Турист Юлия (Juliette17)
Юлия — была сегодня 12:02
""

Соловецкие острова, Кемь — Россия Июль 2018

Следующей точкой нашего маршрута по Карелии после Беломорска была Кемь. Когда администратор гостевого дома «Старчина» в Беломорске, где мы ночевали, сурового вида женщина среднего возраста, узнала, что на Соловки мы поплывем из Кеми, ее реакцией было твердое: «У нас так никто не делает. Все от нас плывут». Что делать, билеты на теплоход из Кеми были у нас уже забронированы (правда, не оплачены), и мы отправились дальше, осваивать русский север.

Приехав в Кемь, в первую очередь мы направились в поселок Рабочеостровск, в гостиничный комплекс «Причал», выкупать наши билеты. Читала, что основная часть отправляющихся на Соловки туристов останавливается именно здесь. Комплекс находится на самом берегу Белого моря, на территории расположено несколько приличного вида корпусов, ресторан, кафе, сувенирный магазин и парковка. Ну и здесь же находится причал, от которого отходят теплоходы на Соловецкие острова. Как я уже говорила, жилье мы бронировали практически накануне поездки, и здесь мест уже не было, нам пришлось забронировать номер в Кеми, в гостинице «Кузова».

На Соловки!

Выкупив билеты и договорившись о парковке на завтра, мы отправились осматривать окрестности, и следующая цель нашего маршрута была видна еще от причала.

Это церковь, созданная для фильма Павла Лунгина «Остров». На тот момент фильм я еще не смотрела, но церковь (никогда, по сути, ею на являвшаяся, так как не была освящена) произвела сильное впечатление. Расположенная на мысе, на фоне Белого моря и прибрежных валунов, она нисколько не выглядит декоративно.

На Соловки!

А это та самая котельная, которую исправно топил отец Анатолий.

На Соловки!

С этого места также отлично видна часовня Николая Чудотворца, расположенная у действующего причала Рабочеостровска и являющаяся частью подворья Соловецкого монастыря.

На Соловки!

Погода была солнечная, виды открывались отсюда прекрасные, но меня не отпускало состояние некоторой подавленности. Может быть, дело в энергетике этого места. Еще до приезда туда я предчувствовала, что места эти произведут на меня тягостное впечатление. Ну не может место, видевшее столько людских страданий, рождать другие чувства. Ведь мы находились на печально известном Поповом острове, где в тридцатых годах прошлого века располагался Кемский пересыльно-распределительный пункт для заключённых, направляемых в Соловецкий лагерь особого назначения. Этот остров стал началом страшных испытаний для многих репрессированных. Его заключенные назвали «самым проклятым местом на всем земном шаре». Вот как его описывал один из заключенных: «Попов остров небольшой, километра три в длину и два в ширину, связанный с материком дамбой и мостом. На юго-западном его берегу расположена пересылка. С трех сторон этот кусок сплошного камня в полкилометра в длину и в одну треть в ширину омывается морем. Здесь нет ни одного дерева. Со стороны моря он окружен колючей проволокой, от суши — высоким забором. За проволокой и забором вышки часовых».

Прочесть о тех страшных годах можно в книгах заключенных, прошедших через Кемперпункт — Дмитрия Лихачева, Александра Солженицына и других.

Сейчас от тех лет остались только разрушенные фундаменты пары зданий, да остатки деревянного причала, откуда увозили заключенных в печально известный СЛОН.

На Соловки!

Сменились поколения, зажили раны, и сейчас Попов остров используется местными жителями для летнего отдыха. Здесь разбивают палатки и проводят выходные. У нас было свободное время, и мы отправились на прогулку, знакомится с беломорской природой. Был отлив, и мы по осушенному участку отправились вдоль берега. Скалы под нашими ногами были выстелены фукусом-бурой водорослью, растущей на каменной литорали северных морей.

На Соловки!

Данный вид имеет на конце стебельков «пузырьки», наполненные воздухом, который находится в концентрате растительного жира. Такое приспособление нужно морскому дубу (так его называют в народе), чтобы во время прилива (когда вода подходит совсем близко) стебельки смогли подняться вертикально, а не остаться лежать на дне. Это растение является очень полезным для человека, так как содержит калий, кальций, магний, цинк, йод, кремний, фосфор, железо, селен, барий и большой набор витаминов.

Сполоснув в морской воде такой «пузыречек», я попробовала его. На вкус оказался похожим на корнишон.

На Соловки!

Чуть дальше от моря берег был усыпан ягодами голубики и вороники, изредка встречалась морошка.

На Соловки!

И повсюду-ягель. Белый, пушистый, он одеялом укрывал скалы, поросшие сосной.

На Соловки!

Начал накрапывать теплый дождик, а мы все брели вперед, наслаждаясь видами Белого моря и босиком переходя вброд участки, затопленные водой. Погода начала портиться, мысли искупаться в Белом море не возникало, но хотя бы ножки помочили.

На Соловки!

А утром на теплоходе «Василий Косяков» мы отправились на Большой Соловецкий остров.

На Соловки!

