Турист Ольга Потемпа (Astro4ka)
Ольга Потемпа
была 14 декабря 2023 18:00

Ворохта — Украина Июнь 2018

Средняя высота Украинских Карпат составляет 1000 метров, лишь шесть имеют высоту более двух тысяч, а самой высокой горой является Говерла с вершиной 2061 метр. Горная гряда украинских Карпат протянулась с северо — запада на юго — восток почти на 280 км. Самым высокогорным является горный хребет Черногора, на котором расположены все двух-тысячники, в том числе и Говерла.

После Альп, куда ежегодно отправляемся поднять адреналин, Карпаты выглядят красивыми холмами, большая часть которых покрыта лесом. Не смотря на столь незначительную высоту, восхождение на некоторые вершины весьма затруднительна, как, к примеру, на Петрос.

Поход на Говерлу больше напоминает хорошую прогулку с красивыми видами на весь Черногорский хребет. Восемь километров подъёма и спуска, с перепадом высоты 800 метров, можно пройти за 5–6 часов без особого напряга. Поэтому летом там толпы туристов, группы школьников, семьи с детьми. Тропа начинается от спортивной базы Заросляк.

Добраться от Ворохты (ближайший населённый пункт) до базы Заросляк можно своим авто или на такси — 20 км. От усадьбы Аргилуша, где мы остановились, расположенную как раз на повороте на Говерлянскую, до базы Заросляк — 12 км. Некоторые туристы, экономя деньги, начинают свой поход от этого поворота, до которого можно доехать транзитным городским транспортом, но 32 километра с подъёмом на вершину и перепадом высоты 1240 метров… это круто, а может глупо, но точно не для нас.

Уже с пяти утра слышна интенсивная движуха: такси, частные авто, маршрутки, туравтобусы, пешие туристы. В отзывах прочитали, что чем раньше начать восхождение, тем лучше, ибо во второй половине дня частенько погода в горах портится — истинная правда, советуем прислушаться. Мы же не придали этому значения, тем более голубое чистое небо не предвещало подставы.

Именно от усадьбы Аргилуша и начинается кошмарная «дорога» к Говерле. Если у вас не своё авто или старенькая таратайка, которую и разбить не жаль, на каких обычно и возят к Заросляку желающих подняться на вершину Говерлы, то можно и за час добраться, протарахтев по быстрячку 12 км. Мы же потратили на дорогу в одну сторону два часа. Особенно трудны последние 3 километра по каменистой дороге, резко поднимающейся в горы. Здесь ездить только на полноприводных машинах 4 на 4, но никак не на нашем маленьком, низкосидящем фордике, более похожем на «запорожец».

Несколько раз дном скрежетали по камням, скатывались назад или буксовали, резина воняла, муж чертыхался, а мне уже совсем не хотелось на эту чёртову Говерлу. Казалось, что Вальдемар ну как специально влезает в глубокие ямы, села за руль сама и…лавировала, лавировала и не вылавировала, хватило пяти минут. После этого отдала руль мужу и уже молча сидела рядом до парковки.

Под турбазой Заросляк на парковке множество машин, тут же рынок, где можно экипироваться перед походом в горы, перекусить и купить бутерброды.

На Говерлу ведут два маршрута: голубой — крутой и зеленый — пологий. Основная масса туристов идут туда и обратно по зелёному маршруту (8.5 км.) У нас же получился СВОЙ маршрут: поднялись по крутому склону на вершину Говерлы 2061 м., затем спустились на перешеек хребта Черногора и забежали (в буквальном смысле) на гору Брескул 1911 м., расположенную рядом с Говерлой, вниз сошли с перешейка через Говерлянский водопад, сделав кружок в 11.7 километров.

Наш маршрут.
Две вершины: Говерла и Брескул. Навигационка  украла 20 метров вершины Говерлы. А может её утоптали многочисленные туристы?
Две вершины: Говерла и Брескул. Навигационка "украла" 20 метров вершины Говерлы. А может её утоптали многочисленные туристы?

Карпаты. Восхождение на Говерлу и Брескул.
Погода начала стремительно портиться.
А вот это уже вершина Говерлы.
  Красной точкой видна база Заросляк.

На вершине Говерлы бродила куча туристов, кто то жевал, кто то бегал с фотоаппаратом, кто то делал селфи возле многочисленных разномастных тумб, назначение которых непонятно, большая группа школьников громко веселилась, отдыхая под гитару. Без хохмы не обошлось: только уютненько устроились с бутербродами, как подбегает «голодный студент» с потрясным вопросом: «не знаете, где здесь можно кофе купить?» Увидев наши вытянувшиеся физиономии, быстро сориентировался и пояснил, что на вершину частенько ходят местные с большими термосами кофе и чая, продавая туристам. Видимо «предприниматели с термосами» точно знали прогноз, не появившись в этот день на Говерле.

Хорошо просматривается вся база Заросляк.

Карпаты. Восхождение на Говерлу и Брескул.

Ни кто не ожидал погодного сюрприза в виде сильного ветра, града и ливня, который распугал всех туристов, мгновенно улетучившихся с вершины. Смешно было наблюдать за метущимися зелёными жабками в снежном вихре, зелёными — потому чти все нацепили полиэтиленовые дождевики, купленные за 1 евро на парковочном рынке. Приобрели и мы их, муж надел на себя поверх рюкзака, вздохнул и остался без кнопочек, я же в своём утонула и запуталась в подоле, дабы не покатиться вниз с горы в буквальном смысле, пришлось снять, на парковке оба дождевика ушли в мусорку.

Многие туристы делают полный восьмикилометровый путь, поднимаясь по одной стороне, а спускаясь по другой.

Ужаснулись при виде двух девушек, поднявшихся на вершину в маечках и сандалях, и ведь забрались же, причём по крутому склону. Не задерживаясь ни секунды на вершине, без селфи «я тут был», они сразу побежали вниз по другой, пологой стороне, да, очень не предусмотрительно.

Холод продирал до костей, особенно голые колени, которые не закрывались курткой. Не верилось, что пару часов назад умирали от духоты.

Вершина на короткое время побелела, но последующий за градом ливень быстро уничтожил «зиму», безумно ворвавшуюся в лето. Окинув последним взглядом пустую вершину Говерлы, мы в одиночестве потопали в сторону горного хребта, куда в такую погоду не сунулся ни один турист. Шли по запланированному маршруту, не смотря на град и ливень, на вершину горы Брескул, стоящую рядом с Говерлой.

Карпаты. Восхождение на Говерлу и Брескул.
 Впереди Брескул, но сначала нужно спуститься к перешейку по мокрой, едущей под ногами траве, земле и скользким камням.
Карпаты. Восхождение на Говерлу и Брескул.
На перешейке хребта Черногора и вид с него на Говерлу.
Отсюда начнём спуск в Заросляк, ну а пока сбегаем на вершину Брескул, благо дождь прекратился.
 Вальдемар рванул вперёд, виден чёрной точкой среди серых камней.
 Говерла во всей своей красе с вершины Брескул.
Начало реки Прут.
Карпаты. Восхождение на Говерлу и Брескул.
Перешеек между горами Брескул (слева) и Говерлой.
 Говерлянский водопад не произвёл впечатления.
Карпаты. Восхождение на Говерлу и Брескул.

На следующий день был запланирован большой поход к озеру Несамовите и по Черногорскому хребту с той же базы Заросляк. Но Вальдемар категорически отказался от каскадёрства на машине. Решила, что если не решу эту проблему, то красивого озера нам не видать. На парковке рядом увидела водителя, вальяжно развалившегося в машине с польскими номерами. Обратилась к нему по польски, но по вытаращенным глазам поняла «моя твоя не понимай», оказалось — местный с Ворохты. Договорилась, что через день за 600 гривен (20 евро) он привезёт нас до Заросляка и к концу дня заберёт, чудненько, тем более позже узнала, что таксисты за это берут 800 гривен.

Следующий день тоже не пропал, знакомились с достопримечательностями Ворохты и пробовали местные блюда.

Правда замечательностей в Ворохте кот наплакал, но старинный виадук внимания стоил. Но вот незадача, мы увидели виадук, но…не тот, оказалось, что более старый Австрийский мост, длиной 130 метров, построенный в 1895 году, стоит на дороге со стороны Ивано-Франковска. Ну, что увидели, то увидели.

Карпаты. Восхождение на Говерлу и Брескул.

Хорошо, что взяли паузу и не пошли в этот день в горы, так как дождь, переходящий в ливень, мочил нас целый день на прогулке по Ворохте, а Черногора была окутана хмурыми тучами. Зато следующий день радостно распахнул нам свои объятия ввиде ясного солнечного дня, не нахмурившись ни на минуту, дав нам возможность налюбоваться красотами Черногоры и озера Несамовите, но об этом в следующем рассказе.

Путешествие по Карпатам (без ссылки - ещё не написанные отчёты):

1. Путь-дорожка до Украины. Божественный Мельк.

2. Горы, пансионы, дороги, хапуги в погонах.

3. Восхождение на Говерлу и Брескул.

4. Черногора с несколькими вершинами и озеро Несамовитэ.

5. Восхождение на Поп Иван, Смотрич и горное озеро Маричейка.

6. Гуцульская столица Жабье и Буковель — «украинский Куршевель».