Турист Tatiana Dudarenko (Tatiana_Dudarenko)
Tatiana Dudarenko — была 13 июля 2023 14:25
Взяла тайм-аут.....

Роторуа — Новая Зеландия Февраль 2018
Маори

Моя программа по Новой Зеландии была выполнена!!! Я видела киви фрукт, киви птицу и киви людей.

Часть 2. Киви — люди.

Те, кто увлекается таким «экзотическим» для России видом спорта, как регби, знают, как команда новозеландских спортсменов перед матчем выполняет ритуальный танец маори, во время которого исполнители топают ногами, бьют себя по разным частям тела, выкрикивают, гримасничают, выкатывая глаза и высовывая язык. Этот ритуал не менее известная «достопримечательность» Новой Зеландии наряду с природными красотами.

Есть разные варианты истории появления этого танца, не буду загружать информацией, которую вы легко можете найти в Википедии. Скажу только, что в Новой Зеландии этот ритуал очень популярен и исполняется, как на праздниках, свадьбах, похоронах, официальных и других мероприятиях. С помощью этого танца встречают и гостей. Ранее приветственные танцы обычно были воинственны, так как маори были неизвестны намерения гостей. Таким воинственным ритуалом вооружённые маори встретили и Джеймса Кука в 1769 году. Трудно себе представить, что испытала команда мореплавателя, когда увидела вооруженных туземцев, орущих во все горло, со страшными татуированными лицами, выпученными глазами и высунутым языком. Тем более во втором походе Кука один из кораблей, «Эдвенчер», под началом капитана Фюрно потерялся при буре, и отыскать друг друга капитанам не удалось. На долю «Эдвенчера» выпала главная трагедия этого похода: при попытке запастись овощами на берегу группа матросов была перебита и съедена маори. Сегодня в Новой Зеландии не приветствуется упоминание о каннибализме и тем более оспаривается тот факт, что капитан Кук был съеден. Хотя, после трагических событий, осиротевшей команде удалось вернуть только голову капитана без нижней челюсти и несколько фунтов мяса. С точки зрения туземцев, они воздали почести погибшему в вооруженном конфликте, отделив кости от мяса: такой ритуал применялся только к великим вождям и воинам.

Но есть, однако же, ещё предположение,

Что Кука съели из большого уважения,

Что всех науськивал колдун, хитрец и злюка,

Ату, ребята, хватайте Кука. (В. Высоцкий)

Поэтому и говорят сегодня, что нет уверенности в том, что тело Кука было именно съедено. Тем более, произошло это событие на Гавайях. Но забывают сегодняшние потомки маори, что тысячу лет назад к берегам Новой Зеландии причалила каноэ с маори на борту, именно с островов Океании, которые и были предками современных новозеландских маори.

Но справедливости ради, скажу, что и европейцы не отличались хорошими манерами. Как объяснить увлечение британского офицера Робли, который собрал большую коллекцию мокомокаи - отрубленных голов маори. По традиции, отрубленные головы врагов, туземцы пропитывали жиром акульей печени, варили на пару или коптили, потом сушили. Затем эти трофеи выставлялись в священных местах. Они провоцировали войны и завершали их — перед заключением мира надо было обменяться головами. Справедливости ради, скажу, что первую голову в Европу привез капитан Кук. Но и Робли внес свою лепту. «Коллекционер», конечно, сам не варил, не коптил головы, он просто менял мушкет за каждую такую голову, что привело к моде среди европейцев к приобретению голов в качестве сувениров и к массовой резне и военным конфликтам между племенами. «Охота за головами» длилась с 1770 по 1840 гг и чуть полностью не уничтожила маори. Хотя те мушкеты, полученные туземцами за головы, в конечном итоге, позволили им защитить себя от полного истребления.

Фото 1895 года. Сейчас эта коллекция голов хранится в Американском музее естественной истории, куда её продал Робли в те времена за солидную сумму в 1250 фунтов.

Да, сегодня маори «белые и пушистые», особо ранимые и, как говорит статистика, более, чем новозеландцы с европейскими корнями, подвержены стрессам и склонны к суициду. В каждом городе Новой Зеландии существуют центры культуры маори. Первая встреча с таким творчеством у нас состоялась в Квинстауне на вершине Пика Боба, где перед посещением ресторана мы смотрели шоу местных маори.

Там мы впервые увидели ритуальный танец новозеландских маори. Его нельзя отнести исключительно к «танцам» или «песням». Хака — это композиция, в которой каждый инструмент — руки, ноги, тело, язык, глаза — исполняет собственную партию. Смотрите и решайте сами:

Ну, ты и фрукт! Часть 2

Теперь устрашающие гримасы и высунутый язык — дань традиции. И «язык» не для устрашения, а скорее для лингвистических исследований.

Как пишет nat-geo.ru, первое место в списке самых длинных топонимов (название какого-либо географического объекта), написанных без дефисов или пробелов, занимает новозеландский холм. В русском языке название содержит 83 буквы, в английском — 85. Слово Taumatawhakatangihangakoauauotamateaturipukakapikimaungahoronukupokaiwhenuakitanatahu с языка племени маори переводится как «Вершина холма, где Таматеа, мужчина с большими коленями, который скатывался, забирался и проглатывал горы, известный как поедатель земли, играл на своей флейте для своей возлюбленной».

Вот так-то, а я думала, что нет топонима длиннее и круче в «ломании языка», чем название исландского вулкана Эйяфьятлайокудль. Еще раз придется «сломать язык», пытаясь прочитать название долины Вакареварева (это сокращенно, а на фото ниже полностью), где расположен культурный центр «Те Пуйя» и институт изучения культуры и ремёсел маори в Роторуа. Напомню, я уже писала, что Роторуа — сердце культуры древнего народа Маори. Именно туда мы отправились на вторую встречу с культурой аборигенов Новой Зеландии.

Ну, ты и фрукт! Часть 2

К числу традиционных ремесел относится резьба по дереву. Резьбой по дереву украшались жилища маори, оружие. Из дерева вырезались амулеты, скульптуры и другие вещи. За отсутствием письменности, маори широко использовали резьбу по дереву, изображая на резных картинках свой быт, обряды и местные сказания.

Ну, ты и фрукт! Часть 2

Однако в Новой Зеландии можно увидеть образцы не только деревянной, но и наскальной резьбы маори. Мы отправляемся на прогулку по озеру Таупо, чтобы увидеть своими глазами наскальные рисунки.

Ну, ты и фрукт! Часть 2

Рисунки не древние. В конце 70-х годов прошлого столетия, современный мастер Матахи ознаменовал окончание 10-летнего обучения, грандиозным проектом — выполнил несколько наскальных рисунков на скалах в Майн Бэй озера Таупо.

Главное изображение — портрет мореплавателя Нгаторойранги — достигает более 10 метров в высоту. На эту работу у Матахи и четырех его помощников ушло 4 теплых сезона, так как из-за низких температур работать можно было только в летний период.

Увидеть наскальные рисунки Матахи можно только с воды, а рассмотреть вблизи — лишь подплыв к месту на каяке или небольшой лодке.

Ну, ты и фрукт! Часть 2

Из — за надвигающейся угрозы потери традиционных искусств коренного населения и создан был в Роторуа Институт изучения культуры и ремёсел маори. Он расположен вблизи гейзерного поля в Whakarewarewa и не только обучает маори ремеслу своих предков, но и дает возможность туристам познакомиться с культурой и жизнью коренного народа Новой Зеландии: резьбой, ткачеством, кухней и пр.

В центральном Доме деревни проводятся костюмированные народные представления с песнями и танцами. Туристов встречают у главного входа.

Ну, ты и фрукт! Часть 2

В главном здании в большом зале со сценой, фольклорный ансамбль представляет традиционные танцы: женский — «пои». Женщины искусно жонглируют веревками с кисточками и мячиками на концах. Правда среди женского коллектива встречались и мужчины нетрадиционной ориентации.

и мужской военный танец «хака». В действо вовлекались и зрители.

Ну, ты и фрукт! Часть 2

В представлении посредством хореографии и, конечно, песни была рассказана одна из самых известных в Новой Зеландии легенда «Хинеома и Тутанекаи». Эта история, повествующая о двух возлюбленных, поселившихся на острове Мокона на озере Роторуа. Пересказывать содержание нет смысла. Она конечно о любви. И все счастливы — всеобщее веселье!

А в заключении вечера, нас угощают традиционными блюдами маорийской кухни — ханги. Это пища, приготовленная в земельных печах, а точнее в земле.

Обычно в земле делается углубление примерно на 2 штыка лопаты, после чего там разводится огонь и нагреваются камни. После того как камни разогрелись до бела, в яму складывают блюда, накрывают тканью, сверху присыпают слоем земли, чтобы не выходило тепло. Через некоторое время, а оно зависит от блюда, все аккуратно достается и подается на стол.

Для туристов технология приготовления чуть изменена. Вместо некоторых традиционных материалов используются современные — фольга, но принцип остается прежним. И праздник живота тоже удался!

Источники информации:

«Правда и вымысел о знаменитом путешественнике» www.life.ru

«Хочешь победить британскую империю? Спроси у маори как» www.was.media

«Человек в истории и культуре» http://top-antropos.com

______________________________________________________________________________________________________

Мое путешествие по Новой Зеландии в рассказах и фотоальбомах:

от Куинстауна до Данидина

Крайстчерч

Роторуа

Полеты на вертолете: »Встреча с Куком», «Одинокий пиопио»

Достопримечательности и самые необычные места: