Турист Олег Сарапулов (Oleg_Sarapulov)
Олег Сарапулов
был 26 июля 2022 15:56

Экс-ан-Прованс — Франция Август 2016
Три жарких летних дня в городе тысячи фонтанов.

«- Мне тоже хочется пить… Пойдем поищем колодец…

Я устало развел руками: что толку наугад искать колодцы в бескрайней пустыне? Но все-таки мы пустились в путь.

— Значит, и ты тоже знаешь, что такое жажда?

Но он не ответил. Он сказал просто:

— Вода бывает нужна и сердцу…»

Маленький Принц (Le Petit Prince). Антуан де Сент-Экзюпери

Существуют ли у вас места, в которые все время хочется возвращаться? Места, куда хочется привозить детей, друзей и близких, знакомить их с тем, что дорого сердцу? Вот и для нас таким местом стал Прованс. Здесь изумрудно-зеленые холмы и оливковые рощи, виноградники и поля лаванды, города и деревеньки, сохранившие наследие веков в первозданном состоянии. Возможно, поэтому так хочется в них вернуться.

Считаю, что существуют три Прованса — морской, сельский и горный. Морской — это Лазурный берег, средиземноморская Французская Ривьера, простирающаяся от Марселя до Ментона. Здесь есть три крупных прекрасных города и порта: Марсель, Ницца и Тулон. Но сердце Прованса, его столица находится в сельской части Прованса и это Экс-ан-Прованс (фр. Aix-en-Provence). Душа Прованса — это холмы и небольшие горные деревеньки утопающие в виноградниках, среди которых известные во всем мире Cotes du Rhone, Cote de Provence и Bandol. Эти сельские пейзажи вдохновляли Сезанна, Ван Гога, Шагала. Вдохновляют они и нас.

Продолжаем наше путешествие по югу Франции начавшееся в августе в Лионе и продолжившееся в Ницце.

Покидаем роскошную и шумную Ниццу, садимся в «нашу» на время короткого отпуска машину и протискиваясь узкими и загруженными улицами курортного города отправляемся в Экс.

Город воды, город искусства, сердце Прованса – Экс-ан-Прованс

Не смотря на его провинциальное положение Экс-ан-Прованс удивительно консервативен и потрясающе красив. Здесь нет присущих Ницце явных признаков социального неравенства и туристического загрязнения, зато можно почувствовать некий, едва уловимый снобизм по отношению к южной популярной соседке. С XII века Экс был столицей Прованса, сюда съезжались лучшие поэты и художники своего времени, а богатство местных жителей позволяло городу быстро расти и хорошеть. В XV веке герцог Анжуйский, граф Прованса, номинальный король Сицилии, король Рене превратил Экс в важный культурный и университетский центр и жители Экса помнят и чтут короля Рене.

Город воды, город искусства, сердце Прованса – Экс-ан-Прованс

Выбор временного жилья в Эксе был не очень долгим, главный критерий — в центре и с гаражом. И когда на Airbnb наткнулись на квартирку на Avenue Napoléon Bonaparte, в двух шагах от Фонтана Ротонда (Fontaine de la Rotonde) и информационного туристического центра, да к тому же и балкон оказался с видом на французскую карусель с названием Carrousel Paul Cézanne, выбор был сделан! Квартирка и ее хозяин оказались милейшими, современными и во всех отношениях удобными и гостеприимными. Отделка еще больше подчеркивала принадлежность дома к культурной столице Прованса.

Центральное положение квартиры позволяло легко планировать прогулки с ребенком и в любой момент вернуться для обеда и отдыха. Кроме прогулок по городу мы запланировали однодневный выезд по сельскому Провансу с посещением уже знакомых и полюбившихся мест.

Дорогу из Ниццы в Экс мы выбрали не самую короткую. Воспользовавшись машиной и прекрасным летним днем мы свернули со скоростного шоссе А8 в сторону Драгиньяна и двинулись на северо-запад, чтобы отдохнуть на берегу озера Сент-Круа в заповеднике Вердон (Lac de Sainte-Croix-du-Verdon). Далее обязательный по просьбе жены пункт — поля лаванды вокруг деревни Рье (Riez) на Плато Валенсоль (Valensole) с её известным заводом лавандовой эссенции и знаменитыми пчелиными пасеками.

Город воды, город искусства, сердце Прованса – Экс-ан-Прованс

Один небольшой совет для тех, кто будет за рулем: если прокладывать маршрут в Google, то он наверняка, так же, как и нас, выведет к озеру по «нижней» дороге D957. Да, она будет короче, но с неё не увидишь весь каньон. Если за Драгиньяном взять немного правее и проложить маршрут через вивпоинт «Gorges Du Verdon» по дороге D952, то с неё открываются захватывающие виды на Каньон Вердон и озеро Святого Креста. К самому озеру можно спуститься, повернув на юг на дорогу D957 в районе Кемпинга Saint Clair.

Купание в искусственном пресном водоеме после купания в Средиземном море вызывает смешанные чувства. Вода благодаря окружающим известнякам, имеет почти такой же лазурный цвет, как в Ницце, но она пресная и меньшей плотности, чем морская. В этом месте доступны все виды водных развлечений, кроме моторных: каное, байдарки, водные велосипеды, небольшие парусные лодки. Достаточно бесплатных мест для парковки и есть разного уровня комфорта кемпинги. Говорят, здесь неплохая рыбалка и местные рестораны подают блюда из свежевыловленной рыбы.

Город воды, город искусства, сердце Прованса – Экс-ан-Прованс

Мы же с удовольствием накупались, отобедали захваченными в Ницце сыром и колбасой и отправились дальше — к Плато Валенсоль. Но тут нас ждало разочарование: из-за очень жаркого лета поля лаванды были уже убраны и только кое-где на молодых посадках был виден легкий фиолетовый налет цветения. Поэтому мы заехали в городок Валенсоль чтобы купить аромат лаванды в виде лавандовой эссенции и масла и продолжили свой путь в Экс.

Город воды, город искусства, сердце Прованса – Экс-ан-Прованс

Экс встретил нас вечерним остывающим от дневной жары камнем мостовых и тенью желтеющих от жары платанов. Заселение в квартиру не составило никаких проблем — все на кнопочках и кодовых замках. Машина встала отдыхать в прохладный подземный гараж, а мы, распаковав вещи, оправились катать ребенка на карусели и за продуктами в ближайший MONOPRIX. На следующий день с утра у нас была запланирована прогулка по центру города и посещение музея Гране.

Город воды, город искусства, сердце Прованса – Экс-ан-Прованс

Древнее латинское название Экс-ан-Прованса звучит как Аквы Секстиевы и означает город вод, основанный римским консулом Секстием в 122 году до н. э. Римляне, основавшие город, обнаружили здесь холодные и горячие источники, позволившие снабжать город водой и открывать здесь римские бани. Экс и теперь известен как «город воды» или «город тысячи фонтанов», и это неудивительно — ведь практически на каждой площади города можно найти воду, а иногда даже в закоулках и на стенах сделаны необычные фонтаны. Все фонтаны выполнены в совершенно разных стилях и построены в разные эпохи.

Самый известный фонтан «Ротонда» (La Fontaine de la Rotonde) построен в 1860 году по проекту Теофиля Турнарда и уже более 150 лет является визитной карточкой города. Три мраморные статуи в центре фонтана символизируют правосудие (la Justice), сельское хозяйство (l’Agriculture) и изящные искусства (les Beaux-Arts). Первая статуя обращена к бульвару Кур-Мирабо, вторая — к Марселю, третья — к Авиньону.

От фонтана Ротонда начинается пешеходный бульвар Кур Мирабо, похожий на тоннель из платанов. Он известен своими классическими пропорциями — ширина улицы 42 м, согласно правилу Леонардо да Винчи, равняется высоте стоящих на ней зданий. Бульвар обрамляют изысканные особняки аристократов XVII–XVIII веков, исполненные в стиле итальянского барокко. Здесь же тянется череда дорогих магазинов и книжных лавок, роскошных отелей и ресторанов.

Город воды, город искусства, сердце Прованса – Экс-ан-Прованс

На Кур Мирабо находиться самый старый фонтан города, он называется «фонтан о девяти пушках (канонах)» (La fontaine des Neuf Canons) и установлен он в 1651 году Лораном Валлоном на месте бывшей поилки для животных.

Рядом установлен и самый оригинальный фонтан Экс-ан-Прованса с термальной водой 18 градусов, так называемый «моховой» фонтан, построенный в 1666 году архитектором Жаком Фоссе. Термальная вода просто стекает по поверхности огромного булыжника питая растительность на его боках. Это сооружение точно переворачивает наше предстовление о струях фонтанов. Но позже реплики подобных источников воды мы встречали в маленьких городках Прованса и Лангедока.

Город воды, город искусства, сердце Прованса – Экс-ан-Прованс

Замыкает улицу имени графа Оноре Габриэль де Мирабо, одного из отцов Великой французской революции, фонтан со скульптурным изображением короля Рене Доброго. В XIX веке его создал скульптор Давид д’Анжер по рисункам Пьера Ревуаля. В центре фонтана стоит каменный Правитель Прованса и держит в руках виноградную гроздь муската.

Город воды, город искусства, сердце Прованса – Экс-ан-Прованс

Полную информацию о наиболее известных фонтанах Экса можно найти на сайте Экс-ан-Прованса здесь.

На Кур Мирабо есть еще одно знаменитое и известное всем горожанам место — кафе Два официанта (Des Deux Garcons). Кафе открылось в 1792 году и говорят, что там любили бывать Андре Моруа и Эдит Пиаф, Стендаль и Анни Жирардо, Эмиль Золя и Поль Сезанн.

Имя самого известного уроженца и жителя Экс-ан-Прованса Поля Сезанна выбито рядом с гербом города на бронзовых галлетах, встречающихся под ногами повсюду в центре города.

Город воды, город искусства, сердце Прованса – Экс-ан-Прованс

Ренуар, как то, во время работы, отвечая на вопрос своей натурщицы Андре Гесслинг:

— Вам не помешает, если я немного сменю позу?

сказал:

— Если бы мне это мешало, я бы рисовал яблоки, как один художник из Экса.

Без сомнения он имел ввиду Поля Сезанна. И хотя в творчестве уроженца Экса тема купальщиц тоже занимала не малое место и изображений обнаженных дев набралось бы на приличный современный французский курорт, но известен он своими натюрмортами. Говорят, Сезанн хотел, чтобы его модели были такими же неподвижными, как яблоки, и мечтал когда-нибудь удивить весь Париж яблоком. Главной задачей Сезанн всегда считал постичь суть формы предмета и делать это гораздо надежней и эффективней, когда предмет не отвлекает художника суетливостью и сменой позы.

Вот и мы отправляемся в музей Гране, посмотреть, что там есть из-под кисти их знаменитого земляка. Нашлось не так уж много: из заявленных на оф.сайте музея 10 картин на стенах обнаружилось порядка шести. Одна из версий «Купальщиц» с прозрачными и неразборчивыми лицами героинь, один из ранних натюрмортов, портрет мадам Сезанн и (о, удача) ранний портрет его друга и однокашника Эмиля Золя. Не густо, учитывая сколько раз Сезанн изображал на своих картинах любимый город. Одна только гора Сент-Виктуар в окрестности Экса присутствует на картинах Сезанна больше 60 раз.

Город воды, город искусства, сердце Прованса – Экс-ан-Прованс

Большой удачей было разрешение администрации музея пройтись по залам нам с детской прогулочной коляской, т. к. уставший от жары и прогулки ребенок просто заснул, оказавшись в прохладных залах музея. В целом музей представляет довольно разнообразную коллекцию живописи и скульптуры, в том числе мастеров Флемаля, Рубенса, Риго, Рембрандта, хотя и не очень многочисленную. Из наиболее ценных стоит отметить центральную часть триптиха «Благовещенье из Экса», авторство которого приписывают Бартелеми д’Эйка, французского художника авиньонской школы.

Сезанн, музей Гране, изображения взяты с сайта музея.

Город воды, город искусства, сердце Прованса – Экс-ан-Прованс

Покидая музей Гране заходим в соседствующую с ним церковь готического вида Св. Жана Мальтийского (Saint-Jean-de-Malte). Точнее будет сказать, что музей расположился по соседству в здании бывшего монастыря Saint-Jean-de-Malte. Здание церкви построено в 13 веке, это первое готическое сооружение в Провансе и обязано своим именем госпитальерам Иоанна Иерусалимского. Внутри мы обнаружили великолепные витражи и говорят церковный орган известен особым благозвучием.

Город воды, город искусства, сердце Прованса – Экс-ан-Прованс

Возвращаемся к фонтану Ротонда по улице Кардиналь через квартал Мазарини. Это один из самых старых и престижных кварталов Экса.

Во второй половине XVII века на этом месте располагалась резиденция архиепископа, брата знаменитого кардинала Мазарини. Знать Экса всеми силами стремилась получить здесь землю под строительство особняков. Дома, построенные из желтого песчаника, настолько великолепны, что их можно назвать дворцами. В самом центре квартала на квадратной площади в окружении прекрасных особняков стоит «фонтан четырех дельфинов». В 1667 году его создал скульптор Жан-Клод Рамбо, а раньше на его месте росло каменное дерево, возраст которого измерялся несколькими столетиями.

Среди многочисленных церквей Экса хочу выделить еще одну: церковь Мадлен (Église de la Madeleine) на площади Пречер (Place des Prêcheurs) выделяющуюся необычным фасадом, в который натолканы атрибуты античности (колонны, арки, балюстрады) и венчает все это великолепие знак Доминиканского ордена братьев-проповедников, основателей монастыря, на месте которого возведена церковь. Говорят, здесь крестился Пол Сезанн и внутри много работ художников, проживавших в Эксе. Рядом пронзает голубизну Прованского неба фонтан Проповедников (Fontaine des Prêcheurs). Этот монументальный фонтан 1758 года также является работой Жана Панкраса Частеля. Колонну венчает глобус, принесенный орлом, а у его основания меж львиных голов засположились медальоны с изображениями наиболее связанных с Эксом великих правителей: основателя Экс-Секстия Кальвина, последнего графа Прованса Карла III Мэнского, будущего графа Прованса Людовика XVIII и Людовика XV, деда Людовика XVIII.

Город воды, город искусства, сердце Прованса – Экс-ан-Прованс

Заканчиваем на сегодня прогулку по великолепному Экс-ан-Провансу, который не смотря на свою древность, сохранил яркость красок и переживаний. Яркость голубого неба, отраженная в прозрачной и прохладной воде фонтанов, золоченые камни фасадов и игра теней под старым платаном — все это незабываемая атмосфера экс-ан-Прованса — города тысячи фонтанов.

И, напоследок еще одна ссылка. Ужинать мы оправились на окраину города в морской ресторан Toinou les Fruits de Mer. Да-да, в совершенно не морском городке Экс, морской ресторан со свежайшими морепродуктами.

Город воды, город искусства, сердце Прованса – Экс-ан-Прованс

Добраться из центра туда можно на автобусе за 15 мин или пешком за 30–40 мин. Привлекло в этом заведении следующее: на входе в ресторан открыт магазин, в котором постоянно продается больше десяти видов устриц, несколько видов креветок, голубые лангусты (омары), разного размера мидии, гребешки и множество разных моллюсков. Все это можно попробовать и приобрести по приемлемым ценам. Здесь же могут вам предложить хорошего вина, а также предложат сервировать выбранных вами морских гадов в виде «тарелки моряка» и открыв вино подать к столу в соседнем ресторане. Особой находкой для нас оказалось наличие при ресторане зоны для пикника, где можно расположиться семьей или большой компанией и, никому не мешая шумом и беготней детей, отужинать или отпраздновать семейное торжество. Рек.

После ужина короткая прогулка по вечернему Эксу… Завтра у нас запланирован выезд по городкам долины Люберон, обед в Доме трюфелей и вина (Maison de la Truffe et du Vin du Luberon) в городке Менерб и посещение древнего города Ле-Бо-де-Прованс (Les Baux-de-Provence). Но об этом в следующем рассказе.

Не пропадайте, продолжение следует.

Теги: Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия