса и даже чуточку понять его душу.

Удастся ли ещё здесь когда-нибудь побывать? — не знаю. А хотелось бы — всё-таки много ещё осталось «за кадром».