Все пассажиры были с чемоданами и сумками, похоже, что на один день сюда ехали только мы.

На Соловки!

На Тамарином причале Большого Соловецкого острова туристов встречали два гида, активно рекламирующих свои экскурсии, видела человека, предлагающего жилье. Так что даже в пик сезона, как видите, здесь без крова, наверное, не останешься. Когда мы в Рабочеостровске выкупали наши билеты, администратор предупредил, чтобы мы звонили, если вдруг решим остаться на острове на день — другой, билет можно поменять. Но мы не стали отступать от ранее намеченного плана.

Первым делом мы отправились в Соловецкий монастырь. В туристическом центре купили билет на обзорную трехчасовую экскурсию, и присоединились к группе, уже слушающей гида.

На Соловки!

В течение экскурсии девушка — гид рассказала нам об основателях монастыря, основных вехах его истории, провела по всем храмам монастыря.

Мы заглянули в монашеские кельи, постояли в огромной печи, которой отапливался монастырь, прошлись по крепостным стенам, поднялись на башню и спустились в тюремные казематы.

На Соловки!

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь корнями уходит в 15 век. Именно тогда монах Валаамского монастыря Савватий, послушав рассказы поморов о необитаемых Соловецких островах, расположенных в Белом море решил, что именно эти места идеально подходят для молитв и глубоких дум. Так началась история этого знаменитого монастыря.

На Соловки!

Со временем Соловецкий монастырь из деревянной обители превратился в настоящую непреступную крепость, оплот русской земли и православной веры. Произошло это в конце 16-ого столетия, во времена правления царя Федора Ивановича.

На Соловки!

Со стороны властей монастырю оказывалась всяческая помощь. Его высочайший статус можно увидеть по картам того времени. Не на всех были отмечены достаточно крупные города, но Соловецкий монастырь на карте неизменно изображался. Также основатели обители на Московском соборе были признаны святыми, а царский двор регулярно подносил дары.

На Соловки!

В 1560–1570 годах монастырь провозглашается «великой государственной крепостью».

На Соловки!

И крепость эта с лихвой оправдала гордое свое звание. Будучи северным форпостом и пограничной зоной с европейскими государствами, Соловецкие острова не раз осаждались вражеским флотом. Вначале английские корабли подошли, несколько лет позже пытались атаковать шведы. Все они были отброшены. А с конца шестнадцатого века сюда начинают ссылать неугодных деятелей. Таким образом, уже тогда острова частично берут на себя функции тюрьмы.

На Соловки!

Подворье Соловецкого монастыря вмещало в себя более одной тысячи вооруженных стрельцов. Эта крепость должна была функционировать долгое время в режиме осады, пока не придет помощь. Но именно эта автономность в свое время вышла властям боком. Все началось с церковных реформ патриарха Никона и раскола. Большинство монахов отказалось принимать новые правила, превратив Соловецкий монастырь в оплот старой веры. Позднее в их ряды влились остатки разбитых отрядов Степана Разина. Большими усилиями царских войск в январе 1676 года острог все-таки был взят. Все виновные в руководстве восстанием были казнены, хранилища разграблены. С этого времени монастырь попал в опалу. Возвращение к былому положению началось только во время правления Петра Первого.

В 1814 году подворье Соловецкого монастыря освободили от орудий, количественный состав гарнизона урезали, а саму обитель исключили из списка действующих крепостей. Тем не менее, стены обители выдержали англо-французскую осаду в ходе Крымской войны. Это было последнее нападение внешних врагов на стены монастыря.

На Соловки!

Печальную историю Соловецкого монастыря в советские годы знают, наверное, все. С 1920 по 1939 годы монастырь являлся лагерем принудительных работ, а позднее-тюрьмой для политических заключенных.

После экскурсии мы пообедали в монастырской трапезной, и взяв напрокат велосипеды, отправились хотя бы немного осмотреть окрестности. Доехали до мыса Лабиринтов и Переговорного камня.

На Соловки!

Посмотрели на низенькие гнутые северные березки и ковры вереска.

На Соловки!

Между тем нужно было возвращаться на причал. Последний взгляд на вековую твердыню русского севера, и отправляемся на посадку.

На Соловки!

К вечеру ветер стал крепчать, и я думала, что весь обратный путь придется провести в закрытом салоне. Но, провожая взглядом тающий вдали силуэт монастыря, мы не спешили уходить с палубы. Взятыми с собой пряниками покормили чаек. А потом два часа стояли на палубе, наблюдая, как вечернее солнце создает на небе невероятные по масштабам полотна, рисуя сказочные замки, таинственные озера на фоне заснеженных пиков призрачных гор и широкие равнины у их подножия.

На Соловки!

Наше карельское путешествие близилось к завершению, нет- нет да и налетала грусть. Но впереди у нас было запланировано посещение Онежских петроглифов, поэтому не вешаем нос, и с нетерпением ждем следующего дня.

Кижи. Короткое свидание с мечтой

В Беломорск, к петроглифам

Учитель задал мне вопрос:"Где расположен Бесов Нос"?

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия