Турист Виктор Башкир (vibas)
Виктор Башкир — был вчера 21:20
В путешествии по Ирану.

Черногория Январь 2018

Цикл материалов "Черногория, Босния и Герцеговина, 2018"

1. Зачем? Together
  2. Зависть
  3. Переполнение с элементами волшебства
  4. Сила в путанице
  5. Всё, что не делается

На рассвете мы покинули гостеприимные которские стены и сначала заехали на крутейший серпантин, чтобы взглянуть на Боку Которскую с высоты, откуда видно не только саму Боку, но и выход из неё в море. Виды там — закачаешься. И мы закачались в переносном и в прямом смысле слова тоже, потому что там дул совершенно сногсшибательный ветер, грозивший подхватить нас и унести прямо в море, минуя Боку Которскую.

Переполнение с элементами волшебства

Если бы мы поехали дальше по этой дороге, приехали бы в Негуши, знаменитые своими сырами и мясами. Но мы туда не поехали, ибо не сыром и мясом единым жив человек, но всяким Скадарским озером, которое и было в тот день нашей жизненной целью. Поэтому мы спустились снова на побережье, миновав второпях Будву, и, не доезжая Свети Стефана, свернули налево и снова взобрались на горную гряду, нависшую над побережьем, и открывающую виды, готовые сорвать башню любому видолюбивому башненосцу!

Переполнение с элементами волшебства

Покатили дальше, и скоро появились снежные шапки на вершинах гор — зрелище всегда завораживающее и уносящие в мечту.

Переполнение с элементами волшебства

Заехали в Цетинье — древнюю черногорскую столицу. Тут солнце начало ласкаться к нам как кошка, и мы не могли не прогуляться по улице Негушева, заботливо усаженной аккуратными разноцветными домиками.

Зашли в Цетинский монастырь — одну из черногорских святынь и твердынь. В дворе монастыря набожные мужчины сидели за столом и попивали ракию. Очевидно, ходить в такую церковь — одно удовольствие!

Переполнение с элементами волшебства

А по дороге дальше нам, наконец, открылось волшебство — Скадарское озеро. Не знаю, достаточно ли волшебно оно выглядит летом, но зимой, лишенное всего лишнего (oprostite за тавтологию) листвы, травы и другой зелени, дополненное легкой дымкой кристального воздуха, это озеро — чистое и незамутненное волшебство. Нет, не какая-нибудь дешевая алхимия или продажный оккультизм, а именно волшебство в изначальном виде, которое бывает в детских сказках и потом, если у сказочника достаточно сил и воображения, ретранслируется на всю жизнь и преображает ее, добавляя чудес к реальности. Таково оно — Скадарское озеро!

Переполнение с элементами волшебства

Первой точкой приближения к озеру стала рыбацкая деревня Каруч. Она по-рыбацки живописна и по-зимнему тиха и спокойна в этой легкой зимней покинутости — безмолвие и разлитая в пространстве вечность.

Переполнение с элементами волшебства

Дальше по узким малозаметным дорогам по холмам вдоль озера — до деревни Додоши. Дорога не такая уж лёгкая и быстрая, но себя тут же оправдавшая, как только деревня показалось на озёрной глади. Тут надо сказать, что Скадарское озеро и прилегающие реки сильно переполнились в ту пору. Но это не было бурным весенним паводком — шумным и бурлящим. Это было спокойное, мощное, умиротворяющее переполнение.

Переполнение с элементами волшебства

Деревня Додоши в январе стала почти островом. Зеркальная гладь озера наполнилась отражениями. Одно слово — сказка. Если нет на свете сказки про черногорскую деревню Додоши на Скадарском озере, её следует придумать. Сказку о том, например, что жила здесь прекрасная девушка, которую похитил злейший дракон, огнедышащий, конечно. Но прекрасный юноша, возможно даже принц или преемник президента, сделал так (как он это сделал, ещё предстоит придумать), что Скадарское озеро разлилось и затопило дракона вместе с его огненным дыханием. Так юноша освободил прекрасную девушку и стали они жить вместе долго и счастливо в прекрасной деревне Додоши посреди Скадарского озера.

Переполнение с элементами волшебства

Не очень хорошая сказка, потому что в ней присутствует тема убийства живого существа — пусть злого и вдобавок огнедышащего. Это не очень экологично. Лучше так: смелый юноша и прекрасная девушка с самого начала жили долго и счастливо в волшебной деревне Додоши посреди Скадарского озера, а вместе с ними жил добрый домашний дракон. Своим огненным дыханием он каждый день поджаривал им на обед чивапчичи и плескавицу, при этом соблюдая правила пожарной безопасности. Как вам? Тут, правда, отсутствует интрига, зато с самого начала описана как раз та гармония, которую мы почувствовали в деревне Додоши!

Переполнение с элементами волшебства

Далее у нас была идея дойти пешком до деревни Жабляк Црноевича, которая какое-то время тоже была черногорской столицей — на карте к ней вела вполне приличная тропинка. Но разлив есть разлив — тропинка уверенно уходила под воду, а лодки у нас с собой не было.

Вместо того, чтобы горевать, мы поехали на кручу — не простую, а весьма известную в узких черногорских кругах — на смотровую площадку Павлова страна. Не знаю, имеет ли она отношение к академику Павлову, а также не знаю, почему площадку назвали целой страной, но смотровая во всех смыслах замечательная. Просто отрыв башки! Или, точнее сказать, крутой поворот башки, потому что вид со смотровой — на Крутейший меандр (изгиб) реки Црноевича перед ее впадением в Скадарское озеро. Признаться, только ради этой смотровой стоит ехать на Скадар!

Переполнение с элементами волшебства
Наверное, самое красивое посещенное нами в этом путешествии место! Река Црноевича около Скадарского озера.

Дальше была основная точка нашего Скадарского пребывания — посёлок Риека Црноевича (ударение на «о», кстати). ИСТОРИЯ Он красив и уникален — прежде всего своим знаменитым Даниловым мостом, который в свое время живописал Олег Nomad и другие туристеры.

Переполнение с элементами волшебства
Риека Црноевича и Данилов мост.

Мост мы нашли и им поразились. Но не меньше поразились тем фактом, что мост стоял над рекой не как на виденных нами фотографиях, а по пояс в воде (разлив, помните?), и вела к нему только узенькая сухая тропинка. Мы решили непременно вернуться в Риеку ужинать — в воспетый Олегом ресторан, в который упирается мост, и которым владеет потомок самого князя Данилы, построившего мост, а готовит еду там жена «князя» — наша бывшая соотечественница.

Переполнение с элементами волшебства

Но сначала надо было быстренько, пока не стемнело сгонять в Вирпазар — взглянуть на Скадарское озеро во всей его ширине. А потом заехать в соседние с Риекой Риечаны и там поселиться — ибо домик мы забронировали именно там.

Дорога была не из простых — не лучшего качества и ширины, но это там и ни к чему, все равно приходится часто останавливаться, чтобы погрузиться в озеро. Не в прямом смысле, конечно, — озеро внизу, а дорога наверху — а в созерцательном.

Переполнение с элементами волшебства

В сам Вирпазар мы не заехали, а лишь полюбовались им сверху. Собственно, полюбовались не им — поселок вполне обычный — а широко раскинувшимся Скадарским озером с далёкими зовущими берегами и горами, с пьянящей атмосферой простора и с крохотной крепостью посреди водной глади.

Переполнение с элементами волшебства

Вернулись в Риечаны почти затемно, поселились в забронированном домике и пошли пешком в Риеку Црноевича (километра два ходу) с надеждой отужинать в ресторане у «князя» и его «княжны». Кстати, поселились мы в Риечанах, а не в Риеке ради завтрака — скоро вы узнаете, почему.

Риека Црноевича в темноте не подавала абсолютно никаких признаков жизни. Ни прохожих, ни машин, даже собачьего лая не раздавалось. Хорошо хоть мост был красиво подсвечен. Мы было пригорюнились и начали малодушно думать, что не видать нам княжеского ужина как своих ушей. Однако, в ресторане нас встретила с распростертыми объятиями «княжна» и тут же усадила за стол. Кроме нас в уютном полутемном красоюиво отделанном деревом помещении никого не было за исключением мирно похрапывающего на соселюдней лавке «князя». «Он просто дрова колол», — сказала княжна, — «Устал». По виду князя было видно, что, наверное, последнее полено было лишним.

Переполнение с элементами волшебства
Риека Црноевича. Данилов мост.

Людмила (так звали «княжну») стала метать на стол, что Бог послал. А послал Бог в тот день солено-копченого карпа, которого, по уверенным словам Людмилы, можно попробовать только там. Пища очень хорошо пошла под домашнюю наливку и рассказы Людмилы о том, как она когда-то покинула родину и вышла замуж за настоящего потомка черногорского князя. И как теперь, если в ресторане много клиентов, она говорит ему: «Ваше Величество, извольте помыть посуду».

Незаметно вечер подошёл к концу, и мы спросили Людмилу, можно ли здесь вызвать такси до Риечан. «Конечно», — ответила Людмила и растолкала князя. Князь (к стыду своему я забыл, как его зовут) учтиво с нами поздоровался, выпил бутылку пива и пошёл заводить машину. Пока он подвозил нас до Риечан, он поведал нам ещё многое о местных достопримечательностях — уже на великом и могучем английском языке.

Приехав в свой домик в Риечанах (Rooms Novak Rijecani) и попрощавшись с князем, мы не без удивления обнаружили, что наше жильё, на Букинге заявленное как отдельное, теперь делит с нами семья многочисленных китайцев. К счастью, размещались мы с ними в разных комнатах, но вот санузел делили общий. Мы лично ничего ни против китайцев, ни против их многочисленности не имеем — тем более, семья нам попалась очень доброжелательная, — но мы все-таки выступаем за отдельные санузлы, коли уж они обещаны в Букинге. У нас была всего одна ночь в китайской компании, поэтому мы смирились и ничего не сказали. Дополнительным поводом к смирению послужил холодильник, в который хозяйка поставила несколько бутылочек домашнего вина, которое можно было пить абсолютно бесплатно. В общем, нам было не до китайцев.

А утром случилось то, ради чего, собственно, и затевалась эта ночевка. Завтрак на рассвете с видом на реку Црноевича. В стоимость проживания завтрак не входил, но у нас с собой было. А столик — пожалуйста, бери любой и ставь, куда хочешь. А поставить мы его хотели, естественно, на самое видовое место — где утренний туман тихо поднимается с реки, солнце оранжево теребит вершины холмов, и одинокий рыбак мягко тревожит зеркальную гладь. Волшебство. Волшебство!

Переполнение с элементами волшебства
Риечаны на реке Црноевича. С таким видом мы завтракали! В гостевом доме в гостевом доме Rooms Novak Rijecani тут: https://www.tourister.ru/go/19113b
Переполнение с элементами волшебства

Как ни жаль, но отзавтракав в полной безмятежности и экстазе, мы покинули сказочное место сие.

Переполнение с элементами волшебства

В тот день нам нужно было проделать весь обратный путь до Котора и дальше — через Пераст и Херцег-Нови аж до самой Боснии и Герцеговины и заночевать там в Республике Сербской (область БиГ) — в Требинье.

Не буду утомлять вас описанием дороги, тем более, что я вас уже утомлял им вчера (в смысле, не вы вчера читали описание, а мы вчера по этой же дороге ехали), а начну сразу со знакомой нам уже Боки Которской. Проехавши Котор, мы слету миновали Доброту. Но миновав Доброту, мы приехали не в Злобу, как вы могли подумать, а в Пераст.

Пераст.

В Перасте мы погуляли всего-то, наверное, час. Но погода нам благоволила, и сам Пераст тоже благоволил. Чудный городок равномерно сбегает каменными улочками вниз к морю и тянется к двум живописным островкам — Св. Георгия и Госпа-од-Шкрпела. На это стремление чинно взирают церкви, церковки и церквушки — и с берега, и с островов. Почему бы благодати не поселиться здесь?

Переполнение с элементами волшебства

Летом, видимо, на набережной шумно и многолюдно, кафешки переполнены благолепными (и не очень) посетителями, и город сдаётся и отдаётся на растерзание шаловливым курортникам — как взрослый, смирившись, соглашается на всё ради радости разбаловавшихся детей, за которыми его попросили присмотреть. Но зимой тут всё полусонно и мечтательно. Я бы даже сказал, набожно. Немногочисленные отдыхающие в кафе ловят лучи зимнего солнца и теперь отдаются городу — внимают ему, впитывают его, его многовековой опыт, стремясь вникнуть в его мысли. Не получается. Но пытаться — удовольствие.

Переполнение с элементами волшебства

Даже махина круизного лайнера, грузно впихнувшаяся в пролив, нарушить идиллию не может. Наоборот, она притихает, забывает о собственной силе и гордости и смиренно скользит свой дорогой — к Котору.

Переполнение с элементами волшебства

И мы поехали дальше, увозя с собой собственную удовлетворённую сполна впечатлительность. Херцег-Нови мы проезжаем без остановки — в нем мы заночуем на обратном пути, и вы ещё о нем узнаете много хорошего. Наконец, доезжаем до границы. «Добро дошли» встречает нас плакат на въезде в Республику Сербскую. Действительно добро!

Добро встречает нас в БиГ (об этом я поведаю дальше), но добро остаётся и в прошедших двух днях. Больше чем добро — волшебство. Оно осталось где-то там — в переполнении Скадарского озера и реки Црноевича. Но и с нами оно останется навсегда!

Цикл материалов "Черногория, Босния и Герцеговина, 2018"