Турист ollennka (ollennka)
ollennka — была 20 апреля 21:02
Пашем!

Фуджейра, Умм-эль-Кайвайн, Хор-Факкан, Дубай + 6 городов — ОАЭ Ноябрь 2016

Долго колебалась, стоит ли вообще писать этот отзыв, уж слишком не совпадают мои впечатления с мнением миллионов туристов, которые «не могут ошибаться». Но в конце концов, если у непримиримых обожателей отдыха в ОАЭ есть свои дела, они спокойно могут заняться ими и не читать мой рассказ.

Бедные богатые Эмираты

В завершение беспробудного двухмесячного отпуска у меня оставалось одно важное и ответственное дело — выгулять на море свою маму. Нужна была небольшая безвизовая страна, где мама могла предаться пляжному отдыху, а я — относительно быстро выбраться к каким-нибудь достопримечательностям, когда овощной отдых начнёт надоедать. Эмираты, на первый взгляд, подходили идеально. В ноябре 2016 года для посещения ОАЭ ещё нужна была виза, сейчас, насколько я знаю, её штампуют в аэропорту по прилёте бесплатно. Но и заранее оформить визу оказалось несложно — за n-ную сумму денег первое попавшееся агентство оформило визовое разрешение заочно по скану паспорта в течение суток. Немного сомневалась, брать ли тур у агентства (через них стоимость поездки выходила чуть ниже), но потом решила, что для душевного спокойствия лучше не мудрить и оформить всё по старинке, самостоятельно. Отель выбрали в Аджмане, что, с одной стороны, не очень далеко от Дубая и Абу-Даби, с другой — не мешает употребить бокальчик вина за ужином (в отличие от ортодоксальной Шарджи). И главное, отель на пляже в Аджмане стоил в полтора-два раза дешевле, чем аналогичный в Абу-Даби или Дубае.

Наверное, первый вопрос, который возник после паспортного контроля, — а где, собственно, в Арабских (!) Эмиратах эти самые арабы? На протяжении всей поездки от аэропорта до отеля вокруг были кто угодно: индийцы, пакистанцы, филиппинцы, африканцы, но только не арабы. При общем населении в девять с половиной миллионов граждане ОАЭ составляют всего около пятнадцати процентов! Коренных граждан на улицах практически не увидишь, обитают они в каких-то своих резервациях, не пересекающихся с туристическими районами. Разве что в торговых центрах да дорогих отелях изредка проплывёт парусником белоснежная фигура «шейха», а рядом чёрной тенью — закутанная в абайю супруга.

Море у отеля оказалось мутноватым, но чистым, хотя лично на мой вкус, вода слишком тёплая, не бодрит. Повалявшись пару дней на пляже, мы решили выбраться за пределы гостиницы и попросили сотрудников помочь с арендой авто. В тот же день получили на руки машинку на автомате и с полной страховкой и направились в сторону Дубая. Дорога пролегает через город Шарджу, и это, к сожалению, вечная пробка вне зависимости от времени суток. Сам Дубай — деловой центр Эмиратов — нагромождение однообразных коробок небоскрёбов вперемешку со стройками. Наверное, здесь удобно работать, но не жить или отдыхать. Не знаю, откуда берётся столько хвалебных отзывов Дубаю, у меня город вызвал смутное чувство дискомфорта. По Дубаю очень сложно гулять, пешеходные тротуары — явление эпизодическое. Доминирующий цвет строений — серый. Эту серость не могут разбавить даже редкие пальмы, а травы или клумб здесь нет.

Бедные богатые Эмираты

Какие-то стройки потихоньку шуршат и пылят, какие-то заморожены. Можно приехать в Москва-сити, получите то же самое в миниатюре. Картинка намного лучше в тёмное время суток — обильная подсветка скрывает многие дефекты.

С 18–00 в районе Дубай Марина туристов каждые полчаса развлекает музыкальный фонтан. Зрелище неплохое, хотя фонтан монохромный, а не разноцветный.

Одной из основных достопримечательностей Дубая является — тадаммм! — торговый центр Дубаи Молл! Вот, в принципе, и всё, что нужно знать об Эмиратах любителю познавательного туризма. Девяносто процентов списка знаменитых мест страны составляют моллы, отели и парки развлечений. Ну что поделаешь, достопримечательность так достопримечательность, придётся смотреть торговый центр. Прогулка до известного фонтана-водопада,

Бедные богатые Эмираты

покупка восточных сладостей на сувениры, небольшой океанариум с завышенными ценами на билеты и фото,

Бедные богатые Эмираты

и вот мы у входа на главную смотровую площадку города — башню Бурж Халифа.

Бедные богатые Эмираты

Здание официально признано самым высоким в мире и в вечерней подсветке смотрится весьма недурно, как и остальной Дубай. Дурной в этой ситуации была только цена билета на башню — 95 баксов на человека! Уже позже я прочитала, что можно заранее купить билеты на определённое время гораздо дешевле, но раз припёрлись неорганизованно, заплатили дороже. Перед подъёмом нас завели в отдельную комнатёнку, где за чаем и финиками подробно рассказали про саму башню и правила поведения на ней.

Смотровых площадки две: на 124 и на 148 этажах. Большой разницы в панораме нет, фотографировать удобнее с нижней площадки, так как есть отверстия без стекла и на фото не будет бликов.

На 148 этаже снова накормили конфетами и соками. Длительность нахождения на башне никто не ограничивает, но после конфет и дежурных фото на фоне ночного города делать наверху становится нечего, так что пробыли мы в Бурж Халифа где-то около часа.

Позже я ещё раз приезжала прогуляться в Дубай одна, силясь уже при свете дня понять, что именно здесь так восхищает туристов. Район Дубай Крик гораздо менее небоскрёбный и более восточный, но при этом и более людный и грязный. Говорим «более людный» — подразумеваем «более гастарбайтерный». Буквально за углом Большой мечети Дубая в тесных переулках притаился индуистский храм со всеми вытекающими толпами, звуками и запахами. Дальше вдоль набережной — Старый рынок, по ассортименту товаров скорее индийский, чем арабский.

Бедные богатые Эмираты

Между причалами снуют лодочки, наполненные гастарбайтерами и немного туристами.

В этом же районе находятся Музей Дубая

Бедные богатые Эмираты

и Дворец шейха Саида аль-Мактума, того самого, который питает явную слабость к уроженкам республик бывшего СССР (судя по второй и третьей жёнам).

По пути встретилась ещё парочка микро-музейчиков, но как назло, все было закрыто до трёх часов дня, в жару никто работать не хочет. Прокатилась я и на дубайском метро. Скорее для галочки, чем для удовольствия.

Бедные богатые Эмираты

Примечательно метро тремя вещами: поезда беспилотные, есть специальные вагоны для женщин и детей

и, что самое необычное, есть ВИП-вагоны по двойной цене, не знаю, пользуется ли ими кто-то, кроме туристов. В общем, ничто меня в Дубае не зацепило, не заставило любоваться или восхищаться, а уже тем более снова приезжать сюда в отпуск.

Вторая наша вылазка была в Абу-Даби, столицу государства и по совместительству самый богатый эмират. Окружающие пейзажи здесь поприятнее, чем в соседнем Дубае, потому что местные власти разорились на некоторое количество газонов и кустов. Посмотрев набережную (в Эмиратах любая набережная называется Корниш на французский манер),

Бедные богатые Эмираты

мы поехали от Театра Абу-Даби к одной из достопримечательностей — отелю Emirates Palace.

Да-да, с достопримечательностями и здесь туго. Несмотря на общую пафосность заведения, на территорию и подземную парковку впустили нас без проблем, не придираясь к дресс-коду, хотя были открыты плечи и пятки. Отель красивый, не спорю,

но нашей целью было выпить тут по чашке кофе. Кофе с золотом — визитная карточка гостиницы. По виду и вкусу обычный капуччино, но сверху на пенке не корица или шоколад, а стружки сусального золота.

Бедные богатые Эмираты

Покончив с кофе, прогулялись по холлу отеля и прилегающей территории.

Фонтаны бьют, туристы гуляют, рабочие… КРАСЯТ ГАЗОН.

Бедные богатые Эмираты

Присмотревшись, я поняла, что всё-таки не траву подкрашивают, а рисуют флаг ОАЭ, на нём тоже зелёный цвет присутствует. На даты нашей поездки выпало празднование годовщины образования Эмиратов, и куда ни глянь, везде висела государственная символика, портреты эмиров и число 45 (Эмираты — ягодки опять).

Знаковое место Абу-Даби — мечеть имени шейха Зайда, первого президента ОАЭ. Когда мы в неё приехали, уже наступил вечер, и народа было немного.

Для входа внутрь мечети пришлось укутаться с головы до ног в абайю — балахон с капюшоном, который бесплатно выдают на подземном этаже одетым по-европейски туристкам.

Бедные богатые Эмираты

Мечеть, и правда, огромная и роскошная, денег на её оформление не жалели.

Белый и цветной мрамор, полудрагоценные камни, перламутр, сусальное золото, — неизвестно, насколько это богатство способствует укреплению веры в бога, но туристка-атеистка в моём лице наконец-то осталась увиденным довольна!

В Абу-Даби, как и в Дубае, мне хотелось попасть в какой-нибудь настоящий дворец (не отель). На Востоке мы или где? Но если в Дубае дворец-музей был закрыт, то в Абу-Даби, честно говоря, я сама стормозила и перепутала старый открытый для посещения дворец аль-Хусн с новым Президентским дворцом, куда туристов, естественно, не пускают. Закрыть дворцовый гештальт мне удалось только в Аль-Айне. Этот город в эмирате Абу-Даби является родиной первого президента ОАЭ шейха Заеда.

Бедные богатые Эмираты

До того, как Заед сверг с трона Абу-Даби своего брата, он целых двадцать лет был правителем Аль-Айна. И если босоногое детство президента прошло в пустыне среди бедуинов, то на посту правителя он уже просто обязан был жить во дворце. Дворец Аль-Айна построен в 1937 году, а с апреля 2001 открыт для посещения.

Табличка на входе гласит, что во резиденци постарались максимально сохранить атмосферу и интерьеры, в которых жил шейх.

Бедные богатые Эмираты

Со всеми складами и подсобными помещениями здание насчитывает всего 37 комнат. Обстановка тоже довольно скромная и никак не вяжется со стереотипами о роскоши жилищ восточных правителей. С другой стороны, в середине двадцатого века подданные Заеда вообще рассекали по пустыне на верблюдах и спали в палатках, поэтому все эмиратские дворцы «донефтяной эры» невзрачны и аскетичны. Главное богатство дворца — это окружающий его парк.

В остальные эмираты я выезжала уже одна, оставляя маму релаксировать в отеле. Просеяв интернет мелким ситом Гугла, я вычеркнула всяческие парки развлечений и получила скромненький такой перечень объектов, которые могут быть интересны туристу: пара старых фортов, горячие источники, деревня-призрак, мечеть 15 века. Километрах в ста от Дубая, начинается местность, которую уже можно, наконец, назвать пейзажем, а не унылым пустырём.

Бедные богатые Эмираты

По обеим сторонам от шоссе мелькают разноцветные пески,

впереди — невысокие, но всё же горы.

Это начался эмират Фуджейра. Первым делом я направилась в средневековый форт Эль-Хейль, бывший некогда резиденцией эмира.

Бедные богатые Эмираты

По поводу его возраста источники в интернете расходятся в мнениях: кто-то относит постройку к девятнадцатому, кто-то — аж к семнадцатому веку. В любом случае, было интересно взглянуть на здание старше ста лет, в Эмиратах такие по пальцам можно пересчитать. На первый взгляд форт выглядел заброшенным: ни билетной кассы, ни охраны. Но на звук машины из соседней хижины выбежал маленький тёмненький гастарбайтер и представился смотрителем форта.

Посещение достопримечательности бесплатное, но Али (так звали смотрителя) просил чаевых «сколько не жалко» в обмен на экскурсию по крепости. Судя по тому, каким бодрым заученным текстом приправлял Али поход по форту, туристы сюда всё-таки приезжают. Подробно рассказывал и показывал, где были жилые комнаты, где кухня, как сок из фруктов давили, на чём спали. Форт был обитаем до середины двадцатого века, и лишь перед лицом технического и экономического прогресса последние владельцы сдались и перебрались жить в город.

Бедные богатые Эмираты

По мнению Али, в экскурсию входила и фотосессия, поэтому он попросил у меня фотоаппарат и (снова с уверенным видом) начал указывать места и позы для наиболее выгодных фотографий))). Я сначала опасалась какому-то мутному сторожу вручать свою камеру, но потом подумала, что он мне в плечо дышит, если что, перевес сил на моей стороне. К слову, фото стараниями Али получились живенькие.

Осмотрев форт вдоль и поперёк, я напросилась посмотреть и домик сторожа. Это были две небольшие комнатушки типа строительных вагончиков, в одной стояли кухонная мойка и бытовая техника, в другой — две кровати, на одной из которых спал такой же мелкий и тёмненький напарник моего экскурсовода. Сам Али оказался родом из Бангладеш, там у него остались жена и новорождённая дочка. На мой вопрос, чего он их к себе не перевезёт, ответил, что семью по законам ОАЭ можно привезти, если зарплата тысяча долларов и выше, а он получает всего шестьсот(!). Как можно выживать на шестьсот долларов в Эмиратах (даже при условии бесплатного жилья)? Возможно, выручает подработка экскурсоводом-фотографом.

Эмираты — очень недешёвая страна для жизни. Даже за неделю нашего пребывания было понятно, что цены на еду и проезд в среднем в два раза превышают московские. Порадовали только стоимость аренды авто (сравнима с расценками других стран) и бензина (дешевле, чем в России). Но раз столько иностранцев едет работать в ОАЭ, видимо, для них в этом есть какой-то финансовый выхлоп.

