Турист Ольга Потемпа (Astro4ka)
Ольга Потемпа
была 14 декабря 2023 18:00

Берегово, Верховина, Яремче — Украина Июнь 2018

Давно уже с мужем положили «глаз» на украинские Карпаты, но близлежащие европейские страны, как Швейцария и Австрия, с их прекрасной инфраструктурой и чудными Альпами, всегда становились приоритетными. А тут такой случай — мой юбилей, когда можно собрать всю семью вместе в Карпатах, расположенных в приграничных областях Украины. Это лучше, чем тащиться машиной 2000 километров до Карпат, затем ещё по бездорожью 950 км. до Сумы, через всю Украину, где живут дети и внуки.

Поездка в Карпаты преследовала две основные цели: встреча с семьёй и знакомство с горным хребтом Черногора. С мужем приехали на неделю раньше детей и внуков, которых в горы не затащишь никаким калачом, чтобы спокойно полазить по Карпатам,.

Черногорский хребет является очень популярным туристическим местом в Карпатах, здесь расположены все шесть гор выше двух тысяч метров и самая высокая гора в Украине:

Говерла — 2061 м.,

Бребенескул — 2032 м.,

Поп Иван — Черногорский — 2028 м.,

Петрос — 2020 м.,

Гутин Томнатик — 2018 м.,

Ребра — 2001 м.

Вершины, жирно выделенные, на которых удалось побывать, в плане стоял ещё Петрос, но для восхождения на гору требуется не менее двух дней и соответствующее снаряжение для ночёвки, у нас же не было ни того, но другого.

Кроме этого взошли ещё на несколько извесных гор, чуть ниже двух тысяч.

Туркул — 1933 м.,

Брескул — 1911 м.,

Смотрич — 1899 м.,

Шпицы — 1863 м.,

Данциж — 1850 м.,

Пожижевская — 1822 м.

Черногорский хребет,вдали видна Говерла.
На вершине Говерлы.Самая высокая вершина страны, а хаос такой же, как в государстве.
На вершине горы Пожижевская, за нами Брескул и Говерла.

Побывали на высокогорных озёрах Несамовите, расположенном на высоте 1750 метров и Маричейка, на высоте 1510 метров.

Озеро Несамовите.
Озеро Маричейка.

О посещённых городках расскажу чуть позже. Более всего, кроме гор, в Карпатах понравились церкви, особенно деревянные. Они уникальны каждая по-своему, и попадая туда, ощущаешь мощную энергетику и силу.

Ворохта

Рахов
Яблуницкий перевал.
Возле пропускного пукта на Говерлу.
Дземброня.
Верховина.
Верховина. Я с внучками.

Яремче.
Яремче
Яремче.

Заказала жильё в частном секторе в Ворохте; Дземброне; Верховине; Яремче.

Цены вполне приемлимые, от 10 до 14 евро в сутки за комнату на двоих. В каждом пансионе имелась оборудованная всем необходимым кухня, где готовили ужины и завтраки, а в обед услаждали желудок гуцульскими блюдами: варениками (с картофелем, брынзой, творогом, капустой и грибами), грибным борщом, фасолевым супом, домашними колбасками…, всё испробованное не перечислить. Очень понравился карпатский чай из разных травяных сборов, привезла домой, но почему то вкус не тот, что пили в Карпатах, может завариваю не так, возможно сбор не тот, или в Карпатах он просто по другому пьётся.

Усадьба «Аргилуша» (4 ночи), расположена в семи километрах от Ворохты, на повороте на Зарослянскую улицу и в 12 километрах от базы Заросляк, откуда начинается подъём на Говерлу. Это было самое дешёвое жильё в близи Говерлы. Советую, кто захочет побывать на «крыше» Украины — Говерле. Усадьба покорила не только низкой ценой за отличный быт, но и чудесными хозяевами. Мы были сами в отдельном домике с большой кухней. Хозяйка предоставляла за минимальную цену сметану, творог и молоко. После похода на Говерлу накормила вкуснейшей кашей — бануш, являющейся национальным блюдом гуцулов (состоит из сметаны, сливочного масла и кукурузной муки, готовится в печи несколько часов).

Мы были единственными гостями в домике. Хозяева жили отдельно в усадьбе напротив.

Хозяин занимается пчеловодством и возвёл своё дело в хобби. Таких удивительных ульев, самостоятельно им сконструированных, ещё не видела никогда. Поведал по секрету, что прячется здесь частенько от жены, когда выпивши, которая боится появляться вблизи ульев, будучи неоднократно ужаленной. Только тогда обратила внимание, что он в сетке, а я без и с фотиком бегаю среди ульев и летающих пчёл. Покусана не была, видимо, пчёлы приняли за свою.

Усадьба «Гуцульская тайстра» (3 ночи), в 15 километрах от Верховины в деревне Дземброня, самая дорогая из заказанных. Не советую, ужас — ужас, но выбор невелик, кто хочет побывать на вершине Чорной горы. Сказать, что были разочарованы, не то слово, просто шокированы заказанным частным пансионом. Мало того, что бы туда добраться нужно убить машину, ещё и жильё на грани несчастного случая. Адреса не было, долго искали по названию усадьбы, которое НИ КТО в деревне не слышал. Объехали пару раз Дземброню в поисках неведомой Сумки (так переводится с гуцульского Тайстра), затем плюнули на 15 евро предоплаты и решили устроиться в хостеле «Белый слон».

Хостел Белый слон.
Хостел "Белый слон".
Обедали в хостеле Белый слон, дёшево и очень вкусно.
Обедали в хостеле "Белый слон", дёшево и очень вкусно.

Оказалось, что в хостеле знают нашу Тайстру, но предупредили о сложной дороге туда. Ага, сложной, надо было бы сказать экстремальной!

Висячий качающийся ПЕШЕХОДНЫЙ мост был уложен дырявыми гнилыми досками. Это была единственная «дорога» до дома. Проехать не решились, пешком добрались до пансиона, чтобы сказать, что аннулируем наш заказ, но хозяйка решительно была настроена иметь нас у себя в гостях. Буквально перетащила нас через мост, укладывая доски на ширину колёс. Висячий мост качался и прогибался, особенно сложно перескочить середину моста, когда повисаешь на брюхе авто. Когда заскрежетала выхлопная на откосе середины моста, муж вспомнил все русские маты. На второй день, выехав не без труда, вернуться по мосту не решились, оставили машину на ночь в «Белом слоне», оплатив парковку.

Хозяйка и наше жильё на втором этаже. Первый этаж занимала семья дочери, но готовили они в усадьбе.

Считаю, такой экстрим до поры — до времени, пока мост не рухнет и кто то не погибнет, т. к. высота моста приличная, а река в этом месте достаточно бурная.

Первая половина моста ещё пойдёт.
Первая половина моста ещё "пойдёт".

А вот вторая половина просто катастрофальна.
Видно, как середина отшлифована машинами.

Карпаты. Горы, пансионы, дороги, хапуги в погонах

Но это ещё не весь кошмар в этом частном доме. Наша комната располагалась на втором этаже, на который вела очень крутая лестница. Видимо, когда то это был чердак, который закрывался массивным деревянным люком, подпирающимся палкой, выглядевшей как перила. Муж, занося чемоданы, схватился за эти «перила» и… удар по голове и большущая шишка. Если бы на его месте была я, то вмиг бы скатилась вниз и получила не только удар по голове с серьёзными последствиями, но и сломанный позвоночник.

Справа видна палка, подпирающая крышку

Думаете, что-то изменилось после наших претензий, да ничуть. На другой день рядом в комнате поселили женщину с ребёнком, я ей рассказала ситуацию и она отказалась от жилья, её всё же поселили, но в доме хозяев. А мне пришлось на ночь брать старую кастрюлю, дабы не спускаться в туалет.

В комнате ни шкафа для вещей, ни стульев, над кроватью висело множество пыльных самотканых ковров, это при моей то аллергии. Бельё и одеяла пахли как в лавке старьевщика.

Карпаты. Горы, пансионы, дороги, хапуги в погонах

В этой деревне нет отелей, лишь три сдаваемые усадьбы, две из которых уже были забронированы. Хостел изначально не рассматривала, а зря, оказалось, что там есть двух-местные номера и дешевле, нежели мы заплатили. А в туалет и душевые, кои в хостеле расположены в общем коридоре, могли бы прогуляться, всё же лучше, чем падать с лестницы.

Пансион «Зелёные карпаты» (3 ночи), Верховина. После Дземброни попали в рай. Советую — супер! Здесь встретились с младшей дочерью, приехавшей в этот день с двумя детьми. Увы, не вся семья оказалась в сборе, зятя не отпустили с работы, старшая дочь со своими заморочками тоже не смогла приехать. Нас поселили в двух комнатах с выходом на один большой балкон. Ванная-джакузи, душевая и туалет рядом в коридоре. Мы были единственными гостями, поэтому всё было просто замечательно. Хозяйка предложила интересную программу, устроив нам на следующий день конную прогулку по полонине, но об этом чуть позже.

Садыба Маркевичей в Яремче (4 ночи), которую с трудом нашли на задних задворках. Средненько, получше, чем в Дземброне, но намного хуже, чем в Верховине по равной цене, лучше переплатить пару евро и устроиться лучше. Но предоплата сделана, поэтому довольствовались тем, что имели. Впрочем, большая терраса в комнате детей, которую превратили в столовую, нас очень устроила.

Дороги — это особая тема.

Я прожила в Украине 28 лет, но более худших дорог, нежели в Ивано-Франковской области — никогда не встречала. В первый день с Берегово до Ворохты 240 километров ехали 10 часов! Только на один отрезок пути в 18 км., от Румынской границы до трассы 9, потратили полтора часа. Да и сама трасса лишь местами напоминает оную, весь путь приходилось лавировать между ям и глубоких трещин в асфальте, а порой и просто по дерновке с коварными ямами, заполненными водой.

Отдыхать поехали на моём стареньком малюсеньком форде, решив, что если авто не перенесёт путешествия, то сплавим его за копейки, вернувшись самолётом. Уже в первый день на дорогах Украины муж прочно уверился — авто не переживёт. Пережило, даже после нескольких попаданий в глубокие ямы и сумасшедшей «тряски» по «дороге» на Говерлу. Обошлось лёгким испугом царапинами, вывернутым зеркалом, погнутыми дисками и полустёртой резиной. По пути изложения наших приключений в Карпатах, ещё неоднократно вернусь к теме дороги.

Хапуги в погонах на дорогах Украины.

Пока ездили вместе, всё было тип-топ. Пару раз останавливал контроль, но обнаружив «свою» иностранку, тут же оставляли в покое. В любом случае, я дала бы раду прицепившимся, зная, что ничего не нарушила. Муж же, расслабившись столь спокойной обстановкой, решил проигнорировать моё предупреждение — «самому ни где не ездить» и в последний день перед отъездом с Карпат решил покорить Петрос, третью по высоте и самую сложную по восхождению гору Черногорского хребта.

Не доехал, на Яблуницком перевале был остановлен патрулем. Заставили дыхнуть и показали ошалевшему мужу, который никогда не пьёт за рулём, впрочем и без руля тоже, прибор с 0.4 алкоголя. Заставили, именно это слово, заплатить штраф 400 евро. Мой и так не силён в русском, а в этой ситуации вообще всё напрочь забыл. Жулики же быстро сообразили, что попали на халявную кормушку. На предложение мужа проехать на медосвидетельствование посыпались угрозы, даже наручники появились, типа мы сейчас авто заберём, а тебя в обезьянник за сопротивление и…оскорбление властям.

Концовка ясна: деньги отобраны, настроение сорвано, Петрос отпал, а Вальдемар в трансе остаток дня провёл дома, ожидая нас с целодневного похода к водопаду Хук.

Зять влез на нужный сайт и написал жалобу, но сразу «успокоил», что смысла нет ждать ответа, т. к. сайт забит тысячами подобных жалоб, ещё даже не рассмотренных, так что едва ли очередь дойдёт до какого то там иностранца. По приезду домой муж сразу приобрёл алкотестер, который сейчас постоянно возит в машине. Ситуация с мошенниками ясна, они сами были «вчерашними» или выпили уже утром, сами же подышали в трубку, которую затем подсунули клиенту.

Пришлось мужа срочно реанимировать, да и себя заодно, купив пару бутылок вина. Прощальный вечер был несколько испорчен, но не настолько, чтобы испортить впечатление от столь чудесно проведённого времени в Карпатах.

Впереди ещё много интересного....

Путешествие по Карпатам (без ссылки - ещё не написанные отчёты):

1. Путь-дорожка до Украины. Божественный Мельк.

2. Горы, пансионы, дороги, хапуги в погонах.

3. Восхождение на Говерлу и Брескул.

4. Черногора с несколькими вершинами и озеро Несамовитэ.

5. Восхождение на Поп Иван, Смотрич и горное озеро Маричейка.

6. Гуцульская столица Жабье и Буковель — «украинский Куршевель».