Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 9:38

Вильнюс — Литва Декабрь 2018

Мой мозг сегодня похож на браузер. Открыто 20 вкладок, всё перемешано. Половина бодро не реагируют, а откуда музыка играет, вообще непонятно!) Всё потому, что руки работу работают, попа сидит в Ростове, а мысли унеслись в Адыгею. И мечутся там между сугробами снега, и бассейнами с водичкой под +50. Хочется и к умным, и к красивым!

Но, кажется, пора бы мне и честь знать. В том смысле, что надо закругляться рассказывать о Вильнюсе, что хоть и оставил послевкусие приятнейшее, а всё ж таки был давненько. Освежу немножко ваши впечатления (и свои тоже). В начале прогулки мы с вами поднялись на башню Гедиминаса, обошли вокруг замка князей Литовских, поставили свечку в главном литовском Кафедрале, и отметили это дело в самом титулованном ресторане поблизости!

Теплые холодные чувства... Вильнюс, окончание

Знакомство с Вильнюсом красиво началось, и продолжилось не менее круто. Мы погуляли по сказочной Ратушной площади, залитой огнями, и заглянули во все костелы столицы. По крайней мере, в те, чьи двери застали открытыми!

И раз уж речь зашла о храмах, Вильнюс частенько называют столицей барокко. Всех этих пышных завитушек и раззолоченных интерьеров здесь в избытке, однако сейчас — не о них. Собор, куда мы пришли, без всяких натяжек самый известный, самый фотографируемый, самый эффектный и легендарный в столице Литвы. Если не во всей республике. Костел святой Анны — единственный сохранившийся представитель семейства готики, что так романтично презентуют «пламенеющей» …

Теплые холодные чувства... Вильнюс, окончание

Правда, хорош? И это притом, что нам очень, очень не повезло с погодой. Плакать хочется, когда вспоминаю фото подруги, что стоит у него в снежный, солнечный день, ну чисто принцесса из волшебной сказки. Свои фото даже показывать вам не стану, чтоб не залить слезами клавиатуру!

Теплые холодные чувства... Вильнюс, окончание

Но это я отвлеклась. Костел святой Анны — долгожитель, а по меркам не сказать, чтоб старого, Вильнюса, даже старожил. В камне его возвели в конце пятнадцатого века, а первая деревянная обитель, где молились святой Анне, существовала уже в 1394 году.

Имя главного архитектора покрыто мраком, но по предположениям им был Бенедикт Рейт, автор знаменитого пражского Кафедрального собора, и Вавельского замка в Кракове. Возможно, что-то в этом есть, уж очень костел святой Анны на остальные соборы Вильнюса, и соответствует, как раз, вкусам Бенедикта, почитавшего готику.

Теплые холодные чувства... Вильнюс, окончание

Судя по летописям и старым гравюрам, несмотря на позднейшие реставрации, облик храма сохранился подлинным. Та самая гармония линия, изящество и целостность образа, что по легенде так впечатлили Наполеона, воскликнувшего: «О, как я хочу поднять это чудо и перенести в Париж!»

Правда, восхищение не помешало французским солдатам разграбить собор, устроив там конюшню и склад, а деревянную утварь сжечь в кострах.

Теплые холодные чувства... Вильнюс, окончание

В начале 20-го века костел основательно отреставрировали, из-за угрозы обрушения. Внутренний образ скорее всего не очень поразит ваше воображение, но зайти интересно. Фрески на стенах, старинные барельефы с черепушками, монахи в черных рясах, подпоясанные бечевками — как в романах про средневековье…

Теплые холодные чувства... Вильнюс, окончание

Добавлю, что знакомство не будет вам стоит ни цента. Храм действующий, и, хотя рад любым пожертвованиям, открыт всем желающим безвозмездно.

Да и расположение у него классное, по одну руку Старый город…

Теплые холодные чувства... Вильнюс, окончание

А по другую, прости Господи, Ужупис!

Ужупис — не какое-то нехорошее слово, как вы могли подумать, а всего лишь Заречье в переводе с литовского. Свободная, самопровозглашенная республика не требует показать паспорт на таможенном контроле, зато приветствует у себя в гостях людей искусства. Художников, музыкантов, поэтов и прочую, прочую праздно-шатающуюся публику. Мы с Настей, как люди, имеющие к творчеству отношение самое прямое, разумеется, пошли знакомиться!)

Теплые холодные чувства... Вильнюс, окончание

Ужупис не всегда был таким богемным. Со времен средневековья все, мало—мальски имеющие средства, предпочитали селиться в Старом городе, а за рекой квартировали работяги и городская беднота. Все изменилось в 2000-х, когда Заречные кварталы приметили люди искусства. Яркие граффити, модные персонажи, выставки, театральные зарисовки, творческие мастерские — буквально за пару лет городская богема преобразила райончик до неузнаваемости, сделав его одним из символов литовской столицы. Тот самый пример, как из ничего может получиться очень многое.

Теплые холодные чувства... Вильнюс, окончание

1 апреля 1997 года обитатели арт-района провозгласили независимость республики Ужупис. У них есть флаг, гимн, валюта — правда не отпечатанная, президент и министры, Конституция. Есть даже своя армия, и, так мило — флот. Это сделанные детками кораблики, что пускают в плаванье по реке Вильняле ежегодно 1 апреля!

Теплые холодные чувства... Вильнюс, окончание

Кстати, раз уж я привела вас в этот райончик, прогуляемся еще в одно необычное место. Бастионные валы Вильнюса!

Теплые холодные чувства... Вильнюс, окончание

Давным-давно, веке этак в пятнадцатом, Великий князь литовский Александр, которому надоели постоянные набеги завидущих соседей, решил отстроить оборонительную стену. И в добавок к ней — артиллерийский бастион.

Теплые холодные чувства... Вильнюс, окончание

Хотя, она не сильна помогла литовцам во время войн с Московским княжеством, ну да это вопрос другой. Со временем о бастионе позабыли, и только к концу двадцатого века, на волне развития туризма, башни и стены отреставрировали, а в павильонах открыли музей.

Что там внутри, не представляю, мы не пошли. Да и вообще притопали сюда не ради остатков былой воинской славы, а за видами!

Теплые холодные чувства... Вильнюс, окончание

Пришла пора прощаться с городом. Вильнюс, конечно, хорош! Но нам самое время поужинать, забирать чемоданчики, и нас ждет вокзал. Вильнюсский автовокзал — не самый любимый в моей коллекции, но главное ведь не как едешь, а куда. Уже следующим рассветом я скажу Тебе: «С добрым утром, мой любимый Таллин!». И когда-нибудь, холодным осенним вечером, расскажу вам ту историю.