После Эль-Хейля я выдвинулась в город Фуджейру, чтобы увидеть ещё один старый форт, а потом проехаться вдоль побережья уже не Персидского залива, а Индийского океана. Город Фуджейра ещё более приятный, чем Абу-Даби. Небоскрёбов здесь по минимуму, а зелени по максимуму.

Бедные богатые Эмираты

Крепость Фуджейры расположена практически в центре населённого пункта напротив городского музея.

Музей был закрыт, я уже даже не удивилась, ни один эмиратский музей мне не удалось захватить врасплох работающим. Форт тоже не подавал признаков жизни, но дверь была открыта, и я, покричав для приличия администрацию, просто прошла внутрь. Крепость Фуджейры построена в семнадцатом веке и отлично отреставрирована, но внутри просто голые стены.

Бедные богатые Эмираты

Так что, побродив минут двадцать и поглазев на город с крыши, я покончила и с этой слабенькой достопримечательностью.

Декабрьского короткого светового дня мне должно было хватить ещё на посещение аль-Бадии, самой старой мечети Эмиратов. Но в планы вкралась корректировка. Отобедав в небольшом курортном городке Хор-Факкан, я в благостном настроении выезжала с парковки и неаккуратно сдала назад. Раздался треск, и моя скромная прокатная машинка поцеловала в бок стоящего рядом навороченного красавца Лексуса. Приехали… У места ДТП сразу же нарисовался зритель из числа «понаехавших». Я попросила его вызвать дорожную полицию, он долго делал вид, что набирает номер, но потом признался, что не хочет им звонить, чтобы у полиции не сохранился его телефон. Совесть у гастарбайтера явно была нечиста. Время шло… Появился хозяин Лексуса, весь в мыле, потому что совершал вечернюю пробежку вдоль набережной. Араба было искренне жаль: стояла себе машина, никого не трогала, и тут на тебе! Но, по крайней мере, он вызвал, наконец, ГАИшников. Не могу не восхититься работой дорожной полиции Эмиратов. Она оснащена планшетами и мини-принтерами типа кассовых, никаких бумажных протоколов, всё заполняется в электронном виде, сюда же добавляются фотографии повреждений, а участники ДТП расписываются стилусом. Каждой стороне выдаётся распечатка с минимальной информацией и кодом «дела», а полный отчёт о ДТП для страховой можно через день скачать на сайте полиции. Никаких личных визитов в участок, очередей и печатей. Что характерно, у моей машины всмятку фара и часть крыла, а Лексусу хоть бы хны, даже царапины не осталось. Хорошая всё-таки машина.

Пока я возилась с этой прозой жизни, наступил вечер, и мечеть аль-Бадия пришлось обозревать в темноте. Аль-Бадия — это не только самая старая мечеть, но, видимо, и вообще самое древнее здание Эмиратов. Не моложе пятнадцатого века, но по внешнему виду хочется накинуть ей ещё тысячу лет, настолько строение примитивное. Мечеть очень маленькая, сделана из камня, обмазанного глиной. Благо, дожди в Эмиратах — явление редкое, иначе здание не дожило бы до наших дней.

В интернете везде утверждают, что туристов в эту мечеть не пускают. Ерунда! Я спросила, можно ли зайти, мне ответили «без проблем, только после окончания службы». Минут пятнадцать-двадцать я гуляла вокруг мечети, пофотографировала таинственные ночные пейзажи,

Бедные богатые Эмираты

а внутри всё молились и молились. Не дождавшись окончания намаза, я поехала в отель. Судя по фото интерьера мечети в интернете, потеряла я немного.

Если в Дубае, Абу-Даби и Фуджейре есть хоть какие-то достопримечательности, то в эмиратах Рас-эль-Хайма и Умм-аль-Квейн смотреть вообще нечего: несколько отелей, очередной закрытый музей,

Бедные богатые Эмираты

а в остальном пустыри, стройки и трущобы.

Много мусора, причём мусорят и приезжие, и местные.

Бедные богатые Эмираты

Разница лишь в том, что в местах проживания и отдыха коренных арабов замусоренный газон или пляж тут же уберут гастарбайтеры, а в гастарбайтерских кварталах мусор так и останется лежать навеки.

В целом ОАЭ похожи на торговый центр: много магазинов и развлечений, с лицевой стороны всё блестит и переливается, а на заднем дворе помойка и халупы-подсобки. Эмираты — богатая страна, но в туристическом плане они бедны: мало истории, мало природы, мало красивых видов, я бы сказала, мало души. Отпуск в ОАЭ стал чемпионом по минимальному количеству фотографий. С другой стороны, Эмираты — это лето круглый год и тёплое море, так что мама, ехавшая за солнцем и релаксом, отдыхом осталась вполне довольна.

Теги: Самостоятельные путешествия, Пляжный отдых, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия