Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был 24 апреля 21:13
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Кулдига — Латвия Июль 2010

В Кулдигу я приехал, чтобы посмотреть знаменитый водопад Вентас Румбас. Как пишут, якобы самый широкий в Европе. Ну, насчет всей Европы не знаю, придется поверить на слово. Но водопад и правда широкий. Хоть и совсем невысокий. А находится он прямо рядом с автомобильным мостом через Венту, как раз у въезда в город.

Как герцог Якоб водопад взрывал

Google Maps предлагает въезжать в город по объездной дороге, но я въезжал по мосту, что в центре

У водопада всегда полно народу, и туристов, и местных. А тут еще и летняя жара, так что народ вовсю купался.

Как оказалось, у водопада есть и своя история. И связана она с личностью герцога Курляндии Якоба, чья столица в XVII веке находилась как раз в Кулдиге (нем. Goldingen).

Как герцог Якоб водопад взрывал

Этот Якоб очень хотел наладить морскую торговлю по реке Венте, но проходу лодок мешали водопады. И тогда он решил их… взорвать! Выписал из Франции опытного специалиста-подрывника. Тот заложил взрывчатку, и — бац!!! Водопаду хоть бы что, а вот дворец герцога пошел трещинами. Пришлось эксперименты прекратить. Тогда Якоб придумал прорыть канал в обход водопадов. Но без современной техники дело шло плохо, скалы не поддавались. А тут еще и войны со шведами. Вобщем, прошло 100 лет, а канал так и не прорыли. Уже в XIX веке, когда Курляндия отошла к Российской Империи, работы возобновили, но потом снова бросили — уж слишком большие получались затраты.

Но вернемся к герцогу Якобу. В этой части Латвии персонаж этот довольно популярен, его именем даже назван один из латвийских райцентров — Екабпилс (Якобштадт). Но откуда этот Якоб взялся, я до недавнего времени не знал.

Пока я продолжаю рассказ, пройдем от водопада по мосту в собственно Кулдигу, бывший немецкий Голдинген.

Как герцог Якоб водопад взрывал

Вид на водопад с другой стороны реки, уже от города

Полное имя герцога было — Якоб фон Кетлер. И тут мне его фамилия показалась знакомой. Где же я ее слышал? О, Ливонская война же! Полез проверять — и точно! Эту фамилию носил последний магистр Ливонского ордена Готхард фон Кетлер, резиденция которого была в крепости Феллин, это нынешний Вильянди в Эстонии.

Как герцог Якоб водопад взрывал

Ливонская война началась в 1558 году, армия Ивана Грозного быстро разбила немногочисленные войска Ливонского ордена, и Великому магистру Готхарду Кетлеру ничего не оставалось, как просить помощи у более могущественного соседа — Великого Князя Литовского и Короля Польского Сигизмунда II Августа. Поляки и литовцы с радостью захватили почти всю Прибалтику, а своему вассалу выделили земли в Курляндии и Семигалии. Так бывший магистр Ливонского ордена стал Герцогом Курляндским.

В Ригу Готхарда не пустили, так что своей столицей ему пришлось сделать другой город неподалеку — Митаву (нынешняя Елгава). Второй столицей стал Голдинген (нынешняя Кулдига).

Как герцог Якоб водопад взрывал

У Готхарда было два сына. Герцогство в итоге унаследовал старший — Фридрих. У того тоже родился сын — тот самый Якоб. При нем герцогство Курляндское достигло пика своего развития. Дошло даже до того, что Якоб снарядил морскую экспедицию, которая основала курляндскую колонию на острове Тобаго в Карибском море.

Успел побывать Якоб и в России, а если быть точнее, то в Ивангороде. Правда Ивангородская крепость еще со Смутного времени была занята шведами, и они держали там герцога в плену, когда в 1655-1660 гг. случилась очередная польско-шведская война. Курляндию же в его отсутствие те же шведы разграбили, так что когда Якоб вернулся из плена, его ожидало печальное зрелище.

Как герцог Якоб водопад взрывал

Про детей Якоба мало что известно, но зато прославился его внук — Фридрих Вильгельм. Тогда ослабевшая Курляндия уже находилась в сильной зависимости от Российской Империи, а потому в 1711 году 19-летнего герцога женили на племяннице Петра I Анне Иоанновне. Но не повезло, молодой супруг оказался слаб здоровьем и по дороге из Санкт-Петербурга в Митаву скончался. Вдова вместо умершего мужа стала жить с другим курляндцем - Бироном, потом ее выбрали новой русской императрицей, а потом она сделала Бирона новым герцогом Курляндии. Но про это я уже писал в рассказе про Рундальский дворец :)

А Кулдига оказалась неожиданно интересным городком с массой старых деревянных домов. Вот только в то лето там шел масштабный ремонт, и весь центр оказался перекопан — строили новую пешеходную улицу.

Как герцог Якоб водопад взрывал

Интересный дом с башней по адресу ул. Лиепаяс, 37. Написано, что это просто многоквартирный дом. На первом этаже — аптека. В такой башне наверно не очень удобно жить?

Солнце уже клонилось к закату, на узких улочках было достаточно темно

Как герцог Якоб водопад взрывал

Некоторые дома, чтобы не выглядели слишком уныло, разрисовали яркими рисунками. Некоторые, правда, не совсем приличные, как мне тут заметили :)

Интересный дом — деревянный фасад выпирает за пределы крыши :)

Как герцог Якоб водопад взрывал

Красивое розовое здание на берегу речки — это районный суд. Речка, кстати, скорей ручеек, а такой полноводной ее делает плотина.

Ну что же, пора ехать дальше. Бросаю последний взгляд с моста на водопад Вентас — и в Вентспилс.

Как герцог Якоб водопад взрывал

Но про Вентспилс я расскажу отдельно. Знакомство с городом у меня начнется с того, что я буду искать отель, где есть свободные номера, а потом навигатор поведет меня на другой берег Венты, и я упрусь в разобранный мост. А другого моста в навигаторе и не будет. И что делать :)

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ НАЧАЛОВентспилс - коровы, нефть и мэр-олигарх

Путешествие было всего на два дня, но получилось много частей :)

1. Рижская ГЭС, куклы-люди и шотландский замок рижского градоначальника || Как герцог Якоб водопад взрывал

2. Вентспилс - коровы, нефть и мэр-олигарх || Секретный локатор, мыс Колка и болото Ценас

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия